Конспект урока алгебры и начала анализа для 10 класса "Понятие логарифма"
план-конспект урока по алгебре (10 класс) по теме
Урок направлен на формирование понятия логарифма, изучение его основных свойств и развитие умения применять эти свойства при решении заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ponyatie_logarifma.docx | 51.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Кустова Маргарита Олеговна МБОУ «Лицей №3» г. Сургут
Урок алгебры и начала анализа по теме «ПОНЯТИЕ ЛОГАРИФМА».
Класс: 10.
Предмет: алгебра и начала анализа.
Учебник: Алгебра и начала анализа. Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений/ С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин.
Цели:
Образовательные:
ввести понятие логарифма при помощи графических соображений; выделить простейшие свойства логарифмов; формировать умения вычислять значение логарифма по определению и с помощью показательного уравнения.
Развивающие:
развивать у учащихся математическую терминологию; развивать умения грамотно читать математические записи.
Воспитательные:
прививать аккуратность и правильность записи математических символов и выражений.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Анализ результатов контрольной работы.
Проанализировать полученные учащимися результаты, выявить типичные ошибки, вынести на доску решение примеров, в которых было допущено наибольшее число ошибок. Работу над ошибками ученики выполняют дома самостоятельно.
III. Устная работа.
1. Представьте в виде степени с основанием 5.
а) 125; б) 0,2; в) ; г) 1; д) ; е) .
2. Двое учащихся у доски: схематично изобразить график показательной функции и перечислить ее свойства для
3. Решите уравнение:
IV. Объяснение нового материала.
1. Мотивация изучения.
(Понятие логарифма вводится при помощи графических соображений (как понятие корня п-ой степени). Таким образом, чтобы ввести понятие логарифма, обратимся к решению показательных уравнений графическим методом).
Последнее уравнение вызовет затруднение у учащихся, предложить им решить данное уравнение графически.
Графики функций и y=7 пересекаются в одной точке. Ясно, что уравнение имеет один корень, заключенный в промежутке от 2 до 3. Точное значение корня по чертежу определить нельзя.
Возникает необходимость, как и в случае решения степенных уравнений, ввести новый символ математического языка: log 2 – логарифм по основанию 2.
2. Определение логарифма.
Определение. Логарифмом положительного числа b по положительному и отличному от 1 основанию а называют показатель степени, в которую нужно возвести а, чтобы получилось число b.
Символьная запись:
log a b = x, b > 0, a > 0, a ≠ 1 ⇔ ax = b.
Учащиеся должны четко усвоить, что логарифм это показатель степени. Это даст возможность алгоритмизировать решение простейших показательных уравнений методом уравнивания показателей.
Пример: Решить уравнение 3х = 11. Мы должны обе части равенства представить в виде степени с основанием 3.
Запишем: 3х = 3
В пустом квадратике должен быть показатель степени, значит, там будет логарифм по основанию 3 числа 11 (так как по определению нам нужен показатель степени, в которую нужно возвести 3, чтобы получить 11).
Значит, 3х = ;
x = log 3 11.
Отсюда получаем свойство логарифма
3. Простейшие свойства логарифмов.
Кроме того, решать простейшие показательные уравнения можно, опираясь на определение логарифма как показателя степени.
Пример: 5х = 16. По определению логарифма x = log 5 16.
Отсюда вытекают еще три простейших свойства логарифма:
Можно предложить учащимся обосновать эти формулы самостоятельно. Также можно предложить самостоятельно доказать (методом противного), что log 2 6 – иррациональное число.
4. Необходимо, чтобы учащиеся осознали, что операции логарифмирования и возведения в степень являются взаимообратными (для соответствующих оснований):
Возведение в степень | Логарифмирование |
52 = 25 | log 5 25 = 2 |
24 = 16 | log 2 16 = 4 |
3–3 = | log 3 = –3 |
5. Рассматриваем частные логарифмы, а именно, с основанием 2, е, 10, с обоснованием их важности.
Справочные сведения: В недалеком прошлом десятичным логарифмам отдавали предпочтение. Опираясь на особенности принятой десятичной системы счисления, составляли весьма подробные таблицы десятичных логарифмов, наносили их на шкалы специальных логарифмических линеек. В эпоху всеобщей компьютеризации десятичные логарифмы утратили свою ведущую роль, более важны стали логарифмы по основанию 2, но особенно широко используются в математике и технике логарифмы, основанием которых служит число е.
Логарифм по основанию е обычно называют натуральным логарифмом. Вместо символа принято использовать символ .
Примеры:
ln е=1, ln1=0,
V. Формирование умений и навыков.
Упражнения, решаемые на этом уроке, можно условно разбить на группы.
I группа. Вычисление значения логарифма по определению/
II группа. Применение простейших свойств логарифма для преобразования логарифмических выражений.
III группа. Решение простейших логарифмических уравнений.
I, II № 5.4, № 5.5, №5.7, №5.9 (3 столбик)
Решение:
№ 5.4.
№5.5.
№ 5.7.
№5.9.
III. Найдите число х.
VI. Обучающая ссамостоятельная работа.
Вариант 1
- Вычислите .
2. Решите уравнение.
а); б) .
Вариант 2
- Вычислите
2. Решите уравнение.
а) ; б) log x .
VII. Итоги урока.
Вопросы учащимся:
– Сформулируйте определение логарифма числа b по основанию а.
– Чему равно значение ?
– Назовите простейшие свойства логарифма.
– Как соотносятся операции возведения в степень и логарифмирования?
Домашнее задание:
П. 5.1 , №№ 5.1, 5.2, 5.6(устно); №№ 5.3, 5.8, 5.9(1,2 столбики)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карточки - задания к уроку "Понятие логарифма" (алгебра и начала анализа, 10 класс))
В помощь учителю....
План-конспект урока алгебры и начал анализа в 10 кл. по теме: "Синус и косинус разности аргументов"
План-конспект урокатригонометрии в 10 классе по теме: "Синус и косинус разности аргументов". Цели: вывести формулы синуса и косинуса разности, вырабатывать умение и навыки применять их, выполня...
План – конспект урока алгебры и начала анализа в 11 классе по теме "Применения производной".
Обобщить и закрепить материал по теме "Производная и ее применение»....
Урок алгебры и начала анализа по теме: " Свойства логарифмов". 10 класс.
Урок алгебры и начала анализа по теме "Свойства логарифмов". 10-й класс....
Алгебра и начала анализа, 10 класс, Десятичный и натуральный логарифм
quot;Десятичный и натуральный логарифм" 10 класс, учебник Ю.М. Колягин...
Конспект урока алгебры и начала анализа для 10 класса "Свойства логарифмов"
Урок направлен на изучение свойств логарифмов и развитие умения применять эти свойства при решении заданий....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «Алгебра» 10 класс(Изучение алгебры и начал анализа проводится по учебникам «Алгебра и начала математического анализа 10-11 классы», базовый уровень, Алимов А.Ш, Колягин Ю.М. и др.: Просвещение, 2017)
Данная рабочая программа учебного курса 10 класса разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по математике в соответствии с федеральным компонентом государст...