Повторение и обобщение по теме "Свойства степени с натуральным показателем"
план-конспект урока по алгебре (7 класс) на тему

Зирова Елена Константиновна

Разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока70.36 КБ
Office presentation icon Презентация1.04 МБ
Файл Ребусы50.11 КБ
Файл Домашнее задание18.25 КБ
Файл Задание 116.14 КБ
Файл Задание 316 КБ
Файл Карточка 315.77 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Повторение и обобщение по теме « Свойства степени с натуральным показателем»

Цели:  

Образовательная: Обеспечить повторение, обобщение и систематизацию знаний по теме, закрепить и усовершенствовать навыки простейших преобразований выражений, содержащих степени с натуральным показателем, создать  условия контроля усвоения знаний и умений

Обобщить и систематизировать знания о свойствах степени с натуральным показателем.

Развивающая: Способствовать формированию умений применять приёмы обобщения, сравнения, выделения главного, содействовать воспитанию интереса переноса знаний в новую ситуацию, развитие математического кругозора, речи, внимания и памяти, развитие учебно-познавательной деятельности;

Воспитательная: Воспитание интереса к математике, активности, организованности, воспитывать умений асом и взаимоконтроля своей деятельности, формирование  положительной мотивации учения, культуры общения.

Методы обучения : Объяснительно – иллюстративный, словесный, практический, ИКТ

Ход урока:

1.Орг. момент

Добрый день, ребята. Добрый день, уважаемые коллеги! Я приветствую всех собравшихся на сегодняшнем открытом уроке. Ребята, я хочу вам пожелать плодотворно поработать на уроке, внимательно обдумывать ответы на поставленные вопросы, не торопиться, не перебивать, уважать одноклассников и их ответы. Удачи вам!

2.Актуализация опорных знаний и вхождение в тему урока  

Ребята, у каждого из вас на парте лежат материалы к уроку. К ним мы обратимся позже. 

На экране и у себя на партах вы видите ребусы, в которых зашифрованы ключевые слова сегодняшнего урока. Вы работаете в парах. Разгадайте их. Кто готов, поднимает руку.

step.jpg  степень

povtor.jpgповторение

obobshen.jpg  обобщение

Ребята, вы правильно отгадали ребусы. Эти слова: степень, повторение и обобщение. А теперь, используя отгаданные слова – подсказки, сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Правильно. Откройте тетради и запишите число и тему урока «Повторение и обобщение по теме «Свойства степени с натуральным показателем».

Тему урока мы с вами определили, а как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке, какие цели поставим перед собой?

Повторить и обобщить наши знания по данной теме, ликвидировать имеющиеся пробелы, подготовиться к изучению следующей темы.

3.Устная работа

Эпиграф к уроку слова великого русского учёного М.В.Ломоносова « Пусть кто–нибудь попробует вычеркнуть из математики степени, и он увидит, что без них далеко не уедешь».

- Как вы думаете, прав учёный?

- Для чего нам нужны степени? (для успешного решения заданий на ОГЭ и ЕГЭ). Ребята, свойства степени с натуральным показателем довольно часто применяются при нахождении значений выражений, при преобразованиях выражений.

- Где они нашли широкое применение? (в физике, астрономии, медицине)

- Правильно, а теперь давайте повторим, что же такое степень?

- Как называются а и  n в записи степени?

- Какие действия можно выполнять со степенями?

А теперь подведём итог. У вас на парте листочки с заданиями (карточка 1).

1.Слева указаны начала определений, справа - окончания определений. Соедините линиями верные высказывания.

а) При умножении степеней с одинаковыми основаниями …

1)основанием степени

б) При делении степеней с одинаковыми основаниями ….

2) Показатель степени

в) Число а называют

3) произведение n множителей, каждый из которых равен а.

г) При возведении степени в степень …

4)… основание остается прежним , а показатели складываются.

д)Степенью числа а с натуральным показателем n, большим 1, называется

5)… основание остается прежним, а показатели перемножаются.

е) Число n называют

6) Степенью

ж) Выражение а n   называют

7)…основание остается прежним , а показатели вычитаются.

2.Теперь, поменяйтесь листочками с соседом по парте, оцените его работу после ее проверки.

А теперь давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание.

Оцените работу:

7 баллов – молодец

6 баллов – очень хорошо

5 баллов – хорошо

4 балла – не очень хорошо

3 балла – плохо

0-2 балла – очень плохо.

Поставьте рядом с таблицей количество набранных баллов и запомните их, они нам еще пригодятся.

4.  Перенос приобретенных знаний, их первичное применение в новых или изменённых условиях, с целью формирования умений.

1. Предлагаю вам следующую работу: у вас на партах карточки (карточка 2). Вам нужно выполнить задания, т.е. записать ответ в виде степени с основанием с, и вы узнаете фамилию и имя великого французского математика, который ввёл общепринятое в настоящее время обозначение степеней. Вы работаете по вариантам (1 и 2). После того, как вы решите все примеры, обсудите со своим соседом по парте, какие имя и фамилия у вас получились.

Вариант 1

Вариант 2

1.

С5 • С3

6.

С7 : С5

2.

С8 : С6

7.

4)3 • С

3.

4)3

8.

С4 • С5 • С0

4.

С5 • С3 : С6

9.

С16 : С8

5.

С14 • С8

10.

3)5

Р

Ш

М

Ю

К

Н

А

Т

Е

Д

С8

С5

С1

С40

С13

С12

С9

С15

С2

С22

  • Ответ: Рене Декарт.

Рассказ о биографии Рене Декарта

Родился во Франции в дворянской семье. Учился в учебном заведении, которое только что было создано иезуитами (орден создали за несколько десятилетий до того). Учебное заведение называлось Ла Флеш и располагалось в местечке Лаэ.

После окончания коллегии стал офицером. Война 1618-1648 гг. закончилась Вестфальским миром. Декарт служил в Богемии, Венгрии, затем Италии.

В 1625-1629 гг. живет в Париже, интересуется и занимается математикой. Тяга к научной деятельности побудила его в 1629 году перебраться в Нидерланды, поскольку после революции духовная атмосфера там была более свободной. Жил двадцать лет почти безвыездно, только трижды посетил Францию.

17 век - век гениев. Декарт - фигура первостепенной величины, чрезвычайно разносторонний человек, математик, геометр. В области естествознания занимался оптикой, физиологией и т.д. Родоначальник философии Нового Времени. Закончил лучшее в своем роде образовательное учреждение, но был глубоко неудовлетворен схоластичностью предложенного ему набора знаний. Пришел к убеждению, что подлинную науку «можно найти в самом себе или в великой книге мира».

Особо следует отметить переработанную им математическую символику, близкую к современной. Коэффициенты он обозначал abc…, а неизвестные — xyz.

Натуральный показатель степени принял современный вид. Уравнения приводятся к привычной нам форме (в правой части — ноль).

Подробнее о трудах Лейбница, а также о том, кто из ученых стал развивать его идеи, можно прочитать здесь:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Лейбниц_Готфрид_Вильгельм 

https://ru.wikipedia.org/wiki/Двоичная_система_счисления .

Эти ссылки указаны в карточках с домашним заданием, которые также лежат у вас на партах. Возьмите их и положите в дневники.

Ребята, а сейчас давайте выполним следующее задание.

2. Определите, какие ответы правильные, а какие ложные.

  • истинному ответу поставьте в соответствие 1, ложному – 0.
  • получив упорядоченный набор из единиц и нулей, вы узнаете верный ответ и определите имя и фамилию еще одного известного математика..

а) x2  x3 =x5                                                          

б) s3  s5 s8= s16 

в) x7 :  x4 = x28 

г) (c+d)8 : (c+d) 7 =c+d

д) (x5  )6 =x 30 

Выберите ее имя из четырех имен известных женщин, каждому из которых соответствует набор из единиц и нулей:

  • Ада Августа Лавлейс – 11001
  • Софи Жермен              - 10101
  • Исаак Ньютон     - 11101
  • Готфрид Вильгельм Лейбниц      - 11011

Из биографии Лейбница. (1646 - 1716)

Родился в г. Лейпциге в семье профессора морали Лейпцигского университета. В возрасте 15 лет знал античную и современную философию, хорошо знал схоластику, в отличие от предшественников. С 1661 по 1666 год учился в Лейпцигском университете, в 20 лет закончил две диссертации - по логике и юриспруденции.

Важнейшие научные достижения:

В период работы над арифметической машиной Лейбниц занимается двоичной системой счисления (Explication de l’Arithmétique Binaire). В рукописи на латинском языке, подписанной 15 марта 1679 года, Лейбниц разъясняет, как выполнить вычисления в двоичной системе счисления, в частности умножение, а позже разрабатывает в общих чертах проект вычислительной машины, работающей в двоичной системе счисления.

Впоследствии идею Лейбница об использовании двоичной системы счисления в вычислительных машинах забыли на 250 лет, и только в 1931 году француз Рене Вальта вернется к идее Лейбница. В 1936 году он покажет преимущества двоичных вычислительных устройств.

А в 1985 году американским математиком Питером Монтгомери был предложен способ возведения в степень в двоичной системе счисления.

 5. Решение задач учащимися под контролем учителя.

А теперь посмотрим, справитесь ли вы с заданием посложнее. При его выполнении нужно применить несколько известных вам свойств степеней.

т · т4 · (т2)2 · т0

 (23)7 : (25)3          

 (р2)4 : р5              

(34)2 · (32)3 : 311

6. Итоги урока

Что произошло с понятием степени в дальнейшем, мы с вами можем предсказать сами. Для этого попробуйте ответить на вопрос: можно ли число возвести в отрицательную степень или дробную?

Вернемся к эпиграфу нашего урока. Напомню, что задания на степени с натуральным показателем присутствуют в ОГЭ и ЕГЭ. Посмотрите на эти примеры. Что мы знаем для их решения, а что еще не изучили?

Исаак Ньютон в 1677 году впервые описал действие возведения числа в отрицательную и дробную степени и обобщил формулы для всех видов степеней.  Но это предмет нашего будущего изучения.

7.Рефлексия

Ребята, ответьте, а что вы делали сегодня на уроке? Только сделайте это в листе самооценки. Подчеркните в каждом столбике то утверждение, которое относится к вам. По окончании урока сдайте эти карточки мне.

Урок

Я на уроке

Итог

1. Интересно

1. Работал

1. Понял материал

2. Скучно

2. Отдыхал

2. Узнал больше, чем знал

3. Безразлично

3.Помогал другим

3. Не понял

Оценки за урок.

Поставить отметки ученикам, кто помимо 7 набранных баллов за задание с определениями получил несколько жетонов за работу на уроке.

А теперь посмотрите на доску. Здесь вы видите координатную плоскость (проговорить название осей). У каждого из вас в наборе материалов к уроку есть два стикера (зеленый и желтый). Подпишите на каждом из них свои фамилию и имя. Когда будете уходить из класса, приклейте стикер в то место, которое соответствует уровню ваших знаний по теме. (ордината – 0-10 баллов, абсцисса – свойства степеней и умение решать примеры по данной теме).

Оценить себя вы можете следующим образом:

10 баллов – я знаю все свойства/умею решать все задания

9 баллов – я знаю все свойства/затрудняюсь с решением некоторых примеров и т.д…

Наш урок закончен. Спасибо всем за работу на уроке!

Домашнее задание.

1. Записать в виде степени:

1.  а4 · а · а3а          

2.  р · р2 · р0

3.  –х3 · (–х)4

2. Вычислить: (–0,5)10 : (–0,5)8

Подробнее о трудах Лейбница, а также о том, кто из ученых стал развивать его идеи, можно прочитать здесь:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Лейбниц_Готфрид_Вильгельм 

https://ru.wikipedia.org/wiki/Двоичная_система_счисления.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Разгадайте ребусы Степень Повторение Обобщение

Слайд 2

Урок повторения и обобщения по теме «Свойства степени с натуральным показателем»

Слайд 3

Цели: Повторить и обобщить наши знания по данной теме. Ликвидировать имеющиеся пробелы. Подготовиться к изучению следующей темы.

Слайд 4

«Пусть кто-нибудь попробует вычеркнуть из математики степени, и он увидит, что без них далеко не уедешь.» М.В.Ломоносов

Слайд 5

Повторим! Сформулируйте определение степени числа с натуральным показателем.

Слайд 6

Степенью числа a с натуральным показателем n , большим 1, называется произведение n множителей, каждый из которых равен а: аⁿ = а · а · а · … · а n Степенью числа а с показателем 1 называется само число а: а ¹ = а

Слайд 7

5 7 Основание Показатель Определение степени

Слайд 8

Умножение степеней с одинаковыми основаниями При умножении степеней с одинаковыми основаниями основание оставляют прежним, а показатели складывают.

Слайд 9

Деление степеней с одинаковыми основаниями При делении степеней с одинаковыми основаниями основание оставляют прежним, а из показателя делимого вычитают показатель делителя.

Слайд 10

Возведение в степень степени При возведении степени в степень основание оставляют прежним, а показатели перемножают.

Слайд 11

Возведение в степень дроби При возведении в степень дроби возводят в эту степень числитель и знаменатель дроби. Возведение в степень произведения При возведении в степень произведения возводят в эту степень каждый множитель и результаты перемножают.

Слайд 12

Задание 1. Найдите с помощью стрелок верные высказывания. Слева указаны начала определений, справа - окончания определений. Соедините линиями верные высказывания. а) При умножении степеней с одинаковыми основаниями … 1)основанием степени б) При делении степеней с одинаковыми основаниями …. 2) Показатель степени в) Число а называют 3) произведение n множителей, каждый из которых равен а. г) При возведении степени в степень … 4)… основание остается прежним , а показатели складываются. д)Степенью числа а с натуральным показателем n, большим 1, называется 5)… основание остается прежним, а показатели перемножаются. е) Число n называют 6) Степенью ж) Выражение а n называют 7)…основание остается прежним , а показатели вычитаются. Ответы: а – 4, б – 7, в – 1, г – 5, д – 3, е – 2, ж – 6.

Слайд 13

7 баллов – молодец! 6 баллов – очень хорошо! 5 баллов – хорошо! 4 балла – не очень хорошо! 3 балла – плохо! 0-2 балла – очень плохо!

Слайд 14

Задание 2 (устно). Записать в виде степени у 4 у 3 уу = 8 6 8 4 = ((х 2 ) 3 ) 4 = у 9 х 24 8 2 = 64

Слайд 15

Вариант 1. Вариант 2. 1. С 5 • С 3 1. С 7 : С 5 2. С 8 : С 6 2. (С 4 ) 3 • С 3. (С 4 ) 3 3. С 4 • С 5 • С 0 4. С 5 • С 3 : С 6 4. С 16 : С 8 5. С 14 • С 8 5. (С 3 ) 5 Р Ш М Ю К Н А Т Е Д С 8 С 5 С 1 С 40 С 13 С 12 С 9 С 15 С 2 С 22 Задание 3. Записать в виде степени с основанием с.

Слайд 17

Особо следует отметить переработанную им математическую символику, близкую к современной. Коэффициенты он обозначал a , b , c …, а неизвестные — x , y , z . Натуральный показатель степени принял современный вид.

Слайд 18

Задание 4. Определите, какие ответы правильные, а какие ложные. истинному ответу поставьте в соответствие 1, ложному – 0. получив упорядоченный набор из единиц и нулей, вы узнаете имя еще одного известного математика. а ) x 2 x 3 = x 5 б ) s 3 s 5 s 8 = s 16 в) x 7 : x 4 = x 28 г) ( c + d ) 8 :( c + d ) 7 = c + d д) ( x 5 ) 6 = x 30 Ада Августа Лавлейс 11001 Софи Жермен 10101 Исаак Ньютон 11101 Готфрид Вильгельм Лейбниц 11011

Слайд 19

Задание 4. Определите, какие ответы правильные, а какие ложные. истинному ответу поставьте в соответствие 1, ложному – 0. получив упорядоченный набор из единиц и нулей, вы узнаете имя еще одного известного математика. а ) x 2 x 3 = x 5 б ) s 3 s 5 s 8 = s 16 в) x 7 : x 4 = x 28 г) ( c + d ) 8 :( c + d ) 7 = c + d д) ( x 5 ) 6 = x 30 Ада Августа Лавлейс 11001 Софи Жермен 10101 Исаак Ньютон 11101 Готфрид Вильгельм Лейбниц 11011

Слайд 21

В период работы над арифметической машиной Лейбниц занимался двоичной системой счисления. В рукописи на латинском языке, подписанной 15 марта 1679 года, Лейбниц разъяснил, как выполнить вычисления в двоичной системе счисления, в частности умножение, а позже разработал в общих чертах проект вычислительной машины, работающей в двоичной системе счисления. Подробнее о трудах Лейбница, а также о том, кто из ученых стал развивать его идеи, можно прочитать здесь: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Лейбниц_Готфрид_Вильгельм https://ru.wikipedia.org/wiki/ Двоичная_система_счисления

Слайд 22

Задание 5. Решение задач. 1. т · т 4 · (т 2 ) 2 · т 0 2. (2 3 ) 7 : (2 5 ) 3 3. (р 2 ) 4 : р 5 4. (3 4 ) 2 · (3 2 ) 3 : 3 11

Слайд 23

«Пусть кто-нибудь попробует вычеркнуть из математики степени, и он увидит, что без них далеко не уедешь.» М.В.Ломоносов

Слайд 24

Спасибо за работу на уроке!



Предварительный просмотр:

step.jpg 

 

povtor.jpg

obobshen.jpg 



Предварительный просмотр:

Домашнее задание.

1. Записать в виде степени:

1.  а4 · а · а3а          

2.  р · р2 · р0

3.  –х3 · (–х)4

2. Вычислить: (–0,5)10 : (–0,5)8

Подробнее о трудах Лейбница, а также о том, кто из ученых стал развивать его идеи, можно прочитать здесь:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Лейбниц_Готфрид_Вильгельм 

https://ru.wikipedia.org/wiki/Двоичная_система_счисления.

Домашнее задание.

1. Записать в виде степени:

1.  а4 · а · а3а          

2.  р · р2 · р0

3.  –х3 · (–х)4

2. Вычислить: (–0,5)10 : (–0,5)8

Подробнее о трудах Лейбница, а также о том, кто из ученых стал развивать его идеи, можно прочитать здесь:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Лейбниц_Готфрид_Вильгельм 

https://ru.wikipedia.org/wiki/Двоичная_система_счисления.



Предварительный просмотр:

Задание 1.

Слева указаны начала определений, справа - окончания определений. Соедините линиями верные высказывания.

а) При умножении степеней с одинаковыми основаниями …

1)основанием степени

б) При делении степеней с одинаковыми основаниями ….

2) Показатель степени

в) Число а называют

3) произведение n множителей, каждый из которых равен а.

г) При возведении степени в степень …

4)… основание остается прежним , а показатели складываются.

д) Степенью числа а с натуральным показателем n, большим 1, называется

5)… основание остается прежним, а показатели перемножаются.

е) Число n называют

6) Степенью

ж) Выражение а n   называют

7)…основание остается прежним , а показатели вычитаются.

Задание 1.

Слева указаны начала определений, справа - окончания определений. Соедините линиями верные высказывания.

а) При умножении степеней с одинаковыми основаниями …

1)основанием степени

б) При делении степеней с одинаковыми основаниями ….

2) Показатель степени

в) Число а называют

3) произведение n множителей, каждый из которых равен а.

г) При возведении степени в степень …

4)… основание остается прежним , а показатели складываются.

д) Степенью числа а с натуральным показателем n, большим 1, называется

5)… основание остается прежним, а показатели перемножаются.

е) Число n называют

6) Степенью

ж) Выражение а n   называют

7)…основание остается прежним , а показатели вычитаются.



Предварительный просмотр:

Задание 3.                                                                 Задание 3.                                                              

Вариант 1

Вариант 2

1.

С5 • С3

1.

С7 : С5

2.

С8 : С6

2.

4)3 • С

3.

4)3

3.

С4 • С5 • С0

4.

С5 • С3 : С6

4.

С16 : С8

5.

С14 • С8

5.

3)5

Вариант 1

Вариант 2

1.

С5 • С3

1.

С7 : С5

2.

С8 : С6

2.

4)3 • С

3.

4)3

3.

С4 • С5 • С0

4.

С5 • С3 : С6

4.

С16 : С8

5.

С14 • С8

5.

3)5

Задание 3.                                                                 Задание 3.                                                              

Вариант 1

Вариант 2

1.

С5 • С3

1.

С7 : С5

2.

С8 : С6

2.

4)3 • С

3.

4)3

3.

С4 • С5 • С0

4.

С5 • С3 : С6

4.

С16 : С8

5.

С14 • С8

5.

3)5

Вариант 1

Вариант 2

1.

С5 • С3

1.

С7 : С5

2.

С8 : С6

2.

4)3 • С

3.

4)3

3.

С4 • С5 • С0

4.

С5 • С3 : С6

4.

С16 : С8

5.

С14 • С8

5.

3)5



Предварительный просмотр:

Лист самооценки.

Урок

Я на уроке

Итог

1. Интересно

1. Работал

1. Понял материал

2. Скучно

2. Отдыхал

2. Узнал больше, чем знал

3. Безразлично

3.Помогал другим

3. Не понял

Лист самооценки.

Урок

Я на уроке

Итог

1. Интересно

1. Работал

1. Понял материал

2. Скучно

2. Отдыхал

2. Узнал больше, чем знал

3. Безразлично

3.Помогал другим

3. Не понял

Лист самооценки.

Урок

Я на уроке

Итог

1. Интересно

1. Работал

1. Понял материал

2. Скучно

2. Отдыхал

2. Узнал больше, чем знал

3. Безразлично

3.Помогал другим

3. Не понял

Лист самооценки.

Урок

Я на уроке

Итог

1. Интересно

1. Работал

1. Понял материал

2. Скучно

2. Отдыхал

2. Узнал больше, чем знал

3. Безразлично

3.Помогал другим

3. Не понял

Лист самооценки.

Урок

Я на уроке

Итог

1. Интересно

1. Работал

1. Понял материал

2. Скучно

2. Отдыхал

2. Узнал больше, чем знал

3. Безразлично

3.Помогал другим

3. Не понял

Лист самооценки.

Урок

Я на уроке

Итог

1. Интересно

1. Работал

1. Понял материал

2. Скучно

2. Отдыхал

2. Узнал больше, чем знал

3. Безразлично

3.Помогал другим

3. Не понял


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока алгебры в 7 классе "Обобщение понятия степени с натуральным показателем"

На уроке повторяются и систематизируются сведения о степени с натуральным показателем: определение, свойства, правила выполнения действий; одночлены и действия над ними. Широкая подборка заданий разно...

Учебная презентация "Обобщение степени с натуральным показателем"

Презентация иллюстрирует и дополняет то, о чём идет речь на обобщающем уроке и позволяет быстро проверять предложенные задания и задания теста, выполнение которого проходит красной нитью урока....

Что такое степень с натуральным показателем. Повторение темы: Алгебраические выражения

Учитель математикиКутепова Н. В.Математика – 7 класс08.12.2014 годЦели: Образовательная: развивать навыки возведения в степень, вспомнить понятие числового выражения и основные правила их вычисления;Р...

Степень с натуральным показателем (повторение)

Решение уравнений по теме "Степень с натуральным показатеоем"...

Тема урока Повторение и обобщение по теме «Свойства степени с натуральным показателем» 7 класс

Тема урока : Повторение и обобщение по теме «Свойства  степени с натуральным показателем» 7 класс...

Конспект урока по математике в 5 классе Тема: «Степень числа. Основание и показатель степени. Степень с натуральным показателем»

конспект урока по математике. 5 класс. Урок №40/1         Тема: «Степень числа. Основание и  показатель степени. Степень с натуральным показателем»Т...

Презентация к конспекту урока по математике в 5 классе Тема: «Степень числа. Основание и показатель степени. Степень с натуральным показателем»

презентация к уроку по теме: «Степень числа. Основание и  показатель степени. Степень с натуральным показателем». математика 5 класс. Дорофеев...