Открытый урок по алгебре в 8 классе
план-конспект урока по алгебре (8 класс) на тему

Косырева Людмила Васильевна

Урок проходил в 8 классе, предмет – алгебра, в классе 3 человека. Класс со  среднем  уровнем подготовки.
Тема урока: Решение систем неравенств с одной переменной

Тип урока: урок открытия  нового материала. 
Данный урок – первый, на изучение которого отводится 3 часа, из главы «Неравенства с одной переменной и их системы». Урок построен в соответствии с программными требованиями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_algebre_v_8_klasse_12.04.18_g.docx40.99 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: алгебра

Класс: 8 класс

Учитель: Косырева Л.В.

Тема урока: _Решение систем неравенств с одной переменной

Учебник: Макарычев Ю. Н, Миндюк Н. Г., Нешков К. И., Суворова С. Б.; Под ред. С. А. Теляковского, Алгебра: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений /-М.:Просвещение,2013.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Содержательная цель урока: познакомить обучающихся с понятием системы неравенств и ее решением.

Деятельностная цель урока:  сформировать умение решать системы неравенств, используя алгоритм.

Планируемые образовательные результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

Умение аргументировать свою точку зрения, общаться в коллективе, слушать собеседника и вести диалог.

Развивать активность и находчивость при решении задач,.

Увидеть роль и место математики в других дисциплинах и окружающей жизни;

уметь обрабатывать информацию; выбирать способы решения неравенств в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности

уметь решать линейные неравенства и системы;

графически изображать множество их решений, а также записывать решения в виде числового промежутка;

производить отбор решений по заданному условию (целые решения, наибольшее/наименьшее целое решение).

Задачи:

образовательные (формирование познавательных УУД):  систематизировать знания о линейных неравенствах и системах линейных неравенств;

 сформировать умение: решать системы линейных неравенств, графически изображать множество их решений;

находить все целые числа, являющиеся решением системы неравенств;

находить наибольшее/наименьшее целое решение системы неравенств;

наблюдать, анализировать, делать выводы, осмысливать и обобщать учебный материал;

объективно оценивать свою деятельность и деятельность других;

закреплять и повторять ранее пройденный материал.

воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

развивающие (формирование регулятивных УУД)

развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, математическую речь, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Формы работы учащихся: Фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Оборудование и программное обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, презентация

Используемые технологии: проблемные ситуации, информационные, технологии критического мышления ( «Верю- не верю», «З-Х-У», работа в паре.

Этапы урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цель этапа: Включение учащихся в учебную деятельность.

ЛичностныеУУД:  формировать положительное отношение к урокам математики, доброжелательное отношение к сверстникам.

Коммуникативные УУД:

уметь слушать и понимать речь других

-       -Здравствуйте! Садитесь, пожалуйста!

Урок хотелось бы начать со слов: «Считай несчастным тот день или тот час, в котором ты не усвоил ничего, ничего не прибавил к своему образованию», так сказал Ян Амос Каменский .

И я надеюсь, что сегодняшний урок, и день не будет для вас несчастным и потерянным, т.к. каждый из вас унесёт с собой что-то новое, познавательное.

Решите анаграммы и исключите лишнее слово.

СТНЕЕНРАВВО

СОКМСО

ЕШРЕЕИН

Лишнее в задании, но не лишнее для нас.

 Слово о космосе 1 мин.

Древняя мудрость гласит: “Две вещи поражают нас больше всего – звезды над головой и совесть внутри нас …”

Все люди живут под одним небом. Его красота пробуждает в человеке высокие и светлые чувства, дарит радость творческого вдохновения. Его тайны призывают человеческий разум к размышлению, к исследованию физического мира.

12 апреля наша страна отмечает День космонавтики. Об это великом событии XX века написано много книг, ему посвящены документальные и художественные фильмы. А мы сегодня с вами посвятим этому дню наш урок. (слайд 1)

Приветствуют учителя, настраиваются на урок

Неравенство, космос, решение

Актуализация и пробное учебное действие.

Цель этапа: Повторение материала, необходимого для изучения нового материала.

Познавательные УУД:.

Построение логической цепи рассуждений. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

Регулятивные УУД

Оценка-выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено , осознание качества и уровня усвоения.

Личностные УУД:

Развитие познавательных интересов.

  1. Теоретический опрос (повторение теоретического материала).

--Какое неравенство мы называем линейным неравенством с одной переменной?

-- Что называется решением неравенства с одной переменной?

 -Какие свойства используют при решении   неравенств с одной переменной?

2. Для повторения теории темы, ее понимания и умения применять проведем тестирование с последующей проверкой и беседой по теории темы. Поиграем в «Верю - не верю». Каждое задание теста предполагает ответ «Да» или «Нет».

 «Да» -1 «Нет» - 0.

В результате выполнения теста получится какое-то число.

Вопросы теста:

1)Является ли число 12 решением неравенства 2х >10?

2) Является ли число -6 решением неравенства 4х >12?

3) Является ли неравенство 5х-15 ˂ 4х+14 строгим?

4) Существует ли целое число принадлежащее промежутку [-2,8;-2,6]?

5) При любом ли значении переменной а верно неравенство а² +4 > 0?

6) Верно ли, что при умножении или делении обеих частей неравенства на отрицательное число знак неравенства не меняется?

 «Математика учит преодолевать трудности и исправлять собственные ошибки». 

Найдите ошибку в решении неравенства, объясните почему допущена ошибка, запишите в тетрадь правильное решение.

у + 9 ˂ 57

у ˂ 57 – 9

у ˂ 48

                           48

Ответ: (; 48]

Последовательность чисел, содержащихся в этом неравенстве, 1;9;5;7 даёт нам год запуска первого космического спутника Земли.

- Ребята ,  а вы знаете, кто был руководителем строительства и испытания космических аппаратов?

- Сергей  Павлович Королёв. (Слайд №2)

- И мы сейчас попробуем выполнить роль испытателей и проверим свои знания: работа в паре (Косова А, Дорошенко А)-, работа на компьютере (Чернова Д)

- Для выполнения следующего задания, нам нужно повторить еще один материал

Тест «Найдите пересечение промежутков»

Слайд №3

Отвечают на вопросы:

Слушают учителя.

Учащиеся устно выполняют предложенные задания, записывают ответы в виде 1 и 0.

Самопроверка

101010

- Матричный тест –выполняют Косова А и Дорошенко А

Решение неравенств – Чернова Д

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения и реализация построенного проекта

Цель этапа: Организация фиксации места затруднения.

Регулятивные УУД

Оценка-выделение и осознание учащимся того, что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные УУД:

Умение выражать свои мысли в устной форме

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного

Ребята, а вот еще задание,  дана система неравенств. Решите:

Проблема.  Как же решить это задание? Какие будут предложения?

А как называется это выражение?

 

Давайте вместе проанализируем и применим наш прием «З - Х- У» («З»- знаем, «Х- хотим узнать, «У»-узнали

- Что мы знаем?

- Что хотим узнать?

У нас написано задание «Решите…».

- А что же получится, если убрать фигурную скобочку?

А как же найти общий ответ, то есть ответ системы?

Итак, давайте повторим, что же нам надо сделать , чтобы решить систему неравенств.

Алгоритм:

1.Найти множество решений каждого неравенства

2. Изобразить полученные множества решений неравенств на координатной прямой

3. Записать в ответ числовой промежуток, являющийся пересечением решений

А теперь попробуем все-таки выполнить наше задание. Учитель решает на доске

          систему неравенств , а учащиеся в тетради.

Ребята, так, что же мы только что сделали?

Важно уметь решать системы неравенств, так как они встречаются в текстах при подготовке к ГИА.   А для этого я предлагаю вам быть внимательными и активными.

Быть активным в труде – это, значит, поставить перед собой цель и добиться ее выполнения.

Давайте сформулируем цели, которые будем решать на уроке.

Сегодня вы узнаете, как решать системы неравенств, сформулируете алгоритм решения и научитесь применять его при решении задач.

Я приглашаю всех принять активное участие в достижении целей нашего урока. Запишите тему урока: «Решение систем неравенства с одной переменной».

(Дети высказывают свои мысли.)

Ответы учащихся:

1.Мы знаем как решать неравенства

2.Как решить систему неравенств.

3.Как записать промежутки, которые являются решением системы

- два неравенства

(можно решить каждое неравенство системы).

(общая штриховка).

 (решили систему неравенств).

 (Научиться решать простейшие системы, содержащие неравенства с одной переменной).

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. 

Цель этапа:

1) Закрепление алгоритма решения систем неравенств с одной переменной

Коммуникативные УУД:

Планирование учебного сотрудничества со сверстниками; участие в обсуждении

Личностные УУД: интерес к различным видам учебной деятельности;

осознание ответственности за общее дело

Регулятивные УУД: выполнять учебные действия в устной и письменной речи


  1. Решить систему неравенств

-Назовите наименьшее число, принадлежащее данному промежутку

Данное число относится ко Дню Космонавтики- оно показывает высоту полета Ю.А.Гагарина ( слайд 4-5)

  1. Работа с учебником

№№877(а,б,в)

Физминутка

  1. №878(а,б)

  1. №879(в,г)

Обучающиеся по цепочке выполняют задание у доски

-    302

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель этапа:

1) Применение найденных алгоритмов на практике.

2) Проверка усвоения алгоритмов.

 

Познавательные УУД: выполнение действий по алгоритму

Личностные УУД: понимание причин успеха в учебе

Приложение  1

Ответы:

    Вариант I                        Вариант II

          142                        142

          251                        223

          323                        351

          414                        435

          535                        514

Включение в систему знаний и повторение.

Цель этапа: Подведение итогов самостоятельной работы, подведение итогов урока

 Регулятивные УУД; уметь оценивать правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения ;

Познавательные УУД:

Уметь находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке.

  1. Повторить алгоритм решения систем неравенств
  2. Решение систем неравенств из ГИА

  1.                           8

  1.                            7

  1.             7                          8

  1.                             7

1.Найти множество решений каждого неравенства

2. Изобразить полученные множества решений неравенств на координатной прямой

3. Записать в ответ числовой промежуток, являющийся пересечением решений

Ответ: 2

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

Цель этапа: Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее 

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний;

Коммуникативные УУД:

уметь формулировать свои мысли в устной форме ;

Регулятивные УУД:  уметь оценивать свои действия с учетом характера ошибок.

Продолжите предложение:

Сегодня я узнала…

Было трудно…

У меня получилось…

Урок дал мне для жизни…

Я попробую…

Высказывают свои предложения

Информация о домашнем задании

Цель этапа. Сообщить учащимся содержание домашнего задания, разъяснить способы его выполнения.

П.35

№876(1,3 стл)

№879(а,б)

№904

 (два на выбор для  Дорошенко А)

Творческое задание: составить Синквейн

Ключевое слово «Неравенство»

Записывают задание в тетрадь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по алгебре 7 класс "Действия с многочленами"

Проверка знания, умения и навыков учащихся по теме «Действия с многочленами».   Воспитывать интерес к алгебре, применяя интересные задания, используя различные формы работы;  точность и...

Открытый урок по алгебре 7 класс "Тождества"

Открытый урок и презентация по теме "Тождества" 7 класс...

Открытый урок по алгебре 11 класс

Урок алгебры в 11 классе по теме «Тригонометрические уравнения  -  равносильные преобразования»Класс: 11аПрофиль: социально-гуманитарныйВид урока: Комбинированный урокЗадачи:...

Открытый урок по алгебре 9 класс «Выражения и их преобразование»

Комбинированный урок с применением ИКТЦель урока: формирования практических навыков в преобразовании выражений уравнений.Образовательная цель: закрепление и систематизация учебного материала, осмыслен...

Логарифм.Производная логарифмической функции. Материалы открытого урока по алгебре 11 класс.

Открытый урок в 11 классе с использованием  учебника "Алгебра и начала анализа" А.Н. Колмогоров, по теме :"Логарифм. Производная логарифмической функции. Содержит материал для подготовки к Е...

Открытый урок по алгебре 8 класс "Квадратные уравнения".

Работа содержит разработку урока, презенацию к уроку, текст самостоятельной работы планируемой на данном уроке....

открытый урок по алгебре 7 класс"ЧТО ОЗНАЧАЕТ В МАТЕМАТИКЕ ЗАПИСЬ y = f(x)"

На уроке закрепления знаний по алгебре в 7 классе по теме "ЧТО ОЗНАЧАЕТ В МАТЕМАТИКЕ ЗАПИСЬ  y = f(x)"  необходимо разъяснить смысл записи y = f(x), понятий: кусочные функции...