Применение формул сокращенного умножения
план-конспект урока по алгебре (7 класс) на тему

Разработка открытого урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formuly_sokr._umn._7_kl.pptx1.36 МБ
Microsoft Office document icon formuly_sokr.umn_.7_kl.doc132.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок обобщения знаний по теме: «Формулы сокращённого умножения» Учитель математики: Шамхалова Макка Алхасовна

Слайд 2

Цели урока: 1. Повторить и обобщить пройденный материал по теме «Формулы сокращённого умножения». 2. Закрепить умения и навыки применения формул сокращённого умножения при решении математических задач.

Слайд 3

Эпиграф к уроку: “ У математиков существует свой язык – это формулы”. С. Ковалевская

Слайд 4

Актуализация знаний: а) Найдите ошибки (а+ b ) 2 =а 2 +а b + b 2 (а-с) 2 =а 2 -2а b + b 2 (а+ b ) 3 =а 3 +а 2 b +а b 2 + b 3 (а- b ) 3 =а 3 -3а b +3а b - b 3 а 2 - b 2 =(а- b )(а- b ) а 3 - b 3 =( a - b )( a 2 +2 ab + b 2 ) а 3 + b 3 =( a + b )( a 2 + ab + b 2 ) ( а+ b ) 2 =а 2 + 2 а b + b ( а- b ) 2 =а 2 -2а b + b 2 (а+ b ) 3 =а 3 + 3 а 2 b + 3 а b 2 + b 3 ( а- b ) 3 =а 3 -3а 2 b +3а b 2 - b 3 а 2 - b 2 =(а- b )(а + b ) а 3 - b 3 =( a - b )( a 2 + ab + b 2 ) а 3 + b 3 =( a + b )( a 2 - ab + b 2 )

Слайд 5

Задание 1 2 3 ( с+3) 2 = с 2 - 6с + 9 с 2 + 2с + 9 с 2 + 6с + 9 ( 4-2у) 2 = 16 + 16у + 4у 2 16 - 16у + 4у 2 16 - 8у + у 2 ( 9+5х) 2 = 25х 2 +90х+81 25х 2 +81 25х 2 -90х- 81 б) Выберите правильный ответ.

Слайд 6

формула ответ (x+3)² 4x²-9 x²-16 16x²-40xy+25y² (2x-3)(2x+3) (x-4)(x+4) 81-18x+x² (3y+6x)² (4x-5y)² x²+6x+9 25x²-49y² (9-x)² 9y²+36yx+36x² (5x-7y)(5x+7y) Установить соответствие

Слайд 7

Историческая справка Впервые Диофант ввел символические обозначения алгебраических выражений Диофант (вероятно, III в. д .э .) – древнегреческий математик, философ из Александрии, упоминается, как «отец алгебры» Диофант автор книги «Арифметика и книга о многоугольных числах» Именем Диофанта названы два больших раздела теории чисел – теория диофантовых уравнений и теория диофантовых приближений

Слайд 9

Практическое применение формул . Вариант 1: 1)Вычисли: 41 2 – 31 2 б) 72 в) 720 г) 730 2)Вычисли: 26 2 – 74 2 е) – 4800 ж) 4800 з) – 480 3)Разложи на множители: a 4 – 8 a 2 + 16 c ) ( a 2 + 4) 2 n ) ( a – 4) 2 p ) ( a 2 – 4) 2 4)Разложи на множители: a 6 – 8 н) ( а 2 – 2) ( а 4 + 2 а 2 + 4) к) ( а 3 – 4) ( а 3 + 4) л) ( а 2 – 2) ( а 2 + 2 а + 4) 5)Разложи на множители: 25 b 2 – 16 c 4 a ) (5 b – 4 c 2 ) 2 o ) (5 b – 4 c 2 ) (5 b + 4 с 2 ) д) (5 b – 4 c ) (5 b + 4 c ) Вариант 2: 1)Вычисли: 76 2 – 24 2 а) – 520 в) 5200 c) 52 2)Вычисли: 83 2 –73 2 e)1560 ж) 156 з) 1540 3)Разложи на множители: 4 + 4 b 2 + b 4 к) (2 – b 2 ) 2 п) (2 + b ) 2 р) (2 + b 2 ) 2 4)Разложи на множители: 1 – c 9 н) (1 – c 3 ) ( 1 + c 3 + c 6 ) м) (1 – c 3 ) ( 1 + c 3 ) л) (1 – с 3 ) ( 1 + 2 с 3 + с 6 ) 5)Разложи на множители: 36 x 4 – 49 y 2 e ) (6 x 2 – 7 y ) 2 o ) (6 x 2 – 7 y ) (6 x 2 + 7 y ) a ) (6 x – 7 y ) (6 x + 7 y )

Слайд 10

Замените * одночленом так, чтобы получившееся равенство было тождеством a 2m 3b 0,4 y x 2 , y 2 x 3 , 64

Слайд 11

Математическая эстафета I группа II группа 1.Преобразуйте в многочлен: а) (у-4) 2 а) (3а+4) 2 б) (5с-1)(5с+1) б) (с+3)(с-3) 2. Упростите выражение. (а-9) 2 - (81+2а) ( с+в )(с-в) - (5с 2 -в 2 ) 3. Разложите на множители. а) х 2 -49 а) 25у 2 -а 2 б) с 2 +4ас+а 2 б)25х 2 -10ху+у 2

Слайд 12

№ 934 , 939, 949

Слайд 13

Рефлексия. В оценочном листе п родолжи одно из предложений: “Мне понятно… “Я запомнил… “Мне на уроке… “Я думаю…



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение –

Султанянгиюртовская средняя общеобразовательная школа им. Ю.Акаева.

Урок

 по алгебре

 в 7 классе

 по теме:  «Применение формул сокращенного умножения.»

Учитель:  Шамхалова Макка Алхасовна

                                                      Урок по алгебре

 7 класса

Тема урока. Применение формул сокращенного умножения.

Цель:

1. Образовательная: закрепить знания учащихся о формулах сокращенного умножения, сформировать умения  применения формул при решении задач.

2. Развивающая: развить познавательный интерес  к математике, логическое мышление, математическую речь, наблюдательность, умение систематизировать и применять полученные знания.

3. Воспитательная: воспитать ответственное, творческое отношение у учебному труду.

Тип урока: Урок обобщения и систематизация знаний.

        

План урока.

  1. Организационный момент, постановка цели урока.
  2. Актуализация знаний.
  3. Проверка домашнего задания.
  4. Установить соответствие.
  5. Историческая справка.
  6. Практическое применение формул.
  7. Физминутка:                                      
  8. Замена
  9. Математическая эстафета.
  10.  Итоги урока.
  11. Домашнее задание.
  12. Рефлексия.

ХОД УРОКА

“У математиков существует
свой язык – это формулы”.

С. Ковалевская

  1. Организационный момент, постановка цели урока.

Здравствуйте, ребята!  Тема нашего урока  “Формулы сокращенного умножения».  На предыдущих уроках вы познакомились с формулами сокращенного умножения. Сегодня урок закрепления и формирования навыков применения формул сокращенного умножения.  Перед нами задача - закрепить изученный материал. Разобраться в непонятных ранее моментах, проконтролировать и оценить свои знания.

  1. Актуализация знаний.

Эпиграфом к уроку являются слова Софьи Ковалевской «У математиков существует свой язык – это формулы».

Формулой называется символьная запись, содержащая некоторое утверждение.

  1. Проверка домашнего задания.

Консультанты (5 человек), проверившие у учащихся своих групп выполнение домашнего задания на перемене, докладывают учителю о результатах проверки.

а)  При записи формул были допущены ошибки. Найдите и исправьте их.

          1)  (а+b)2 2+аb+b2

     Ответ: (а+b)22+2аb+b2

2)  (а-с)22-2аb+b2

     Ответ: (а-b)22-2аb+b2

3)  (а+b)332b+аb2-b3

     Ответ: (а-b)33-3а2b+3аb2-b3

4)  (а-b)33-3аb+3аb-b3

     Ответ: (а-b)33-3а2b+3аb2-b3

5)  а2-b2=(а-b)(а-b)

     Ответ: а2-b2=(а-b)(а+b)

6) а3-b3=(a-b)(a2+2ab+b2)

     Ответ: а3-b3=(a-b)(a2+ab+b2)

          б)  В таблицах представлены выражения. Выберите   правильный ответ.

                                                              Ответы:

Задание

1

2

3

(с+3)2=

с2 - 6с + 9

с2 + 2с + 9

с2 + 6с + 9

(4-2у)2=

16 + 16у + 4у2

16 - 16у + 4у2

16 - 8у + у2

(9+5х)2=

25х2+90х+81

25х2+81

25х2-90х- 81

  1.  «Установить соответствие»

формула

ответ

(x+3)²

4x²-9

x²-16

16x²-40xy+25y²

(2x-3)(2x+3)

(x-4)(x+4)

81-18x+x²

(3y+6x)²

(4x-5y)²

x²+6x+9

25x²-49y²

(9-x)²

9y²+36yx+36x²

(5x-7y)(5x+7y)

Проверим результат  ,получаем соответствия:
1→5, 2→3, 3→1, 4→6, 5→2, 6→7, 7→4.

Молодцы ребята, вы справились и с этим заданием. 

  1. Историческая справка:(готовит ученик) Очень давно, в Древней Греции жили и работали замечательные ученые-математики, которые всю свою жизнь отдали служению науке. В то время все алгебраические утверждения выражали в геометрической форме, вместо сложения чисел говорили о сложении отрезков, а произведение двух чисел сравнивали с площадью, трех чисел-с объемом и т.д.  Первым ученым, который отказался от геометрических способов выражения и перешел к алгебраическим уравнениям был древнегреческий ученый-математик, живший в 3 веке до нашей эры Диофант. Появились формулы, которые стали называться формулами сокращенного умножения.
  2.   Практическое применение формул.

     Контроль знаний.  Следующий тест проверит ваше умение применять формулы сокращенного умножения при вычислении значений выражений и разложении на множители. Ваша цель – выбрать правильный ответ и записать нужную букву.

    Учащиеся получают карточки с пятью заданиями. При правильных ответах из выбранных букв должно получиться слово «ВЕРНО».

 Вариант 1:

1)Вычисли:  412 – 312                                                                                    

б) 72
в) 720
г) 730

2)Вычисли:   262  – 742

е) – 4800
ж) 4800
з) – 480

3)Разложи на множители:   a4 – 8a2 + 16

c) (a2 + 4)2
n) (
a – 4)2
p) (
a2 – 4)2

4)Разложи на множители:   a6 – 8

н) (а2 – 2) (а4 + 2а2 + 4)
к) (
а3 – 4) (а3 + 4)
л) (
а2 – 2) (а2 + 2а + 4)

5)Разложи на множители:   25b2 – 16c4

a) (5b – 4c2)2
o) (5
b – 4c2) (5b + 4с2)
д) (5
b – 4c) (5b + 4c)

Вариант 2:

1)Вычисли:   762 – 242

а) – 520
в) 5200
c) 52

2)Вычисли:    832 –732

e)1560
ж) 156
з) 1540

3)Разложи на множители:    4 + 4b2 + b4

к) (2 – b2)2
п) (2 + 
b)2
р) (2 + 
b2)2

4)Разложи на множители:  1 – c9

н) (1 – c3) ( 1 + c3 + c6)
м) (1 – 
c3 ) ( 1 + c3)      
л) (1 – 
с3) ( 1 + 2с3 + с6)

5)Разложи на множители:   36x4 – 49y2

e) (6x2 – 7y)2
o) (6
x2 – 7y) (6x2 + 7y)
a) (6
x – 7y) (6x + 7y)

Для проверки теста учащиеся показывают запись учителю и вместе с ним оценивают свою работу.

  1. Физминутка:

Поднимает руки класс — это «раз».

Повернулась голова — это «два».

Руки вниз, вперед смотри — это «три».

Руки в стороны пошире развернули на «четыре»,

С силой их к плечам прижать - это «пять».

  1. Замена. Замените http://festival.1september.ru/articles/626618/Image2961.gif одночленом так, чтобы получившееся равенство было тождеством. (Индивидуальное задание.) Взаимопроверка. («5» - все верно, «4» - 1- 2 ошибки, «3» - 3 ошибки)

1

http://festival.1september.ru/articles/626618/Image2962.gif

a

2

http://festival.1september.ru/articles/626618/Image2963.gif

2m

3

http://festival.1september.ru/articles/626618/Image2964.gif

3b

4

http://festival.1september.ru/articles/626618/Image2965.gif

0,4y

5

http://festival.1september.ru/articles/626618/Image2966.gif

x2, y2

6

http://festival.1september.ru/articles/626618/Image2967.gif

x3, 64

Затем вызываю учеников к доске исправить ошибки в примерах, они еще раз проговаривают формулы и правила.

9. Математическая эстафета

          I группа                                                        II группа

                    1.Преобразуйте в многочлен:

    а) (у-4)2                                               а) (3а+4)2   

    б) (5с-1)(5с+1)                                    б) (с+3)(с-3)

                        2. Упростите выражение.

    (а-9)2 - (81+2а)                                    (с+в)(с-в) - (5с22)

 

                          3. Разложите на множители.

   а) х2-49                                                 а) 25у22  

    б) с2+4ас+а2                                        б)25х2-10ху+у2

10.Итоги урока.

-  Оценка ваша за урок будет в оценочном листе, который вы мне сейчас сдадите. Сложите все 5 оценок и разделите на 5, это и будет ваша оценка за урок. Ребята, достигли ли Вы своей цели на этом уроке? В оценочном листе подчеркните свой ответ.

11.Домашнее задание.  № 934,939, 949      

12.Рефлексия. В оценочном листе продолжи одно из предложений:

“Мне понятно…

“Я запомнил…

“Мне на уроке…

“Я думаю…

Урок закончен. До свидания!

Оценочный  лист уч-ся 7 «а» кл  Ф. И._______________________________

Задание № 1

а)      При записи формул были допущены ошибки . Найдите и исправьте их.

          1)  (а + в)2 = а2 + ав + в2

2)  (а - с)2 = а2 – 2ав + в2

3)  (а+в)3 = а3+ а2в + ав2 – в3  

4)  (а - в)3 = а3 - 3ав + 3ав – в3

5)  а2- в2 = (а – в)(а – в)

6)  а3 - b3 = (a – b)(a2 + 2ab + b2)

     

          б)  В таблицах представлены выражения. Выберите   правильный ответ.

                                                              Ответы:

Задание

1

2

3

(с+3)2=

с2 - 6с + 9

с2 + 2с + 9

с2 + 6с + 9

(4-2у)2=

16 + 16у + у2

16 - 16у + у2

8 - 8у + у2

(9+5х)2=

25х2+90х+81

25х2+81

25х2-90х- 81

Оценка:

Задание № 2

Установить соответствие

формула

ответ

(x+3)²

4x²-9

x²-16

16x²-40xy+25y²

(2x-3)(2x+3)

(x-4)(x+4)

81-18x+x²

(3y+6x)²

(4x-5y)²

x²+6x+9

25x²-49y²

(9-x)²

9y²+36yx+36x²

(5x-7y)(5x+7y)

Оценка:

Задание №3

                      Практическое применение формул.

Вариант 1:

1)Вычисли:  412 – 312                                                                                    

б) 72
в) 720
г) 730

2)Вычисли:   262  – 742

е) – 4800
ж) 4800
з) – 480

3)Разложи на множители:   a4 – 8a2 + 16

c) (a2 + 4)2
n) (
a – 4)2
p) (
a2 – 4)2

4)Разложи на множители:   a6 – 8

н) (а2 – 2) (а4 + 2а2 + 4)
к) (
а3 – 4) (а3 + 4)
л) (
а2 – 2) (а2 + 2а + 4)

5)Разложи на множители:   25b2 – 16c4

a) (5b – 4c2)2
o) (5
b – 4c2) (5b + 4с2)
д) (5
b – 4c) (5b + 4c)

Вариант 2:

1)Вычисли:   762 – 242

а) – 520
в) 5200
c) 52

2)Вычисли:    832 –732

e)1560
ж) 156
з) 1540

3)Разложи на множители:    4 + 4b2 + b4

к) (2 – b2)2
п) (2 + 
b)2
р) (2 + 
b2)2

4)Разложи на множители:  1 – c9

н) (1 – c3) ( 1 + c3 + c6)
м) (1 – 
c3 ) ( 1 + c3)      
л) (1 – 
с3) ( 1 + 2с3 + с6)

5)Разложи на множители:   36x4 – 49y2

e) (6x2 – 7y)2
o) (6
x2 – 7y) (6x2 + 7y)
a) (6
x – 7y) (6x + 7y)

Оценка:

Задание № 4

Замените http://festival.1september.ru/articles/626618/Image2961.gif одночленом так, чтобы получившееся равенство было тождеством.

1

http://festival.1september.ru/articles/626618/Image2962.gif

2

http://festival.1september.ru/articles/626618/Image2963.gif

3

http://festival.1september.ru/articles/626618/Image2964.gif

4

http://festival.1september.ru/articles/626618/Image2965.gif

5

http://festival.1september.ru/articles/626618/Image2966.gif

6

http://festival.1september.ru/articles/626618/Image2967.gif

Оценка:

Задание №5

         II группа

  I группа                                                      

 1.Преобразуйте в многочлен:

а) (3а+4)2      

б) (с+3)(с-3)

    1.Преобразуйте в многочлен:

    а) (у-4)2                                       

     б) (5с-1)(5с+1)                                    

2. Упростите выражение.   

 (с+в)(с-в) - (5с22)

   2. Упростите выражение.

    (а-9)2 - (81+2а)                                    

3. Разложите на множители.

а) 25у22  

б) 4с2+4ас+а2    

   3. Разложите на множители.

   а) х2-49                                                

    б)25х2-10ху+y2

 

Оценка:

Рефлексия. Продолжи одно из предложений:

“Мне понятно…

“Я запомнил…

“Мне на уроке…

“Я думаю…

Итог :


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Применение формул сокращенного умножения при преобразовании выражений", алгебра,7 класс

Первый урок на преобразование выражений по формулам сокращенного умножения (Презентация, конспект, раздаточный материал)...

7 класс Применение формул сокращенного умножения

Данный материал содержит два типа заданий на применение формул сокращенного умножения для разложения многочленов на множители и выполнение умножения....

Применение формул сокращенного умножения

Открытый урок по математике в 7 классе по теме: «Преобразования многочленов с помощью формул сокращенного умножения»....

Применение формул сокращенного умножения для преобразования выражени 7 класс

Применение формул сокращенного умножения для преобразования выражени...

Конспект и презентация открытого урока по алгебре в 7 классе "Применение формул сокращенного умножения"

Цель урока: систематизировать знания и умения учащихся применять формулы квадрата разности, суммы и разности квадратов для преобразования многочленов.Планируемые результаты:-...

сценарный план урока алгебры "Применение формул сокращенного умножения"

Материал содержит подробный план урока, рабочую карту урока, презентацию к уроку....

Применение формул сокращенного умножения при решении задач.

Урок посвящен некоторым знаменательным датам и событиям  года, которые вошли в историю не только нашей страны, но и имели грандиозное значение для всего человечества...