Неравенства 2 степени
план-конспект урока по алгебре (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
План урока
Класс: 9
Курс: математика (алгебра)
Учебник: Алгебра 9 класс, Ю.Н.Макарычев
Учитель: Измаилова Талия Равильевна, учитель математики МБОУ СОШ с.Большой Труев
Урок: Решение неравенств второй степени.
Тип урока: закрепление знаний и умений.
Цель: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и закреплению знаний и приёмов решения неравенств второй степени, продолжить формирование системы знаний о способах решения неравенств различного уровня сложности, расширить представления школьников о познавательных возможностях методов решения неравенств разными способами, продолжить совершенствование навыков самостоятельной поисковой деятельности.
Задачи урока:
1. Отработать навыки алгоритма решения квадратных неравенств с учащимися.
2. Отработать навыки и умения иллюстрировать решения неравенств графически.
3. Познакомить учащихся с методами решения неравенств второй степени различного уровня сложности.
Методы: репродуктивный, проблемный, частично-поисковый.
Принципы обучения: научность, доступность, наглядность, сознательность, системность.
Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, мультимедийный проектор, экран, слайды презентации, раздаточный материал - карточки с заданиями, учебник.
Временной режим: 45 минут.
Ход урока:
Оргмомент
Наш урок я хочу начать со слов персидско-таджикского поэта Рудаки: http://www.sattor.com/russian/Rudaki.htm
«С тех пор как существует мирозданье,
Такого нет, кто б не нуждался в знанье.
Какой мы ни возьмем язык и век,
Всегда стремится к знанью человек »
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Средства определения результата |
Организационный этап | Приветствует обучающихся, осуществляет эмоциональный настрой. Тему сегодняшнего урока Вы определите самостоятельно. Это сделать вам поможет анаграмма (слайд) АТВНСВЕНРЕ ЕНЕЕРИШ. Итак, тема нашего урока «Решение неравенств». Я знаю: каждый в классе гений, Но без труда талант не впрок Из ваших знаний и умений Мы вместе сочиним урок. | Разгадывают анаграмму. Записывают тему урока, затем планируют свои действия, направленные на достижение оформленной цели, настраиваются на плодотворную работу. | Познавательные: умение решать учебные проблемы, возникающих в ходе работы. Регулятивные: постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование, контроль. | Выборочный фронтальный опрос | |
Актуализация опорных знаний. Проверка д/з | Актуализирует учебное содержание, необходимое для восприятия нового материала; актуализирует мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение; фиксирует индивидуальные затруднения в деятельности по знанию материала домашнего задания в ходе индивидуальной работы Почему такое внимание уделяем неравенствам второй степени? Потому что это одна из самых важных тем курса алгебры. (слайд с неравенствами) Вы видите неравенства, которые вам не знакомы и не понятны. Такие неравенства вы будете изучать в старших классах, и почти все они сводятся к решению неравенств второй степени. Большое внимание неравенствам уделяется на ГИА и ЕГЭ, на вступительных экзаменах в техникумах и ВУЗах. Поэтому уже сейчас вы должны иметь представление о решении неравенств второй степени. | Выполняют инструкции учителя, повторяют материал, заданный для домашнего закрепления. 1. Работа по карточкам (у доски несколько человек решают задания по карточкам) 1. Решите квадратное неравенство: а) х2 -3х-10 ≤0; 2. При каких значениях «х» выражение имеет смысл? 3.Решите квадратное неравенство методом интервалов. а) х(х-6)>0; б)(х-7)(х+9)(х-4)>0 4.Найдите наибольшее целочисленное решение неравенства: 3х2 –х > -40. 2. Применение знаний, формирование умений и навыков. Устный опрос. (одновременно работа с классом) (Приложение 1) | Регулятивные: планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка; личностные: интерес к учебному материалу, способность к самооценке; коммуникативные: умение слушать и задавать вопросы; познавательные: контролирует и оценивает процесс и результаты деятельности; | Самостоятельное сравнение с образцом. | |
Работа с классом | Организует выполнение задания, где надо провести соответствие ответа с буквой, в ходе которого создаёт проблемную ситуацию (приём «классификация задач по способу их решения») -необходимость иного способа действий. Организует посредством групповой работы поиск решения поставленных задач (приём «Неполное задание» прием «перехода ситуации затруднения к поставленной учебной задаче»). 3.Работа с классом 1. (слайд) На доске изображен квадрат с числами, которые являются решениями неравенства х2+6х+5 >0 .Но среди них попало число, которое таковым не является. Найдите это число. (приложение 2) | Практически решают проблемную ситуацию. Сравнивают ответы. Самостоятельно ставят задачи на основе соотнесения условий в новой ситуации, ищут новые способы решения. В хорде поискового анализа своих действий и результатов практической деятельности выходят на алгоритм выполнения задания. 3.Работа класса: 1. Решают неравенство х2 +6х+5 >0 и исключают неверный ответ -6 4 -9 0 -10 2 6 3 1 7 -2 -8 8 -7 9 5 Ответ: -2 | познавательные: умение вести поиск и выделять необходимую информацию, выбирает эффективный способ решения проблемной ситуации, проводит рефлексию способов и результатов действий, совместно с учителем создаёт алгоритм деятельности; коммуникативные: умеет слушать и вступать в диалог, участвует в коллективном обсуждении проблемы, формулирует собственное мнение и позицию, приходит к общему решению в совместной деятельности; личностные: интерес к учебному материалу и способам деятельности. | Сравнение с предложенным в учебнике алгоритмом решения неравенств. | |
Работа в группах | На доске «висят» «грибочки», которые следует собрать в несколько «корзиночек». Каждая «корзиночка» -определенное квадратное неравенство. «Грибочки»- числовые промежутки. Поэтому «грибочки» должны быть помещены только в свою корзину. Цель отработка устно решать неравенства. (приложение 3) | На интерактивной доске висят «грибочки», ребята по группам собирают «грибочки» в свою корзину. «Корзинки» 1) (х-1)(х+4) ≤ 0. 2) (х+2)(х-5) ≤ 0. 3) (х-6)(х-4) > 0.
| Коммуникативные: участвует в коллективном обсуждении проблемы, формулирует собственное мнение и позицию, приходит к общему решению в совместной деятельности; | наполнение корзин «грибочками» | |
Физкультминутка Здоровье сберегающая пауза | Организует проведение гимнастики (здоровье сберегающая технология) Расслабимся, не отходя от математики: 1. Покажите направление ветвей параболы, если старший коэффициент параболы а>0 ,а<0 2. Покажите главное направление оси абсцисс левой рукой, а оси ординат правой рукой. Теперь покажите это быстро. 3. Перед вами два магнита, посмотрите, не поворачивая головы, на магнит и на затылок соседа. Из-за маленькой ошибки Вижу ваши я улыбки Ничего! Получится! Ведь не делает ошибки, Кто совсем не учится. | Выполняют гимнастику Показывают руками направление ветвей параболы, осей абсцисс и ординат. Проводят гимнастику для глаз | Личностные: понимание причин своего успеха, способность к самооценке, овладение приёмами сохранения физического здоровья. | Выполнение по образцу. | |
Самостоятельная работа | http://fcior.edu.ru/card/13148/reshenie-neravenstv-vtoroy-stepeni-s-odnoy-peremennoy-p1.html Данный модуль состоит из 5 заданий. Задания предназначены для отработки умений и навыков учащихся решать неравенства второй степени с одной переменной. | Ученики выполняют самостоятельную работу, используя компьютеры. При решении заданий им предоставляется возможность использовать подсказки. | Регулятивные: планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка; личностные: интерес к учебному материалу, способность к самооценке, понимание причин успеха; коммуникативные: умение слушать и задавать вопросы; познавательные: выбирает эффективные способы решения задач, контролирует и оценивает процесс и результаты деятельности. | Наблюдение учителя, проверка выполненных заданий учащимися с помощью программы | |
Рефлексия урока | Организует соотнесение результата деятельности с учебной задачей Оценивает учащихся. Предлагает ребятам ответить на вопросы: 1.На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4.За урок я 5.Моё настроение 6.Материал урока мне был | Самооценка выполнения поставленной индивидуальной учебной задачи. Отвечают на поставленные вопросы Варианты ответов: Активно \ пассивно Доволен \ не доволен Коротким \ длинным Не устал \ устал Стало лучше \ стало хуже Понятен \ не понятен Полезен \ не полезен Интересен \ скучен Лёгким \ трудным Интересно \ не интересно | Личностные: имеет адекватную самооценку; коммуникативные: строит понятные для партнеров речевые высказывания, допускает возможность существования у людей различных точек зрения. | Анализ высказываний учащихся, оценочная шкала. | |
Домашнее задание | Приложение 4 | приложение 4 Записывают д/з |
Приложение № 1
Устный опрос (работа с классом)
Приложение №2. Работа с классом 1. (слайд) На доске изображен квадрат с числами которые являются решениями неравенства х2 +6х+5 >0 .Но среди них попало число, которое таковым не является. Найдите это число.
-6 | 4 | -9 | 0 |
-10 | 2 | 6 | 3 |
1 | 7 | -2 | -8 |
8 | -7 | 9 | 5 |
Решим неравенство и исключим число. Ответ: -2
Приложение №3
Работа в группах. На интерактивной доске «висят» «грибочки, « которые следует собрать в несколько «корзиночек». Каждая «корзиночка» - определенное квадратное неравенство. «Грибочки»- числовые промежутки. Поэтому «грибочки» должны быть помещены только в свою корзину. Цель отработка устно решать неравенства.
«Корзинки»
1) (х-1)(х+4) ≤ 0.
2) (х+2)(х-5) ≤ 0.
3) (х-6)(х-4) > 0.
«Грибочки»
∙ [-4;1],(-3;1),[0;1],(-4;1),[-4;-2]-для 1 корзинки
∙ [-2;-5],(2;5),[0;2],[-1;2),[3;-5] -для 2 корзинки
∙ (7;10),[-5;3],[8;11),[-6;4),[-7;0)--для 3 корзинки
Приложение 4. Домашнее задание.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Рефлексия.
1.На уроке я работал | Активно \ пассивно |
2.Своей работой на уроке я | Доволен \ не доволен |
3.Урок для меня показался | Коротким \ длинным |
4.За урок я | Не устал \ устал |
5.Моё настроение | Стало лучше \ стало хуже |
6.Материал урока мне был | Понятен \ не понятен Полезен \ не полезен Интересен \ скучен |
7.Домашнее задание мне кажется | Лёгким \ трудным Интересно \ не интересно |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока в 9 классе на тему:"Неравенства,сводящиеся к неравенствам второй степени"
тип урока-новая тема с использованием ИКТ и соотвествующии к требованиям ФГОС...
Урок "Решение неравенств второй степени и степени выше второй" 9 класс
Обобщающий урок в 9 классе, посвященный систематизации знаний и совершенствованию навыков решения неравенств с использованием свойств квадратичной функции и методом интервалов. После выполнения ...
Тема 6. АЛГЕБРАИЧЕСКИЕ НЕРАВЕНСТВА. КВАДРАТНЫЕ НЕРАВЕНСТВА. РАЦИОНАЛЬНЫЕ НЕРАВЕНСТВА ВЫСШИХ СТЕПЕНЕЙ. ДРОБНО-РАЦИОНАЛЬНЫЕ НЕРАВЕНСТВА.Теория. Ключевые методы решения задач. Упражнения.
Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации (ГИА) и единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, ...
Итоговый контроль по темам № 6,7: «Алгебраические неравенства. Квадратные неравенства. Рациональные неравенства высших степеней. Дробно-рациональные неравенства. Неравенства с модулем. Иррациональные неравенства»
Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации (ГИА) и единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, ...
Тема 15. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ТЕМАМ 9-14: "Показательные уравнения. Показательно-степенные уравнения. Показательные неравенства. Преобразования и вычисления логарифмических выражений. Логарифмические уравнения. Логарифмические неравенства".
Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также абитуриентов к вступител...
В рамках подготовки к ОГЭ по математике: "Линейные уравнения, неравенства, степени", "Смежные углы, параллелограмм, синус, косинус, тангенс на клетчатой бумаге"
Материал для отработки практических умений решать задания базового уровня сложности по модулю "Алгебра", "Геометрия"...
- Мне нравится (1)