Нестандартные приемы решения уравнений. (подборка задач)
учебно-методический материал по алгебре (10, 11 класс) на тему
Рассматриваемые уравнения решаются, в основном, на функциональном уровне, т.е. сопоставлением некоторых свойств функций, содержащихся в уравнении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nestandartnye_priemy_resheniya_uravneniy.docx | 100.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Нестандартные приемы решения уравнений.
(подборка задач)
Рассматриваемые далее уравнения решаются, в основном, на функциональном уровне, т. е. сопоставлением некоторых свойств функции, содержащихся в уравнении.
I. В школьном учебнике «Алгебра и начала анализа» сформулирована теорема (о корне):«Пусть функция f возрастает (или убывает) на промежутке J, число a – любое из значений, принимаемых f на этом промежутке. Тогда уравнение f(x) = a имеет единственный корень в промежутке J».
Эту теорему можно сформулировать несколько иначе. Пусть функция f возрастает (или убывает) на промежутке J. Тогда уравнение f(x) = a может иметь не более одного корня.
Если в промежутке J существуют два таких значения аргумента x1 и x2, что f(x1) – a <0, а f(x2) – a >0, то уравнение f(x) = a имеет единственный корень.
Примеры:
1.Решить уравнение: + + = 6.
Решение. Область определения уравнения – луч [-1; +), и функция
f(x) = + + - 6 возрастающая (как сумма возрастающих функций), так что данное уравнение не может иметь более одного корня. Заметив, что f(-1) - 6 <0, а f(1) – 6 >0, делаем вывод, что данное уравнение имеет единственный корень, принадлежащий промежутку [-1;1]. Легко видеть, что x = 0.
2. Решить уравнение: cos = .
Решение. Пусть y = cos .Ясно, что 0 , а при этих значениях y функция cos y убывает, и каждое свое значение принимает только при одном значении аргумента. Итак, имеем систему
Cos y = ,
0 .
Откуда y = , и остается решить уравнение = .
3. Решить уравнение: ctg x = ectg 2x на промежутке .
Решение. Прологарифмировав данное уравнение и обозначив ctg x = t, получим уравнение
2 ln t = t – t -1,
t - -2 ln t = 0.
f(t) = t - -2 ln t (t > 0). Так как f ‘ = 1+ , то функция f(t) возрастает на всей области определения, и поскольку f(1) = 0, то ctg x = 1 и x = - искомое решение.
- Показать, что при любом значении a уравнение имеет единственный корень.
Решение. Пусть f(x) = . Очевидно, что D(f) = R. Так как
f ‘(x) = ,
то f(x) возрастает на R. Заметив, что f(-1) < 0, а f(2) > 0, делаем вывод, что данное уравнение имеет единственный корень при любом a.
- Сколько корней имеет уравнение
x – 3 = 2cos?
Решение. Перепишем уравнение в виде
x – 3 - 2cos= 0.
Для функции f(x) = x – 3 - 2cos
f ‘(x) = 1 + sin при любом xR. Следовательно, функция f(x) возрастает на R. Заметив, что f(0) < 0, f(6) > 0, делаем вывод, что уравнение имеет единственный корень.
6. Решить систему уравнений
sin x –sin y = x – y,
x2 + y2 = 1.
Решение. Непрерывная функция f(x) = sin t – t убывает на R и поэтому каждое свое значение принимает только один раз. Из первого уравнения следует, что x = y.Значит, (; ),(-; -) – искомые решения данной системы.
II. Пусть функция f(x) возрастает на промежутке J1, а функция g(x) убывает на промежутке J2. Тогда уравнение f(x) = g(x) не может иметь более одного корня.
Примеры:
1. Решить уравнение
Решение. Функция f(x) = возрастает на луче [1; +).
Функция g(x) = 3 - убывает на R. Значит, данное уравнение не имеет более одного корня. Легко видеть, что x = 2 – его корень.
2. Решить уравнение 4x + 3x = 7x.
Решение. Разделив обе части уравнения почленно на 4x > 0, получим
1 + = .
Теперь левая часть уравнения убывает на R, а правая часть, являющаяся показательной функцией , возрастает на R. Уравнение не может иметь более одного корня. Легко видеть, что x = 1.
3. Решить уравнение log2 (1 +) = log3 x.
Решение. Область определения уравнения : x > 0. Положим log3 x = t. Тогда
x = 3t , и уравнение примет вид
2t = 1+ ()t.
Разделив обе части на ()t > 0, получим + 1.
Левая часть уравнения представляет собой возрастающую функцию, а правая – убывающую. Значит, уравнение не может иметь более одного корня. Легко видеть, что t =2 и x = 9.
4. Решить уравнение (a > 0).
Решение. Область определения данного уравнения – отрезок [4; 8]. При любом а 0 левая часть уравнения – возрастающая функция на луче [4; +), а правая – убывающая на промежутке (-; 8]. Следовательно, исходное уравнение не может иметь более о
дного корня. Как легко заметить, x = 4 – искомый корень.
III. Пусть дано уравнение f(x) = g(x) и известно, что, например, f(x) A, a g(x) A, где A- некоторое число из E(f). Ясно, что уравнение f(x) = g(x) имеет решение тогда и только тогда, когда имеет решение система уравнений
f(x) = A,
g(x) = A.
Примеры:
1.Решить уравнение cos(x -1) = .
Решение. Пусть x > 0, тогда 1, а cos(x – 1) 1. Следовательно, для нахождения корней уравнения (при x > 0) решим систему уравнений
cos(x – 1) = 1.
Из первого уравнения x = 1, и оно удовлетворяет второму уравнению.
При x < 0 имеем И так как cos(x – 1), то для нахождения x (x < 0) приходим к системе уравнений
cos (x – 1) = -1.
Из первого уравнения x = -1, но оно не удовлетворяет второму уравнению системы.
Ответ: x = 1.
2. Решить уравнение
Решение. Найдем наибольшее и наименьшее значения функции
f(x) = Заметим, что D(f) = [1; 2] и
f ‘(x) =
f ‘(x) = 0 при x = 1,5 – критическая точка, принадлежащая интервалу (1; 2). Имеем далее, что f(1) = f(2) = 1; f(1,5) = 2
Итак, область значений функции f(x) есть отрезок [1; ], поскольку f(x) непрерывна на отрезке [1; 2].
Для правой части уравнения имеем оценку
x2 – 3x + 2,25 + = (x – 1,5)2 + .
Получаем систему уравнений
x2 – 3x + 2,25 + =.
Обоим уравнениям удовлетворяет x = 1,5.
Ответ: х=1,5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока.«Нестандартные приемы решения квадратных уравнений».
Урок обобщения и систематизации знаний. «Нестандартные приемы решения квадратных уравнений». Цель: систематизация и расширение сведений о способах решений квадратных урав...
Нестандартные приемы решения уравнений и задач.
В заданиях ЕГЭ по математике с развернутым ответом (часть С), олимпиадах, конкурсных экзаменах встречаются задачи с параметрами и модулями, задания, решаемые нестандартными методами. Появление таких з...
Презентация к уроку "Нестандартные приемы решения квадратных уравнений"
Различные примы рашения квалратных уравнений, краткая историческая справка...
Открытый урок 11 класс "Решение логарифмических уравнений. Нестандартные приемы решения"
Решение логарифмических уравнений....
ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ НЕСТАНДАРТНЫМ ПРИЕМАМ РЕШЕНИЯ УРАВНЕНИЙ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: нестандартный прием, уравнение, действия, задачи, обучение методам решения задач.АННОТАЦИЯ: В статье описываются этапы обучения учащихся решению уравнений нестандартными приемами....
Нестандартные приемы решения уравнений с модулями
В школьной программе , на мой взгляд, не разобраны в системе методы и приемы решения задач с модулем. У многих модуль вызывает страх. Есть замечательные задания с модулем, у которых своя с...
Приемы решения уравнений в 5-6 классах и обучение учащихся решению текстовых задач методом составления уравнений
Приемы решения уравнений в 5-6 классах и обучение учащихся решению текстовых задач методом составления уравнений...