«Метапредметный подход в обучении математики».
методическая разработка по алгебре (8 класс) на тему

Шапирова Дауреш Нурболатовна

Цель работы: определить особенности метапредметного подхода в обучении

Поставленная цель достигается решением следующих задач:

1. Показать значение метапредметного подхода в обучении.

2. Раскрыть понятие и сущность метапредметного подхода.

3. Охарактеризовать применение  метапредметного подхода в обучении математики..

4. Предложить  методические рекомендации по применению метапредметного подхода в преподавании историматематики на примере работы МО ЕМЦ.

Объектом исследования является: метапредметный подход в обучении

Предметом исследования является: методика применения метапредметного подхода в обучении .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_d.n.docx671.6 КБ

Предварительный просмотр:

  ЧОУ ДПО «Центр Знаний»

Программа профессиональной переподготовки

Специальное (дефектологическое) образование:

«Олигофренопедагогика»

дипломная работа

на  тему: «Метапредметный подход в обучении математики».

        Выполнила:

Шапирова Дауреш Нурболатовна,

 учитель математики,

высшая квалификационная категория,

ГБОУ школа № 7

г. Санкт-Петербург

                2018г.        

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Метапредметный подход  в обучении………………………..….5

1.1. Значение метапредметного подхода в образовании…………………5

 Глава 2. Метапредметный подход в обучении математики……………12

2.1. Применение метапредметного подхода в преподавании математики: Мониторинг предметных и метопредметных результатов,реализуемый МО естественно-математического цикла(VIIвид)…………………………………………………………………19

Заключение……………………………………………………………………23

Библиографический список………………………………………………….25

                                                   

Введение

Главной отличительной чертой современного мира являются  высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых не только на производстве, но и в быту, в сфере досуга человека. В настоящее время является актуальным формирование у подрастающего поколения тех умений и навыков, которые способствуют процессу социализации личности и успешного применения технических инноваций в жизни. Сегодня считается актуальным формирование умений работать с различными источниками информации, развитие навыков самообразования и коммуникации. Данные задачи находят отражение  в Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, решение которых требует новых подходов к организации обучения. Одним из таких подходов может стать метапредметный подход, ориентированный на достижение новых образовательных результатов.

Федеральный государственный стандарт основного общего образования поставил на первое место в качестве главных результатов образования не предметные, а личностные и метапредметные  результаты, универсальные учебные действия,  как  психологическую  составляющую фундаментального ядра образования [10,3-4].

Метапредметный подход в обучении не является  принципиально новым в отечественной педагогике. Идеи метапредметного подхода имели свое воплощение в начале прошлого века в отечественном образовании, однако сегодня метапредметный подход претерпевает возрождение с учетом современных требований к результатам обучения.

Цель работы: определить особенности метапредметного подхода в обучении

Поставленная цель достигается решением следующих задач:

1. Показать значение метапредметного подхода в обучении.

2. Раскрыть понятие и сущность метапредметного подхода.

3. Охарактеризовать применение  метапредметного подхода в обучении математики..

4. Предложить  методические рекомендации по применению метапредметного подхода в преподавании историматематики на примере работы МО ЕМЦ.

Объектом исследования является: метапредметный подход в обучении

Предметом исследования является: методика применения метапредметного подхода в обучении .

Теоретическую основу работы составили труды педагогов: Ю.В. Громыко, Н. Громыко (разработчики метапредметного подхода), А. В. Хуторского, Е.Е. Вяземского,   О.Ю. Стреловой, Т.И. Фисенко.

Информационную базу исследования составили, нормативные и   информационные материалы в области школьного математического  образования, методические материалы  периодических  педагогических изданий.

Новизна исследования заключается  в попытке теоретического осмысления малоизученных в педагогической науке  вопросов применения метапредметного подхода в  школьном образовании.

Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы в  процессе обучения  математики.

Структура работы. Работа состоит из введения, в котором  отображена актуальность темы, определены объект, предмет,  цель  и задачи работы, обозначены теоретическая и информационная база исследования, практическая значимость темы, новизна. В первой главе раскрываются значение метапредметного подхода в образовании, понятие и сущность метапредметного подхода. Во второй главе характеризуется методика применения метапредметного подхода в обучении математики в школе, предложены методические идеи по применению метапредметного подхода на примере мониторинга предметных и метопредметных результатов

Глава 1. Метапредметный подход  в обучении

  1. Значение метапредметного подхода в образовании

         Метапредметный подход в современном образовании  имеет важное значение, выступает как условие достижения высокого качества образования и его значимость находит отражение и подтверждение в новом федеральном государственном образовательном стандарте и нормативной базе современного школьного  исторического образования.

          С введением Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения в развитии образовательной системы России начался новый этап, сущность которого выражается в переориентации системы образования на новые подходы к проектированию и оценке образовательных результатов. В их основе – процесс развития личности школьника, как цель и смысл образования[3,20-21].

         Новый стандарт  общего образования отличается от прежнего федерального компонента государственного образовательного стандарта 2004 года своими целями и задачами. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта был призван способствовать сохранению единого образовательного пространства России и он  выполнил свою задачу[16].

        Федеральный государственный  образовательный стандарт нового поколения акцентирует внимание на обеспечение условий для развития личности  обучаемых, стимулируя тем самым инновационные аспекты деятельности учителей. В настоящих условиях необходимо создание инновационной системы образования, важнейшим критерием которой является  ориентация на новые образовательные результаты[10,5].

         Новый стандарт второго поколения должен  изменить ситуацию в системе образования. Новизна системы состоит в том, что она должна быть ориентирована на формирование инновационной  экономики. Концепция разработки  образовательных стандартов второго поколения имеет ряд новых целевых ориентиров[3,16-17].

       Образование является важнейшим, системообразующим  ресурсом социокультурной модернизации российского общества, социально – экономического развития государства [2,16].

       Инновационный характер нового стандарта выражается и в том, что метапредметный поход выступает основой требований к результатам образования (цель образования - развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности). Впервые в России образовательные стандарты разработаны как целостная система требований ко всей системе образования страны (новая редакция статьи 7 «Федеральные образовательные стандарты» Закона «Об  образовании»)[3,18-19].

          В соответствии с новой редакцией Закона Российской Федерации «Об образовании» (В редакции  Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 309 Ф.З) в стандарте второго поколения представ лены три группы требований:

         - требования к структуре основных общеобразовательных программ;

         - требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ;

         - требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ.

         Требования  к структуре основных общеобразовательных программ представляют собой описание совокупности организационно-педагогических условий реализации образовательного процесса[3, 20-21].

      Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ представляют собой описания целевых установок общего образования, выделенных на основе согласования потребности личности, общества и государства в общем образовании. Формулировка этих требований отражает инновационный характер нового стандарта. Требования структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим  индивидуальные, общественные и государственные потребности включаю в себя предметные, метапредметные и личностные результаты образовательной деятельности[13,22]. Новый стандарт рассматривает личностные  результаты, определяющие мотивацию, направленность деятельности человека[16].

          Метапредметные  (компетентностные) результаты представляют собой освоенные учащимися на базе всех или нескольких учебных предметов, обобщенные универсальные способы деятельности, применимые как в  рамках образовательного процесса, так и в реальных измененных ситуациях.

        Требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ представляют собой интегральное описание совокупности условий (кадровых, финансовых, материально- технических, гигиенических и других), необходимых для обеспечения и реализации основных общеобразовательных программ, и структурируются по сферам ресурсного обеспечения системы общего образования [12,26].

         Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ представляют описание совокупности компетенций выпускника образовательного учреждения. Определяемых личностными, семейными. Общественными и государственными  потребностями. Формулировка этих требований с разделением на предметные, метапредметные и личностные результаты образовательной деятельности отражает инновационный характер нового стандарта[3,23].

         Одной из составных частей основных  образовательных программ является Фундаментальное ядро содержания общего образования. В нем фиксируются основополагающие элементы научного знания методологического системообразующего и мировоззренческого характера, а также универсальные учебные действия. Фундаментальное ядро содержит в себе определенный понятийный аппарат, на основе которого формируется научная картина мира, научное мировоззрение, ценностные ориентиры и обобщенные способы познавательной и практической деятельности[3,29-30].

«Фундаментальное ядро содержания общего образования» - главная цель и результат допредметного  (точнее, надпредметного) этапа проектирования содержания общего образования[3,31].

          Оно представляет собой попытку создания «зоны консенсуса для формирования ныне отсутствующего взгляда на содержание школьного образования»[15,7].

          На современном этапе разработаны уже новые образовательные программы, которые связаны с внедрением федеральных образовательных стандартов второго поколения призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях в условиях изменяющихся запросов личности и семьи ожиданий общества и требований государства в сфере образования. Жизнь  выдвигает  новые требования  к образованию непрерывному, на основе умения учиться. В современном мире смысл образования меняется. Теперь  это не просто усвоение знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных установок личности учащегося. Сегодня происходит изменение в образовательном процессе – переход от передачи  знаний, умений навыков и социального опыта  к  парадигме  развития личности учащегося[7,216].

        Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования поставил на первое место в качестве главных результатов образования не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия. Универсальные учебные действия (УУД) – это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться[17].

        Цель программы формирования универсальных учебных действий – обеспечение системного подхода к личностному развитию и формированию универсальных учебных действий в рамках образовательной системы «Школа 2100».

         Задачи, которые решает программа личностного развития и формирования универсальных учебных действий обучающихся:

         1) показать связь личностных результатов и универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов, используемых технологий и форм работы;

2) определить перечень личностных и метапредметных результатов образования;

3) охарактеризовать систему типовых заданий для формирования личностных результатов и универсальных учебных действий, опыта переноса и применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях;

        4) предложить систему типовых задач для оценки сформированности универсальных учебных действий;

         5) формирование умений и навыков учебно-исследовательской и проектной деятельности;

         6) формирование ИКТ – компетентности учащихся[16].

         Актуальность предлагаемых программ  нового поколения заключается в том, что  они дают возможность не только реализовать умение учиться, но и дают возможность  познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать, находить новые решения, учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия, развивать интеллектуальный и творческий потенциал, формировать компетентности[3,49].

        Одним из способов  развития разных  компетентностей у обучающихся в современной системе образования является формирование универсальных учебных действий -  направленных на выполнение  требований основным и метапредметным результата[3,49].

Под универсальными учебными действиями понимается способность  обучающихся  самостоятельно успешно усваивать новые знания формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса. Умение учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции[3,59].

         Новый стандарт определяет требования к основным метапредметным результатам:

1.Сформировать  универсальные учебные умения: самостоятельно работать со справочной и дополнительной литературой, осмысленно и творчески пересказывать содержание учебного материала  и составлять свой текст; осмысленно ставить перед собой  учебные цели и задачи и достигать их; самостоятельно организовывать свою работу на уроке; аргументировать свою точку зрения на основе изученного материала, выражать свои мысли устно и письменно; Уметь формировать разно уровневые вопросы  самостоятельно владеть действиями по алгоритму и работать на компьютере, грамотно оформлять  задания в тетради.

        2. Повысить уровень развития познавательных процессов: наблюдательность, осмысление,  запоминание прочитанного и прослушанного текста; умение самостоятельно устанавливать причинно следственные связи; самостоятельно выделять  в изучаемом материале существенные характеристики; развитое произвольное внимание[3,60-61].

         Следует  отметить,  что для того чтобы успешно  вести процесс обучения  очень важно самому педагогу, понять и овладеть как теоретическими знаниями так практическими  в области новых образовательных технологий, которые будут соответствовать требованиям ФГОС второго поколения. Очень важно,  чтобы педагог сам мог  определять метапредметные результаты к которым он должен привести обучающихся  при изучении предмета, курса, темы или урока, а также, четко определял какими универсальными учебными действиями или умениями они  должны овладеть.  В рамках Госстандарта нового поколения в систему учебных действий включены личностные, метапредметные и предметные результаты, описаны требования к ним, даны учебные задачи и ситуации. Метапредметные образовательные результаты предполагают, что у учеников будут развиты: уверенная ориентация в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин философских и общепредметных; владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера, умениями организации собственной учебной деятельности, основными универсальными умениями информационного характера, информационным моделированием как основным методом приобретения знаний, широким спектром умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования передачи различных видов информации, базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов, способами и методами освоения новых инструментальных средств, основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми[11,19].

          На основе выше сказанного, становиться очевидным, что необходимость метапредметного подхода в обучении обусловлена новыми целями, задачами, требованиями современного школьного образования, что и нашло свое отражение в нормативных документов, определяющих новые приоритеты развития общего образования и новые подходы к организации учебного процесса.

Глава 2. Метапредметный подход в обучении математики

Процесс освоения способов выполнения действий и этапы метапредметного урока математики.

Этап 1. Для введения учащихся в ситуацию, требующую выполнения действия необходимо предложить конкретно – практическую задачу, в структуру которой входит формируемое действие. Обучаемый в сотрудничестве с учителем должен перевести эту задачу в учебную.  Любой вопрос или тема излагаются вначале самими учениками на их уровне представлений, образов и мышления. Достигается это путем создания особых образовательных ситуаций, проблемных вопросов. Ответы и мнения детей обсуждаются, сопоставляются, комментируются. Оценки учителя типа «правильно- неправильно» отсутствуют.

Этап 2. Определение критериев и способов оценки результата действия предполагает поиск ответа на вопрос: «Каким требованиям должен удовлетворять результат действия и как мы будем  проверять, соответствует ли он этим требованиям?».

Этап 3. Планирование действия позволяет составить последовательность операций, выполнение которых позволит получить результат.

Этап 4. Выполнение действия и оценка результатов предполагает ряд важных моментов: контроль выполнения действия в соответствии с разработанным планом, оценка результата в соответствии с разработанными критериями и способами оценки. Учащиеся  создают  собственный образовательный продукт – рисунок, версию, таблицу, схему. Учитель приводит и обсуждает с учениками цитаты из первоисточников, сравнивает определения, которые дали ученики, с теми, которые имеются у учёных, размещены в словарях и энциклопедиях, в параграфе учебника и др. источниках. В результате дети развивают свои предварительно выращенные понимания, либо переопределяют их, выбирая близкую им позицию другого ученика или ученого. В любом случае происходит сопоставление изучаемого материала с лично создаваемым учеником содержанием.

Этап 5. Обсуждение результата и способа выполнения  действия (рефлексия способа). На этом этапе необходимо установить насколько результат действия соответствует или не соответствует предъявляемым к нему требованиям. В случае несоответствия учащиеся осуществляют поиск причин этих недостатков. В итоге каждый ученик говорит о том, что у него лучше всего получилось, как он пришел к своему результату, что ему больше всего понравилось, запомнилось. Данный этап называется рефлексивным.  Его задача – осознать каждым учеником его результаты, трудности, способы собственной деятельности. На базе рефлексивного этапа происходит самооценка и оценка образовательных  результатов   Если результат достигнут, то учащиеся обосновывают причины успеха.

Этап 6. Если будут выявлены недостатки способа действий осуществляется  «коррекции» способа действия. Необходимо ответить на вопрос: «Что нужно сделать, чтобы улучшить  способ действия и получить нужный результат?» 

Этап 7. Действие выполняется повторно.

Этап 8. Оценка и обсуждение результата и способа повторного выполнения  действия [ 11].

5. Эффективные инструменты достижения метапредметных результатов в образовательном процессе

Образование – это институт социализации, а благодаря Интернету современная школа утрачивает монополию в сфере воспитания и социализации подрастающего поколения. Интернет – это ключевая социальная инновация современной информационной эпохи. Новые стандарты диктуют новое содержание образования. Сегодня активное использование ИКТ в образовании способствует формированию креативной, развитой личности. Для достижения личностного, профессионального успеха уже созданы условия повышения качества, мобильности, доступности ЭОР.

Учитель организует деятельность ученика в инновационной образовательной среде, используя преимущество современных технологий сетевого взаимодействия, заключающиеся во взаимосвязи двух продпространств – непосредственно личного взаимодействия участников проекта (офф-лайн) и взаимодействия через Интернет-ресурсы и коммуникативные площадки Интернета (он-лайн).

Фундаментальный образовательный объект – общий для учащихся объект познания, который обеспечивает каждому из них личный результат его познавательной деятельности.

Примеры фундаментальных объектов:

  • Определение и понятие
  • Рисунок и схема
  • Знание и информация
  • Цель и задача
  • Роль и позиция
  • Модель и способ
  • Содержание и форма
  • Знание и незнание
  • Порядок и хаос
  • Изменение и развитие
  • Простое и сложное
  • Свет-цвет
  • Пространство и время
  • Покой и движение
  • Целое-доля-часть
  • Пропорциональное- гармоничное
  • Общечеловеческие ценности: добро, счастье, патриотизм….

Деятельностные единицы содержания метапредметного образования- культурные способы (образцы) мышления и деятельности, которые осваивают учащиеся ( носят универсальный(метапредметный) характер:

Примеры деятельностных единиц :

1. Познание (работа со знанием и информацией)

2. Проблематизация

3. Целеполагание (цель и задача)

4. Работа с понятием

5. Моделирование

6. Идеализация

7. Схематизация

8. Различение

9. Позиционирование

10. Наблюдение

11. Эксперимент

  1. Эффективным инструментом достижения метапредметных результатов может быть использование современных образовательных технологий, в  основе которых – системно – деятельностный подход, основоположником  которого, а российской педагогике является В.В.Давыдов[9].

Технология «Развития Критического мышления через чтение и письмо»

  • Формирование у школьников через интерактивное включение в учебный процесс критического мышления.
  • Формирование культуры работы с информацией.

Проектные технологии

  • Активизация самостоятельной поисковой деятельности учеников, то есть проектирования.
  • Стимулирование познавательного интереса.
  • Развитие исследовательских умений и навыков: выявление и постановка проблемы, формулирование гипотезы, планирование исследовательских действий, сбор данных и их анализ, составление научных докладов, построение обобщений и выводов, рецензирование

 работы, защита проекта.

Технология решения

изобретательских

задач (ТРИЗ)

  • Целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника:
  •  мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия);
  • умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;
  • умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;
  • специальных исследовательских умений и навыков.

Технология «Дебаты»

Развитие коммуникативной культуры и навыков публичного выступления, ведения

диалога.

Технологии «Портфолио»

Развитие умения обобщать и систематизировать информацию большого объёма, связывая её со своим личным опытом.

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)

  • Формирование умения работать сообща на единый результат.
  • Воспитание толерантности, уважительного отношения к другому человеку, точке зрения,

позиции.

Технология эвристического

обучения

Овладение стратегиями поиска способов решения проблем

2. Использование метапредметных технологий – педагогических способов работы с мышлением (формирование понятийного аппарата мышления), коммуникацией, действием, пониманием и рефлексией учащихся.

3.  Использование метапредметных методов особого вида когнитивных методов обучения, которые представляют собой метаспособы, соответствующие  метасодержанию эвристического образования. (А.В. Хуторской):

     метод вживания; метод образного видения; метод графических ассоциаций; метод гипотез (рабочих, реальных); метод наблюдений; метод сравнений; метод эвристических бесед; метод проб и ошибок; эксперимент; моделирование; метод погружения

4. Использование новых организационных форм: образовательные экспедиции; турниры способностей (метапредметные олимпиады); организационно – деятельностные игры; проекты; сетевые проекты; мастерские; тренинги; метапредметное занятие, метапредметный урок; метапредметный семинар; рефлексивные сессии; веб-квест; урок-кейс; шкала мнений; дискуссия; дебаты. мозговой штурм. дерево решений; аквариум.

5. Использование новых веб-инстурментов в учебно – воспитательный процесс  для создания открытой образовательной среды урока математики

 Метасреда – это открытая образовательная среда. Идея состоит в том, что новые веб-инструменты не только просты и доступны для любого учителя, но именно они помогают учителю пересмотреть подходы к преподаванию своего предмета, и тогда надстройка метапредметности становится совершенно естественным результатом использования этих самых инструментов в практике учителя.

G:\коллаж.png

Каждый метапредмет является интегрированным курсом, состоящим из нескольких модулей. Название курсов «Реальная математика», по моему  мнению, наиболее точно отражает смысл метапредметности.  Метапредмет «Реальная математика» должен всесторонне отражать метапредметность математики, поэтому при его изучении исследуются вопросы, связанные не только с естествознанием (физикой, химией, биологией, географией), но и с дисциплинами гуманитарного цикла.

Разработка программы, теоретической, практической части изучаемого материала, методического инструментария — дело, бесспорно, сложное, и во многом зависит от профессиональной компетенции учителя.

В своей исследовательской деятельности путём обобщения материала многолетних наблюдений за ходом обучения математике и дисциплинам естественно - научного цикла я пришла  к выводу, что одной из трудностей реализации образовательных стандартов является отсутствие чётких представлений решения проблемы. Поэтому предложенные концептуальный и методический подходы можно рассматривать как необходимые компоненты моделирования образовательного пространства. Система метапредметов, по моему  мнению, позволит выполнить требования стандарта в области метапредметности.

2.1. Применение метапредметного подхода в преподавании математики

на примере мониторинга предметных и метапредметных результатов, реализуемый МО естественно-математического цикла

Мониторинг предметных результатов  учителями МО ведется по результатам  контрольных и проверочных работ, кроме этого в этом учебном году по математике проводится регулярная проверка вычислительных навыков. В 5-х классах ежедневно в начале урока на устном счете даются несколько примеров .

В 6-8 классах еженедельно выполняют  задания на отработку вычислительных навыков, в 9-х классах проверка осуществляется по заданиям ГВЭ.

Цель такой проверки: получить достоверную информацию о сформированности вычислительных навыков  у каждого ученика.

Задание

Для отслеживания сформированности вычислительных навыков используются следующие задания:

 Лист успешности

По результатам выполнения заданий формируется листы успешности, в которых отражаются  уровни вычислительных навыков.

Сравнительные результаты сформированности вычислительных навыков по 5-м классам.

На  начало учебного года , в 5-х классах проводилась входная диагностика , результаты отражены на диаграмме:

5б класс – 33,3% -выполнили работу на 4 балла, что позволяет сказать о  сформированном умении  вычислительных навыков на хорошем уровне.

55, 5% - выполнили на 3, низкий уровень

11,25 % - выполнили на 2, не сформированы вычислительные навыки.

5а класс-22,2у% -выполнили работу на 4 балла, что позволяет сказать о  сформированном умении  вычислительных навыков на хорошем уровне.

44,4% - выполнили на 3, низкий уровень

                33,4 % - выполнили на 2, не сформированы вычислительные навыки

Диаграммы отработки  вычислительных навыков 8- классах за  первое полугодие.

  • 7% учащихся  выполнили работу без единой ошибки, что позволяет сказать о  сформированном умении  вычислительных навыков и умении использовать математические  знания в практических ситуациях;
  • 29,4% учащихся   допустили    незначительные ошибки в работе , что позволяет сделать вывод об оптимальном  уровне сформированности  вычислительных навыков;
  • 26,6 %  учащихся   допустили  множественные ошибки в примерах, что позволяет сделать вывод о низком уровне сформированности вычислительных процессов
  • 41% учащихся   имеют низкий уровень сформированности  вычислительных навыков, что влечет за собой проблемы в усвоении программного материала по математике.

Таким образом, мы пришли к выводу, что результаты мониторинговых исследований вычислительных навыков позволяют скорректировать содержание обучения, а  единая система мониторинга  метапредметных УУД позволяет более точно  проанализировать результаты обученности,   выявить динамику успешности освоения предмета как отдельным учащимся, так и класса в целом.

                                                       

Заключение

          Метапредметный подход в обучении - это инновационный подход, имеющий поисковую направленность по построению  учебного познания, при котором происходит  не только интеграция знаний, но и приобретается опыт творческой деятельности.

           Метапредметный подход ориентирован и  способствует развитию у обучающихся обобщенных, универсальных  способов деятельности, как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

          Необходимость метапредметного подхода в образовании объясняется возникновением комплексных проблем, решение которых предполагает в первую очередь междисциплинарное взаимодействие.

         Метапредметный подход полностью соответствует требованиям государственного образовательного стандарта второго поколения.

        Метапредметный подход в настоящее время не исследован, есть  поле деятельности для его изучения, практического использования. Данный подход даёт много возможностей для творчества педагогов и  направлен на развитие  универсальных  учебных действий обучающихся, раскрывая и развивая их способности. Метапредметный подход способствует переносу приобретённых знаний в новую плоскость в различных жизненных ситуациях.

        Сущность метапредметного подхода I уровня: это синтез предметного и надпредметного подходов в образовании. Сущность метапредметного подхода II уровня: выявление, установление и осмысление внутренней связи между истинами (знаниями, законами, закономерностями, фактами, открытиями) разных наук, учебных предметов.

        метапредметный подход предполагает синтезацию знаний, умений и навыков, получение нового знания более высокого уровня.

Работая, над данной темой составляя тематическое планирование по учебной теме: «Россия на рубеже XIX-XX века» и составляя метаурок,  моно сделать выводы, что все виды универсальных учебных действий взаимосвязаны между собой, каждому виду деятельности можно подобрать задания и  вывести на результат.

Библиографический список

1. Асмолов А.Г. Бурменская, Г.В И.А. Володарская И.А «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли.; ред. А.Г. Асмолова.  - М: Просвещение, 2010. – 159 с.

2. Белкин, A.C. Ситуация успеха. Как ее создать: кн. для учителя / A.C. Белкин. М.: Просвещение, 1991. - 176 с. М

4.Громыко, Н.В. «Метапредмет «Знание».- М., 2001.- 540с.
5. Громыко, Ю.В. «Метапредмет «Проблема».- М., 1998.- 376 с.

6.Громыко, Н.В.  « Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов» «Знание»- М., 2001 10 с.

7. Хуторской, А.В. Современная дидактика. - СПб: Питер, 2001. – 544 с.

8. Хуторской, А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 416 с.

9. Гревцова И. С. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения // Школьные технологии. - 2003. - № 6. - 31-34 с.

10. Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения / А.А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - №  2. с.35

11.Фисенко. Т.И., доцента кафедры Ти МО ХК ИРО, «Как реализовать принцип метапредметности в процессе обучения». Статья в сборнике методических рекомендаций в преподавании. -  2012. – с.12-19

12. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Российской академии образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова М.: Просвещение, 2008.

13. ФГОС второго поколения: основное общее образование // http://standart.edu


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы метапредметного подхода в обучении математике

         Одна из основных целей современной школы – создать ученику условия,  способствующие  формированию у него ключевой компетенции –  умению уч...

Реализация ФГОС на уроках математики в 5 классе: метапредметные подход в преподавании математики.

Метапредметный подход – подход к образованию, при котором ученик не только овладевает системой знаний, но и усваивает универсальный способы действий, с помощью которых он сможет сам добывать инф...

Презентация на тему: «Интегрированный урок - как средство формирования метапредметного подхода в обучении школьников на уроках математики»

laquo;Интегрированный урок - как средство формирования метапредметного подхода в обучении школьников на уроках математики»...

Обобщение опыта на районном методическом объединении учителей математики по теме:" Формирование метапредметного подхода на уроках математики"

Метапредметы – это предметы, отличные от предметов традиционного цикла. Они соединяют в себе идею предметности и надпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности....