Рабочая программа факультатива по математике "Предпрофильная подготовка учащихся 9 класса"
рабочая программа по алгебре (9 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predprofilnaya_podgotovka_po_matematike-9_klass_2017god.doc | 116.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДЕНО |
протокол ШМО | И.о.зам. директора по УВР | Директор МОБУ СОШ |
№__ от ______2018г. | _________/Сафаргалиева И.Р./ | с. Тан муниципального |
Руководитель ШМО | Подпись Расшифровка | района Благоварский район |
_______/Гайсина А.А./ | Республики Башкортостан ____________Р.Р.Ишметов | |
Подпись Расшифровка | от ______2018 г. №____-ОД |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультатива по математике
«Предпрофильная подготовка учащихся 9 класса»
на 2018/2019 учебный год
Составитель: Гайсина А.А.
МОБУ СОШ с.Тан
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы факультативного курса «Предпрофильная подготовка учащихся 9 классов по математике». Авторы программы: В. Н. Студенецкая, Л. С. Сагателова, И.Н. Данкова, М. Е. Козина.
Программа рассчитана на количество часов в неделю – 1 ч; количество часов в год – 34 ч.
Данный факультативный курс поддерживает изучение основных разделов математики и способствует лучшему усвоению её базового курса. Предложенная программа своим содержанием сможет привлечь внимание учащихся, которым интересна математика и ее приложения, и которым захочется глубже познакомиться с ее методами и идеями. Для учащихся, которые пока не проявляют заметной склонности к математике, эти занятии могут стать толчком в развитии интереса к предмету и вызвать желание узнать больше. Хотя при изучении курса не ставится цель выработки каких-либо специальных умений и навыков, при достаточно полном рассмотрении вопросов курса, несомненно, появится прогресс в подготовке учащихся. Предлагаемый курс освещает намеченные, но совершенно не проработанные в общем курсе школьной математики вопросы.
Выбор тематики первого раздела курса обусловлен тем, что навыки в применении квадратного трехчлена совершенно необходимы каждому ученику, желающему хорошо подготовиться для успешной сдачи конкурсных экзаменов, а также будет хорошим подспорьем для успешных выступлений на математических олимпиадах.
Задания с параметрами включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы, в КИМы ЕГЭ, в конкурсные экзамены. Однако практика показывает, что они вызывают затруднения у учащихся, т.к. практических заданий в школьных учебниках мало. Значительная часть раздела, посвященного уравнениям второй степени, содержащим параметр, рассматривает вопросы о существовании корней уравнений второй степени, их количестве, расположении на числовой прямой. В начале каждой темы приводится необходимый теоретический материал. Имеется достаточное количество упражнений с решениями, заданий для самостоятельной работы.
Тема «Функция: просто, сложно, интересно» позволит углубить знания учащихся по истории возникновения понятия, по способам задания функций, их свойствам, а также раскроет перед школьниками новые знания об обратных функциях и свойствах взаимно обратных функций, выходящие за рамки школьной программы.
Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности. Наряду с основной задачей обучения математике – обеспечением прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых каждому члену современного общества, данный курс предусматривает формирование интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанных с математикой, выбору профиля дальнейшего обучения.
Факультативный курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала; расширяются его внутренние логические связи, заметно повышается роль дедукции. Учащиеся овладевают приемами аналитико-синтетической деятельности при решении задач.
Цели курса:
- восполнить некоторые содержательные пробелы основного курса, придающие ему необходимую целостность;
- показать некоторые нестандартные приемы решения задач на основе свойств квадратного трехчлена и графических соображений;
- обобщить и систематизировать знания учащихся о квадратной функции посредством решения задач с параметром;
- закрепить основные знания о функциях и их свойствах;
- расширить представления о свойствах функций;
- сформировать умения «читать» графики и определять их свойства по формулам;
- формировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые человеку для жизни в современном обществе;
- вовлечь учащихся в игровую, коммуникативную, практическую деятельность как фактор личностного развития;
- повысить математическую культуру учащихся.
Задачи курса:
- научить учащихся решать задачи более высокой, по сравнению с обязательным уровнем, сложности;
- овладеть рядом технических и интеллектуальных математических умений на уровне свободного их использования;
- приобрести определенную математическую культуру;
- помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
Основные формы организации учебных занятий: лекция, объяснение, практическая работа, семинар. Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать дополнительные задания для учащихся разной степени подготовки: уровень сложности задач варьируется от простых до конкурсных и олимпиадных. Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение новых и интересных задач.
В результате изучения курса учащиеся должны:
- уверенно находить корни квадратного трехчлена, выбирая при этом рациональные способы решения;
- преобразовать квадратный трехчлен (разложение на линейные множители, выделение квадрата двучлена);
- уверенно владеть системой определения, теорем, алгоритмов;
- проводить самостоятельное исследование корней квадратного трехчлена;
- решать типовые задачи с параметром, требующие исследования расположения корней квадратного трехчлена;
- правильно употреблять функциональную терминологию;
- исследовать функцию и строить ее график;
- определять по графику функции ее свойства.
Календарно-тематическое планирование
по факультативному курсу в 9 классе.
Номер урока | Дата план | Дата факт | Содержание | Примечания |
Глава I. Квадратный трехчлен и его приложения | ||||
| ||||
1 | 07.09 | Квадратный трехчлен | ||
2 | 14.09 | Квадратный трехчлен | ||
| ||||
3 | 21.09 | Исследование корней квадратного трехчлена. | ||
4 | 28.09 | Исследование корней квадратного трехчлена. | ||
5 | 05.10 | Исследование корней квадратного трехчлена. | ||
6 | 12.10 | Исследование корней квадратного трехчлена. | ||
| ||||
7 | 19.10 | Решение разнообразных (дополнительных) задач по теме «Квадратный трехчлен и его приложения». | ||
8 | 09.11 | Решение разнообразных (дополнительных) задач по теме «Квадратный трехчлен и его приложения». | ||
Глава II. Уравнение второй степени с параметром | ||||
9 | 16.11 | Квадратные уравнения | ||
10 | 23.11 | Неполные квадратные уравнения | ||
11 | 30.11 | Теорема Виета | ||
12 | 07.12 | Знаки корней квадратного уравнения | ||
13 | 14.12 | Расположение корней квадратного уравнения в зависимости от параметра | ||
14 | 21.12 | Расположение корней квадратного уравнения в зависимости от параметра | ||
15 | 28.12 | Наибольшее и наименьшее значения квадратичной функции | ||
16 | 18.01 | Решение заданий на нахождение наименьшего и наибольшего значения квадратичной функции | ||
Глава III. Функция: просто, сложно, интересно | ||||
Подготовительный этап. Свойства функции. | ||||
17 | 25.01 | Подготовительный этап: постановка цели, проверка владения базовыми навыками | ||
18 | 01.02 | Историко-генетический подход к понятию «функция» | ||
19 | 08.02 | Способы задания функции | ||
20 | 15.02. | Четные и нечетные функции. | ||
21 | 22.02 | Четные и нечетные функции. | ||
22 | 01.03 | Монотонность функции. | ||
23 | 15.03 | Монотонность функции. | ||
24 | 22.03 | Ограниченные и неограниченные функции. | ||
25 | 05.04 | Ограниченные и неограниченные функции. | ||
26 | 12.04 | Исследование функции элементарными способами. | ||
27 | 19.04 | Исследование функции элементарными способами. | ||
Графики функций. Применение графиков к решению задач | ||||
28 | 26.04 | Построение графиков функций | ||
29 | 03.05 | Построение графиков функций | ||
30 | 10.05 | Функционально–графический метод решения уравнений. | ||
31 | 17.05 | Функционально–графический метод решения уравнений. | ||
Оформление результатов деятельности учащихся. | ||||
32-34 | 24.05 | Функция: сложно, просто, интересно. Дидактическая игра «Восхождение на вершину знаний». |
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Учебники: Мордкович А.Г. и др. «Алгебра7», «Алгебра8», «Алгебра9». Часть. Учебник. Часть 2. Задачник. М. : Мнемозина, 2010
- Дидактические материалы: Александрова Л.А. Алгебра 7, 8, 9. Самостоятельные работы. М. : Мнемозина,2010
- Александрова Л.А. Алгебра7, 8, 9. Контрольные работы. М.: Мнемозина,2010
- Мордкович А.Г. Алгебра, 7 -9.Тесты. Мнемозина,2010
- Методические материалы: Мордкович А.Г. Алгебра, 7 -9. Методическое пособие для учителей. М.: Мнемозина,2010
- Л.С.Атанасян и др. «Геометрия 7 – 9» Учебник. М. : Просвещение, 2011
- Н.Б. Мельникова. Геометрия 7, 8, 9. Контрольные работы. М.: Экзамен, 2014
- А.В. Фарков. Тесты по геометрии 7, 8, 9. Экзамен, 2014
- Н.Б. Мельникова, Г.А. Захарова. Дидактические материалы по геометрии 7, 8, 9. М.: Экзамен, 2014
- Проблемы реализации ФГОС при обучении математике в основной и старшей общеобразовательной школе: монография / коллектив авторов: Иванюк М.Е., Липилина В.В., Максютин А.А. – Самара: изд-во ООО «Порто-принт», 2014 – 338с.
- Тренировочные материалы для подготовки к ГИА по математике-2016: дидактические материалы / сост.: А.А. Максютин, Ю.Н. Неценко, Т.П. Шаповалова. Самара: ООО «Издательство Ас Гард», 2013. 142с.
- Тренировочные материалы для подготовки к ГИА по математике-2017: дидактические материалы / сост.: А.А. Максютин, Ю.Н. Неценко. - Самара: , 2017. 140с.
- А.А. Максютин. Математика-9. Учебное пособие для подготовки к выпускным экзаменам за 9 класс и вступительным экзаменам в лицеи, гимназии, математические классы. Самара, 2007.-422с
- ГИА – 2018: Математика: 9-й класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / авт.-сост. Е.А.Бунимович, Л.В. Кузнецова, Л.О. Рослова и др. – Москва: АСТ: Астрель, 2017
- Математика. 9 класс. Подготовка к ГИА. Задания с параметром: теория, методика, упражнения и задачи. / Под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. – Ростов – на Дону, Легион, 2016
- Математика. 9 класс. ГИА - 2018. Тренажер для подготовки к экзамену. Алгебра, геометрия, реальная математика: учебно-методическое пособие. / Под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. – Ростов – на Дону, Легион, 2017
- Математика. 9 класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА-2018. Алгебра, геометрия, теория вероятностей и статистика: / учебно-методическое пособие. / Под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. – Ростов – на Дону, Легион, 2017
- Математика. 9 класс. Подготовка к ОГЭ -2018. Учебно-тренировочные тесты по новой демоверсии / Под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. – Ростов – на Дону, Легион, 2017
- ОГЭ (ГИА-9). Математика. Основной государственный экзамен. Теория вероятностей и элементы статистики / А.Р. Рязановский, Д.Г. Мухин. – М.: Издательство «Экзамен», 2017
- ОГЭ (ГИА-9) 2018. Математика. 3 модуля. Основной государственный экзамен 30 вариантов типовых тестовых заданий / Ященко И.В., Шестаков С.А. и др. – М.: Издательство «Экзамен», издательство МЦНМО, 2016.
- Интернет ресурсы для подготовки к ГИА
Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) - www.fipi.ru
Необходимые ТСО
- компьютер;
- проектор;
- экран;
- интерактивная доска
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа факультатива по русскому языку 6 класс
Полная рабочая программа факультатива с тематическим планированием....
Рабочая программа факультатива «Избранные вопросы информатики» 11 класс
Рассматриваются вопросы ЕГЭ 11 класс....
Рабочая программа факультатива по физике в 10 классе " Методы решения физических задач"
Данный материал содержит рабочую программу для факултативных занятий по физике в 10 класса. Решение задач является одним из основных методов обучения физики. Материал содержит развернутое тематическое...
Рабочая программа факультатива "Занимательная математика" для 5 класса.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование, список литературы....
Рабочая программа факультатива "Занимательный английский" для 2го класса
Рабочая программа, календарно-тематическое планирование факультативных занятий по английскому языку для первого года обучения. программа рассчитана на 1 час в неделю....
Рабочая программа факультатива по математике «Подготовка к ЕГЭ». 11 класс
Рабочая программа факультатива для учащихся 11 класса общеобразовательной школы...
Рабочая программа факультатива "Русский язык. Подготовка к ОГЭ. Формирование языковых компетентностей. Теория и практика"
Рабочая программа факультатива "Русский язык. Подготовка к ОГЭ. Формирование языковых компетентностей. Теория и практика"...