Доклад по теме : "Педагогические технологии"
материал по алгебре на тему

Воронько Владимир Иванович

Доклад по теме : "Педагогические технологии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_pedagogicheskie_tehnologii_.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  общеобразовательное учреждение

Бугаевская средняя общеобразовательная школа

Кантемировского муниципального района,  Воронежской области

Доклад

на методическом объединении на тему:

Учитель математики МКОУ Бугаевская сош:

Воронько Владимир Иванович

2018 г.

Доклад на педагогическом совете  на тему:

«Педагогической технологии»

Человек живет, к сожалению, один раз. Поэтому весьма актуальным становится выбор цели жизни человека. Цель, ради которой стоит жить, должна быть творческой.

 Это означает, что каждый человек в течение своей жизни должен сделать творческое дело, полезное не только для себя, но и для других людей. Каждый человек должен творить в области своих интересов и на уровне своих возможностей.

Для воспитания у учащихся умения выбрать творческую цель жизни необходимо применение на уроке новых педагогических технологий.

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.

• Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

  •  совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).
  • это содержательная техника реализации учебного процесса
  • это описание процесса достижения планируемых результатов обучения
  •  это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния
  • это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя
  • это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования
  • означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.

Различают еще технологические микроструктуры: приемы, звенья, элементы и др. Выстраиваясь в логическую технологическую цепочку, они образуют целостную педагогическую технологию (технологический процесс).

Технологическая схема - условное изображение технологии процесса, разделение его на отдельные функциональные элементы и обозначение логических связей между ними.

Технологическая карта - описание процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий (часто в графической форме) с указанием применяемых средств.

Терминологические нюансы. В литературе и практике работы школ термин педагогическая технология часто применяется как синоним понятия педагогическая система. Как уже отмечалось выше, понятие системы шире, чем технологии, и включает, в отличие от последней, и самих субъектов и объектов деятельности.

Чем богаче представление педагога о многообразии методов и многосторонности каждого взаимодействия с его учениками, тем более сочным, живым, действенным, осознанным явится избираемый комплекс методов. В своей работе педагоги никогда не ограничиваются выбором одного какого-то метода, а ищут сочетание многих из них. Практика показывает, что наибольший педагогический эффект дают те уроки, при построении которых планируется не менее трех и не более шести приемов обучения; более активное усвоение учениками знаний обеспечивается при условии, когда продолжительные (более трудоемкие) приемы работы применяются в начале урока, а менее продолжительные – к концу; лучшие результаты в усвоении знаний наблюдаются при соблюдении условия, что вслед за приемами, формирующими правильное понимание, используются приемы, способствующие прочному запоминанию, а уж затем – направленные на отработку быстроты усвоения, а не наоборот.

Все это сочетание на уроке методических приемов обучения обеспечивает рост учебных возможностей каждого ученика, повышает его уверенность в собственных силах, в целом благотворно влияет на формирование личности.

Важную роль в использовании воспитательных возможностей курса математики играет научно обоснованный выбор и применение методов обучения, их умелое сочетание, методически правильное использование тех приемов преподавания, в которых реализуется данный метод и которые способствуют формированию у учеников определенных личностных качеств. Например, такой прием преподавания, как создание проблемной ситуации, ведет к применению учащимися анализа, сопоставления, обобщения, переноса знаний в новую ситуацию, выдвижение гипотез. Это формирует пытливость, стремление к поиску истины, творческий подход к порученному делу, самостоятельность, способность иметь собственное мнение, желание и умение это мнение отстоять.

Более активное включение учеников в процесс познания достигается сочетанием рассуждающего метода с диалогическим. Такая работа требует включения системы вопросов и небольших заданий исполнительского и проблемного характера. Так как процесс доказательства любой теоремы строится на использовании в качестве опорных знаний ранее изученных теорем, признаков, понятий, то такие вопросы и задания не только возможны, но и целесообразны.

Повышая активность учеников в процессе усвоения, учитель одновременно обеспечивает многократное повторение известных знаний в процессе их применения в новых ситуациях и осуществления обратной связи, контроль за ходом усвоения знаний. Предоставляя ученикам возможность выдвигать гипотезы, делать выводы, учитель формирует умение обосновывать и отстаивать собственное мнение.

Задача педагога — уметь выделить оптимальную модель, включающую метод обучения, формы, в которых он реализуется, педагогические средства и конкретные педагогические приемы.

Образовательной технологией называют комплекс, который состоит  из:

  • некоторого представления планируемых результатов обучения,
  • средств диагностики текущего состояния обучаемых,
  • набора моделей обучения,
  • критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий.

Образовательная технология — система, включающая некоторое представление планируемых результатов обучения, средства диагностики текущего состояния обучаемых, множество моделей обучения и критерии выбора оптимальной модели обучения для данных конкретных условий.

Семинар-практикум — форма организации урока, в которой часть учащихся временно объединяется в группы с учетом уровневых достижений для решения задач за ограниченное, заранее заданное время, по истечении которого группы отчитываются либо всему классу, либо учителю, либо ученикам-контролерам. При отчете группы приоритет отдается субъективной эффективности группы, то есть не столько результату работы, сколько процессу. Эта форма урока сконструирована специально для интегральной технологии обучения. 

Структура урока — развертка последовательности модулей, составляющих урок, на степень множества обучаемых. Последовательная (линейная, простая) структура урока предполагает, что в каждый момент времени урока статистическое большинство обучаемых находятся в одном и том же модуле урока.

Тренинг-минимум — часть блока уроков, предназначенная для отработки до автоматизма умения решать задачи, соответствующие минимальному уровню планируемых результатов обучения (государственному образовательному стандарту).

Уровень планируемых результатов обучения -

(минимальный, общий, продвинутый) — основа уровневой дифференциации учебного процесса: операциональное представление целей образования в виде систем задач, выделяемых по характеру ассоциативных связей между подзадачами (отсутствие подзадач, явные связи, явные и латентные связи). Соответствует репродуктивному, реконструктивному или вариативному типу учебной деятельности и соответственно первому, второму, третьему типу ориентировки.

Цельноблочные системы обучения — технологии (системы) обучения, в которых минимальной единицей учебного процесса является блок уроков.

Учебный период — промежуток учебного времени, в течение которого достигаются определенные цели обучения, воспитания и развития обучаемых.

На уроке важное место имеют компьютерные технологии преподавания.

Информационно - коммуникативные компетентности обучающихся - одни из  ключевых компетенций, обеспечивающих успешную социализацию, адаптацию и самореализацию обучающихся в современных условиях.

 Особую значимость приобретает развитие информационно – коммуникативной компетентности личности в условиях стремительной смены информационных потоков и используемых технологий, когда возникает необходимость развития умений ориентироваться в информационном обществе.

 Они включают в себя сформированные представления о компьютерной среде, ресурсах интернета, владение компьютером.

Компьютер сегодня настоящий помощник для каждого учителя:

- компьютер дает возможность упорядоченно хранить огромное количество материала и готовых разработок уроков;

- учитель получает неограниченные возможности в изготовлении раздаточных печатных материалов к каждому уроку с учетом целей и задач обучения и индивидуальных особенностей обучающихся;

- компьютер позволяет вести электронный журнал и электронный дневник. Его очень легко создать, используя редактор таблиц Excel;

- компьютер позволяет использовать готовые электронные программные продукты: мультимедиа учебники, энциклопедии и справочники, тестовые программы и тренажеры для подготовки к ЕГЭ;

- компьютер позволяет учителю создавать свои образовательные ресурсы, то есть создавать собственные презентации.

С появлением компьютера расширяются  возможности использования новых информационных технологий на уроках. К настоящему времени накоплен определенный опыт практического применения компьютера на уроке, в ходе подготовки к нему, а также во внеклассных мероприятиях.

Я стараюсь  систематизировать уже имеющиеся методические разработки, перевести их в электронный формат.

 Тематическое планирование по математике, раздаточные карточки, схемы, варианты тестирования легко обновляются, печатаются при изменениях в учебных программах, учебниках.

В педагогической деятельности компьютер используется на различных этапах урока. Но, как показывает опыт, на уроке математики целесообразнее применять его при изучении нового материала, закреплении полученных знаний и уроках  контроля знаний обучающихся.

Информационные технологии на уроках математики  используются в следующих вариантах:

-   Самый распространенный вид – мультимедийные презентации.

Подготовка презентаций – серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия обучающегося. На подготовку одной презентации к конкретному уроку с использованием средств анимации, графики фрагментов тех же мультимедийных энциклопедий уходит порядка 1,5-2 часов, но готовые материалы позволяют отказаться от всех остальных видов наглядности и сосредоточить внимание учителя на ходе урока.

Программа Power Point дает возможность использовать на уроке рисунки, графики, диаграммы,  портреты математиков, сведения из истории,  видеофрагменты.

Очень много сейчас в сети Интернет разных тестов. Тесты могут быть простые, в виде текстов, предусматривающие несколько вариантов, из которых нужно выбрать правильный,  они могут быть представлены в виде установления соответствий, кратких ответов.

Их можно использовать на различных этапах урока.

Способы работы с ними также разнообразны – фронтальный и индивидуальный опрос, самостоятельное выполнение тестов, после чего на экран выводятся правильные ответы.

Таким образом, использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей к предмету и приводит к целому ряду положительных следствий:

  • облегчает процесс усвоения материала обучающимися;
  • возбуждает живой интерес к предмету познания;
  • расширяет общий кругозор обучающихся;
  • возрастает уровень использования наглядности на уроке;
  • повышает интерес к изучению математики, успеваемость, качество знаний; идет более полное усвоение учебного материала;
  • идет овладение  умением добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий;
  • формируется умение кратко и четко формулировать свою точку зрения.

     Таким образом в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии,  инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности обучающихся. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

На современном этапе развития дополнительного образования выдвигается задача преобразования традиционной системы обучения в качественно новую систему образования – задача воспитания грамотного, продук...

Доклад "Использование современных педагогических технологий на уроках физики"

Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими.Педагогика должна дать направление этим случайностям.В. Ф. Одоевский Наше время – время перемен. Новые веяния пришли с новым 21-...

Доклад на тему: Педагогические технологии, методы и приёмы по развитию творческого потенциала обучающихся на уроках родного языка и литературы (из опыта работы)

Родной язык - это, пожалуй, один из тех предметов, который умеет передать ребёнку связь поколений, приобщить его к культуре своего края, к народным идеалам, нравственным ценностям, сохранить связь вре...

Педагогические чтения. Доклад на тему: «Цифровые технологии на уроках русского языка и литературы»

Обмен опытом по заявленной теме: «Цифровые технологии на уроках русского языка и литературы»...