Рабочая программа учебного предмета Алгебра 8 класс
рабочая программа по алгебре (8 класс) на тему

Киржаева Татьяна Ивановна

 

      Рабочая учебная программа по математике  для 8  класса составлена из расчета часов, указанных  в учебном плане. Предмет «Алгебра» изучается  в объеме 102 часа учебного плана  при нагрузке  3 часа в неделю.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon algebra_8_v_klass.doc231.5 КБ

Предварительный просмотр:


Пояснительная записка

Рабочая программа по алгебре для 8 «Б» класса разработана в соответствии с федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г.,   федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, утвержденным приказом Министерства Образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего общего образования» с изменениями от 31 января 2012 года, федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства Образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 с изменениями от 20 августа 2008 г. № 241, от 30 августа 2010 г. № 889, от 3 июня 2011 г. № 1994, от 1 февраля 2012 г. № 74, учебным планом Лицея, на основе примерной программы  общеобразовательных учреждений Алгебра 7-9 классы/ составитель Бурмистрова Т.А.- М: Просвещение, с учетом гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях». 

        

Описание места учебного предмета в учебном плане

      Рабочая учебная программа по математике  для 8 «Б» класса составлена из расчета часов, указанных  в учебном плане МБОУ «Лицей № 1» р.п. Чамзинка Чамзинского муниципального района. Предмет «Алгебра» изучается  в объеме 102 часа учебного плана лицея при нагрузке  3 часа в неделю.  

     

Требования к уровню подготовки учащихся, окончивших 8 класс

     В результате изучения алгебры ученик должен уметь:

составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;

 выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;

применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;

решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;

решать текстовые задача алгебраическим методом, интерпретировать полученный  результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;

изображать числа точками на координатной прямой;

определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;

распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;

находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значения аргумента  по значению функции, заданной графиком или таблицей;

определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;

описывать свойства изученных  функций, строить их графики.

  знать/понимать

  • значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
  • значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
  • вероятностный характер различных процессов окружающего мира;
  • идеи расширения числовых множеств как способа построения нового математического аппарата для решения практических задачи внутренних задач математики;
  • значение идей, методов и результатов алгебры и математического анализа для построения моделей реальных процессов и ситуаций;
  • универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость в различных областях человеческой деятельности;
  • различие требований, предъявляемых к доказательствам в математике, естественных, социально-экономических и гуманитарных науках, на практике.

Содержание учебного предмета

1. Функции и графики (9 ч)

         Числовые неравенства. Множество чисел. Функция, графики функции. Фугкция у=х, у=х2, у=, их свойства и графики.

Основная цель – ввести понятия функции и ее графика, изучить свойства простейших функций и их графики.

        В данной теме рассматриваются свойства числовых неравенств, изображение числовых промежутков на координатной оси, вводятся понятия функции и ее графика, показываются примеры простейших функций, их свойств и графики. При доказательстве свойств функций используются свойства неравенств. На интуитивной основе вводятся понятия непрерывности функции и графика функции, играющие важную роль при доказательстве существования квадратного корня из положительного числа.

2. Квадратные корни (9 ч)

         Квадратный корень. Арифметический квадратный корень. Приближенное вычисление квадратных корней. Свойства арифметических квадратных корней. Преобразование выражений, содержащих квадратные корни.

        Основная цель – освоить понятие квадратного корня и арифметического квадратного корня; выработать умение преобразовывать выражения, содержащие квадратные корни.

        Существование квадратного корня из положительного числа показывается с опорой на непрерывность графика функции у=х2. Подчеркивается разница между словесным определением квадратного корня из неопределенного числа а и обозначением : по определению есть два квадратных корня из положительного числа а и только тот из них, который положителен обозначается , другой обозначается -.

        Далее доказывается иррациональность квадратного корня из любого числа, не являющегося квадратом числа. Основное внимание уделяется изучению свойств квадратных корней и их использованию для преобразования выражений, содержащих квадратные корни. Учащиеся должны освоить вынесение из-под знака корня, внесение множителя под знак корня и освобождение дроби от иррациональности в знаменателе в простых случаях.

3. Квадратные уравнения (16 ч)

         Квадратный трехчлен. Квадратное уравнение. Теореме Виета. Применение квадратных уравнений к решению задач.

        Основная цель – выработать умения решать квадратные уравнения и задачи, сводящиеся к квадратным уравнениям.

        В начале темы рассматривается квадратный трехчлен, выясняются условия, при которых его можно разложить на два одинаковых или на два разных множителя. На этой основе вводится понятие квадратного уравнения и его корня, рассматриваются способы решения неполного квадратного уравнения, квадратного уравнения общего вида, приведенного квадратного уравнения. Доказываются теоремы Виета (прямая и обратная), показывается применение квадратных уравнений для решения задач.

        Применение квадратного уравнения существенно расширяет круг текстовых задач, которые можно предложить учащимся, дает хорошую возможность для обсуждения некоторых общих идей, связанных с их решением.

4. Рациональные уравнения (13 ч)

         Рациональное уравнение. Биквадратное уравнение. Распадающееся уравнение. Уравнение, одна часть которого – алгебраическая дробь, а другая равная нулю. Решение задач при помощи рациональных уравнений.

        Основная цель – выработать умения решать рациональные уравнения и использовать их для решения задач.

        Вводится понятие рационального уравнения, рассматриваются наиболее часто используемые виды рациональных уравнений: биквадратное, распадающееся, уравнение, одна часть которого – алгебраическая дробь, а другая равна нулю; показывается применение рациональных уравнений для решения текстовых задач.

        При решении рациональных уравнений, содержащих алгебраическую дробь, обращается внимание на то, что уравнение не умножается на выражение с неизвестным, а преобразуется к уравнению, одна часть которого – алгебраическая дробь, а другая равная нулю. Идея решения рациональных уравнений заменой неизвестных показывается на примере биквадратных уравнений.

5. Линейная функция (9 ч)

Прямая пропорциональная зависимость, график функции у=kx. Линейная функция и ее график. Равномерное движение.

Основная цель – ввести понятие прямой пропорциональной зависимости и линейной функции; выработать умение решать задачи, связанные с графиками этих функций.

В данной теме расширяет круг изученных функций, появляется новая идея построения графиков – с помощью переноса. Сначала изучается линейной функции – прямая пропорциональная зависимость, исследуется расположение прямой в зависимости от углового коэффициента, решаются традиционные задачи, связанные с принадлежностью графику заданных точек, знаком функции и т.п. затем вводится понятие линейной функции, показывается как можно получить график линейной функции из соответствующего графика прямой пропорциональности. При этом показывается перенос графика по осям ОХ и ОУ. Однако основным способом построения графика линейной функции остается построение прямой по двум точкам.

Рассмотрение графиков прямолинейного движения позволяет перейти к примерам кусочно-заданных функций, способствует упрочнению межпредметных связей между математикой и физикой.

Рекомендуется рассмотреть функцию у=, переносы ее графика по осям координат для подготовки учащихся к изучению следующей темы.

6. Квадратичная функция (10 ч)

Квадратичная функция и ее график.

        Основная цель – изучить квадратичную функцию и ее график; выработать умение решать задачи, связанных с графиком квадратичной функции.

        Рассмотрение графика движения тела в поле притяжения Земли дает еще один пример межпредметных связей между математикой и физикой, позволяет показать применение изучаемого материала на примере задач с физическим содержанием.

7. Системы рациональных уравнений (10 ч)

Системы рациональных уравнений. Системы уравнений первой и второй степени. Решение задач при помощи систем уравнений первой и второй степени, систем рациональных уравнений.

Основная цель – выработать умение решать системы уравнений первой и второй степени, систем рациональных уравнений, задачи, приводящие к таким системам.

8. Графический способ решения систем уравнений (9 ч)

        Основная цель – выработать умение решать системы уравнения и уравнения графическим способом.

9. Повторение (10 ч)

Основная цель – повторение курса алгебры 8 класса

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

                              Из них

Теоретическое обучение, ч.

К/ р,

 ч.

С/ р,

 ч.

1

Функции и графики.  

9

8,5

0,5

2

Функции у=х, у=х², у=1/х.

7

5,5

1

0,5

3

Квадратные корни.

9

7

1

1

4

Квадратные уравнения.

16

13,5

1

1,5

5

Рациональные уравнения.

13

10,5

1

1,5

6

Линейная функция.

9

8,5

0,5

7

Квадратичная функция.

10

8,5

1

0,5

8

Системы рациональных уравнений.

10

9

1

9

Графический способ решения систем уравнений.

9

7,5

1

0,5

10

Повторение

10

8,5

1

0,5

Итого

102

87

7

8

Условные обозначения:

Урок закрепления знаний – узз

Урок изучения нового – уин

Урок обобщения знаний – уоз

Урок комплексного применения знаний – кпз

Урок контроля знаний – укз

Сокращения, используемые в рабочей программе:

Виды контроля:

ФО — фронтальный опрос.

ИРД — индивидуальная работа у доски.

ИРК — индивидуальная работа по карточкам.

СР самостоятельная работа.

ТР – тестовая работа.

КР- контрольная работа

Календарно-тематический план

№ п/п

№ п/п

Наименование разделов и тем

Вид   занятия

Всего часов

Виды самостоятельной работы

Дата проведения

занятия

План

Факт

Глава 1. Простейшие функции. Квадратные корни.

§ 1.  Функции и графики.  

9

1

1.1

Числовые неравенства

уин

1

ФО

2

1.2

Числовые неравенства

узз

1

3

1.3

Числовые неравенства

уоз

1

4

1.4

Координатная ось. Модуль числа

уин

1

СР-1

5

1.5

 Множества чисел

узз

1

6

1.6

Декартова система координат на плоскости

уин

1

ФО,  ИРД

7

1.7

Понятие функции

уин

1

ФО, ИРД

8

1.8

Понятие функции

узз

1

9

1.9

Понятие графика функции

уин

1

ФО,  ИРД

§2. Функции у=х, у=х², у=1/х

7

10

2.1

 Функция у=х и её график

уин

1

ФО,  ИРД

11

2.2

 Функция у=х и её график

узз

1

12

2.3

Функция у=х²

уин

1

ФО,  ИРД

13

2.4

 График функции у=х²

уин

1

ФО,  ИРД

14

2.5

Функция у=1/х (х>0)

уин

1

СР-2

15

2.6

 График функции у=1/х

уин

1

ФО,  ИРД

16

2.7

Контрольная работа №1 «Функции и графики»

укз

1

КР

§3. Квадратные корни

9

17

3.1

 Понятие квадратного корня

уин

1

ФО, ИРД

18

3.2

 Понятие квадратного корня

уоз

1

19

3.3

Арифметический квадратный корень

уиз

1

ФО, ИРД

20

3.4

Арифметический квадратный корень

уоз

1

 21

3.5

 Квадратный корень из натурального числа

уиз

1

ФО, ИРД

22

3.6

Свойства арифметических квадратных корней

уиз

1

23

3.7

Свойства арифметических квадратных корней

узз

1

СР-3

24

3.8

Свойства арифметических квадратных корней

кпз

1

25

3.9

Контрольная работа №2 «Квадратные корни»

укз

1

КР

Глава 2. Квадратные  и рациональные уравнения

§4. Квадратные уравнения

16

26

4.1

 Квадратный трехчлен

уин

1

СР-5

27

4.2

Квадратный трехчлен

узз

1

28

4.3

Понятие квадратного уравнения

уин

1

ФО, ИРД

29

4.4

Понятие квадратного уравнения

узз

1

30

4.5

Неполное квадратное уравнение

уин

1

ФО, ИРД

31

4.6

Неполное квадратное уравнение

узз

1

32

4.7

Решение квадратного уравнения общего вида

уин

1

ФО, ИРД

33

4.8

Решение квадратного уравнения общего вида

узз

1

34

4.9

Решение квадратного уравнения общего вида

уоз

1

35

4.10

Приведенное квадратное уравнение

уин

1

ТР

36

4.11

Приведенное квадратное уравнение

узз

1

СР-6

37

4.12

Теорема Виета

уин

1

ФО,  ИРД

38

4.13

Теорема Виета

узз

1

СР-7

39

4.14

 Применение квадратных уравнений к решению задач

уин

1

ФО,  ИРД

40

4.15

Применение квадратных уравнений к решению задач

уоз

1

41

4.16

Контрольная работа №3 «Квадратные уравнения»

укз

1

КР

§5. Рациональные уравнения

13

42

5.1

Понятие рационального уравнения

уин

1

ФО, ИРД

43

5.2

 Биквадратное уравнение

уин

1

ФО,  ИРД

44

5.3

Биквадратное уравнение

узз

1

45

5.4

Распадающиеся уравнения

уин

1

ФО, ИРД

46

5.5

Распадающиеся уравнения

узз

1

СР-8

47

5.6

Уравнение, одна часть которого алгебраическая дробь, а другая равна нулю

уин

1

48

5.7

Уравнение, одна часть которого алгебраическая дробь, а другая равна нулю

кпз

1

СР-9

49

5.8

Уравнение, одна часть которого алгебраическая дробь, а другая равна нулю

узз

1

ФО

ИРД

50

5.9

Решение рациональных уравнений

уин

1

СР-10

51

5.10

Решение рациональных уравнений

узз

1

52

5.11

Решение задач при помощи рациональных уравнений

уин

1

53

5.12

Решение задач при помощи рациональных уравнений

уоз

1

54

5.13

Контрольная работа №4 «Рациональные уравнения»

укз

1

КР

Глава 3. Функции у=kx+b,y=ax2+bx+c

§6. Линейная функция

9

55

6.1

Прямая пропорциональная зависимость

уин

1

ФО,  ИРД

56

6.2

Прямая пропорциональная зависимость

узз

1

57

6.3

График функции у=kx

уин

1

ФО,  ИРД

58

6.4

График функции у=kx

узз

1

59

6.5

График функции у=kx

кпз

1

ИРК

60

6.6

Линейная функция и её график

уин

1

СР-11

61

6.7

Линейная функция и её график

узз

1

62

6.8

Линейная функция и её график

уоз

1

63

6.9

Равномерное движение.

уин

1

ФО, ИРД

§7. Квадратичная функция

10

64

7.1

Функция у=ах² (а>0)

уин

1

ФО,  ИРД

65

7.2

Функция у=ах² (а>0)

узз

1

66

7.3

Функция у=ах² (а≠0)

уин

1

ТР

67

7.4

Функция у=ах² (а≠0)

узз

1

68

7.5

Функция у=а(х-х0)²+у0

уин

1

СР-12

69

7.6

Функция у=а(х-х0)²+у0

узз

1

ФО

70

7.7

Функция у=а(х-х0)²+у0

уоз

1

ИРД

71

7.8

График квадратичной функции

уин

1

ИРД

72

7.9

График квадратичной функции

уоз

1

ТР

73

7.10

Контрольная работа №5 «Линейная и квадратичная функция»

укз

1

КР

Глава 4. Система рациональных уравнений

 §8. Системы рациональных уравнений

10

74

Понятие системы рациональных уравнений

уин

1

ИРД

75

8.2

Понятие системы рациональных уравнений

узз

1

ИРК

76

8.3

Системы уравнений первой и второй степени

уин

1

ИРД

77

8.4

Системы уравнений первой и второй степени

узз

1

ФО

78

8.5

Системы уравнений первой и второй степени

кпз

1

79

8.6

Решение задач при помощи систем уравнений первой и второй степени

уин

1

ФО,  ИРД

80

8.7

Решение задач при помощи систем уравнений первой и второй степени

узз

1

ИРД

81

8.8

Решение задач при помощи систем уравнений первой и второй степени

уоз

1

ТР

82

8.9

Решение задач при помощи систем рациональных уравнений

уин

1

СР-13, ФО

83

8.10

Решение задач при помощи систем рациональных уравнений

узз

1

ИРД, СР-14

§9. Графический способ решения систем уравнений

9

84

9.1

 Графический способ решения систем двух уравнений первой степени с двумя неизвестными

уин

1

ФО,  ИРД

85

9.2

Графический способ решения систем двух уравнений первой степени с двумя неизвестными

узз

1

86

9.3

Графический способ исследования системы двух уравнений первой степени с двумя неизвестными

уин

1

ФО,  ИРД

87

9.4

Графический способ исследования системы двух уравнений первой степени с двумя неизвестными

узз

1

88

9.5

Решение систем  уравнений первой и второй степени графическим способом

уин

1

ФО,  ИРД

89

9.6

Решение систем  уравнений первой и второй степени графическим способом

узз

1

90

9.7

Примеры решения уравнений графическим способом

уин

1

С-15

91

9.8

Примеры решения уравнений графическим способом

уоз

1

92

9.9

Контрольная работа №6 «Система рациональных уравнений. Графический способ решения систем уравнений»

укз

1

КР

                              Повторение

10

93

10.1

Повторение  « Функции и графики.  Функции у=х, у=х², у=1/х».

уоз

1

ФО,  ИРД

94

10.2

Повторение  « Функции и графики.  Функции у=х, у=х², у=1/х».

уоз

1

ФО,  ИРД

95

10.3

Повторение «Квадратные корни»

уоз

1

96

10.4

Повторение «Квадратные корни»

уоз

1

ФО, ИРД

97

10.5

Повторение «Квадратные и рациональные уравнения»

уоз

1

98

10.6

Повторение «Квадратные и рациональные уравнения»

уоз

1

ФО,  ИРД

99

10.7

Повторение «Линейная функция. Квадратичная функция»

уоз

1

ФО, ИРД

100

10.8

Повторение «Линейная функция. Квадратичная функция»

уоз

1

СР-16

101

10.9

Контрольная работа № 7(итоговая)

укз

1

102

10.10

Повторение «Системы рациональных уравнений

Графический способ решения систем уравнений»

уоз

1

Итого

102

Методическая литература

    1. Алгебра : учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений: базовый, профильный и углубленный уровни/ С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин. -М.: Просвещение, 2014

   2. Алгебра : дидакт. материалы для 8 кл. базовый, профильный и углубленный уровни/  М.К. Потапов,  А.В. Шевкин; -М.: Просвещение, 2012

   3. Программа общеобразовательных учреждений Алгебра 7 - 9 классы, сост. Т. А. Бурмистрова, Просвещение, 2008.

     

       Сайты:

  1. http://www.edu.ru - Федеральный портал Российское образование;
  2. http://www.school.edu.ru - Российский общеобразовательный портал
  3. www.ug.ru - «Учительская газета»;
  4. www.1september.ru - все приложения к газете «1сентября»;
  5. www.informika.ru/text/magaz/herald – «Вестник образования»;
  6. http://school-collection.edu.ru  – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов;
  7. http://www.krug.ural.ru/keng/ - Кенгуру;
  8. http://math.child.ru  - Сайт и для учителей математики;
  9. http://www.uroki.net/docmat.htm - для учителя математики, алгебры и геометрии;
  10. http://www.uotula.ru/cgi-bin/index.cgi?id=98 - методические рекомендации учителям математики;

11.       http://www.alleng.ru/edu/math1.htm - к уроку математики

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 6 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год

Рабочая программа используется к УМК автора В.В. Пасечника. Составлена в соответствии с планированием автора....

Рабочая программа учебного предмета «Математика» Класс 7

Рабочая программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (учебный предмет «Математика» 7 класс )...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета английский язык для 6 класса основного общего образования на 2018 - 2019 учебный год разработана на основе авторской программы Р.П Мильруд, Ж. А Суворовой,2016 года

Рабочая программа по английскому языку для 6 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, федеральног...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебный предмет: Геометрия Класс: 7 Количество часов в год по учебному плану: 68 Количество часов в неделю: 2

Рабочая программа расчитана на 2 часа . В программе указаны задачи, цела и конечный  результат изучения курса геометрии....