Конспект урока "Геометрическая прогрессия"
план-конспект урока по алгебре (9 класс) на тему
Конспект урока по алгебре 9 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-_geometricheskaya_progressiya.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Геометрическая прогрессия
Конспект урока по алгебре 9 класса.
Учитель математики МОУ «СОШ «Веста» Могильникова Г.И.
Цели:
- С помощью проблемных ситуаций, постоянно возникающих
на имитации процессов реальной жизни вывести формулы
суммы n членов бесконечной геометрической прогрессии;
- Повторение.
- Опрос по формулам в устной форме;
- Решение занимательных задач:
Учитель: 1)«Я задумал геометрическую прогрессию. Задайте два
вопроса, чтобы после ответов вы смогли быстро наз-
вать третий член прогрессии»
2)«Придумайте такую геометрическую прогрессию, чтобы ни в одном из её членов не встречалась цифра 1».
Ответ: 5,5,5,… (q = 1)? 5, -5,5,-5,… (q=-1)
2,20,200,2000,…, (q = 10) и т. д.
3)«Первый член некоторой геометрической прогрессии равен 2. Подберите такой знаменатель, чтобы четвёртый член этой прогрессии был больше 120 и меньше 130»
4)«Дано: b1 = 10000; bn+1 = bn * . Какое число можно подставить вместо квадратика, чтобы пятый член прогрессии был: а) меньше 1; б) равен 1; в) больше 1?
- Вывод формулы n членов геометрической прогрессии.
Учащимся предлагается такая жизненная ситуация:
«Однажды незнакомец постучал в окно к богатому купцу и предложил
такую сделку: «Я буду ежедневно в течение 30 дней приносить тебе по 100 тысяч рублей. А ты мне в первый день за 100 тысяч рублей дашь 1 копейку, во второй день за 100 тыс. руб – 2 коп и так каждый день будешь увеличивать предыдущее число денег в 2 раза. Если тебе выгодна сделка, то с завтрашнего дня начнём» Купец обрадовался такой удаче. Он подсчи-
тал, что за 30 дней получит от незнакомца 3 000 000 руб. На следующий день пошли к нотариусу и узаконили сделку.
Создаётся проблемная ситуация. Кто в этой сделке проиграл: купец или незнакомец Учащиеся составляют последовательность
чисел:1; 2; 4; 8; 16; 32; 64; 128; 256; …. Убеждаются, что эти числа образуют геометрическую прогрессию со знаменателем q = 2, первым членом b1 = 1 и количеством членов n = 30. Большинство школьников стремятся составить всю последовательность, чтобы потом найти её сумму. Но видят, что это громоздкая работа, которая требует времени.
Учитель сообщает: «А ведь можно вывести формулу суммы n первых членов геометрической прогрессии в общем виде».
После этого проблемность ещё больше усиливается.
Учитель: «По преданию индийский принц Сирам, восхищённый остроумием игры и разнообразием возможных положений шахматных фигур, призвал к себе её изобретателя, учёного Сету, и сказал ему: «Я желаю достойно вознаградить тебя за прекрасную игру, которую ты придумал. Я достаточно богат, чтобы исполнить твоё желание» сета попросил принца положить на первую клетку шахматной доски 1 пшеничное зерно, на вторую – 2 зерна, на третью – 4 зерна и т. д. Возникает необходимость найти S64 где b1 = 1, q =2, n = 64.
Под руководством учителя учащиеся выводят формулу
. Убеждаются, что купец проиграл.
3. Бесконечно – убывающая геометрическая прогрессия.
Проблема: Каким образом сумма бесконечного числа слагаемых может быть конечным? Рассмотрим пример.
Учитель предлагает игровую ситуацию:
Один из учеников, вызванный к доске, должен идти от стола учителя к двери по прямой по такому закону.
Первый шаг он делает длиной 1 метр, второй – ½ м, третий – ¼ м и т.д. – так, что длина следующего шага в 2 раза меньше длины предыдущего.
Возникают вопросы:
- Дойдёт ли ученик к двери, если расстояние от стола до двери по прямой 3 м?
- Какой путь пройдёт ученик, если представить себе его движение бесконечным?
Замечание: Каким бы маленьким ни был отрезок, всегда можно найти и записать числовое значение его половины.
школьники записывают последовательность:
1+ Как найти сумму членов бесконечно убывающей геометрической прогрессии? Создаётся проблемная ситуация.
Возможно ли практически найти сумму членов такого вида последовательности?
Если обозначить через Sn сумму n первых отрезков, то Sn = 1+ . По формуле суммы n членов геометрической прогрессии находим: Sn =
При n , тогда Sn 2 Можно считать, что сумма бесконечного числа отрезков в рассматриваемой задаче равна 2.
Вывод формулы бесконечной убывающей прогрессии
a1не равно 0, /q/<1.
n, /q/<1
Т.к.
4.Закрепление нового материала
Решить № 410 и 420(а,б,в)
5. Д/З
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация и конспект урока на тему" Определение арифметической и геометрической прогрессий. Формулы n-го члена арифметической и геометрической прогрессий"
В технологии УДЕ (укрупненная дидактическая единица) при обучении математике одним из основных элементов является совместное и одновременное изучение родственных разделов. Арифметическая и геометричес...
конспект открытого урока по алгебре для 9 класса по теме "Обобщающий урок по теме "Арифметическая прогрессия"
Урок проводится в конце изучения темы "Арифмктическая прогрессия" перед написанием контрольной работы. УМК Ю. Н. Макарычева....
Конспект урока "Геометрическая прогрессия"
Вводный урок по теме "Геометрическая прогрессия" с применением ЭОР....
Конспект урока по теме: "Определение геометрической прогрессии. Формула n-ого члена геометрической прогрессии"
Конспект урока изучения нового материала. Поможет учащимся самостоятельно дать определение геометрической прогрессии, вывести формулу n-ого члена и доказать свойство членов геометрической прогрессии....
Конспект урока "Прогрессии"
План урока...
Конспект урока по теме: "Арифметическая прогрессия. Формула n-го члена и суммы n первых членов арифметической прогрессии"
Цель урока: обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по теме «Арифметическая прогрессия». Подготовка к ГИА по математике.Задачи урока: Обучающий аспект: обобщить и систематизи...
Конспект урока "Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии"
Тема: Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии.Класс: 9УМК: Ю. Н. Макарычев «Алгебра 9»Образовательные цели:- организовать деятельность уча...