Элективный курс "Решение уравнений и неравенств с параметрами"
рабочая программа по алгебре (10 класс) на тему
Предлагаемый курс «Решение уравнений и неравенств с параметрами» является предметно-ориентированным и предназначен для реализации в 10 классе школы для расширения теоретических и практических знаний учащихся. Решение уравнений, содержащих параметры, - один из труднейших разделов школьного курса. Запланированный данной программой для усвоения учащимися объем знаний необходим для овладения ими методами решения некоторых классов заданий с параметрами, для обобщения теоретических знаний.
Целью данного курса является изучение избранных классов уравнений с параметрами и научное обоснование методов решения, а также формирование логического мышления и математической культуры у школьников. Курс имеет общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления учащихся. Программа данного элективного курса ориентирована на приобретение определенного опыта решения задач с параметрами. Курс входит в число дисциплин, включенных в компонент учебного плана образовательного учреждения. Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как алгебра, алгебра и начала анализа, геометрия.
В результате курса учащиеся должны научиться применять теоретические знания при решении уравнений и неравенств с параметрами, знать некоторые методы решения заданий с параметрами (по определению, по свойствам функций, графически т. д.)
Данный курс представляется особенно актуальным и современным, так как расширяет и систематизирует знания учащихся, готовит их к более осмысленному пониманию теоретических сведений, способствует подготовке учеников к ЕГЭ.
Данный курс может иметь существенное образовательное значение для изучения алгебры. Он призван способствовать решению следующих задач:
- овладению системой знаний об уравнениях с параметром как о системе уравнений, что исключительно важно для целостного осмысления свойств уравнений и неравенств, их особенностей;
- формированию логического мышления учащегося;
- вооружению учащихся специальными и общеучебными знаниями, позволяющими им самостоятельно добывать знания по данному курсу.
Ставшие уже традиционными такие формы занятий, как лекция и практикум, тем не менее являются непривычными формами работы старшеклассников. Кроме них желательно использовать такие организационные формы ,как выступления с докладами (в частности, с отчетными докладами по результатам написания рефератов или выполнения индивидуального домашнего задания ) или содокладами, дополняющими лекционные выступления учителя. Возможны и разные формы индивидуальной или групповой деятельности учащихся, такие как «Допишем учебник», отчетные доклады («Эврика, или Вот что мы нашли!» ).
Содержание курсы предполагает работу с различными источниками математической литературы. Содержание каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную работу учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv_reshenie_uravneniy_i_neravenstv_s_parametrami.docx | 27.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №2 им. Е. В. Камышева» г. Гагарин Смоленской области
Рассмотрено На заседании Педагогического Совета школы Протокол № 1 от 30.08 2017г. | Утверждаю Директор МБОУ «Средняя школа №2» _______/ Чипенюк Н.И./ ФИО Приказ №97 от 31.08.2017г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ
«Решение уравнений и неравенств с параметрами»
ДЛЯ 10 А КЛАССА
(профильный уровень)
УЧИТЕЛЯ ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ
ФИЛОВОЙ ЕЛЕНЫ ВИКТОРОВНЫ
Количество часов: всего 34, в неделю 1.
2017 – 2018учебный год
Пояснительная записка
Предлагаемый курс «Решение уравнений и неравенств с параметрами» является предметно-ориентированным и предназначен для реализации в 10 классе школы для расширения теоретических и практических знаний учащихся. Решение уравнений, содержащих параметры, - один из труднейших разделов школьного курса. Запланированный данной программой для усвоения учащимися объем знаний необходим для овладения ими методами решения некоторых классов заданий с параметрами, для обобщения теоретических знаний.
Целью данного курса является изучение избранных классов уравнений с параметрами и научное обоснование методов решения, а также формирование логического мышления и математической культуры у школьников. Курс имеет общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления учащихся. Программа данного элективного курса ориентирована на приобретение определенного опыта решения задач с параметрами. Курс входит в число дисциплин, включенных в компонент учебного плана образовательного учреждения. Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как алгебра, алгебра и начала анализа, геометрия.
В результате курса учащиеся должны научиться применять теоретические знания при решении уравнений и неравенств с параметрами, знать некоторые методы решения заданий с параметрами (по определению, по свойствам функций, графически т. д.)
Данный курс представляется особенно актуальным и современным, так как расширяет и систематизирует знания учащихся, готовит их к более осмысленному пониманию теоретических сведений, способствует подготовке учеников к ЕГЭ.
Данный курс может иметь существенное образовательное значение для изучения алгебры. Он призван способствовать решению следующих задач:
- овладению системой знаний об уравнениях с параметром как о системе уравнений, что исключительно важно для целостного осмысления свойств уравнений и неравенств, их особенностей;
- формированию логического мышления учащегося;
- вооружению учащихся специальными и общеучебными знаниями, позволяющими им самостоятельно добывать знания по данному курсу.
Ставшие уже традиционными такие формы занятий, как лекция и практикум, тем не менее являются непривычными формами работы старшеклассников. Кроме них желательно использовать такие организационные формы ,как выступления с докладами (в частности, с отчетными докладами по результатам написания рефератов или выполнения индивидуального домашнего задания ) или содокладами, дополняющими лекционные выступления учителя. Возможны и разные формы индивидуальной или групповой деятельности учащихся, такие как «Допишем учебник», отчетные доклады («Эврика, или Вот что мы нашли!» ).
Содержание курсы предполагает работу с различными источниками математической литературы. Содержание каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную работу учащихся.
В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы :
Введение. Понятия уравнений с параметрами. Первое знакомство с уравнениями с параметром.
1.Линейные уравнения, неравенства и их системы.
2. Квадратные уравнения и неравенства.
3.Аналитические и геометрические приемы решения задач с параметрами.
4.Решение различных видов уравнений и неравенств с параметрами.
Содержание основных разделов
Введение. Понятие уравнений с параметрами. Первое знакомство с уравнениями с параметром.
Тема 1. Линейные уравнения, их системы и неравенства с параметром.
Линейные уравнения с параметром. Алгоритм решения линейных уравнений с параметром. Решение линейных уравнений с параметром. Зависимость количества корней в зависимости от коэффициентов a и b. Решение уравнений с параметрами при наличии дополнительных условий к корням уравнения. Решение уравнений с параметрами, приводимых к линейным. Линейные неравенства с параметрами. Решение линейных неравенств с параметрами. Классификация систем линейных уравнений по количеству решений ( неопределенные, однозначные, несовместимые). Понятие системы с параметрами. Параметр и количество решений системы линейных уравнений.
Тема 2. Квадратные уравнения и неравенства.
Понятие квадратного уравнения с параметром. Алгоритмическое предписание решения квадратных уравнений с параметром. Решение квадратных уравнений с параметрами. Зависимость количества корней уравнений от коэффициента a и дискриминанта. Решение с помощью графика. Применение теоремы Виета при решении квадратных уравнений с параметром. Решение квадратных уравнений с параметрами при наличии дополнительных условий к корням уравнения. Расположение корней квадратичной функции относительно заданной точки. Задачи, сводящиеся к исследованию расположения корней квадратичной функции. Решение квадратных уравнений с параметром первого типа («для каждого значения параметра найти все решения уравнения»). Решение квадратных уравнений второго типа («найти все значения параметра, при каждом из которых уравнение удовлетворяет заданным условиям»). Решение квадратных неравенств с параметром первого типа. Решение квадратных неравенств с параметром второго типа.
Тема 3. Аналитические и геометрические приемы решения задач с параметрами.
Использование графических иллюстраций в задачах с параметрами. Использование ограниченности функций, входящих в левую и правую части уравнений и неравенств. Использование симметрии аналитических выражений. Метод решения относительно параметра. Применение равносильных переходов при решении уравнений и неравенств с параметром.
Тема 4.Решение различных видов уравнений и неравенств с параметрами.
Решение тригонометрических уравнений, неравенств с параметром. Решение логарифмических уравнений, неравенств с параметром. Решение иррациональных уравнений, неравенств с параметром.
Методические рекомендации по содержанию и
проведению занятий.
Введение. Понятие уравнений с параметрами. Первое знакомство с уравнениями с параметром.
Элективный курс целесообразно начать с вводного ( организационного) занятия, где учитель знакомит учащихся с содержанием и структурой курса, объемом и видом самостоятельных работ, а также формой итоговой работы, которую они выполнят в конце изучения курса. На первом занятии рекомендуется предположить учащимся темы и обсудить их для выступлений на практических занятиях.
Во второй части вводного занятия рекомендуется перейти к раскрытию понятий уравнения с параметром как семейства уравнений, равносильности уравнений, понятий уравнения с параметром, рассмотреть примеры задач, приводящих к уравнению с параметром и решения некоторых уравнений с параметром.
Тема 1 . Линейные уравнения, их системы и неравенства с параметром.
При изучении темы на уроке дается понятие линейных уравнений с параметром, рассматриваются три случая зависимости количества корней от значения коэффициентов a и b. Здесь же необходимо начать решение уравнений с параметрами при наличии дополнительных условий к корням уравнения.
На последующих уроках необходимо рассмотреть понятие линейных неравенств с параметрами, на практическом занятии необходимо повторить свойства линейных неравенств и использовать их при решении линейных неравенств с параметрами.
Ввести классификацию систем линейных уравнений по количеству решений ( неопределенные, однозначные), дать понятие системы с параметрами и алгоритм решения систем линейных уравнений с параметрами.
Тема 2.Квадратные уравнений и неравенства.
Данная тема самая главная и основная тема курса, именно здесь отводится больше часов для изучения, на уроках необходимо ввести понятие квадратного уравнения с параметром, обратив внимание на неравенство нулю коэффициента а, рассмотреть зависимость корней уравнения от коэффициента а и дискриминанта, записать алгоритм решении квадратных уравнений с параметром. На практическом занятии целесообразно рассмотреть решение квадратных уравнений с параметрами при наличии дополнительных условий к корням уравнения.
В содержании данной темы раскрываются теоретические сведения о нахождении корней квадратного трехчлена в зависимости от значений параметров. Учащиеся должны представлять, как может проходить график параболы в том или ином случае.
Тема 3.Аналитические и геометрические приемы и методы решения задач с параметрами.
На этих уроках нужно рассмотреть различные приемы и методы решения уравнений с параметрами. Учащиеся должны понимать, что красота и краткость решения зависят зачастую от выбора пути решения задания. Необходимо подчеркнуть, какие именно задачи удобнее всего решать графическим методом.
Тема 4. Решение различных видов уравнений и неравенств с параметрами.
Этот урок, по сути, является зачетным. Здесь подводятся итоги, проверяются самостоятельные и индивидуальные задания. Урок по теме лучше проводить в виде семинара, на котором рассматриваются задания, выполненные учащимися.
Тематическое планирование.
№ п/п | Тема | час |
Понятие уравнения с параметрами | 1 | |
Линейные уравнения и их системы с параметрами | 8 | |
2.1.Линейные уравнения с параметрами | 1 | |
2.1.Линейные уравнения с параметрами | 1 | |
2.2. Решение линейных уравнений с параметрами при наличии дополнительных условий | 1 | |
2.3. Уравнения, приводимые к линейным | 1 | |
2.3. Уравнения, приводимые к линейным | 1 | |
2.4. Системы линейных уравнений с параметрами | 1 | |
2.4. Системы линейных уравнений с параметрами | 1 | |
2.5. Решение линейных уравнений и их систем с параметрами | 1 | |
Линейные неравенства с параметрами | 4 | |
3.1. Решение линейных неравенств с параметрами | 1 | |
3.2. Решение линейных неравенств с параметрами с помощью графической интерпретации | 1 | |
3.2. Решение систем линейных неравенств | 1 | |
3.2. Решение систем линейных неравенств | 1 | |
Квадратные уравнения с параметрами | 8 | |
4.1. Решение квадратных уравнений с параметрами первого типа | 1 | |
4.2. Теорема Виета при решении квадратных уравнений с параметрами | 1 | |
4.3. Уравнения с параметрами, приводимые к квадратным | 1 | |
4.4 Расположение корней квадратного уравнения в зависимости от параметра | 1 | |
4.4 Расположение корней квадратного уравнения в зависимости от параметра | 1 | |
4.4 Расположение корней квадратного уравнения в зависимости от параметра | 1 | |
4.5. Взаимное расположение корней двух квадратных уравнений | 1 | |
4.6. Решение квадратных уравнений с параметрами | 1 | |
Квадратные неравенства | 3 | |
5.1. Решение квадратных неравенств | 1 | |
5.2. Решение квадратных неравенств методом интервалов | 1 | |
5.3. Нахождение заданного количества решений неравенства | 1 | |
Аналитические и геометрические приемы решения задач с параметрами | 10 | |
6.1. Графический метод решения задач с параметром | 1 | |
6.1. Графический метод решения задач с параметром | 1 | |
6.2. Применение понятия «пучок прямых на плоскости» | 1 | |
6.3. Фазовая плоскость | 1 | |
6.4. Использование симметрии аналитических выражений | 1 | |
6.5. Решение относительно параметра | 1 | |
6.6. Использование ограниченности функций при решении задач с параметрами | 1 | |
6.7. Использование метода оценок и экстремальных свойств функции | 1 | |
Тестирование по теме: «Обобщение и систематизация изученного курса». | 1 | |
Анализ теста. Решение различных видов уравнений и неравенств. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по теме "Решение уравнений и неравенств с параметрами"
Элективный курс по теме " Решение уравнений и неравенств с параметрами" позволяет познакомится с методами решения уравнений и неравенств содержащих параметр, способствует повышению уровня логиче...
элективный курс "Решение уравнений и неравенств с параметрами..."10 - 11класс
элективный курс "Решение уравнений и неравенств с параметрами..."10 - 11класс...
Программа элективных курсов "Уравнения и неравенства с параметрами", 9 класс
Задачи с параметрами играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры учащихся, обладают высокой диагностической и прогностической ценностью, существенно повышают ...
Рабочая программа элективного курса "Уравнения и неравенства с параметрами"
Данная рабочая программа элективного курса предназначена для учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы. Она может использоваться в качестве программы для профильного обучения. Программа данного...
рабочая программа по элективному курсу "Уравнения и неравенства с параметрами" для учащихся 10-11 классов
Рабочая программа составлена на основе авторской программы А.Х.Шахмейстера-4 изд.-М.:издательство МЦНМО. КТП составлено из расчета 34 часа за один учебный год....
Рабочая программа элективного предмета « Уравнения и неравенства с параметрами» 10 класс на 2016-2017 учебный год
Элективный предмет «Решение уравнений и неравенств с параметрами» составлен на основе авторской программы Д.Ф.Айвазяна с одноименным названием и является предметно-ориентированным и предназнач...
Программа элективного курса" Уравнения и неравенства с параметром"
В предлагаемых материалах задачи с параметром рассматриваются как средство обобщения и систематизации знаний учащихся. Сознательному усвоению учащимися методов решения уравнений и неравенств первой и ...