Доклад по теме : "Педагогические технологии"
материал по алгебре на тему
Доклад по теме : "Педагогические технологии"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_pedagogicheskie_tehnologii_.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Бугаевская средняя общеобразовательная школа
Кантемировского муниципального района, Воронежской области
Доклад
на методическом объединении на тему:
Учитель математики МКОУ Бугаевская сош:
Воронько Владимир Иванович
2018 г.
Доклад на педагогическом совете на тему:
«Педагогической технологии»
Человек живет, к сожалению, один раз. Поэтому весьма актуальным становится выбор цели жизни человека. Цель, ради которой стоит жить, должна быть творческой.
Это означает, что каждый человек в течение своей жизни должен сделать творческое дело, полезное не только для себя, но и для других людей. Каждый человек должен творить в области своих интересов и на уровне своих возможностей.
Для воспитания у учащихся умения выбрать творческую цель жизни необходимо применение на уроке новых педагогических технологий.
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.
• Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
- совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).
- это содержательная техника реализации учебного процесса
- это описание процесса достижения планируемых результатов обучения
- это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния
- это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя
- это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования
- означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.
Различают еще технологические микроструктуры: приемы, звенья, элементы и др. Выстраиваясь в логическую технологическую цепочку, они образуют целостную педагогическую технологию (технологический процесс).
Технологическая схема - условное изображение технологии процесса, разделение его на отдельные функциональные элементы и обозначение логических связей между ними.
Технологическая карта - описание процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий (часто в графической форме) с указанием применяемых средств.
Терминологические нюансы. В литературе и практике работы школ термин педагогическая технология часто применяется как синоним понятия педагогическая система. Как уже отмечалось выше, понятие системы шире, чем технологии, и включает, в отличие от последней, и самих субъектов и объектов деятельности.
Чем богаче представление педагога о многообразии методов и многосторонности каждого взаимодействия с его учениками, тем более сочным, живым, действенным, осознанным явится избираемый комплекс методов. В своей работе педагоги никогда не ограничиваются выбором одного какого-то метода, а ищут сочетание многих из них. Практика показывает, что наибольший педагогический эффект дают те уроки, при построении которых планируется не менее трех и не более шести приемов обучения; более активное усвоение учениками знаний обеспечивается при условии, когда продолжительные (более трудоемкие) приемы работы применяются в начале урока, а менее продолжительные – к концу; лучшие результаты в усвоении знаний наблюдаются при соблюдении условия, что вслед за приемами, формирующими правильное понимание, используются приемы, способствующие прочному запоминанию, а уж затем – направленные на отработку быстроты усвоения, а не наоборот.
Все это сочетание на уроке методических приемов обучения обеспечивает рост учебных возможностей каждого ученика, повышает его уверенность в собственных силах, в целом благотворно влияет на формирование личности.
Важную роль в использовании воспитательных возможностей курса математики играет научно обоснованный выбор и применение методов обучения, их умелое сочетание, методически правильное использование тех приемов преподавания, в которых реализуется данный метод и которые способствуют формированию у учеников определенных личностных качеств. Например, такой прием преподавания, как создание проблемной ситуации, ведет к применению учащимися анализа, сопоставления, обобщения, переноса знаний в новую ситуацию, выдвижение гипотез. Это формирует пытливость, стремление к поиску истины, творческий подход к порученному делу, самостоятельность, способность иметь собственное мнение, желание и умение это мнение отстоять.
Более активное включение учеников в процесс познания достигается сочетанием рассуждающего метода с диалогическим. Такая работа требует включения системы вопросов и небольших заданий исполнительского и проблемного характера. Так как процесс доказательства любой теоремы строится на использовании в качестве опорных знаний ранее изученных теорем, признаков, понятий, то такие вопросы и задания не только возможны, но и целесообразны.
Повышая активность учеников в процессе усвоения, учитель одновременно обеспечивает многократное повторение известных знаний в процессе их применения в новых ситуациях и осуществления обратной связи, контроль за ходом усвоения знаний. Предоставляя ученикам возможность выдвигать гипотезы, делать выводы, учитель формирует умение обосновывать и отстаивать собственное мнение.
Задача педагога — уметь выделить оптимальную модель, включающую метод обучения, формы, в которых он реализуется, педагогические средства и конкретные педагогические приемы.
Образовательной технологией называют комплекс, который состоит из:
- некоторого представления планируемых результатов обучения,
- средств диагностики текущего состояния обучаемых,
- набора моделей обучения,
- критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий.
Образовательная технология — система, включающая некоторое представление планируемых результатов обучения, средства диагностики текущего состояния обучаемых, множество моделей обучения и критерии выбора оптимальной модели обучения для данных конкретных условий.
Семинар-практикум — форма организации урока, в которой часть учащихся временно объединяется в группы с учетом уровневых достижений для решения задач за ограниченное, заранее заданное время, по истечении которого группы отчитываются либо всему классу, либо учителю, либо ученикам-контролерам. При отчете группы приоритет отдается субъективной эффективности группы, то есть не столько результату работы, сколько процессу. Эта форма урока сконструирована специально для интегральной технологии обучения.
Структура урока — развертка последовательности модулей, составляющих урок, на степень множества обучаемых. Последовательная (линейная, простая) структура урока предполагает, что в каждый момент времени урока статистическое большинство обучаемых находятся в одном и том же модуле урока.
Тренинг-минимум — часть блока уроков, предназначенная для отработки до автоматизма умения решать задачи, соответствующие минимальному уровню планируемых результатов обучения (государственному образовательному стандарту).
Уровень планируемых результатов обучения -
(минимальный, общий, продвинутый) — основа уровневой дифференциации учебного процесса: операциональное представление целей образования в виде систем задач, выделяемых по характеру ассоциативных связей между подзадачами (отсутствие подзадач, явные связи, явные и латентные связи). Соответствует репродуктивному, реконструктивному или вариативному типу учебной деятельности и соответственно первому, второму, третьему типу ориентировки.
Цельноблочные системы обучения — технологии (системы) обучения, в которых минимальной единицей учебного процесса является блок уроков.
Учебный период — промежуток учебного времени, в течение которого достигаются определенные цели обучения, воспитания и развития обучаемых.
На уроке важное место имеют компьютерные технологии преподавания.
Информационно - коммуникативные компетентности обучающихся - одни из ключевых компетенций, обеспечивающих успешную социализацию, адаптацию и самореализацию обучающихся в современных условиях.
Особую значимость приобретает развитие информационно – коммуникативной компетентности личности в условиях стремительной смены информационных потоков и используемых технологий, когда возникает необходимость развития умений ориентироваться в информационном обществе.
Они включают в себя сформированные представления о компьютерной среде, ресурсах интернета, владение компьютером.
Компьютер сегодня настоящий помощник для каждого учителя:
- компьютер дает возможность упорядоченно хранить огромное количество материала и готовых разработок уроков;
- учитель получает неограниченные возможности в изготовлении раздаточных печатных материалов к каждому уроку с учетом целей и задач обучения и индивидуальных особенностей обучающихся;
- компьютер позволяет вести электронный журнал и электронный дневник. Его очень легко создать, используя редактор таблиц Excel;
- компьютер позволяет использовать готовые электронные программные продукты: мультимедиа учебники, энциклопедии и справочники, тестовые программы и тренажеры для подготовки к ЕГЭ;
- компьютер позволяет учителю создавать свои образовательные ресурсы, то есть создавать собственные презентации.
С появлением компьютера расширяются возможности использования новых информационных технологий на уроках. К настоящему времени накоплен определенный опыт практического применения компьютера на уроке, в ходе подготовки к нему, а также во внеклассных мероприятиях.
Я стараюсь систематизировать уже имеющиеся методические разработки, перевести их в электронный формат.
Тематическое планирование по математике, раздаточные карточки, схемы, варианты тестирования легко обновляются, печатаются при изменениях в учебных программах, учебниках.
В педагогической деятельности компьютер используется на различных этапах урока. Но, как показывает опыт, на уроке математики целесообразнее применять его при изучении нового материала, закреплении полученных знаний и уроках контроля знаний обучающихся.
Информационные технологии на уроках математики используются в следующих вариантах:
- Самый распространенный вид – мультимедийные презентации.
Подготовка презентаций – серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия обучающегося. На подготовку одной презентации к конкретному уроку с использованием средств анимации, графики фрагментов тех же мультимедийных энциклопедий уходит порядка 1,5-2 часов, но готовые материалы позволяют отказаться от всех остальных видов наглядности и сосредоточить внимание учителя на ходе урока.
Программа Power Point дает возможность использовать на уроке рисунки, графики, диаграммы, портреты математиков, сведения из истории, видеофрагменты.
Очень много сейчас в сети Интернет разных тестов. Тесты могут быть простые, в виде текстов, предусматривающие несколько вариантов, из которых нужно выбрать правильный, они могут быть представлены в виде установления соответствий, кратких ответов.
Их можно использовать на различных этапах урока.
Способы работы с ними также разнообразны – фронтальный и индивидуальный опрос, самостоятельное выполнение тестов, после чего на экран выводятся правильные ответы.
Таким образом, использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей к предмету и приводит к целому ряду положительных следствий:
- облегчает процесс усвоения материала обучающимися;
- возбуждает живой интерес к предмету познания;
- расширяет общий кругозор обучающихся;
- возрастает уровень использования наглядности на уроке;
- повышает интерес к изучению математики, успеваемость, качество знаний; идет более полное усвоение учебного материала;
- идет овладение умением добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий;
- формируется умение кратко и четко формулировать свою точку зрения.
Таким образом в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии, инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности обучающихся. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
На современном этапе развития дополнительного образования выдвигается задача преобразования традиционной системы обучения в качественно новую систему образования – задача воспитания грамотного, продук...
Доклад "Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка и во внеурочной деятельности»
Данный материал был подготовлен как отчет по теме самообразования...
Доклад "Использование современных педагогических технологий на уроках физики"
Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими.Педагогика должна дать направление этим случайностям.В. Ф. Одоевский Наше время – время перемен. Новые веяния пришли с новым 21-...
Доклад на тему: Педагогические технологии, методы и приёмы по развитию творческого потенциала обучающихся на уроках родного языка и литературы (из опыта работы)
Родной язык - это, пожалуй, один из тех предметов, который умеет передать ребёнку связь поколений, приобщить его к культуре своего края, к народным идеалам, нравственным ценностям, сохранить связь вре...
Педагогические чтения. Доклад на тему: «Цифровые технологии на уроках русского языка и литературы»
Обмен опытом по заявленной теме: «Цифровые технологии на уроках русского языка и литературы»...