Открытый урок по алгебре 11 класс
план-конспект урока по алгебре (11 класс) по теме

Терешина Юлия Владимировна

Урок алгебры в 11 классе по теме

 «Тригонометрические уравнения  -  равносильные преобразования»

Класс: 11а

Профиль: социально-гуманитарный

Вид урока: Комбинированный урок

Задачи:   1. Подбор задач на 3 уровня сложности.

                2. Систематизировать и обобщить теоретические знания по теме

                «Тригонометрические уравнения - равносильные преобразования».

               3.  Индивидуализация (дифференцированный подход в обучении).

               4. Подобрать формы и методы организационной работы учащихся адекватные

                   целям.

Цели:     1.Использовать полученные знания и навыки   с целью подготовки к итоговой

                       аттестации       

                2. Отрабатывать у учащихся умение решать тригонометрические уравнения.

               3. Формировать активное мышление, развивать математические навыки

                   учащихся.

Оборудование: ПК, проектор, карточки с самостоятельной работой.

Методы обучения: репродуктивный, обобщающий.

Формы работы: фронтальный опрос,  взаимопроверка, самопроверка.

Учебник: С.М.Никольский,М.К.Потапов и др    Алгебра11  класс. – М.: Просвещение, 2009

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_k_uroku.docx388.14 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx543.64 КБ

Предварительный просмотр:

Урок алгебры в 11 классе по теме

 «Тригонометрические уравнения  -  равносильные преобразования»

Класс: 11а

Профиль: социально-гуманитарный

Вид урока: Комбинированный урок

Задачи:   1. Подбор задач на 3 уровня сложности.

                2. Систематизировать и обобщить теоретические знания по теме

                «Тригонометрические уравнения - равносильные преобразования».

               3.  Индивидуализация (дифференцированный подход в обучении).

               4. Подобрать формы и методы организационной работы учащихся адекватные

                   целям.

Цели:     1.Использовать полученные знания и навыки   с целью подготовки к итоговой

                       аттестации        

                2. Отрабатывать у учащихся умение решать тригонометрические уравнения.

               3. Формировать активное мышление, развивать математические навыки

                   учащихся.

Оборудование: ПК, проектор, карточки с самостоятельной работой.

Методы обучения: репродуктивный, обобщающий.

Формы работы: фронтальный опрос,  взаимопроверка, самопроверка.

Учебник: С.М.Никольский,М.К.Потапов и др    Алгебра11  класс. – М.: Просвещение, 2009

План урока.

Конспект урока рассчитан на 45 минут

  1. Организационный момент. (2 мин.)
  2. Устная работа. (8 мин.)
  3. Актуализация знаний  (10 минут)
  4. Изучение и закрепление нового материала (20 мин.)
  5. Итог урока. (5 мин.)

Ход урока.

  1. Организационный момент. Приветствие.

Устный опрос

Повторение

 и диктант

Задание 1

1 вариант

  • sin (-π/3)
  • cos  2π/3
  • tg  π/6
  • ctg π/4
  • cos (-π/6)
  • sin 3π/4

2 вариант

  • cos  (-π/4 )
  • sin π/3
  • ctg π/6
  • tg π/4
  • sin  (-π/6)
  • cos 5π/6

Задание 2

1 вариант

  • arcsin   √2/2
  • arccos  1
  • arcsin (- 1/2 )
  • arccos (- √3/2)
  • arctg  √3

2 вариант

  • arccos   √2/2
  • arcsin 1
  • arccos (- 1/2)
  • arcsin (- √3/2)
  • arctg  √3/3

Задание 3

  1. По результатам работы выставляются оценки.

  1. Актуализация знаний  

Тема «Равносильные преобразования уравнений» - одна из важнейших тем курса математики.

В математике имеется много различных способов преобразований уравнений.

А начинается их изучение с простейших – равносильных преобразований.

Мы сегодня с вами рассмотрим равносильные преобразования на примере тригонометрических уравнений, которые встречаются в заданиях В5 и С1.

Устный опрос

  1. Как вы считаете, когда два уравнения называются равносильными?

Если совпадают множества всех корней этих уравнений

  и  

2.Что называют равносильным преобразованием уравнения?

Замену одного уравнения другим  равносильным ему уравнением

Таб.1

И если при решении уравнения совершенно равносильное преобразования уравнения, то множества корней преобразованного уравнения, совпадает с множеством корней исходного

3.Какие основные равносильные преобразования мы уже знаем?

Таб. 2

  1. Какие действия при преобразовании уравнений можно назвать «опасными» и почему?

(Деление уравнения на выражение, содержащее переменную - при этом может произойти потеря корней и возведение обеих частей уравнения в квадрат - при этом могут появиться посторонние корни.)

Изучение и закрепление нового материала

Решим эти уравнения

А теперь рассмотрим задание , которое мы с вами решали, но другим способом

http://shpargalkaege.ru/c1reshnew/c1resh8/c1resh8.html

а дальше к доске идут работать…

проверить ответы.

А теперь рассмотрим пример из серии С1

Решите уравнение .

5. Итог урока.

Итак, подведем итоги, что нового мы сегодня узнали?

Какие новые виды преобразований рассмотрели?

Оценки за урок….

Домашняя работа сайт uztest.ru

 тест «Решение тригонометрических уравнений»

Таблица 1

2sin2x+3cos2x−2=0 2sin2x+31−sin2x−2=0  

Приведение тригонометрических выражений к одному виду

 cos2x=1−sin2x

 2sin2x+3sinx−2=0 2y2+3y−2=0  

Замена функции новой переменной

 sinx=y

 sin2x−3cosx=0 2sinxcosx−3cosx=0  

Приведение тригонометрических выражений к одинаковому углу

 sin2x=2sinxcosx

Таблица 2.

1

Перенос члена уравнения

 (c противоположным знаком) из одной части уравнения в другую

sin2x + 3 = 4   sin2x =1

2

Умножение (деление) обеих частей на отличное от нуля число

2 sin2x=1,                        

 

                          0

3

Применение тождеств, справедливых для каждого xR

     

        Задание 3.

Вариант1

Вариант 2

 1




введите ответ (только число):

1

выберите один ответ:

  2



выберите один ответ:

  2


выберите один ответ:

  3

выберите один ответ:

  3


введите ответ (только число):

Тест «Решение тригонометрических уравнений»

Урок проведен в социально-гуманитарном классе. Разобранные способы решения знакомы учащимся из курса алгебры 10-11 класса. Материал урока позволил повторить изученный материал, а также добавить  знания по методам, которые применяются довольно часто. Интерес к теме урока высокий, т.к. тема имеет применение на ЕГЭ во второй части. Уровень обученности класса позволяет рассматривать уравнения, сложность которых выше среднего. Тем не менее, в классе есть ученики, для которых выполнение части заданий затруднительно. Это учтено при составлении текстов самостоятельной работы. При решении заданий у доски, в зависимости от обученности учащихся, даются задания разного уровня сложности.  При выставление оценок учитывалось количество правильно решенных заданий. 3 задания (а для слабых учащихся 2-3) – «3», 4-5 заданий «4»,  за полные 6 или 5 и верно начатое 6 задание –«5»

C1 № 484546. Решите уравнение .

Решение.
Произведение двух множителей равно нулю, если хотя бы один из них равен нулю, а другой при этом не теряет смысла. Поэтому данное уравнение равносильно совокупности: 


Из уравнения 
 получаем  либо  (что противоречит условию ). Решением уравнения  соответствуют две точки единичной окружности, одна из которых лежит в первой четверти (и значит, для нее неравенство  не выполняется), а другая — в четвертой четверти (для нее неравенство  выполняется, и решение уравнения дается формулой ). Теперь осталось выписать решение простейшего тригонометрического уравнения , т. е. , и записать ответ. 
Ответ: 
.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Тригонометрические уравнения - равносильные преобразования» Ю.В.Терешина – учитель I квалификационной категории

Слайд 2

Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед! А. Нивен

Слайд 3

Свойства основных тригонометрических функций Область определения Множество значений Четность Периодичность (основной период) четная нечетная нечетная нечетная

Слайд 4

Простейшие тригонометрические уравнения Если , то уравнение не имеет корней Если , то

Слайд 5

Простейшие тригонометрические уравнения Частные случаи

Слайд 6

Простейшие тригонометрические уравнения Если , то уравнение не имеет корней Если , то

Слайд 7

Простейшие тригонометрические уравнения Частные случаи

Слайд 8

Простейшие тригонометрические уравнения

Слайд 9

Задание 1. 1 вариант sin (-π/3) cos 2π/3 tg π/6 ctg π/4 cos (-π/6) sin 3 π /4 2 вариант cos (-π/4 ) sin π/3 ctg π/6 tg π/4 sin (-π/6) cos 5π/6

Слайд 10

Задание 2. 1 вариант arcsin √2/2 arccos 1 arcsin (- 1/2 ) arccos (- √3/2 ) arctg √ 3 2 вариант arccos √2/2 arcsin 1 arccos (- 1 /2) arcsin (- √ 3 /2) arctg √ 3 / 3

Слайд 11

Задание 3. Вариант1 Вариант 2 1 1 2 2 3 3

Слайд 12

Ответы: задание 1 1 вариант - √ 3/2 - 1/2 √ 3/3 1 √ 3/2 √ 2/2 2 вариант √2/2 √3/2 √3 1 - 1/2 - √3/2 Кол - во верных ответов оценка 6 5 5 4 4 3 < 4 2

Слайд 13

Ответы : задание 2 1 вариант π/4 0 - π/ 6 5 π/ 6 π/ 3 2 вариант π/4 π/ 2 2 π/ 3 - π/ 3 π/ 6 Кол - во верных ответов оценка 5 5 4 4 3 3 < 3 2

Слайд 14

Ответы : задание 3 1 вариант 2 2 -3 2 вариант -8 3 4 Кол - во верных ответов оценка 3 5 2 4 1 3 0 2

Слайд 15

ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ - РАВНОСИЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ Если совпадают МНОЖЕСТВА всех корней этих уравнений

Слайд 16

2sin2 x +3cos2 x −2=0 2sin2 x +3 1−sin2 x −2=0 Приведение тригонометрических выражений к одному виду cos2 x =1−sin2 x 2sin 2 x +3sin x −2=0 2 y 2 +3 y −2=0 Замена функции новой переменной sin x = y sin2 x −3cos x =0 2sin x cos x −3cos x =0 Приведение тригонометрических выражений к одинаковому углу sin2 x =2sin x cos x

Слайд 17

1 Перенос члена уравнения ( c противоположным знаком) из одной части уравнения в другую sin 2 x + 3 = 4 sin 2 x =1 2 Умножение (деление) обеих частей на отличное от нуля число 2 sin 2 x=1, 3 Применение тождеств, справедливых для каждого x R

Слайд 18

Рассмотрим некоторые равносильные преобразования которые используются при решении уравнений

Слайд 20

http://shpargalkaege.ru/c1reshnew/c1resh8/c1resh8.html

Слайд 22

Правильному применению методов можно научиться только применяя их на разнообразных примерах. (Г. Цейтен )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по алгебре для 10-го класса "Степенная функция"

Данный урок систематизирует знания учащихся и дает им возможность классифицировать степенные функции....

Открытый урок по алгебре в 8 классе по теме "Неравенства"

Данный урок является обобщающим по теме "Неравенства". Архив содержит разработку урока и приложения к уроку....

Открытый урок по алгебре в 11 классе по теме "Логарифмическая функция"

Урок является повторительно-обобщающим по теме "Логарифмическая функция"....

Открытый урок по алгебре "Графики функций и их свойства" с презентацией 10 класс

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Графики функций и их свойства" с применением ИКТ. Формирование конструктивных навыков, эстетичности и аккуратности при выполнении графических работ чере...

Открытый урок по алгебре в 9 классе.

Цели  данного урока: 1) обобщение и углубление знаний учащихся по решению квадратных уравнений...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

конспект открытого урока по алгебре для 9 класса по теме "Обобщающий урок по теме "Арифметическая прогрессия"

Урок проводится в конце изучения темы "Арифмктическая прогрессия" перед написанием контрольной работы. УМК Ю. Н. Макарычева....