"Как подготовить учащихся к ОГЭ по математике?"
методическая разработка

Людмила Михайловна Ефремова

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_podgotovit_k_ege.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как подготовить учащихся к ОГЭ по математике?

Из  опыта работы

учителя математики

    ОГЭ по математике — обязательный экзамен за курс средней школы, его сдают все российские выпускники 9 классов. Государственная итоговая аттестация по математике в 9 классе – это результат работы ученика и учителя на протяжении пяти лет обучения в школе, и подготовка к ней является важной составляющей учебного процесса. Поэтому, при подготовке учащихся к ОГЭ учителю необходимо:

  формировать у учащихся навыки самоконтроля;

  формировать умения проверять ответ на правдоподобие;

  систематически отрабатывать вычислительные навыки;

  формировать умение переходить от словесной формулировки соотношений между величинами к математической;

  учить проводить доказательные рассуждения при решении задач;

  учить выстраивать аргументацию при проведении доказательства;

  учить записывать математические рассуждения, доказательства, обращая внимание на точность и полноту проводимых обоснований.

Так как на экзамене не разрешается использовать калькулятор, то нужно научить учащихся выполнять простейшие (и не очень) преобразования устно. Конечно, для этого потребуется организовать отработку такого навыка до автоматизма. В своей работе использую следующие приёмы по подготовке к ОГЭ:

1)  на каждом уроке отвожу 5-7 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса. Устные упражнения соответствуют теме и цели урока и помогают усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала. Сокращается время на выполнение таких операций, как решение квадратных уравнений, линейных неравенств и неравенств 2-й степени, разложение на множители, преобразования иррациональных выражений и другие. Эти операции переходят из разряда самостоятельной задачи в разряд вспомогательной и становятся инструментом («таблицей умножения») для решения более сложных задач.

2) Формирую навыки быстрого счёта при:

  • возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5;
  • умножение на 25, на 9, на 11;
  • нахождение произведений двузначных чисел, у которых одинаковое число десятков, а сумма единиц составляет 10;
  • деление трёхзначных чисел, состоящих из одинаковых цифр, на число 37;
  • извлечение квадратного корня.

Использую пособие Рачинского С. А. 1001 «Задача для умственного счёта в школе», Перельман Я. «Быстрый счёт».

3) в рамках проектной деятельности организую работу по составлению справочников. Это развивает их индивидуальные способности, самостоятельность и активность, ответственность, добросовестность, умение доводить начатое дело до конца, защищать и отстаивать собственное мнение.. Использование метода проектов ведет к тому, что повторение, а значит и подготовка к экзаменам, идет постепенно, как бы «скрыто», но приводит к прочным знаниям и нужным в дальнейшей жизни навыкам. Решая сложные задания, для которых нет определенного алгоритма, учащийся формирует собственную самостоятельность и готовность решать сложные проблемы в реальной жизни. Важным в проектной деятельности, направленной на подготовку к ОГЭ является умение выполнять задания большого объема, требующие терпения и внимания. Примером может быть проект по составлению справочника, объединяющего темы: «Квадратные уравнения», «Теорема Виета», «Квадратные неравенства», «Квадратичная функция».

4) Использую групповую форму работы на уроках математики при подготовке к ОГЭ. Учащиеся под руководством учителя создают группы по 3- 4 человека.

Алгоритм действий учащихся.

Задания обязательного уровня (1 часть)

Выполнив задания 1 части, сравнивают решения с ответами и между собой.

Делают работу над ошибками.

Получают другой вариант заданий 1 части и выполняют только те задания, в которых были допущены ошибки. Каждая группа получает задание и готовится самостоятельно. При этом учащиеся не знают, кто будет выполнять задание у доски.

Задания 2 части

Представители каждой группы решают задания по порядку, возможно, только те, которые решить смогли.

Остальные учащиеся проверяют задания, задают вопросы, оценивают. Оценку получает вся группа. Каждая группа готовится самостоятельно в течение недели. Проверку осуществляют на элективном курсе.

Задания повышенной сложности

Задания у доски выполняют те учащиеся, которые с ним справились самостоятельно.

Остальные при этом имеют возможность разобраться в затруднениях, встретившихся при выполнении этих заданий. Если есть несколько учащихся, решивших задание, то проверку можно осуществлять в виде математического боя.

5) Особое внимание уделяю вопросам по геометрии. Анализ результатов ОГЭ предыдущих лет показывает, что масса неудовлетворительных отметок именно по геометрии. Желательно готовить справочники по темам «Треугольники», «Четырёхугольники», «Окружность». Затем выполнить набор задач разного типа сложности по этим темам (брать задания из открытого банка). Например, по теме «Окружность» рассматриваю вопросы:

  • прямые, отрезки и углы, связанные с окружностью;
  • свойства вписанных и центральных углов;
  • углы между хордами, касательными и секущими;
  • свойства хорд;
  • соотношения между длинами хорд, отрезков касательных и секущих;
  • свойства дуг и хорд, длина дуг и хорд, площадь круга и его частей;
  • взаимное расположение двух окружностей.

По теме «Треугольники» рассматриваю вопросы:

  • признаки равенства треугольников;
  • неравенство треугольника;
  • определение вида треугольника;
  • 4 замечательные точки треугольника;
  • теорема синусов;
  • теорема косинусов;
  • площади треугольников;
  • признаки подобия треугольников;
  • вписанные и описанные треугольники.

6) Работа с родителями. Для учащихся и их родителей в сентябре проводим совместное родительское собрание, на котором рассказываем об организации и проведении ОГЭ по математике в 9 классе и то, как необходимо к экзамену подготовиться, чтобы получить высокий результат, набрать максимальное количество баллов, теми изменениями, которые произошли в этом учебном году, с порядком проведения экзамена, системой оценивания.  Со многими родителями совместно с детьми зачастую приходится встречаться и работать в индивидуальном порядке.

7) При подготовке к ОГЭ учитываю специфику класса и уровень знаний по предмету.

Для работы по подготовке к ОГЭ всех учащихся я разделила на 2 группы, перед каждой поставила свои задачи.

Проведение дополнительных занятий по подготовке к ОГЭ:

  • консультации для слабых учащихся (решение 1 части);
  • консультации для сильных ребят (решение заданий 2 части);
  • индивидуальные консультации

На первых занятиях знакомлю учащихся с нормативно-правовыми документами, провожу инструктаж по правилам выполнения Кимов. Знакомлю с содержанием работ, их особенностями. На нескольких занятиях задания выполняем коллективно, с полным объяснением и записью на доске, решаем несколько тестов (1 часть). При этом стараюсь знакомить с тем, как правильно читать задания, несколько раз прочитать вопрос задания. Стараюсь каждого ученика вызвать при этом к доске.

   Систематическое включение в устную работу заданий из ОГЭ открытого банка задач части 1. Включение в изучение текущего учебного материала заданий, соответствующих экзаменационным заданиям. На каждом уроке решаем и разбираем задания не только из учебника, но и задания, соответствующие теме задания из Кимов.

8) Использую в домашних заданиях материалы КИМов. На протяжении первого полугодия домашнее задание задаю из открытого банка заданий КИМов: 4- 5 заданий из варианта. Те задания, которые вызвали затруднения, разбираем на доске.

9) Система контроля знаний, умений и навыков обучающихся.  Важным условием успешной подготовки к экзаменам является тщательное отслеживание результатов учеников по всем темам и своевременная коррекция уровня усвоения учебного материала. Для этого разработана система контроля знаний, умений и навыков обучающихся, которая позволяет:

1) постоянно получать информацию об уровне усвоения учебного материала по каждой теме;

2) своевременно принимать меры по восполнению пробелов;

3) повысить уровень познавательных способностей учащихся;

4) повысить мотивацию учащихся к учебе;

5) развивать навыки самостоятельной деятельности учащихся.

Включаю экзаменационные задачи в содержание текущего контроля.

В контрольные и тестовые работы включаю задания из открытого банка задач. Обязательно добиваюсь того, чтобы ребята отработали задания, в которых допустили ошибки (иногда работу над ошибками приходиться выполнять по нескольку раз, пока задание не будет решено правильно).

Во время итогового повторения и изучения нового материала, начиная с 5 или 6 класса, ребята заполняли и использовали на уроках и дома тетрадь для правил (у каждой своей тетради), куда записывались основные формулы, правила. Она помогала при решении заданий, а при систематическом использовании в работе формулы и алгоритмы решений быстрее запоминались.

Лист зачетных  работ

Ф.И. _____________________________ Класс _____________

Дата

Тема

1

2

3

4

5

6

баллы

отметка

 

 Числа и вычисления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уравнения, неравенства и их системы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Простейшие текстовые задачи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Числа, вычисления и алгебраические выражения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Графики функций

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прогрессии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10) Проведение тематического повторения в течении года. В сборниках для подготовки к ОГЭ есть много заданий по определённой теме, например, «Уравнения». Готовясь к уроку, ищу задания по этой теме в разных источниках, что занимает много времени. Для каждого ученика собираю папки с заданиями, в которые постепенно добавляю тематические тесты и демонстрационные варианты, работы пробного экзамена, которые писали ребята.

11) Повторения теоретического материала на обобщающих уроках с применением компьютерных технологий. Уроки с применением презентаций зрелищны и эффективны в работе над информацией. Особенно, если это уроки повторения и обобщения материала определённой темы. Презентация обладает наглядностью и выразительностью, это прекрасное дидактическое и мотивационное средство, способствующее лучшему запоминанию учебного материала. При её систематическом использовании увеличивается продуктивность обучения. С помощью презентации можно повысить объём повторяемого материала и выполняемой работы. В работе использую свои презентации и презентации, созданные коллегами и представленные на различных образовательных сайтах в Интернете.

Использование компьютерных презентаций на уроках математики и при подготовке к экзамену открывает огромные возможности:

  компьютер может взять на себя функцию контроля знаний,

  поможет сэкономить время на уроке для решения экзаменационных задач,

  богато иллюстрировать материал,

  трудные для понимания моменты показать в динамике,

  повторить то, что вызвало затруднения,

  дифференцировать урок в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся,

  быстро повторить теоретический материал.

12) Систематическое повторение учебного материала начинаем с 4 четверти.

Итоговое повторение строю исключительно на отработке умений и навыков, требующихся для получения положительной отметки на экзамене. Примерные экзаменационные работы беру из различных сборников для подготовки к ОГЭ (прошлых лет и новые с геометрическим материалом). Кроме этого ребята могут проверить свои знания, решая примерные работы в режиме on-lain, а также работы, размещённые на сайте «Решу ОГЭ».

   Лёгких путей в науку нет. Но необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство подростков испытали и осознали притягательные стороны математики, её возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей и успешно сдали экзамен.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как подготовить учащихся к ЕГЭ по иностранному языку. (Раздел "Аудирование")

Методические советы учителю для составления тренировочных упражнений....

Как подготовить учащихся к сдаче лексико- грамматического теста

Данная лекция может использоваться как пособие для учителей, имеющих небольшой опыт в подготовке учащихся к сдаче лексико-грамматического теста из раздела ЕГЭ. В лекции даны пошаговые инструкции, с че...

Как эффективно подготовить учащихся к сдаче ОГЭ по географии

Экзаменационная работа по географии в форме ГИА позволяет с достаточной степенью объективности оценить качество общеобразовательной подготовки по предмету.Содержание экзаменационной работы определяетс...

Как успешно подготовить учащегося к ЕГЭ по обществоведческим дисциплинам

Краткое содержание о подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по обществознанию...

как подготовить учащихся к олимпиаде

Реализация поиска и отбора талантливых детей в районе происходит через систему олимпиад, конкурсов, спортивных соревнований, научно-практических конференций и других мероприятий. Олимпиадное движение ...

Доклад на тему «Устная часть на ОГЭ по русскому языку: как к ней подготовить учащихся»

Учителей, родителей, учеников волнует вопрос введения Устной части ОГЭ по русскому языку в 9 классе. Нам нужно разобраться, осмыслить и наметить пути подготовки учащихся к новым испытаниям. В рамках э...

Как успешно подготовить учащихся к ЕГЭ? (из опыта работы)

  В школьной реальности экзамен – это оценка конечного результата, анализ соответствия уровня развития выпускников образовательному стандарту. Он показывает, насколько выпускник обла...