Организация повторения при подготов-ке учащихся к ГИА по математике.
методическая разработка по алгебре (9 класс) на тему

Нуждина Елена Николаевна

Выступление на ШМО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyst.1.docx26.36 КБ

Предварительный просмотр:

 

Организация повторения при подготовке учащихся к ГИА по математике.

Учитель математики Нуждина Е.Н.

В ходе подготовки обучающихся к итоговой аттестации мы - учителя вырабатываем свою систему подготовки, к ним относятся:

  • психологический настрой,
  • консультации,
  • накопление раздаточного материала,
  • анализ ошибок,
  • работа с интернет ресурсами,
  • работа с родителями .

Итак, с чего начинать?..

Первое, что я делаю, это  знакомлюсь с имеющимися методическими пособиями, рекомендованными ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений)  для подготовки к экзамену. (Кодификатор элементов содержания для проведения ОГЭ, кодификатор требований к уровню подготовки обучающихся для проведения ОГЭ, спецификация КИМов для проведения ОГЭ) Систематизирую материал разных лет по разделам экзаменационной работы и рассматриваю возможные способы объяснения ученикам основных методов решения заданий.

1)этап 

Информационный. 

Информационная работа проводится в двух направлениях: с учащимися и их родителями. Обучающиеся знакомятся  с особенностями итоговой аттестации (спецификацией контрольных измерительных материалов): со структурой теста, временными рамками, критериями оценивания заданий с развернутым ответом, условиями проведения экзамена, правилам заполнения бланков.

На консультациях я неоднократно использую бланки ответов, анализирую ошибки заполнения, особенности записи ответов. Тем не менее,  обучающиеся не всегда обращают внимание на образцы цифр и букв, некорректно записывают ответы (используют в записи единицы измерения величин, вместо запятой – точку, разделяют точкой с запятой ответы в заданиях на соответствие).

2)этап 

Мониторинг и диагностика 

 Этот этап включает в себя проведение  диагностических работ, которые позволяют проверить уровень усвоения материала и определить пробелы в знаниях. Полученные результаты определяют индивидуальную и дифференцированную работу с учащимися. Мониторинг и диагностику планирую на основе экзаменационных материалов.

По результатам диагностики можно определить набор тем, хорошо усвоенных и, так сказать, провальных для всего класса и для каждого ученика в отдельности. В соответствии с этим спланировать временное и тематическое распределение материала на этап заключительного повторения.

Систему уроков заключительного повторения можно построить из тематических блоков:

  • числа и вычисления
  • алгебраические выражения
  • уравнения и неравенства
  • числовые последовательности
  • функции
  • координаты на прямой и плоскости
  • геометрия
  • статистика и теория вероятностей

3)этап 

Организация повторения: на уроке; на консультациях, самостоятельно дома. Для хорошей подготовки к экзамену необходимо целенаправленное повторение разделов курса алгебры 7–9-х классов и математики 5–6-х классов и систематический мониторинг продвижения отдельных учащихся по ликвидации пробелов за основную школу.

 На каждом уроке включать материал на повторение через систему упражнений составленных на основе материалов ОГЭ(это и устная работа, прототипы заданий 1,2,5,8, и письменные работы). Сразу после объяснения нового материала и его первичного закрепления необходимо показывать, как эта тема выходит на ОГЭ.

4) этап

 Решение задач ОГЭ на уроках и консультациях, при этом можно начинать с заданий обязательного уровня, затем постепенно их усложнять, учитывая индивидуальные особенности ученика. Предлагаю домашние тренировочные работы. Для этого я использую дидактические материалы, а так же online тесты на образовательном портале для подготовки к экзаменам "Решу ЕГЭ", где они знакомятся с разнообразием заданий, проверяют уровень своих знаний, в случае затруднения просматривают правильное решение или выносят вопросы на консультацию.

5)этап 

Обучение «технике сдачи теста»:

- учу обучающихся определять трудность заданий: - знакомлю с приёмом «прикидки» результата подстановкой;

-  обучаю приёму «спирального движения» по тесту, отметить то, что кажется простым, понятным и лёгким, выполнить задания, которые можно выполнить без раздумий.

- обучаю  учащихся внимательному и осмысленному прочтению текстов задач, в том числе и геометрических, а также выбору оптимальной стратегии их решения.

-проверяю  полученный результат решения.

6)этап 

Контроль знаний. 

Важным условием успешной подготовки к экзаменам является тщательное отслеживание результатов учеников по всем темам и своевременная коррекция уровня усвоения учебного материала.

Для организации разноуровневого обучения и обобщающего повторения класс разбивается на 3 группы.

1 группа - группа «риска» - обучающиеся, которые должны справиться с заданиями базового уровня и получить на экзамене «3». Необходимо учесть, чтобы обучающиеся первой группы уверенно выполняли 8-15 заданий. После проведения диагностических работ, надо выявить у каждого сильные и слабые стороны математической подготовки и закрепить то, что уже получается.

Обучающиеся  1)должны выучить всю теорию;

2)научиться решать все типы заданий базового уровня;

3)на к.работах, тестах и зачетах не списывать.

2 группа - обучающиеся, которые должны справиться с заданиями базового уровня и более сложными заданиями т.е. применять ЗУН в измененной ситуации. Обучающиеся этой группы должны выполнять от16до19 заданий .

А для этого они:

1)должны выучить всю теорию;

2)научиться решать все типы заданий любой темы разными способами;

3)уметь объяснять, почему так решаешь;

4)уметь решать задачи на уравнения, проценты, прогрессии.

3 группа - обучающиеся, которые поставили перед собой цель получить высокий балл, , которые умеют решать задания самой высокой сложности т.е. применять ЗУН в новой ситуации.( 20-26 заданий).

Обучающиеся этой группы

1)должны выучить всю теорию;

2)научиться решать все типы заданий любой темы разными способами;

3)уметь объяснять, почему так решаешь;

4)уметь решать задачи на уравнения, проценты, прогрессии;

5)знать теорию геометрии и уметь решать задачи с параметрами.

Для реализации такого подхода в учебном плане имеется 1 час факультативных  занятий по математике в рамках подготовки к ОГЭ.

Провожу консультацию раз в неделю для всех обучающихся. А по субботам консультирую обучающиеся заинтересованных в высоком балле за экзамен. Отвечаю на вопросы, вместе анализируем их ошибки, разбираем типы заданий. Рекомендовала всем завести тетрадь для подготовки к экзамену, в которых последние несколько страниц отвести под формулы и свойства, записывая их туда по мере решения задач.

Среди источников информации следует отметить сеть Интернет, рекомендовать учащимся сайты, где собран теоретический материал, а также сайты, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки, просмотреть видеоуроки по темам, которые вызвали затруднение ,  работы в режиме он-лайн.

 -Сайт «Решу ЕГЭ» - огромная подборка, разнообразные задания, возможность разбора и online тренажа.

-On-line тестирование - можно пройти тестирование и узнать свой результат; -Пособия для подготовки к ГИА и ЕГЭ.

-foxford.ru- центр онлайн-обучения  Фоксфорд.

-urokimatematiki.ru- можно принять участие в конкурсах, посмотреть видеоуроки,

-videouroki.net- пройти тестирование по любому предмету.

Непременное условие хорошей результативности экзамена – стремление самого школьника к успеху.

Закончить выступление хочу следующей фразой:

"Начните действовать с того, что необходимо,

затем сделайте то, что возможно,

и неожиданно вы сможете сделать невозможное

7. Еще один прием рекомендаций.

Для организации разноуровневого обучения и обобщающего повторения класс разбивается на 3 группы.

1 группа - группа «риска» - обучающиеся, которые должны справиться с заданиями базового уровня и получить на экзамене «3». Необходимо учесть, чтобы обучающиеся первой группы уверенно выполняли 8-15 заданий. После проведения диагностических работ, надо выявить у каждого сильные и слабые стороны математической подготовки и закрепить то, что уже получается.

Обучающиеся  1)должны выучить всю теорию;

2)научиться решать все типы заданий базового уровня;

3)на к.работах, тестах и зачетах не списывать.

На каждом уроке таким учащимся учитель предлагает для решения карточки с задачами (по 5-7з), аналогичных тестовым, с обязательным включением задач уже успешно усвоенных учеником.  

2 группа - обучающиеся, которые должны справиться с заданиями базового уровня и более сложными заданиями т.е. применять ЗУН в измененной ситуации. Обучающиеся этой группы должны выполнять от16до19 заданий .

А для этого они:

1)должны выучить всю теорию;

2)научиться решать все типы заданий любой темы разными способами;

3)уметь объяснять, почему так решаешь;

4)уметь решать задачи на уравнения, проценты, прогрессии.

3 группа - обучающиеся, которые поставили перед собой цель получить высокий балл, , которые умеют решать задания самой высокой сложности т.е. применять ЗУН в новой ситуации.( 20-26 заданий).

Обучающиеся этой группы

1)должны выучить всю теорию;

2)научиться решать все типы заданий любой темы разными способами;

3)уметь объяснять, почему так решаешь;

4)уметь решать задачи на уравнения, проценты, прогрессии;

5)знать теорию геометрии и уметь решать задачи с параметрами.

Среди источников информации следует отметить сеть Интернет, рекомендовать учащимся сайты, где собран теоретический материал, а также сайты, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки, просмотреть видеоуроки по темам, которые вызвали затруднение ,  работы в режиме он-лайн.

 -Сайт «Решу ЕГЭ» - огромная подборка, разнообразные задания, возможность разбора и online тренажа.

-On-line тестирование - можно пройти тестирование и узнать свой результат; -Пособия для подготовки к ГИА и ЕГЭ.

-foxford.ru- центр онлайн-обучения  Фоксфорд.

-urokimatematiki.ru- можно принять участие в конкурсах, посмотреть видеоуроки,

-videouroki.net- пройти тестирование по любому предмету.

Непременное условие хорошей результативности экзамена – стремление самого школьника к успеху.

Закончить выступление хочу следующей фразой:

"Начните действовать с того, что необходимо,

затем сделайте то, что возможно,

и неожиданно вы сможете сделать невозможное."


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как форма организации повторения и обобщения знаний учащихся на уроках истории и обществознания.

В своей практической работе я применяю игры разного вида: устные и письменные, индивидуальные и командные, спокойные и подвижные. Разумеется, ни один урок-игра не обходится без современных компьютерны...

Методические основы организации повторения при подготовки учащихся к ЕГЭ по математике

 Успешность сдачи учащимися ЕГЭ зависит от многих составляющих, и одним из многих факторов является организация повторения. Повторение играет одну из главных ролей на всех этапах обучения ...