Уроки повторения как средство подготовки к ГИА и ЕГЭ
учебно-методический материал по алгебре (9 класс) на тему
Доклад содержит материал о подготовки ОГЭ и ЕГЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_uroki_povtoreniya_kak_sredstvo_podgotovki_k_gia_i_ege.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад по теме:
"Уроки повторения как средство подготовки к ГИА и ЕГЭ"
ГБОУ Августовская СОШ «ОЦ»
Учитель математики: Искрина Н.С.
В настоящее время модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-говека, обеспечит достойную жизнь всем нашим гражданам.
Согласно концепции модернизации российского образования среднее(общее) образование нацелено на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Можно только приветствовать появление Национальной образовательной инициативы "Наша новая Школа", большая надежда на стандарты второго поколения. А чтобы работа по стандартам была эффективной, предстоит развивать систему оценки качества образования. И я полностью поддерживаю необходимость независимой проверки знаний школьников не только после 11 –го класса, но в том числе - при их переходе из 4-го в 5-й и из 9-го в 10-й классы.
Необходимо вводить новые требования к качеству образования, расширять список документов, характеризующих успехи каждого школьника. И все-таки, по моему мнению, Единый государственный экзамен, оставаясь основным, недолжен быть единственным способом проверки качества образования. Я думаю будущее за независимым оцениванием – это перспективная форма проверки знаний школьников. Выпускники каждой ступени пройдя независимое оценивание должны доказать, что они достойны обучаться наследующей ступени. Но и ЕГЭ и ГИА-9, должны иметь «человеческое лицо».
Необходимо тщательно анализировать итоги независимого оценивания, обозначать проблемы и решать их незамедлительно, по мере поступления, на всех уровнях. А проблем еще немало.
Опыт проведения ЕГЭ и ГИА-9, а так же пробных работ и по математике и по другим предметам свидетельствует о необходимости предварительной подготовки не только учащихся, но и учителей к этой форме контроля. Бесспорно, работа учителя не должна сводиться только к работе по тестам.
Анализ пробных тестирований и ЕГЭ показал, что более половины учащихся затрудняются при содержательном раскрытии математических понятий и объяснении сущности математических методов и границ их применения, а большинство учащихся не смогли применить знания теоретических фактов для решения различных классов математических задач. Большинство учащихся испытывают существенные затруднения при решении геометрических задач, усвоение которых контролируется в рамках ЕГЭ, не умеют ясно и точно, последовательно и логично выражать свои мысли в письменной форме, не могут аргументировать свою точку зрения. Это говорит о низком уровне сформированности технологической компетенции, самой значимой для практической деятельности.
Учитывая эти проблемы, необходимо организовывать работу по разработке и усовершенствованию методического обеспечения ЕГЭ и ГИА-9.Уделять особое внимание планированию и проведению текущего и итогового повторения, технологию подготовки учащихся к ЕГЭ и ГИА-9.В то же время не надо забывать, что регулярно проводимое тематическое тестирование позволяет учителю быстро установить обратную связь, определить пробелы в подготовке учащихся по каждой теме курса и оперативно реагировать на них. Как итоговый контроль тестирование может обеспечивать такие качества результатов проверки, как надежность и объективность. В этой связи необходимо органично включать тестовые формы контроля в учебный процесс, помогая учащимся овладевать техникой работы с тестами, постепенно готовя к ЕГЭ. Следует организовать систематическое повторение базовых элементов курса на протяжении всех лет изучения математики, используя в этих целях тематический и итоговый контроль.
В нашей стране существуют замечательные традиции образования и в настоящее время появляются все возможности, чтобы обеспечить получение всеми учащимися качественного образования, позволяющего успешно продолжить образование, занять достойное место в современном обществе. С 2005 года в Российской Федерации проводится эксперимент по внедрению и отработке новых форм государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 класса по ряду предметов. При этом применяются тестовые технологии, близкие к ЕГЭ. Необходимость всестороннего изучения подготовки и проведения экзамена в новой форме, помимо прочего, связана с тем, что введение в школьную практику Единого Государственного Экзамена(ЕГЭ) породило множество проблем, как у учителей, так и у учеников – как психологического, так и методического характера. Государственная итоговая аттестация (ГИА) в новой форме призвана разрешить некоторые из возникающих трудностей, в частности приблизить форму экзамена за курс основной школы к экзамену за курс средней школы в форме ЕГЭ.
Для успешной сдачи экзамена по предметам в новой форме ученик должен обладать:
? достаточным знанием предмета,
? навыками работы с тестами,
? умением правильно организовать как подготовку к экзамену, так и
грамотно распределить свое время на экзамене.
Учитель, в свою очередь, должен выстраивать свою деятельность с учетом специфики сдачи экзамена в новой форме. Можно выделить некоторые наиболее значимые психологические характеристики, которые требуются в процессе сдачи экзамена:
? высокая мобильность, переключаемость;
? высокий уровень организации деятельности;
? высокая и устойчивая работоспособность;
? высокий уровень концентрации внимания, произвольности;
? четкость и структурированность мышления, комбинаторность;
? сформированность внутреннего плана действий.
Процедура прохождения Государственной итоговой аттестации —деятельность сложная, отличающаяся от привычного опыта учеников и предъявляющая особые требования к уровню развития психических функций. ГИА имеет ряд особенностей. Эти особенности могут вызывать у выпускников различные трудности:
? когнитивные;
? личностные;
? процессуальные.
Задача учителя - подготовить ученика так, чтобы он самостоятельно смог набрать максимально возможное для него количество баллов. Учитель должен выстраивать свою деятельность с учетом особенностей сдачи экзамена в новой форме:
? учителю необходимо заранее ознакомить учеников с процедурой проведения экзамена, с критериями оценки, подробно разъяснить, сколько необходимо набрать баллов для получения оценок «3», «4» и «5» и сколько нужно выполнить заданий, чтобы набрать необходимое количество баллов.
? необходимость пояснить ученикам важность выбора оптимальной стратегии выполнения заданий, с учетом желаемой оценки.
? в процессе подготовки к экзамену в новой форме, чтобы снизить влияние фактора новизны в оформлении и психологический барьер перед структурой экзаменационного листа в целом, нужно устраивать работу с бланками ответов.
? желательно провести занятие, на котором учитель ставит цель в получении учащимися определенной оценки «3», «4» или «5» за экзамен.
? чтобы учащимся было легче перенести длительный экзамен во время подготовки необходимо, постепенно увеличивать нагрузку по времени занятий.
? проводя тестовый контроль знаний в процессе подготовки, необходимо работать в режиме «теста скорости», а именно, с жестким ограничением повремени.
Для подготовки учащихся к экзамену с ними желательно провести четыре психолого-педагогических занятия по следующей тематике:
1. Что такое ГИА?
2. Индивидуальный стиль деятельности.
3. Как справиться со стрессом на экзамене?
4. Ролевая игра «Сдаем ГИА».
Содержание занятий должно включать три блока:
? Информационный (сведения о процедуре и правилах ГИА, о тех правах, которые есть у учеников);
? Эмоциональный (какие чувства есть или могут быть у выпускников и как к этому относиться);
? Поведенческий (отработка желаемого поведения).
Как показывает собственный опыт учителей, готовивших учащихся 9 класса такая работа приводит к хорошим результатам.
Начать надо с не афишированного, ненавязчивого тестирования, а порой и просто непринужденной беседы. Выявить можно много интересного и полезного для планирования в будущем работы с пятиклассниками. Перед учителем сегодня стоит проблема не только дать свой предмет на хорошем базовом уровне, но и научить применять эти знания при выполнении заданий практического содержания, научить учащихся приступать к исследованию, поиску новых способов, приучить рассуждать, доказывать, экспериментировать, работать с литературой по возникшей проблеме, рационально использовать компьютер, интернет.
Очень важно приучить учащихся добывать знания и коллективно. Для этого хорошо бы на уроках организовывать мини-диспуты, которые затем продолжались бы и на переменах, и после уроков. Давая готовые рецепты решения проблем, поставленных на уроке, мы лишаем главного - формирования мыслительного процесса, мы его сокращаем до минимума, пытливость ума тормозиться, поэтому в будущем у ребенка и возникает на ЕГЭ паника.
Если учитель не показывал конкретное решение того или иного упражнения, значит, я не сделаю.
Один из способов решения этой проблемы в опережающем обучении. Можно в конце урока поставить проблему следующего занятия и попросить ребят подумать. А можно указать новый параграф, и дать возможность учащимся самостоятельно разобраться в новом материале.
Современный школьник порой инфальтилен, не организован, ленив. Как побудить учиться? Чем заинтересовать? На примере чего и кого воспитывать?
Всем хорошо известно, что проблемы обучения и воспитания очень тесно связаны между собой. Нельзя, делая одно, упускать другое. Вывод только один. Невозможно не воспитывая учить и научить. И воспитываем мы не только будущих математиков, а прежде всего людей, любящих своих близких, свою Родину (как редко стали об этом говорить на всех уроках, все затмила подготовка к ЕГЭ), людей, готовых не только изучить научный опыт прошлых поколений, но и готовых приумножить его, способных воспитать себе подобных.
Современный школьник и родитель практически во всех школьных неудачах винят учителей, бесспорно, их вина тоже есть. Но подчас не хочется«порыться» в себе, не оправдывать свою лень, попытаться найти первопричину неуспеваемости или конфликта.
Подготовка к итоговой аттестации в современной школе - это комплекс учебных и воспитательных мероприятий, направленных на развитие творческих, интеллектуальных способностей учащихся, воли, трудолюбия, чувства долга и ответственности. Игнорирование одной из составляющих комплекса ведет к разрушению целостности учебного процесса, к потере интереса к учению, плохой успеваемости и деградированною личности. А сможет ли такой поврежденный человек нормально существовать и трудиться в нашем обществе? Стоит каждому педагогу задуматься и понять, что цель обучения в школе не просто хорошо сданное ЕГЭ, а воспитание творческой, жизнеспособной личности.
Анализ образовательной практики позволяет констатировать, что готовность педагогов к новой форме аттестации не носит системного характера, в процессе управления не реализуется комплекс необходимых педагогических условий, обеспечивающих достижение успеха в образовательном процессе, не разработаны методологии использования информационных ресурсов, созданных в ходе ЕГЭ и других контрольных процедур.
Безусловно, внедрение педагогом в образовательный процесс технологии тестирования будет более эффективным, если:
- данная деятельность будет протекать в рамках непрерывного использования тестовых технологий в каждом программном разделе;
- формирование и развитие готовности ученика к тестовой форме итоговой аттестации будут ориентированы на учет личностных особенностей каждого ученика, реализацию принципов, обеспечивающих устойчивую положительную мотивацию к тестовой форме контроля знаний, определение и реализацию знаний и умений, обеспечивающих высокую результативность тестирования. Исходя из вышесказанного, выделяем несколько направлений деятельности педагога по подготовке к тестовой форме итоговой аттестации, что определяет совокупность соответствующих педагогических условий:
- поддержание благоприятного эмоционально-психологического настроя в ученическом коллективе на новую форму итоговой аттестации;
- реализация отношений сотрудничества педагога и учащихся в образовательном процессе;
- реализация отношений сотрудничества педагога и родителей в образовательном процессе;
- внедрение тестов в учебный процесс на различных этапах обучения для мониторинга качества образования;
- проведение тренингов для учащихся по тестам ЕГЭ прошлых лет и тестам абитуриентского централизованного тестирования (ЦТ);
- организация различного вида олимпиад и конкурсов с использованием тестовой формы заданий и аналогичных ЕГЭ бланков ответов (например, участие в ежегодном Пермском всероссийском молодёжном чемпионате);
- организация работы элективных курсов и факультативов по подготовке к заданиям повышенной сложности;
- создание в кабинетах информационного стенда по подготовке к тестированию;
- внедрение системы консультаций для учителей, учащихся и родителей, включающих в себя знакомство с содержательной структурой тестов их видами, критериями оценивания, психологическую подготовку;
- изменение механизма проверки оценивания контрольных работ по десяти -и сто балльной шкале (с последующим переводом в пятибалльную шкалу для документов отчетности (дневник, журнал)), что готовит учащихся к верному оформлению части «С» в ЕГЭ и психологически приучает к различным формам оценивания и соответствию новой оценки привычным отметкам;
- своевременная диагностика результатов тестирования, что дает возможность не только выявления общих пробелов, но и индивидуальной коррекции обучения каждого тестируемого;
- своевременное привитие тестовых навыков:
? психотехнических навыков: умение верно заполнить бланк, умение в инструкции выбрать важную информацию;
? навык продолжительной работы (к сожалению, очень многие учащиеся не имеют привычки достаточно долго без перерыва заниматься умственным трудом);
? умение быстро и результативно решить поставленную задачу;
? умение верно выбрать ответ по конкретному вопросу теста;
? умение, проявив более глубокие знания, сэкономить время на решении и выбрать верный ответ методом исключения;
? умение оценить время, затрачиваемое на выполнение задания, соответственно уровню его сложности;
? умение не «зацикливаться» на «трудном» задании, а переключиться на следующее задание, сохранив положительный настрой на общий результат;
? умение спланировать время на решение теста так, чтобы осталось время на («второй круг») и на общий просмотр работы(для исключения явных ошибок);
- использование всех возможностей для переподготовки и повышения квалификации учителя в области использования тестовых форм контроля знаний, интерпретации результатов ЕГЭ и других процедур контроля качества образования.
Цель системы оценок учебных достижений – повышение качества образования на основе получения достоверной информации об уровне учебных достижений учащихся. На персональном уровне система оценивания предназначена для того, чтобы оценить текущие и итоговые учебные достижения учащихся и принять необходимые меры для их повышения до желаемого уровня. Средствами для достижения указанной цели являются используемые методы и материалы, с помощью которых собирается первичная информация об учебных достижениях, а также используемые шкалы оценок.
В проблеме системы оценивания следует выделить вопросы: шкалы оценивания, контрольные измерительные материалы (КИМ), технологии сбора первичной информации. Российская система образования пользуется пятибалльной шкалой оценивания учебных достижений учащихся. Нормы оценок, определяющие требования, в соответствии с которыми выставляются оценки "2", "3", "4", "5",чиновниками давно утеряны. У каждого учителя свои требования к оцениванию знаний. Объективность оценивания полностью исключена.Помимо необъективности, пятибалльная шкала оценок является слишком грубым инструментом, оценивающая знания с шагом в 20%. Оценку "1" в школе давно не ставят. Оценку "2" стараются не ставить. Учитель имеет для использования оценки "3", "4", "5". Фактически мы имеем не пяти-, а трехбалльную шкалу оценивания, которая неуклонно стягивается к одно балльной шкале, состоящей из оценки "4". Существующая в России система оценок архаична и необъективна. В практике известных зарубежных систем оценивания учебных достижений используются десяти-, сто- и даже тысяче балльные шкалы. При выборе шкалы оценивания необходимо учитывать ту максимальную точность, которую могут обеспечить используемые КИМы и технологии сбора первичной информации.
При формировании новой системы оценивания необходимо:
• расширить шкалу оценивания учебных достижений учащихся,
• предусмотреть несколько вариантов шкал оценивания, каждая из которых должна иметь свою область применения. Ввести в практику общеобразовательной школы десяти- и сто балльную шкалы оценивания,
• разработать методику составления КИМов по предметам, охватывающих все разделы предмета с образцами заданий различных трудностей и указанием необходимых теоретических знаний и практических навыков, необходимых для получения любой из оценок используемой шкалы (при отсутствии образовательного стандарта или при его неудовлетворительном2содержании сформулировать требования к знаниям на различные оценки явочным порядком),
• разработать методику и технологию создания КИМов различной формы. Постоянно производить новые варианты КИМов различной сложности. Проводить их апробацию на выборке учащихся необходимого размера и состава. Выявлять измерительные свойства заданий; корректировать их в случаях несовершенства; выявлять погрешности измерений,
• вести базу данных подготовленных и использованных заданий с указанием их измерительных свойств и прочих данных, а также вести базу данных результатов использования этих заданий,
• установить требования к КИМам для обеспечения установленных погрешностей измерений. Разрешить использовать при оценивании учебных достижений для целей итоговой аттестации только КИМы, удовлетворяющие установленным требованиям. Создать соответствующую сертификационную службу, которая подтверждала бы качество КИМов и правильность их использования.
Установить рациональные области применения различных методов – тестирование, письменные работы и устные ответы, олимпиады и пр. Разработать методы приведения в сопоставимый вид результатов, полученных с использованием КИМов различного вида и содержания. Исключить монополию одного метода оценивания учебных достижений. Воспринимать как положительное явление создание независимых центров по оценке учебных достижений учащихся, предоставляющих услуги по объективной, оперативной и надежной оценке учебных достижений учащихся.Без создания продуманной системы оценивания судить о качестве образования и принимать обоснованные управленческие решения невозможно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уроки повторения как средство подготовки к ГИА и ЕГЭ
доклад для выступлен ия на МО уч ителей математики...
Урок "Повторение способов словообразования.(Подготовка к ЕГЭ. Задание В1)
Урок по подготовке к ЕГЭ. Целью урока является повторение способов образования слов, отработка умения определять способ словообразования....
Урок повторения, обобщения и подготовки к контрольной работе по теме: "Неметаллы"
9 класс"НЕМЕТАЛЛЫ"Повторение и подготовка к контрольной работеВопросы в тестовой форме, задания на расстановку степеней окисления, на химические свойства разных соединений, решение цепочки...
методическая разработка по теме"Работа с текстом на уроках истории как средство подготовки учащихся к итоговой аттестации по истории в форме ГИА и ЕГЭ"
В методической разработке представлен опыт работы учителя по подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ по истории через работу с историческим источником....
«Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике. Решение неравенств алгебраическим методом» 10 класс
Представленая работа,содержит разбор всех вариантов решения показательных неравенств алгебраическим методом.Рассматриваемый материал можно использовать как на уроках алгебры,так и при повторител...
Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике
Система уроков повторения по теме:«Отбор корней в тригонометрических уравнениях»...
УРОК-ПОВТОРЕНИЕ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ Повторение и обобщение методов решения линейных и квадратных уравнений.
Повторение и обобщение методов решения линейных и квадратных уравнений....