Урок-практикум по теме: "Использование процентов в финансовых расчетах"
план-конспект урока по алгебре (9, 10 класс) на тему
Методическая разработка урака финансовой грамотности ко Дню финансиста по теме "Использование процентов в финансовых расчетах".
В экономических и статистических расчетах, а также во многих отраслях науки части величин принято выражать в процентах (сотых долях). Это имеет свои практические удобства, ибо выражение частей чисел в одних и тех же (сотых) долях позволяет: быстро сравнивать величины частей числа со всем числом и между собой, упростить расчеты и в то же время добиться достаточной степени точности выражения частей величин целыми числами (в тех случаях, когда измерение в десятых долях было бы слишком грубым, а в тысячных – излишне точным).
Наиболее часто проценты применяются при финансовых расчетах (банковское дело, доходы от облигаций госзаймов, вкладов в сберегательные банки и т.п.), а также при учете роста хозяйственной продукции, выполнения производственных планов, роста народонаселения и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_finansovoy_gramotnosti.docx | 51.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-практикум по теме:
"Использование процентов в финансовых расчетах"
Разработала:
учитель математики МБОУ «Лицей №35» г. Майкопа Республики Адыгея
Шепталенко Татьяна Николаевна
Цели урока:
- Формировать финансовую грамотность учащихся;
- Повторить и закрепить знания о процентах,
- Развивать навыки применения формул для удобства анализа и принятия решений;
- Показать прикладную направленность математики на примере использования процентов в финансовых расчетах.
Ход урока:
1. О/м
2. Постановка целей и задач урока.
День финансиста- праздник российского финансового сообщества, установленный Указом Президента Российской Федерации Медведева Д.А. от 19 августа 2011 года, как новый официальный государственный профессиональный праздник; отмечается ежегодно 8 сентября - в этот день, в 1802 году Император Александр I своим Высочайшим Манифестом основал Министерство финансов России.
Кто же такие финансисты? (Финансист - это специалист по финансовым (денежным) операциям.)
Он из кризиса выводит,
В банке он счета заводит.
Знает, деньги как копить,
Как дефолт предотвратить.
Все подсчеты производит,
Инвестиции проводит,
Не пропустит ни рубля,
Риски сводит до нуля.
Мы присоединяемся к поздравлениям, которые прозвучат сегодня в адрес финансистов и приурочим урок математики к этому событию.
А заодно, повторим и обобщим знания о процентах, их использовании в финансовых расчетах.
Рассмотрим различные условия хранения вкладов и проанализируем выгоду.
3. Актуализация знаний.
В экономических и статистических расчетах, а также во многих отраслях науки части величин принято выражать в процентах (сотых долях). Это имеет свои практические удобства, ибо выражение частей чисел в одних и тех же (сотых) долях позволяет: быстро сравнивать величины частей числа со всем числом и между собой, упростить расчеты и в то же время добиться достаточной степени точности выражения частей величин целыми числами (в тех случаях, когда измерение в десятых долях было бы слишком грубым, а в тысячных – излишне точным).
Наиболее часто проценты применяются при финансовых расчетах (банковское дело, доходы от облигаций госзаймов, вкладов в сберегательные банки и т.п.), а также при учете роста хозяйственной продукции, выполнения производственных планов, роста народонаселения и т.д.
Что же такое "процент"? (сотая часть числа). Финансисты различают простые и сложные проценты.
При финансовых расчетах число, показывающее, сколько процентов дохода в установленный срок (зачастую в год) приносит та или иная сумма, называется процентной таксой (ставкой), а сама сумма дохода – процентными деньгами.
Для расчета процентных денег служат формулы простых и сложных процентов.
Если проценты начисляются по отношению к исходной сумме, то такой метод называется методом простых процентов.
Если проценты начисляются по отношению к величине, включающей первоначальную сумму и проценты, начисленные за прошедший период, то такой метод называется методом сложных процентов.
Обозначим:
В – первоначальная сумма вклада;
t – период начисления процентов – время, по истечении которого начисляются процентные деньги;
р – ставка простого процента – доля вклада, которая начисляется
вкладчику по истечению периода t;
Р – процентные деньги за весь срок использования вклада;
Т – срок использования вклада (банком);
n = Т / t – количество периодов начисления процентов за срок использования вклада;
S – сумма, образовавшаяся на вкладе к концу срока Т, тогда
Sn = B (1+ np) – начисление по формуле простых %
Sn = B(1+ p)n начисление по формуле сложных %
Ваша задача выполнить расчеты по данным формулам. Заполнить таблицы, построить графики наращивания процентных денег и проанализировать свою выгоду.
4. Выполнение практических заданий.
Описание см. Практические работы №1, 2.
5. Подведение итогов:
Сравнивая полученные результаты расчетов, мы сделали вывод, что
1. самым прибыльным является условие хранения с ежемесячным начислением процентов.
2. Вкладчику выгодно размещать в банке деньги на условиях сложных процентов.
Кроме того, отметим, что механизм начисления процентов по банковским кредитам аналогичен. И если вы когда-нибудь решите оформить кредит, то правильно оцените все риски и сможете подсчитать сумму возврата долга по процентам.
6. Д/з: Ознакомиться, на каких условиях Сбербанк предлагает Потребительский кредит, подсчитать выплаты по процентам, если сумма кредита 100000 руб, срок на 1 год.
Практическая работа №1
"Расчёт процента от суммы банковского вклада"
Цели:
изучить понятия "простые проценты" и "сложные проценты";
научиться решать задачи на проценты и банковские расчёты,
анализировать, осмысливать и извлекать необходимую информацию для принятия решений.
Задача 1. В сбербанке установлены следующие процентные ставки:
1) 2 % от суммы вклада с ежемесячной выплатой дохода;
2) 6 % от суммы вклада при условии его хранения в течение трех месяцев (депозит на три месяца);
3) 12,5 % от суммы вклада при условии его хранения в течение шести месяцев (депозит на полгода);
4) 25 % годовых при условии хранения вклада в течение года.
При каком условии хранения процентные деньги окажутся наибольшими, если вкладчик не будет их изымать в течение года?
Ход работы:
Из условия задачи следует, что имеют место сложные проценты, поэтому экономико-математическая модель данной задачи выражается одной и той же формулой
где р принимает соответственно значения: 2; 6; 12,5; 25.
Число n в первом случае равно 12, так как после каждого месяца (в течение года) производится перерасчет, во втором случае n = 4, в третьем n = 2, а в четвертом n = 1.
Обозначим S1, S2, S3, S4 – суммы вклада после 1-го года хранения на условиях 1), 2), 3), 4) соответственно.
Тогда S1=… S2=… S3=….. S4=…. Занесем полученные результаты в таблицу:
В (первоначальная сумма вклада) | N задания | р процентная ставка | n = Т / t количество периодов начисления процентов за срок использования вклада; | S сумма, образовавшаяся на вкладе к концу срока хранения |
100000 руб | 1 | |||
2 | ||||
3 | ||||
4 |
Выводы:
Сравнивая полученные числа, видим, что наибольшим является ____________, поэтому самым прибыльным является условие хранения ___________________
Практическая работа №2
"Сравнение роста процентных денег
на условиях простых и сложных процентов "
Задача 2. Некто планирует разместить в банке вклад в 10 000 руб. на длительный срок. Процентная ставка в банке – 10% годовых. Необходимо проанализировать возможный рост процентных денег на условиях простых и сложных процентов.
Ход работы:
Имеем В = 10 000, р = 10 % (или 0,1). Результаты расчетов представим следующей таблицей.
Год, n | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Простые % Sn = B (1+ np) | ||||||||||
Сложные % Sn = B(1+ p)n |
Для большей наглядности представим на графике процесс наращивания процентных денег (данные таблицы за вычетом первоначальной суммы 10 000 руб.) при простых и сложных процентах.
- - - -простые проценты;
сложные проценты
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок практикум-минимум по теме "Корень" 6 класс
Урок промежуточного контроля знаний. Проводится с целью проверки умения применять теоритические знания на практике: определять типы корневых систем на гербариях, различать зоны корня по таблице,...
Урок-практикум по обществознанию. Тема: Предложение, спрос, их эластичность
Презентация подготовлена с применением многочисленных эффектов анимации на каждом слайде. Анимация установлена по щелчку. Для себя я устанавливаю эффекты анимации по времени. Это удобнее. Презент...
Урок- практикум 11 класс Тема: Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них.
Цель: провести мониторинг сформированности у учащихся умения определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с различными видами связи, правильно расставлять знаки препина...
Урок-практикум по биологии. Тема: "Решение задач по генетике"
Эпиграф: "Ты, человек, значит можешь успешно овладеть знаниями"Цель: сформировать знания, умения, навыки решения задач по гинетике.Задачи: Образовательные: - обобщить, закрепить, углубить знания учащи...
Практическая работа по теме "Использование статистических функций в расчетах MS Excel 2007
Дидактический материал практическая работа по теме "Использование статистических функций в расчетах MS Excel 2007" предназначена для учеников 8 класса .Для выполнения работы использует...
технологическая карта урока-практикума в 7 классе, предмет Обществознание с элементами Основ финансовой грамотности учащихся. Тема "Предпринимательство: бизнес-планирование"
Технологическая карта урока - практикума по обществознанию 7 класс. Урок практического применения полученных знаний. К программному материалу добавлен тематический блок "Бизнес и пред...