Урок по математике в 6 классе по теме:«Решение задач на нахождение части от числа»,
методическая разработка по алгебре (6 класс) по теме

Перцева Елена Валентиновна

Цель урока: Совершенствовать навыки решения задач по теме: «нахождение части от числа. Общее  представление о взаимодействии компонентов окружающей среды: вода, воздух, почва, растения и животные.

Задачи:

  • ·         обучающая - формировать умение находить несколько частей от числа, применение при решении задач базового уровня;
  • ·        развивающая - развивать математическую речь, вычислительные навыки, навыки самоконтроля;
  •          воспитательная - воспитывать внимание, умение работать самостоятельно, развить у учащихся потребность в самовыражении через различные виды работ.
  • ·        коррекционно - развивающие: развивать устную связную речь учащихся, обогащать их словарный запас; развивать представления, воображение, внимание, правильное восприятие иллюстраций; формировать умения анализировать, обобщать., способствовать  развитию мыслительной деятельности.

Тип урока: систематизация знаний и способов деятельности.                           

Форма урока: урок-путешествие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx55.12 КБ
Microsoft Office document icon раздаточный материал к уроку105 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА

Интегрированный урок математики и географии

«Решение задач на нахождение части от числа»

ФИО (полностью)

Перцева Елена Валентиновна

Место работы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа  №432 города Колпино

Должность

Учитель математики высшей квалификационной категории

Предмет

математика

Класс

6

Тема урока

«Решение задач на нахождение части от числа»

Базовый учебник

 Математика, учебник для 6 класса, Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С.И. Шварцбург.

Цель урока: Совершенствовать навыки решения задач по теме: «нахождение части от числа. Общее  представление о взаимодействии компонентов окружающей среды: вода, воздух, почва, растения и животные.

Задачи:

  • обучающая - формировать умение находить несколько частей от числа, применение при решении задач базового уровня;
  • развивающая - развивать математическую речь, вычислительные навыки, навыки самоконтроля;
  • воспитательная - воспитывать внимание, умение работать самостоятельно, развить у учащихся потребность в самовыражении через различные виды работ.
  • коррекционно - развивающие: развивать устную связную речь учащихся, обогащать их словарный запас; развивать представления, воображение, внимание, правильное восприятие иллюстраций; формировать умения анализировать, обобщать., способствовать  развитию мыслительной деятельности.

Тип урока: систематизация знаний и способов деятельности.                           

Форма урока: урок-путешествие.

Основная литература: 
                Математика, учебник для 6 класса, Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С.                  И. Шварцбург.

Дополнительная литература: 

1. Математика. Учебник-собеседник для 5-6 классов, Л. Н. Шаврин и др.
2. Математика. Учебник 6 класс, Г. В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин.

Методы и приемы:

  • По способу приобретенных знаний - словесные, наглядные, практические.
  • По уровню познавательной активности - частично-поисковый, (эвристический), проверка уровня теоретических знаний, решение познавательных задач.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Форма организации деятельности детей: умение слушать, строить обсуждение, высказывать мысль, вопрос, дополнение.

Деятельность учащихся должна организовываться таким образом, чтобы обеспечивать у обучаемых внутренние цели - мотивы; потребность в поиске - важнейшей задачи обучения и воспитания, необходимо создать ситуации успеха и поиска решения задачи, вызывающие положительные эмоции.

Методы обучения на уроке: 

  • математические методы - моделирование, использование математического языка;
  • методы психологии - развитие мыслительных операций: анализ и синтез, классификация и систематизация, сравнение и обобщение;
  • методы педагогики - методы организации и стимулирования учебной деятельности;
  • информационные методы - демонстрация презентаций Power Point и авторских слайдов к уроку.

Оборудование: 

  • учебник
  • глобус.
  • схемы пользования и охраны воздушного пространства, водного пространства и земельных ресурсов.
  • карточки
  • мультимедийный проектор
  • раздаточный материал, цветы из цветной бумаги

 Планируемые результаты обучения:

предметные:

  • осуществить обобщение и знаний  учащихся об окружающей среде,
  • читать и записывать сведения о окружающем мире на языке математики;
  • расширять кругозор и обогащать знания учащихся.

метапредметные:

-регулятивные УУД:  

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке;
  • проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;
  • высказывать свое предположение на основе учебного материала;
  • отличать верно выполненное задание от неверного;
  • осуществлять самоконтроль;
  • совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

-коммуникативные УУД:

  • слушать и понимать речь других;
  • уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;
  • владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

-познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике, тетради;
  • ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
  • проводить анализ учебного материала;
  • проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.
  • умения работать с информацией;

-личностные УУД:

  • формировать мотивацию,
  • осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат;
  • уметь  адекватно реагировать на трудности и не бояться сделать ошибку.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Этап мотивации.

3.Этап актуализации знаний.

4. Этап познавательной деятельности.

5. Физкультминутка

6. Этап закрепления.

7. Тестовая работа с самопроверкой .

8. Этап рефлексии и контрольно-коррекционной деятельности.

9. Дифференцированное домашнее задание.


  1. Организационный момент     Цель – подготовка учащихся к работе на уроке.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

по звонку занять своё место;

взаимное приветствие;

настрой учащихся на работу, организация внимания;

проверка готовности к уроку (рабочее место, внешний вид);

  1. Этап мотивации      Цель – организовать познавательную деятельность учащихся.

Слушают учителя.

Запись числа, темы урока в тетради.

Решают задачи

1. 20∙100= 2000 кг

2.2+2 +8= 12 лет

3.27000 : 3000 = 9 суток

Оценивают свою работу, выставляя баллы в листе самооценки (примеры по 1 баллу, задача 2 балла).

Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”. Так говорил русский писатель М.М. Пришвин.

Долгая, счастливая, а самое главное – здоровая жизнь человека зависит от состояния окружающей нас природы.

Умение уважать и любить мир, в котором мы все живём, и от состояния  которого  зависит наше здоровье  - важное качество современного человека. Я думаю, что наше сегодняшнее путешествие  поможет вам задуматься над некоторыми цифрами. Сегодня нам предстоит раскрыть некоторые проблемы окружающей среды математическим языком.

Мы будем решать задачи на нахождение нескольких частей от числа.

Запись числа, темы урока на доске.

Математическая разминка

  1. 20кг макулатуры сохраняет одно дерево. Сколько деревьев сохраняет 100кг макулатуры?
  2. Брошенная на землю кожура от банана в нашем климате разлагается около 2 лет. Брошенный окурок сигареты разлагается на два года дольше. Пластиковый пакет разлагается на восемь лет дольше, чем окурок. Сколько лет потребуется для того чтобы разложился пакет?
  3. Через заводские очистительные сооружения в сутки проходит 3000л воды. За сколько дней очистится 27000л воды?

Тема урока на слайде

Решают устно, проверяют на слайде

  1. Актуализация знаний     Цель – организовать познавательную деятельность учащихся.

Решают примеры в листе и у доски 2 человека

Чтобы найти дробь от числа нужно умножить число на эту дробь.

Чтобы найти несколько процентов от числа, необходимо проценты перевести в десятичную дробь
и умножить полученную дробь на число.

Оценивают свою работу, выставляя баллы в листе самооценки (задача 2 балла).

1. Выполните умножение:

а)   =    

(Сформулируйте правило умножения обыкновенных дробей)

б)  =

(Сформулируйте правило умножения смешанных чисел)

2. Найдите:

а)  от 15   (Как найти дробь от числа?)

б) число, если 30% составляет 27(Как найти число по его процентам?)

3. Найдите значение числового выражения:

а)   =

(Какие числа называются взаимно обратными?)

б) 4,2: 0,6 =         

(Как разделить одну дробь на другую?)

  1. Как найти дробь от числа?
  2. Как найти десятичную дробь от числа?
  3. Как найти несколько процентов от числа?

у доски 2 человека решают, проверяют ответ, заносят в лист, остальные проверяют самостоятельно, ставят +или –

  1. Повторение, обобщение и систематизация имеющихся знаний под руководством учителя и в самостоятельной работе    

 Цель – закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы учащихся, учить применять знания в сходной ситуации.

Голубого

Много

Сообщение ученика:

Да, воды-то много. На нашей планете есть пресная и солёная вода. Но не всю воду могут употреблять человек, животные, растения для своей жизни. Для живых существ и растений пригодна только пресная вода. А остальная вода - в океанах, морях - солёная.

Отвечают устно:

При ста градусах

При ноле градусов

При температуре плюс один градус

Составляют схему

Решают задачу в листе

60 ∙ 100=6000 л за час

24 ∙ 6000=144000 л за сутки

Оценивают свою работу, выставляя баллы в листе самооценки (задача 2 балла).

Выполняют упражнения по команде учителя

Сообщение ученика:

Оболочка вокруг Земли, состоящая из смеси газов, водяных паров и пыли, называется атмосферой. 

По сравнению с величиной Земли она очень тонка. Представим себе, что наша планета – это глобус, и если на этот глобус натянуть воздушный шарик, то атмосфера – это тонкие стеночки резинового шарика. И если чуть ущипнуть шарик, то он порвётся

Слова ученика:

Атмосфера обеспечивает нас воздухом, необходимым для жизнедеятельности растений, животных и людей; защищает Землю и всё живое на ней от избытка солнечной радиации; регулирует температуру и распределяет влажность по поверхности Земли».

2 группа Составляют схему

Смотрят диаграмму, анализируют

Решают задачу в листе

50 ∙ 0,06 = 3 минуты

Оценивают свою работу, выставляя баллы в листе самооценки (задача 2 балла).

Сообщение ученика:

Плодородный верхний слой Земли мы называем - почвой.

В результате хозяйственной деятельности человека почвы загрязняются избытком химических удобрений, металлами, пестицидами, отходами производства и бытовыми отходами.

Смотрят схему

Решают задачу

25% = 0,25

36 ∙ 0,25 = 9 деревьев погибло

9 ∙ 3 = 27 человек могли бы обеспечить кислородом погибшие деревья

Оценивают свою работу, выставляя баллы в листе самооценки (задача 2 балла).

Первая станция, где мы сделаем остановку, называется «Водная» 

  • Посмотрите на модель Земли – глобус. Какого цвета на нём больше? Голубым цветом на глобусе изображена вода. Много у нас воды? Раз воды много, то можно её не беречь?
  • Пресной же воды очень мало, всего 3% от общего водного пространства.  Ею нужно дорожить, пресную воду необходимо экономно расходовать.
  • Вода очень интересное вещество. Она одна–единственная бывает в трёх состояниях: твёрдом, жидком, газообразном.

  • При какой температуре вода кипит и превращается в пар?
  • При какой температуре вода начинает замерзать?
  • При какой температуре лёд начинает таять?

Ребята, скажите, как человек использует воду? А как охраняет? (смотрим получившуюся схему)

Задача 1

Завод выбрасывает отходы в реку. За одну минуту в реку поступает 100л загрязненной воды. Сколько загрязненной воды поступает в реку за час, за сутки?

  • Помните: воду надо беречь!
  • Путешествие продолжается. Закрываем глаза и представляем себе, что мы летим на самолете.

Физкультминутка

Мы прилетели на станцию «Воздушная».

Вот так же легко мы губим атмосферу.

Из предложенных карточек составьте схему

Человеку нужен чистый воздух для дыхания. Состав воздуха атмосферы таков: азот – 78%; кислород – 21%; прочие газы – 1%. Посмотрим на  круговую диаграмму и вы наглядно увидите какую долю составляет кислород.

             Задача 2

Без пищи человек может прожить 1 месяц, без воды – 5 дней. А без кислорода?

Чтобы узнать, сколько минут человек может прожить без кислорода, нужно

найти 0,06 от числа 50.

Мы на следующей остановке «Почвенная». 

Давайте вспомним, какое значение имеет почва для жизни на Земле, какой вред наносит человек почве? Итак, вот что у нас получилось. (Демонстрируется схема – Приложение 3).

Задача 3

Из 36 деревьев, росших вдоль придорожной канавы, погибли от засоления почвы 25% деревьев. Зная, что каждое дерево обеспечивает кислородом трех человек. Вычислите, скольких людей могли бы обеспечить кислородом погибшие деревья.

 

Без воды, почвы и воздуха жизнь на Земле не была бы возможна. Люди в результате своей производственной деятельности способны сильно ухудшить состояние всех этих важнейших составных природы.

Вы не должны забывать, что и мы с вами являемся прямыми виновниками этой экологической проблемы.

Вы знаете, что:

  • от 2 до 10 лет - время необходимое,  для разложения бумаги. Помните     это, выкидывая бумагу на улице.
  • более 200 лет – идет процесс разложения полиэтиленовых пакетов.
  • через 1000 лет – разлагается стекло.

Прежде чем бросить в лесу бутылку, бумагу или полиэтиленовый пакет, подумайте какой вред, вы наносите природе.

Наше путешествие подходит к концу.

Проверяют на слайде

Проверяют на слайде

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять -

Все умеем мы считать.

Раз – встряхнуться, улыбнуться.

Два – немного потянуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – привстать и снова сесть.

Семь –  открыть глаза совсем

Восемь – лень отбросим.

Проверяют на слайде

Диаграмма на слайде

Проверяют на слайде

Демонстрируется схема

Проверяют на слайде

Информация на слайде

  1. Подведение итогов и оценка знаний (работы) учащихся

Цель – выяснить, чем занимались на уроке, подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу учащихся.

Ответы на вопросы

Чтобы найти дробь от числа нужно умножить число на эту дробь.

Чтобы найти несколько процентов от числа, необходимо проценты перевести в десятичную дробь
и умножить полученную дробь на число.

Решают в листах.

оценивают свою работу, выставляя себе отметку.

13-15баллов - "5"
9 -12баллов - "4"
6 - 8баллов  -  "3"

Высаживают цветы на  «Земной шар»,

Последняя станция «Укрась планету».

Какие задачи мы решали сегодня на уроке?

Ответьте на вопросы:

  1. Как найти дробь от числа?
  2. Как найти десятичную дробь от числа?
  3. Как найти несколько процентов от числа?

Найди самостоятельно и запиши ответ и посади цветок на «Земной шар»

Задача

Выставление оценок.

«5» -красный цветок, «5» -красный цветок, «5» -красный цветок

Высаживают цветы на  «Земной шар», расположенный на магнитной доске

  1.     Задание на дом

Разбор и запись домашнего задания

По карточкам, дифференцировано (смотри приложение).

)



Предварительный просмотр:

Тема урока:

Ф.И.

Текст задачи

Решение

Оценка решения

1.20кг макулатуры сохраняют одно дерево. Сколько деревьев сохраняет 100кг макулатуры?

2.Брошенная на землю кожура от банана в нашем климате разлагается около 2 лет. Брошенный окурок сигареты разлагается на два года дольше. Пластиковый пакет разлагается на восемь лет дольше, чем окурок. Сколько лет потребуется для того чтобы разложился пакет?

3. Через заводские очистительные сооружения в сутки проходит 3000л воды. За сколько дней очистится 27000л воды?

Задача 1

Завод выбрасывает отходы в реку. За одну минуту в реку поступает 100л загрязненной воды. Сколько загрязненной воды поступает в реку за час, за сутки?

Задача 2

Без пищи человек может прожить 1 месяц, без воды – 5 дней. А без кислорода?

Чтобы узнать, сколько минут человек может прожить без кислорода, нужно

найти 0,06 от числа 50.

Задача 3

Из 36 деревьев, росших вдоль придорожной канавы, погибли от засоления почвы 25% деревьев. Зная, что каждое дерево обеспечивает кислородом трех человек,

вычислите, скольких людей могли бы обеспечить кислородом погибшие деревья.

Задача

Ф.И.______________________________________6а класс, ______________

3 этап Актуализация знаний.     Разминка

1. Выполните умножение:

а)   =    

Сформулируйте правило умножения обыкновенных дробей(устно)

б)  =

Сформулируйте правило умножения смешанных чисел (устно)

2. Найдите:

а)  от 15  

Как найти дробь от числа? (устно)

б) число, если 30% составляет 27  

Как найти число по его процентам? (устно)

3. Найдите значение числового выражения:

а)   =

Какие числа называются взаимно обратными? (устно)

б) 4,2: 0,6 =          

Как разделить одну дробь на другую? (устно)

Домашнее задание

Ф.И.

Проверка решения

Найди    от данных чисел, впиши ответы в прямоугольники:

Сколько погибло бы цветущих растений, если бы каждый ученик вашего класса сорвал по 5 штук? А если не по пять, а по 10 штук? Какой вывод из этого можно сделать?

                                                                                                                     

                 5/12 от 48          60% от 25                 0,8 от 45            

                                                                                                                               

                                                                                                   

                20% от 75             4/15 от 135           0,5 от 40          

                                                                                                                                         

тех


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по математике (9 класс) по теме: Решение квадратных неравенств

Понятие  неравенства  второй  степени  с  одной  переменной;Формирование  знаний по  решению  неравенств  аx2+bx+c>(<)0  (a≠0)  на...

Презентация к уроку по математике 5 класс по теме "Решение задач на движение"

Презентация к уроку по математике 5 класс по теме "Решение задач на движение", к учебнику А.Г. Мордкович....

Конспект урока по математике 5 класса на тему: Решение задач на кратное сравнение чисел.

Цель: научить учащихся решать задачи на кратное сравнение чисел, уметь применять правило при решении задач. Способствовать коррекции речи, логического мышления. Воспитывать трудолюбие, аккуратность.Об...

Разработка урока биологии в 10 классе по теме: Решение генетических задач.

Открытый урок биологии в рамках семинара ЗДУВР....

Конспект урока математики в 9 классе по теме: "Решение математических задач на нахождение процентов"

Структура урока представляет собой эвристическую форму. Обучающиеся, при решении представленных заданий, открывают для себя что-то новое, что вызывает интерес к знаниям, к открытиям....

Урок алгебры в 7 классе по теме: «Решение экономических задач» в форме деловой игры

Для учащихся 7 класса предлагается урок в форме экономической игры. Данный урок можно отнести к профориентации,он готовит детей к выбору профессии в будущем....

Урок в 5-ом классе по теме «Решение текстовых задач. Использование при решении задач таблиц и схем» по ФГ

Содержание урока в 5-ом классе по теме «Решение текстовых задач. Использование при решении задач таблиц и схем» направлено на  формирование у обучающихся  понятия расходы, п...