Конспект урока алгебры в 7 классе
план-конспект урока по алгебре (7 класс) на тему
Конспект урока алгебры в 7 классе
Тема: Уравнения. Решение задач на составление уравнений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 723.64 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока алгебры в 7 классе
Тема: Уравнения. Решение задач на составление уравнений
Ход урока
1) Организационный этап.
Приветствие, проверка присутствующих.
Давайте улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением начнём наш урок.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Математику не зря называют "царицей наук", ей больше, чем какой-либо другой науке, свойственны красота, изящность и точность. Одно из замечательных качеств математики - любознательность. Постараемся доказать это на уроке. Скажите, какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Уравнения. Решения задач с помощью уравнений). Посмотрите на экран, решали ли мы такие уравнения? (Ответы учащихся: да, решали). А такие? А хотели бы проявить любознательность и решить похожее уравнение? Как вы думаете, какая цель нашего урока? (Предполагаемые цели ученика: научиться решать уравнения более сложные, чем те, способы решения которых ему известны.)
Мы изучили очень важную главу в курсе алгебры «УРАВНЕНИЯ». Вы знаете и умеете решать уравнения, приводимые к линейным, составлять различные уравнения по условию задачи. Знания не только надо иметь, но и надо уметь их показать, что вы и сделаете на сегодняшнем уроке, а я вам в этом помогу.
Итак, цель нашего урока: Повторение и закрепление полученных знаний по теме «Уравнения. Решение задач на составление уравнений», применение полученных знаний к решению уравнений и задач различного уровня сложности.
Откройте тетради, запишите число, тему. Сегодня на уроке мы продолжим работу по теме «Уравнения. Решение задач на составление уравнений».
3) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
Начнём урок с проверки домашнего задания, потому что, чтобы узнать что-то новое, необходимо повторить уже изученный материал. У кого возникли трудности при решении домашнего задания? Все справились? Нет таких. А мне интересно, как вы справились с №157.
№157. Старинная задача. Послан человек из Москвы в Вологду и велено ему проходить во всякий день по 40 вёрст. На следующий день вслед ему был послан другой человек и велено ему проходит по 45 вёрст в день. Через сколько дней второй догонит первого?
Решение. Пусть второй человек догонит первого через х дней, тогда за эти дни он пройдет 45х верст. Первый человек, так как он шел на день дольше, пройдет 40(х + 1) верст. Зная, что они пройдут одинаковое расстояние, составим и решим уравнение:
45х = 40 · (х + 1),
45х = 40х + 40,
5х = 40,
х = 8.
Значит, второй человек догонит первого через 8 дней.
Ответ: 8 дней
Кто решал таким способом?
Оценка своей деятельности:
+ если ваши решения совпадают с решениями на доске
+- если у вас есть ошибки, но вы поняли в чём
- если есть ошибки и вы не понимаете, почему не так
№150, №151, №153, №163.
4) Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые) в изменённой ситуации (конструктивные)
Фронтальный опрос
1. Корнем уравнения называется…
2. Решить уравнение - …
3. Равносильные уравнения - …
4. Линейное уравнение с одной переменной - …
Задание 1. Запишите в виде выражения:
а) сумма числа х и произведения чисел a и b;
б) частное разности х и у и числа z;
в) разность числа k и частного чисел x и y;
г) произведение суммы чисел a и b и числа с.
Ответы:
а) x + a · b
б) (x – у) : z
в) k – x : y
г) (a + b) · c
Задание 2. Установить соответствие между уравнением и его решением.
Ребята, у нас началась творческая работа. Был объявлен конкурс на составление уравнения. По итогам конкурса я предоставлю слово Мелешко Дарье, так как, на мой взгляд, её уравнение более сложное из всех представленных. Все остальные уравнения я также оценила, и мы будем рассматривать их на следующих уроках в качестве повторения темы.
(На слайде представлено уравнение, которое я составила самостоятельно. Так как в 5 классе мы решали уравнения с натуральными числами, дробями, в 6м – с использованием свойств сложения и вычитания, а также уравнения с пропорцией, у меня возникла идея, что получится, если соединить все те уравнения, которые мы решали в прошлых классах. И вот что у меня получилось:
Я предлагаю приступить к решению, в качестве подсказки на слайде выделено место для фиксирования промежуточного результата.)
Задание 3. Решить уравнение:
Ответ:
(57х - 6)/3 = 39 (х + 2)
Уравнение для Даши:
Ответ: 733/2000
Прежде чем приступить к решению задачи, давайте повторим этапы решения.
Задание 4. Расставить этапы решения задачи с помощью уравнения по порядку.
Задание 5. Задача. Из двух городов, расстояние между которыми равно 270 км, выехали одновременно навстречу друг другу автомобиль и автобус. Через 2 ч после начала движения расстояние между ними составляло 30 км. Найдите скорость автомобиля и автобуса, если скорость автомобиля на 10 км/ч больше скорости автобуса.
Решение с помощью презентации, уравнение решают самостоятельно.
(2х + 10) · 2 = 270 – 30,
(2х + 10) · 2 = 240,
2х + 10 = 120,
2х = 110,
х = 55.
Значит, скорость автобуса 55 км/ч, а скорость автомобиля – 65 км/ч.
Ответ: 55 км/ч, 65 км/ч.
Физкультминутка
Цель: снять утомление, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность учащихся.
Упражнения:
1) «Черепаха»: наклоны головы вперед -назад.
2) «Маятник»: наклоны головы вправо-влево.
3) «Собачка»: вращение головы вокруг воображаемой оси, проходящей через нос и затылок.
4) «Сова»: поворот головы вправо-влево.
5) «Весы»: левое плечо вверх, правое вниз. Поменять положение рук.
6) «Тянемся - потянемся»: руки вверх, вытягиваем позвоночник.
А теперь займемся решением задач
5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
Задача, составленная Соловьевой Юлией.
(Изучив все предложенные задачи в учебнике, я составила следующую задачу:
В магазин фруктов привезли ящики с бананами, апельсинами, грушами и персиками. Ящиков с грушами было на 20 штук меньше, чем ящиков с апельсинами и в 4 раза меньше, чем ящиков с персиками. Ящиков с бананами привезли в 3 раза больше, чем ящиков с апельсинами и грушами вместе. Найти, сколько всего ящиков привезли, если ящиков с бананами и грушами было на 50 штук больше, чем ящиков с персиками и апельсинами.
В качестве подсказки, я представляю схему условия, которую необходимо дополнить.)
Задача 6. В магазин фруктов привезли ящики с бананами, апельсинами, грушами и персиками. Ящиков с грушами было на 20 штук меньше, чем ящиков с апельсинами и в 4 раза меньше, чем ящиков с персиками. Ящиков с бананами привезли в 3 раза больше, чем ящиков с апельсинами и грушами вместе. Найти, сколько всего ящиков привезли, если ящиков с бананами и грушами было на 50 штук больше, чем ящиков с персиками и апельсинами.
Ответ: 140 ящиков
Уравнение (3(2х + 20) + х) – 50 = 4х + х + 20
Х = 5.
Груши – 5 шт., апельсины – 25 шт., персики – 20 шт., бананы – 90 шт.
Задача для Юли: Петя, Саша и Маша решали задачу. Петя решил её быстрее всех. Саша решил задачу только через 10 минут после того, как её решил Петя, а Маша решила задачу через 20 минут после того, как её решил Саша. Сколько минут решала задачу Маша, если эту задачу ребята решили ща 49 минут?
Уравнение: х + х + 10 + х + 10 + 20 = 49.
Ответ: Петя за 3 минуты, Саша за 13 минут, Маша за 33 минуты.
Самостоятельная работа
Ответы зафиксировать с помощью системы Mimio Vote.
1. Укажите уравнение, корнем которого является число 3.
А) (х - 3)(х + 3) = 2
Б) (х + 3)2 = 0
В) (х + 2)(х - 1) = 10
Г) |х| = -3
2. Какое из следующих уравнений имеет корни?
А) х + 2 = х + 3
Б) |x + 2| = -2
В) х2 = 0
Г) х2 = -4
3. Составьте по условию задачи уравнение, обозначив буквой х количество конфет, которые съела Алена.
Три подружки съели 23 конфеты. При этом Тамара съела в 3 раза больше конфет, чем Алена, но на 2 конфеты меньше, чем Наташа. Сколько конфет съела Алена?
А) 3х + 2 =23
Б) 7х + 2 = 23
В) 3х – 2 = 23
Г) 7х – 2 = 23
4. Укажите уравнение, которое не является линейным уравнением с одной переменной.
А) х(х - 5) = 0
Б) 2х + 3 (х - 4) = 5
В) 0,3 (х - 4) = 0,5 (х + 1)
В) x – 1 = 2 (x - 4)
5. Решите уравнение 0,3х – 0,45 = 0.
А) -15
Б) 15
В) 1,5
Г) -1,5
6. Укажите, при каком значении а уравнение ax – 5 = 0 имеет один корень.
А) а ≠ 0
Б) а = 0
В) а = 5
Г) нет таких значений а
7. Укажите, при каком условии уравнение a·x = 0 имеет бесконечно много корней.
А) а ≠ 0
Б) а = 0
В) а = 5
Г) нет условий
8. Выясните, какие из следующих уравнений равносильны:
1) х2 = 25; 2) х – 5 = 0; 3) (х - 5)(х + 5) = 0.
А) 2 и 3
Б) 1 и 2
В) 1, 2 и 3
Г) 1 и 3
9. Решите уравнение Укажите два целых числа, между которыми находится его корень.
А) 0; 1
Б) 3; 4
В) -4; -3
Г) -1; 0
10. Составьте уравнение к задаче, обозначив буквой х собственную скорость теплохода.
Расстояние от одной пристани на реке до другой теплоход проходит за 6 часов, а обратно за 5 часов. Найдите собственную скорость теплохода, если скорость течения реки равна 2 км/ч.
А) 6х = 5(х + 2)
Б) 6(х + 2) = 5(х - 2)
В) 6(х - 2) = 5х
Г) 6(х - 2) = 5(х + 2)
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
I уровень - №246, №248, №252.
II уровень - №1188, №1189.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Наше занятие подходит к концу. Пожалуйста, поделитесь с нами своими мыслями о сегодняшнем занятии (хотите одним предложением).
Вам для этого помогут слова:
1. Было интересно …
2. Было трудно …
3. Я выполнял задания …
4. Я понял, что …
5. Теперь я могу …
6. Я научился …
7. У меня получилось …
9. Я смог …
10. Меня удивило …
11. Мне захотелось …
12. Я попробую…
Резервные задания:
1. Верно ли решено уравнение
2. Правильно или неправильно составлено уравнение по условию задачи?
№ | Задача | Обозначение неизвестного | Уравнение | Верно/ неверно |
1. | Расстояние от А до В автомобиль проехал за 2 часа, а грузовик за 2,5 часа. Чему равно расстояние от А до В, если известно, что скорость автомобиля была на 20 км/ч больше скорости грузовика? | х (км/ч) – скорость грузовика | 2,5х = 2(х + 20) | + |
2. | Сумма трёх чисел равна 92. Второе число меньше первого в 2 раза, больше третьего на 12. Найдите эти числа. | х – второе число | 2х + х + (х + 12) = 92 | - |
3. Старинная задача
Уже около 4000 лет назад вавилоняне и египтяне решали разные задачи землемерия, строительства и военного дела с помощью уравнений. Уравнение первой и второй степеней умели решать в древности также китайские и индийские ученые.
Задача Бхаскара (крупнейший индийский математик и астроном XII века).
Некто сказал другу: «Дай мне 100 рупий, и я буду вдвое богаче тебя». Друг ответил: «Дай ты мне только 10, и я стану в 6 раз богаче тебя». Сколько было у каждого?
Решение:
170; 40. Вводя вспомогательное неизвестное, Бхаскара принимает, что первый имеет 2х – 100, тогда по условию задачи второй имеет х+100. Второе условие приводит к уравнению.
6(2х-100-10)=х+100+10, откуда х=70.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Разложение на множители", конспект урока алгебры 7 класс, раздаточный материал
Урок алгебры в 7 классе. Тема: "Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов"...
План конспект урока алгебра 10 класс по теме "Числовая окружность"
Урок по алгебре в 10 классе по теме "Числовая окружность"...
План конспект урока алгебра 10 класс по теме "Числовая окружность"
Урок по алгебре в 10 классе по теме "Числовая окружность"...
Конспект урока "Алгебра 7 класс"
Тема урока "Свойства степени с натуральным показателем"...
Конспект урока алгебры 8 класс по теме «Решение систем линейных неравенств»
Конспект урока алгебры 8 класс по теме «Решение систем линейных неравенств» с приложением презентации в программе SmartNotebook....
Конспект урока алгебры. 7 класс. Тема урока: Свойства степени с натуральным показателем.
Конспект урока алгебры. 7 класс.Учебник: Алгебра 7 класс под редакцией С.А.Теляковского, авторы: Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова, Издательство: М., «Просвещение», 2015 ...
Конспект урока алгебры 9 класс. Тема урока. Способы решения целых уравнений.
Конспект урока алгебры 9 класс.Учебник: Алгебра 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций. Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, С.Б.Суворова – М.: Просвещение, 2014Тема урока. Способы реше...