Конспект урока по алгебре по теме "Множества точек на координатной прямой" (7 класс)
план-конспект урока по алгебре (7 класс) на тему

Попова Елена Викторовна

Конспект урока по алгебре по теме "Множества точек на координатной прямой" (7 класс)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по алгебре в 7 классе по теме «Множества точек на координатной прямой» с использованием мурманской методики

Учебник «Алгебра. 7 класс». Авторы: Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович и др.

Место и роль урока в изучаемой теме: урок закрепления нового материала

Цели урока:

– деятельностная: выработка способности усвоения нового способа деятельности.

– образовательная: актуализация знаний об отображении рациональных чисел на координатной прямой, получение знаний о видах числовых промежутков, выработка умения определять вид числового промежутка и соотносить его с математической записью соответствующего неравенства.

– развивающая: развитие навыка анализа информации, её обобщения, формирование умения самостоятельной работы с учебными пособиями.

– воспитательная: формирование внимательности, ответственности.


Технологическая карта урока

Название этапа урока

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма работы

Результаты

1.

Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку

Приветствие, проверка своей готовности к уроку

УУД:

– саморегуляция

2.

Актуализация знаний по данной теме, полученных из курса математики 6 класса

1. Определить, какое число находится правее на координатной прямой:

а). 3 или – 5

б). – 5,1 или – 1,5

в). 2 или 3

г). – 3,5 или 0

2. Отметить на координатной прямой точки A (– 2), B (– 0,5), C (0,5), D (1,3), M (2). Выписать точку, соответствующую наибольшему числу, наименьшему числу.

1. Фиксировать затруднения детей.

2. При их наличии провести опрос в качестве повторения (как располагаются числа на координатной прямой; как называются числа, расположенные левее нуля, правее нуля, как сравниваются числа разных знаков, одного знака)

1. Выполнение заданий – устно и письменно

2. Обоснование полученного ответа

3. Самоконтроль

4. Ответ на вопросы учителя

Фронтальная

УУД:

– осознание уровня своих знаний, соотнесение изученного с пока не известным;

– умение выражать свои мысли, слушать других;

– поиск и выделение необходимой информации.

Образовательные:

– актуализация знаний о правилах отображения точек на координатной прямой и записи координаты точки.

3.

Самостоятельная работа с карточками и выполнение заданий

Ученики получают карточки пяти цветов – красного (К), жёлтого (Ж), зелёного (З), голубого (Г) и оранжевого (О). Часть информации на всех карточках дублируется.

Каждый ученик изучает информацию на карточке, потом выполняет представленные там задания.

 

1. Ознакомить детей с правилами работы на этом этапе урока: самостоятельная проработка материала, выполнение заданий второй части карточки.

2. Сообщить о правилах дальнейшей работы с карточками, т.е. «цветовых комбинациях», и записать их на доске:

К – Ж      Ж – З      З – Г

К – З       Ж – Г      З – О

К – Г       Ж – О     Г – О

К – О

Изучение информации на карточках и выполнение заданий

Индивидуальная

УУД:

– поиск и выделение необходимой информации;

– выбор критериев для сравнения;

– подведение под понятие, вывод следствий;

– саморегуляция.

Образовательные:

– актуализация и закрепление знаний о видах числовых промежутков, правилах их задания и отображения на координатной прямой.

4.

Поиск партнёра по цветовому сигналу и выполнение новых заданий.

Ученики ищут партнёра, чья карточка другого цвета. Каждый ученик прорабатывает с партнёром первую часть карточки (объясняет ему). Затем партнёр прорабатывает с ним первую часть карточки. Затем они обмениваются карточками и выполняют новое для себя задание 2 части.

Контролировать порядок обмена партнёрами и выполнение заданий второй части карточки.

Участие в диалоге и выполнение новых заданий.

Групповая

УУД:

– умение выражать свои мысли, слушать других, осознанное построение устной речи;

– контроль и коррекция своих действий;

– анализ информации, систематизация знаний.

Образовательные:

– актуализация и закрепление знаний о видах числовых промежутков, правилах их задания и отображения на координатной прямой.

5.

Обобщение полученных знаний.

Учитель объявляет об окончании работы, ученики сдают карточки и тетради на проверку.

Учитель собирает тетради.

Участие во фронтальной работе, запись таблицы в тетради.

фронтальная

УУД:

– осознание качества и уровня усвоения знаний;

– саморегуляция;

– умение слушать других людей;

– структурирование знаний.

Образовательные:

– обобщение и закрепление знаний по изучаемой теме.

6.

Задание на дом

Домашнее задание; № 438, № 440, № 441.

Учитель собирает тетради на проверку, задаёт д/з

Ученики сдают тетради, записывают д/з.

1. Содержание красных карточек:

Часть 1

Координатная прямая задаётся нулём (началом отсчёта), единичным отрезком и направлением, указывающим возрастание чисел. Чтобы построить точку, соответствующую некоторому числу а, нужно от нуля отложить вправо или влево (зависит от того, положительное числа а или отрицательное) отрезок, равный | а |.  Число а – это координата данной точки. Чаще говорят не «точка имеет координату 4», а просто «точка 4».

Открытый луч

Рассмотрим множество точек, имеющих координату, большую числа 3. Его можно задать неравенством x > 3. Ему соответствуют все точки, расположенные правее 3. Отобразим на координатной прямой данное множество точек:

! Множество точек (числовой промежуток), координаты которых строго больше (либо строго меньше) данного числа называется

открытым лучом. 

!! Обратить внимание: сама точка 3 в этот числовой промежуток не входит, т.к. неравенство строгое (х обязательно больше 3, но не равен 3). На координатной прямой точка 3 обозначена светлым кружочком, числовой промежуток заштрихован.

Данный числовой промежуток обозначается следующим образом: x  (3; + ∞). Читается: х принадлежит промежутку от 3 до плюс бесконечности, само число 3 не входит.

Пример:

Допустим, требуется изобразить на координатной прямой числовой промежуток, соответствующий неравенству x < 4, и записать его обозначение. Поскольку неравенство строгое, то это – открытый луч, и сама точка 4 не входит в числовой промежуток:

  Обозначается: х  (– ∞; 4)

Например, точка 1 входит в этот числовой промежуток: 1  (– ∞; 4). Точка 5 не входит в него: 5 (– ∞; 4)

Часть 2

Задание № 1

Записать неравенство, соответствующее изображённому на рисунке числовому промежутку, и его обозначение:

а).   б).    в).    .

Задание № 2

На координатной прямой изобразить открытый луч:

а). все числа которого больше 2.    б). все числа которого меньше – 3,5.    в). все числа которого больше – 4,5

Задание № 3

Записать обозначение изображённого на рисунке открытого луча. Какие из чисел – 1;   0,5; ;    3 ему принадлежат?

 

2. Содержание жёлтых карточек:

Часть 1

Координатная прямая задаётся нулём (началом отсчёта), единичным отрезком и направлением, указывающим возрастание чисел. Чтобы построить точку, соответствующую некоторому числу а, нужно от нуля отложить вправо или влево (зависит от того, положительное числа а или отрицательное) отрезок, равный | а |.  Число а – это координата данной точки. Чаще говорят не «точка имеет координату 4», а просто «точка 4».

Замкнутый луч

Рассмотрим множество точек, имеющих координату, большую или равную числу 3. Его можно задать неравенством x ≥ 3. Ему соответствуют все точки, расположенные правее 3, включая само это число. Отобразим на координатной прямой данное множество точек:

! Множество точек (числовой промежуток), координаты которых больше или равны (либо меньше или равны) данному числу, называется замкнутым лучом. 

!! Обратить внимание: сама точка 3 в этот числовой промежуток также входит, т.к. неравенство нестрогое (х либо больше 3, либо равен 3). На координатной прямой точка 3 обозначена тёмным кружочком, числовой промежуток заштрихован.

Данный числовой промежуток обозначается следующим образом: x  [3; + ∞). Читается: х принадлежит промежутку от 3 до плюс бесконечности/

Например, точка 1 не входит в этот числовой промежуток: 1  [3; + ∞). Точка 5 входит в него: 5 [3; + ∞)

Часть 2

Задание № 1

Записать неравенство, соответствующее изображённому на рисунке числовому промежутку, и его обозначение:

а).   б).    в).    

Задание № 2

На координатной прямой изобразить замкнутый луч:

а). все числа которого меньше либо равны 3,5.    б). все числа которого меньше либо равны – 1.    в). все числа которого больше либо равны 5,1

Задание № 3

Записать обозначение изображённого на рисунке замкнутого луча. Какие из чисел – 2;   – 1,1; ;    1 ему принадлежат?  

 

3. Содержание зелёных карточек:

Часть 1

Координатная прямая задаётся нулём (началом отсчёта), единичным отрезком и направлением, указывающим возрастание чисел. Чтобы построить точку, соответствующую некоторому числу а, нужно от нуля отложить вправо или влево (зависит от того, положительное числа а или отрицательное) отрезок, равный | а |.  Число а – это координата данной точки. Чаще говорят не «точка имеет координату 4», а просто «точка 4».

Интервал

Рассмотрим множество точек, координаты которых строго больше – 2, но строго меньше 3. Его можно задать неравенством – 2 < x < 3. Ему соответствуют все точки, расположенные правее – 2, но левее 3 не включая сами эти числа. Отобразим на координатной прямой данное множество точек:

! Множество точек (числовой промежуток), координаты строго больше одного числа и строго меньше другого, называется

интервалом. 

!! Обратить внимание: сами точки – 2 и 3 в этот числовой промежуток не входят, т.к. неравенство строгое (х обязательно больше – 2 и обязательно меньше 3). На координатной прямой точки – 2 и 3 обозначены светлыми кружочками, числовой промежуток заштрихован.

Данный числовой промежуток обозначается следующим образом: x  (– 2; 3). Читается: х принадлежит промежутку от минус 2 до 3, – 2 и 3 в него не входят.

Например, точки – 3 и 3 не входят в этот числовой промежуток: – 3  (– 2; 3), 3  (– 2; 3). Точка 0 входит в него: 0 ∈ (–2; 3)

Часть 2

Задание № 1

Записать неравенство, соответствующее изображённому на рисунке числовому промежутку, и его обозначение:

а).   б).    в).    

Задание № 2

На координатной прямой изобразить интервал:

а). все числа которого больше нуля, но меньше 3,5.    б). все числа которого больше – 1, но меньше 1.    в). все числа которого меньше 5, но больше нуля.

Задание № 3

Записать обозначение изображённого на рисунке интервала. Какие из чисел – 2;   – 0,9; ;    3   ему принадлежат?

 

4. Содержание голубых карточек:

Часть 1

Координатная прямая задаётся нулём (началом отсчёта), единичным отрезком и направлением, указывающим возрастание чисел. Чтобы построить точку, соответствующую некоторому числу а, нужно от нуля отложить вправо или влево (зависит от того, положительное числа а или отрицательное) отрезок, равный | а |.  Число а – это координата данной точки. Чаще говорят не «точка имеет координату 4», а просто «точка 4».

Отрезок

Рассмотрим множество точек, координаты которых больше либо равны – 2,5 и меньше либо равны 1. Его можно задать неравенством 

– 2,5 ≤ x ≤ 1. Ему соответствуют все точки, расположенные правее – 2,5 и левее 1, включая сами эти числа. Отобразим на координатной прямой данное множество точек:

! Множество точек (числовой промежуток), координаты больше либо равны одному числу и меньше либо равны другому, называется отрезком. 

!! Обратить внимание: сами точки – 2,5 и 1 в этот числовой промежуток входят, т.к. неравенство нестрогое (х больше или равен – 2,5 и меньше или равен 1). На координатной прямой точки – 2,5 и 1 обозначены тёмными кружочками, числовой промежуток заштрихован.

Данный числовой промежуток обозначается следующим образом: x  [– 2,5;  3]. Читается: х принадлежит промежутку от минус 2,5 до 1.

Например, точки – 3 и 4 не входят в этот числовой промежуток: – 3  [– 2,5; 1],  4  [– 2,5;  1]. Точка 0 входит в него: 0 ∈ [–2,5; 1)

Часть 2

Задание № 1

Записать неравенство, соответствующее изображённому на рисунке числовому промежутку, и его обозначение:

а).   б).    в).    

Задание № 2

На координатной прямой изобразить отрезок:

а). все числа которого больше либо равны 1, но меньше либо равны 2.    б). все числа которого больше либо равны – 2, но меньше либо равны 2.    в). все числа которого меньше либо равны 4, но больше либо равны нулю.

Задание № 3

Записать обозначение изображённого на рисунке отрезка. Какие из чисел – 2;   – ;  1,9;   2   ему принадлежат?

 

5. Содержание оранжевых карточек:

Часть 1

Координатная прямая задаётся нулём (началом отсчёта), единичным отрезком и направлением, указывающим возрастание чисел. Чтобы построить точку, соответствующую некоторому числу а, нужно от нуля отложить вправо или влево (зависит от того, положительное числа а или отрицательное) отрезок, равный | а |.  Число а – это координата данной точки. Чаще говорят не «точка имеет координату 4», а просто «точка 4».

Отрезок

Рассмотрим множество точек, координаты которых строго больше – 1, но меньше либо равны 5. Его можно задать неравенством 

– 1 < x ≤ 5. Ему соответствуют все точки, расположенные правее – 1 и левее 5 так, что – 1 не входит в числовой промежуток, а 5 входит. Отобразим на координатной прямой данное множество точек:

Может быть и другой вариант: дано множество точек, координаты которых больше либо равны – 1, но строго меньше 5. Его можно задать неравенством – 1 ≤ x < 5. Ему соответствуют все точки, расположенные правее – 1 и левее 5 так, что – 1 входит в числовой промежуток, а 5 не входит.

! Множество точек (числовой промежуток), координаты больше либо равны одному числу, но строго меньше другого (либо строго больше одного числа, но меньше или равны другому), называется полуинтервалом. 

!! Обратить внимание: точка, которая входит в числовой промежуток, обозначена тёмным кружочком; точка, которая не входит в числовой промежуток – светлым; числовой промежуток заштрихован.

Первый числовой промежуток обозначается следующим образом: x  (– 1;  5]. Читается: х принадлежит промежутку от – 1 до 5, точка – 1 не входит.

Второй числовой промежуток обозначается так: : x  [– 1;  5). Читается: х принадлежит промежутку от – 1 до 5, точка 5 не входит.

Например, точки – 3 и – 1 не входят в первый числовой промежуток: – 3  (– 1; 5],  1  (– 1;  5]. Точка 0 входит в него: 0 ∈ (–1; 5].

Часть 2

Задание № 1

Записать неравенство, соответствующее изображённому на рисунке числовому промежутку, и его обозначение:

а).   б).    в).    

Задание № 2

На координатной прямой изобразить отрезок:

а). все числа которого больше либо равны 0, но меньше 2.    б). все числа которого больше либо равны – 3, но меньше 3.    в). все числа которого меньше либо равны 5, но больше либо равны – 2.

Задание № 3

Записать обозначение изображённого на рисунке отрезка. Какие из чисел – 9;  – ;  2;   2,5   ему принадлежат?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по алгебре "Свойства степени с натуральным показателем". 7 класс

Целью данного урока служит отработка умений систематизировать, обобщать знания о степени с натуральным показателем, закрепить и усовершенствовать навыки простейших преобразований выражений, содержащих...

Конспект урок по алгебре «Определение степени с целым показателем» 8 класс

Цели:  Образовательные: ввести понятие степени  с целым показателем,  научить применять ее при вычисле­ниях и преобразованиях.     Развивающие: развитие ...

Конспект урока по математике на тему : "Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч."

Педагогические цели: дать первичные представления о кривой и прямой линиях, отрезке; продолжить работу по усвоению состава чисел 2–5; учить чертить геометрические фигуры по линейке, правильно пользова...

Конспект урока по алгебре "Решение квадратных уравнений с параметрами", 8 класс

Материал содержит конспект урока по алгебре в 8 классе  "Решение квадратных уравнений с параметрами"...

Конспект урока по алгебре " Линейная функция и ее график" 7 класс

Приведена технологическая карта урока по алгебре...

Конспект урока по алгебре и началам математического анализа в 10 классе по теме "Рациональные уравнения" (по учебнику С. М. Никольского)

Конспект первого урока по алгебре и началам математического анализа по теме "Рациональные уравненя" по учебнику С.М.Никольского....