Самообразование учащихся на уроках математики
учебно-методический материал по алгебре (9 класс) на тему
Доклад содержит материал о самостоятельной подготовки учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_samoobrazovanie_uchashchihsya_na_urokah_matematiki.doc | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа
«Образовательный центр» с Августовка
муниципального района Большечерниговский
Самарской области
Доклад: "Самообразование учащихся на уроках математики"
Искрина Н. С.
учитель математики,
первая квалификационная
категория.
2017-2018 учебный год
Содержание
- Введение
- Основная часть
- Приложение
- Список литературы
Введение
Самообразование — это самостоятельное приобретение учащимися знаний с учетом их интересов и склонностей из различных источников дополнительно к тем, которые получены в стационарных или заочных учебных заведениях.
Самообразование как процесс овладения знаниями тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью.
Как понимать эту связь? В чем она заключается? Для значительной части учащихся старших классов характерна тенденция к постоянному самоусовершенствованию, стремление развивать в себе определенные качества личности, искоренять отрицательное в поведении и чертах характера. Говоря иными словами, школьники занимаются самовоспитанием, воспитанием самих себя. Но учащиеся не только ставят перед собой определенную цель, они стремятся достигнуть ее. Для решения поставленной перед собой задачи используются различные пути, в том числе и самостоятельный поиск знаний путем чтения дополнительной научно-технической и художественной литературы, выходящей за пределы обязательной учебной программы. Поэтому в процессе самовоспитания у школьников развивается умение самостоятельно организовать свою деятельность по приобретению новых знаний.
Самообразование учащихся является ключом к решению ряда проблем школьного обучения.
Известно, что полученные на уроках знания, особенно в старших классах, нуждаются в закреплении и углублении. В домашних условиях учащийся должен самостоятельно, без посторонней помощи разобраться в новом материале, изложенном в учебниках или в других источниках, выполнить упражнения творческого характера, решить математические задачи.
За последние годы в школе получила широкое распространение новая форма классных занятий — семинары. Для того чтобы выступить на семинарском занятии с докладом или сообщением, нужно основательно к нему подготовиться.
В старших классах применяется система зачетов, суть которой заключается в том, что учащийся не только повторяет пройденное по определенным разделам курса, но и привлекает дополнительную литературу и самостоятельно изучает ее.
Следует учитывать, что школа обеспечивает учащихся знанием только основ наук. Она не в состоянии дать молодежи того комплекса научных сведений, который потребуется ей в практической работе. Если кто-либо из учеников думает, что школьных знаний хватает навсегда, что, закончив школу или другое учебное заведение, уже не надо больше учиться, он глубоко заблуждается. Д. И. Писарев указывал, что надо учиться в школе, но еще гораздо больше надо учиться по выходе из школы, и это второе учение по своим результатам, по своему влиянию на человека и на общество неизмеримо важнее первого.
Работа с учебником
Основной книгой, с которой вы работаете в классе и дома, является учебник. Учебные книги содержат самые разнообразные знания. Через учебники вы познаете окружающий мир, знакомитесь с основными законами природы и общества и имеете возможность развить свою мыслительную деятельность.
Главное в работе с учебником по любому предмету — это усвоение материала. Что значит усвоить материал? Академик А. Н. Несмеянов в популярной статье «Путь к знаниям», объяснил школьникам: «Усвоить — не значит выучить, вызубрить. Самый корень слова показывает его значение: усвоить предмет — значит сделать его своим, надо так овладеть знаниями, чтобы они стали как бы твоими собственными и ты легко мог бы применить их в различных обстоятельствах.
Ученик прекрасно доказал теорему о том, как вычислить площадь многоугольника. Но вот отец попросил его вычислить площадь их огорода, и мальчик стал в тупик.
Это значит, что он не усвоил теорему, а только заучил ее. От таких знаний мало толку».
В школьной практике встречаются случаи, когда учащийся несколько раз добросовестно читает дома параграф учебника, а на уроке, во время ответа, не в состоянии передать содержание материала. Получается так потому, что он не вник в содержание прочитанного, не мог найти главного в тексте, не разобрался в материале.
Характерным недостатком в самостоятельной работе учащихся с учебником является механическое заучивание, зубрежка. Школьники хорошо запоминают прочитанное, правильно пересказывают его содержание, а вот объяснить основные положения, применить их на практике не всегда могут. Подобное заучивание, таит в себе серьезную опасность, оно ведет к верхоглядству и начетничеству.
Для того чтобы разобраться в прочитанном, нужно уметь выделить основные вопросы, которые выдвигаются и обосновываются автором текста. Авторы многих учебников обычно сами помогают читателям определить те основные вопросы, которые излагаются в параграфе или разделе. С этой целью они делят текст на смысловые части и каждой из них дают название в виде подзаголовков.
Авторы учебников часто сами помогают найти основную мысль статьи и даже формулируют ее. Выводы, правила, обобщения они выделяют жирным шрифтом или словами вразрядку. Часто основная мысль формулируется после таких слов, как «значит», «таким образом», «итак», «следовательно» и др. Делается это для того, чтобы подчеркнуть основную идею, обратить внимание читателя на выводы и обобщения.
Научившись выделять главное в тексте, следует приступать к работе по составлению плана. Чтобы составить план, необходимо расчленить текст на смысловые части, найти главное в них и подобрать краткие заголовки каждой части. Для этого после чтения каждой части поставьте перед собой вопросы: «Как озаглавить то, о чем только что прочитал?», «О чем здесь говорится?» и т. д. Ответы на вопросы следует записать в том порядке, который соответствует логике текста. Получится план. Приведем,
В процессе работы над книгой по математике полезно руководствоваться рекомендациями методистов, например:
1. Математическая книга — не роман: читай ее с бумагой и карандашом в руках, проделай самостоятельно все выкладки, которые имеются в книге.
2. Особое внимание обрати на определения и формулировки теорем. Не поняв формулировки теоремы, не приступай к ее доказательству.
3. Если в книге что-то доказывается, сначала установи: что дано, что нужно доказать; если что-нибудь надо найти, точно установи: что дано и что надо найти...
4. Если ты читаешь о каких-либо геометрических фигурах, представь их себе в отдельности и в указанной взаимосвязи,
5. Используй готовые модели. Такие имеются не только в математическом кабинете, их много вокруг тебя: комната (параллельные и скрещивающиеся прямые), спичечная коробка (параллелепипед), стакан, свернутый лист бумаги. Изготовляй модели сам...
6. Ты прочитал условие теоремы. Не спеши читать доказательства по книге, попытайся сам доказать теорему. Если ты даже не сумеешь, то сама попытка принесет тебе пользу.
Изучая формулы, теоремы, определения, приходится решать самые разнообразные задачи. Изучение математики без решения задач немыслимо. Здесь следует пользоваться следующими советами:
1) внимательно прочитать условие задачи, найти данные и искомые (что дано, что надо найти или что надо доказать);
2) найти способы решения задачи;
3) повторить теоремы, формулы для решения данной задачи и использовать их при решении;
4) правильно построить чертеж (если с задачей связана геометрическая фигура), используя данные задачи;
5) ввести буквенные обозначения;
6) сделать на чертеже дополнительные построения, если по ходу решения задачи это необходимо;
7) записать кратко данные и искомые, используя математические знаки;
8) записать по пунктам решение, обосновывая каждый пункт определениями, теоремами и т. д.;
9) если решение задачи вызывает затруднения, надо:
а) проверить, правильно ли использованы все данные задачи,
б) проверить правильность построения чертежа,
в) сравнить все решенные задачи с данной, найти общие свойства и постараться использовать их в решении задачи».
Работа с книгой
Многие из вас увлекаются техникой, литературой, искусством, историей, философией и, естественно, хотят знать больше, чем написано в учебниках. С этой целью вы читаете книги, первоисточники, журналы, которые расширяют и дополняют школьные знания в той или иной области науки. Чтение книг и другой дополнительной литературы, содержание которых, выходив за рамки школьных учебников, связано с появлением у вас потребности в знаниях и служит средством удовлетворения ваших интересов, развития способностей и склонностей. В самообразовании книга является одним из основных источников знаний.
Как же читать книгу? Прежде всего, отметим, что методика работы с книгой определяется целью и задачами, стоящими перед читателем в каждом конкретном случае. Чтение книги принесет пользу в том случае, если вам ясно, ради чего вы взялись за нее. Цель чтения может быть различной. Так, одни обращаются к книге, чтобы основательно подготовиться к докладу, подготовить урок, дополнив знания из других источников. Другие читают книги для того, чтобы удовлетворить свои интересы в определенной области знаний. Третьи связывают цель чтения с расширением уже имеющихся знаний или получением данных, которые подтверждают правильность своей точки зрения по определенному вопросу.
Однако независимо от поставленной цели читатель пользуется во многих случаях общими методами чтения, выработанными практикой. По вопросу методики чтения книг имеется обширная литература. Взгляды многих авто ров А. А. Жуковский сводит к четырем основным методам чтения:
1. Чтение-просмотр, когда книгу бегло перелистывают, изредка задерживаясь на отдельных страницах. Цель такого просмотра — первое знакомство с книгой, получение общего представления о ее содержании.
2. Чтение выборочное, или неполное, когда читают основательно и сосредоточенно, но не весь текст, а только нужные для определенной цели места.
3. Чтение полное, или сплошное, когда внимательно прочитывают весь текст, но никакой особой работы с ним не ведут, не делают и основательных записей, ограничиваясь лишь краткими заметками или условными пометками в самом тексте (конечно, в собственной книге).
4. Чтение с проработкой материала, т. е. изучение содержания книги, предполагающее серьезное углубление в текст и составление различного рода записей прочитанного».
В самообразовании используются все перечисленные методы. Рассмотрим их кратко.
Полезно также прочитать предисловие к книге. В нем обычно приводятся сведения, которые необходимо принять во внимание при чтении. Назначение предисловия состоит в том, чтобы раскрыть читателю замысел всей книги. Во вступлении иногда говорится о том, в связи с каким событием она написана, на основе каких материалов создана, на какой круг читателей рассчитана.
Книга выбрана, начинается её основательное изучение.
В процессе работы над книгой часто применяют такой метод, как подчеркивание фраз, с помощью которых автор выразил мысль, если эта мысль (по мнению читателя) заслуживает внимания. Подчеркивание делается простым карандашом, а также и цветными карандашами: красным подчеркивают основную мысль, синим — факты, примеры, зеленым — определения, формулировки. Иногда авторы книг выражают основную идею несколькими фразами, приводят длинные доказательства. В таких случаях можно эти места отчеркнуть на полях одной, двумя или тремя линиями. Причем отчеркнутая двумя линиями мысль указывает на то, что она более важна, чем та, которая отчеркнута одной линией. На полях книг рекомендуется делать пометки. Делается это для того, чтобы не только отметить в тексте места, которые интересуют читателя, но и для того, чтобы выразить к ним свое отношение.
Чтение должно быть продуманным. Продумать прочитанное — это, значит, найти и понять основную мысль каждой части, выделить главное и второстепенное, установить связь отдельных мыслей, сравнить выводы автора со своими собственными взглядами по изучаемому вопросу, сопоставить обобщения автора с фактами действительности, с жизненным опытом людей, т. е. проявить самостоятельный подход к изучаемому материалу.
При чтении следует делать анализ и синтез текста. Это значит, что текст надо расчленить на смысловые части, выделить в каждой части главное и второстепенное, а затем, мысленно соединяя отдельные части, объединить их единой идеей, сделать выводы и обобщения.
В процессе чтения полезно делать записи. Значение их огромно. Они мобилизуют внимание читателя, побуждают глубоко обдумывать текст, рассматривать его со всех сторон, расчленять на части по смыслу, сопоставлять и обобщать их, находить формулировки выделенным частям. А все это помогает лучше понять и запомнить содержание прочитанного.
Запись важна еще и потому, что, фиксируя мысль, читатель как бы «переваривает» читаемое, задумывается над его содержанием. Психологи утверждают, что для прочного запоминания материала нужно, с одной стороны, чтобы процесс восприятия был как можно дольше, продолжительнее. С другой стороны, необходимо, чтобы в усвоении материала принимало участие как можно больше видов памяти. При чтении обычно участвует зрительная память, при записи зрительная память дополняется моторной.
Делать записи полезно и в том отношении, что их можно использовать при повторении материала для быстрого восстановления забытого, не прибегая к повторному чтению.
Для учащихся записи являются лучшим способом собирания и накопления материала, который потом используется для подготовки к докладу, к выступлению, на семинаре, для написания сочинения.
Существует несколько видов записи; выписки, планы, тезисы, конспекты.
Выписки.
Выписки делаются для того, чтобы собрать во время чтения интересные выражения, выводы и их доказательства, статистические данные, а также факты и примеры, которые имеют отношение к изучаемому вопросу.
Выписки лучше всего делать на отдельных карточках, которые можно систематизировать по темам, перетасовывать. Карточки можно временно изъять из темы, чтобы использовать их в докладе, , беседе, а затем снова поставить на место.
План
План — это перечень основных вопросов, изложенных в статье или книге. Типичным примером плана является оглавление книги.
Составление плана предполагает выполнение следующих этапов работы над текстом: чтение текста, по которому нужно составить план, ознакомление с его содержанием в целом и выделение главной идеи.
Формулировки пунктов плана могут быть как в форме вопросительных, так и назывных предложений.
Следует помнить, что краткость и сжатость формулировок достигается постепенно. В начале пункты плана могут быть многословными, недостаточно четкими. Точность ж лаконичность достигается в результате многократных упражнений и настойчивого труда.
Практика показывает, что в процессе работы над планом читатель глубже усваивает содержание текста, логику его построения, переходы и зависимость между отдельными частями, А это ведет к развитию логического мышления, вырабатывает умение сжато и кратко излагать свои мысли.
Тезисы.
Работая над учебниками и книгами, целесообразно делать записи в виде тезисов. Если план только указывает на перечень вопросов, о которых идет речь в книге или статье, не раскрывая их сущности, то тезисы в сжатой форме передают содержание книги или статьи. Прежде чем приступить к составлению тезисов, нужно найти в тексте основные положения и их доказательства, а затем кратко и понятно их сформулировать.
Методы работы по составлению тезисов схожи с методами работы над планом. Сначала текст читают и делят его на логически законченные части, т.е. составляют план. Затем находят в тексте основные мысли и их аргументацию, которые и дают ответ на вопросы плана.
Сколько работаю в школе, а работаю 38 лет, я давно поняла, только самостоятельно работая, учащиеся приобретают знания. Еще Л.Н. Толстой говорил: «Знания только тогда знания, когда они приобретены усилиями своей мысли».
В наше время, в условиях рыночной экономики, когда наблюдается небывалый рост объема информаций. От каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества, как предприимчивость, способность ориентироваться, быстро и безошибочно принимать решение. А это не возможно без умения работать творчески.
Математика является наиболее удобным предметом для развития творческих способностей учащихся. Этому способствует логическое построение предмета, четкая система упражнений, для закрепления полученных знаний и абстрактный язык математика. Самое сложное в математике научить решать задачи. Математика учит аргументировать, выделять главное, существенное, умение рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы, обобщать и применять их при решении конкретных вопросов. Поэтому в своей работе стараюсь обучать школьников разумной организации своего труда методом самообразования. Сущность самостоятельной работы состоит в том, что она выполняется учеником без непосредственного участия учителя, но по его заданию и под его управлением и контроля.
Самостоятельные работы подразделяю: на обучающие и контролирующие, на творческие и репродуктивные, устные и письменные, на общие, групповые и индивидуальные, на классные и домашние. Из своего опыта я хочу выделить следующие способы организации самостоятельных работ:
- По образцу
- По инструкции и алгоритму
- По готовым схемам, чертежам, графикам
- С указанием к решению
- Вариативные
- С промежуточными записями
- Математические диктанты
- Тестовые опросы
- Экспресс-диктант
- Опрос эстафета
- Опрос игра
- Работа с учебником и со справочной литературой
- Работа с взаимопроверкой и самопроверкой
- Эвристические
- Рефераты
- Доклады и т. д.
Я думаю, что перечень самостоятельных работ нельзя считать завершенным все зависит от творчества учителя. Приведу краткие пояснения некоторых из них:
Самостоятельная работа по образцу, заготовленному на доске или на карточке. Учащиеся выполняют аналогичное задание с измененными данными цель работы: закрепление изученного материала, например, формул,решение типовых задач.
Вариативная (управляемая) самостоятельная работа обычно состоит из 3-4 последовательных заданий, где решение каждого последующего опирается на результат предыдущего. Учащиеся, решив первый пример, сверяют результат с ответами ко всем примерам. Если ответ не совпадает ни с одним , то учащийся возвращается к решению, исправляет ошибку и только тогда приступает к решению второго примера.
Такие работы развивают внимательность и самоконтроль.
Математический диктант, давно оправдавшая себя форма самостоятельной работы. Он может носить как контролирующий, так и обучающий характер. Математический диктант предусматривает несколько заданий. Текст вопросов, легко воспринимаемый на слух, требует краткого ответа и несложных вычислений. Для проведения диктанта можно использовать звукозаписи, что позволяет проводить двух вариантные диктанты (например, мужской голос читает I в., женский II в) это дает время на выполнения задания учащимся одного варианта, пока другой вариант слушает свое задание.
Экспресс-диктант проводится как обычный диктант, но ответы записываются учащимися в двух экземплярах (под копирку). Контрольный экземпляр сдается преподавателю, по оставшемуся экземпляру идет фронтальная проверка. Достоинством такой работы является быстрая обратная связь.
Самостоятельная работа с выборочной системой ответа заключается в том, что предлагаемым вопросам или примерам дают несколько вариантов ответа, из которых учащиеся выбирают верный. Для уменьшения вероятности угадывания ответа применяются некоторые методы усовершенствования системы:
- Последовательное предъявление вариантов ответа.
- Введение дополнительных пунктов ответа «не знаю», «правильного ответа нет»
- Мотивировка к выбранному ответу.
- Увеличенный выборочный набор настолько большой, что угадывание практически невозможно.
Опрос-эстафета проводится как соревнование трех команд. По указанию учителя учащиеся выходят по одному из команды, выполняют часть примера своего варианта и передают «эстафету» следующему по команде.
При оценке учитывается не только скорость выполнения задания, но и качество решения. Такие работы вызывают интерес и активизируют работу учащихся. Для активизации работы учащихся с успехом применяю работы – пяти минутки, проводимые в начале урока, для установления рабочего настроя учащихся или в конце урока для подведения итогов занятия. Такие самостоятельные работы значительно повышают внимание учащихся на уроке.
Творческие самостоятельные работы, включающие возможность решения задач несколькими способами, составление задач и примеров самими учащимися и т.п. наиболее важны из всех видов самостоятельных работ.
Высокая степень самостоятельности и самообразования проявляются на уроках геометрии в 9 классах. У каждого опытного учителя свои формы работы. Это я знаю из личного опыта, и активно пользуюсь своими методами и приемами обучения учащихся, и хочется поделиться с молодыми учителями.
Этапы работы учителя
1 этап:
- Всю программу по геометрии с 7 по 9 класс разбиваю на темы, знакомлю с ними учащихся через лист учета на большом стенде.
- Затем к каждой теме даю образцы решения (примерно 10 и более) заданий.
- Предлагаю ученикам для самостоятельного решения задачи 1 ступени, где даны только ответы.
- Даны задачи 2 ступени без ответов.
- Подобраны контрольные работы из дидактического пособия.
Этапы работы ученика
2 этап:
- Учащиеся изучают теоретический материал, начиная с 1 темы, сдают зачет, их ответы фиксируются на листе учета.
- Затем они получают допуск к образцам решений, результат аккуратности, правильности выполнения оценивается и учитывается в листе учета также.
- Выполнившие эти задания допускаются к самостоятельному решению задач 1 ступени, в которой даются ответы. Выполнение также оценивается.
- Работа усложняется, ребята самостоятельно решают задачи 2 ступени, сильные учащиеся решают дополнительные задачи повышенной трудности.
- Задания учащихся, полученные в ходе приобретения теоретического и решения практического материала, проверяются контрольной работой.
Что дает эта кропотливая работа?
Очень многое и для слабых, и для сильных учеников.
Слабому можно помочь, может быть, и не один раз, некоторому достаточно только лишь намекнуть. Ученик постоянно сам обращается к учебнику, к пособию, ищет ответы на поставленные вопросы. В классе ученик может встать, свободно подойти к товарищу, к учителю, не боятся. Нужно вовремя похвалить. На психологию общения с детьми необходимо обращать особое внимание. Их общение, ходьба по классу не отвлекает, не мешает, все заняты.
Выполняя задание, ученики работают в своем темпе (кто успевает решить 3-4 задачи, кто 10-12 задач) – и это зависит только от ученика, но не от учителя. Есть ученики, которые какое-то время работают интенсивно, затем наступает спад, расслабление, затем снова подъем. Все зависит от природных данных, от эмоционального состояния ученика.
Причинами, заставляющими ученика работать интенсивно, является не страх перед учителем, перед наказанием. Работая в собственном темпе, ученик все время преодолевает собственную лень, разболтанность, несобранность. Он учится преодолевать трудности, работать на пределе своих сил. Его самовоспитание идет не на классном часе, а непосредственно на уроке через учебный процесс. При работе по этой методике самообразования учащихся сильные ученики не теряются, они получают прочные знания – это одно из главных достоинств. Во время зачета или сотрудничества у учителя всегда есть возможность проверить, верно, ли ученик понимает тему, помочь ему.
Большое значение в работе по самообразованию учащихся имеет учет знаний на каждом этапе работы. Двойки за зачет не ставятся. У ученика нет боязни перед пересдачей. А при самообразовании учащихся отвечать должны все. Идет учет. Такая форма учета порождает здоровое соревнование, стремление быть не хуже других. Есть очень самолюбивые дети, и они никогда не допустят, чтобы кто-то шел впереди их. Ученики ясно видят на листе учета визуально, в цветовых гаммах, что они сделали и сколько еще нужно сделать. Общая атмосфера доброжелательности, внимательности к каждому ученику в классе – одна из движущих сил в этой работе. Какой бы ни был ученик, он всегда не хочет быть хуже других, и помочь ему в этом основная задача учителя, и если это сделать, то такой ученик будет работать изо всех сил.
Это совсем не означает, что на уроке царит вседозволенность, и списывание. Ребята, понимают, что работать необходимо сознательно и разбираться основательно, так как контрольные работы они выполняют совершенно самостоятельно по индивидуальным карточкам, без посторонней помощи. Доброжелательность в работе и строгость в ее оценке способствуют тому, что все на уроке работают. Ученик, работает, он заранее знает, что будет у него на уроке. По сути дела идет один непрерывный урок погружения, который начался 1 сентября и закончился в мае. Организовывать учащихся не надо. Домашнее задания отпадают. Ученик ежедневно выбирает свой темп с учетом своих возможностей – это его воспитывает и дисциплинирует.
Учитель уходит с первого плана, в центре – ученик, но учитель работает дистанционно , приводя в движение ум, совесть и души детей. Эта работа увлекает даже взрослых, умудренных опытом учителей, не говоря уже о детях. Радует, что многие учителя, сохраняя традиции преемственности, используют в своей работе крупицы учительского опыта, откуда бы он ни пришел. Ведь приобретенные человеком знания определяют качество его деятельности и обогащают его опыт.
Такой метод работы успешно готовит всех учащихся к экзаменам и в том числе одаренных детей к математической олимпиаде.
Памятка занимающимся самообразованием
1. Соблюдайте режим, поскольку занятия в одно и то же время облегчают самообразовательную работу. Наиболее продуктивными бывают занятия, как говорят, «на свежую голову», с утра или после отдыха.
2. Свежий воздух значительно повышает работоспособность организма. Занимайтесь в проветренной комнате при нормальном освещении. Свет должен падать на стол слева и освещать рабочую часть стола, а не ваше лицо.
3. Во время занятий сохраняйте правильную позу. Это предупреждает преждевременное утомление. Не опирайтесь грудью о край стола, руки положите на стол.
4. Делайте краткие перерывы на 10—15 минут после каждого часа работы, а также между занятиями по разным предметам. Это позволит избежать перенапряжения и поможет лучше усвоить материал.
5. Чередуйте умственную работу с физической. Смена занятий — хороший отдых. Научитесь правильно отдыхать.
6. Сделайте все, чтобы в помещении, где вы работаете, было тихо. Помните, что разговоры посторонних, включенный радиоприемник, телевизор отвлекают от работы.
7. Всё необходимые для занятий пособия подготовьте заранее, ненужные предметы уберите со стола, чтобы они не мешали вам во время работы .
8. Читайте бегло, но не торопливо. Это одно из условий сознательного чтения.
9. Читайте выразительно, потому что неправильное произношение слов часто влечет за собой искажение содержания читаемого. Старайтесь, понять смысл каждого предложения путем постановки вопросов (о чем говорится? и др.),
10. Установите ход мысли: идет ли она от основного положения к доказательствам или наоборот.
11. Если при чтении книги, или учебника что-то осталось не совсем ясным, обратитесь к дополнительным источникам, наведите точные справки и выясните вопрос до конца.
12. Если в работе встретились затруднения, не расстраивайтесь, сделайте перерыв, подумайте над вопросом и возьмитесь за работу снова.
13. К условиям успешной умственной работы относятся и психологические факторы, которые следует учитывать. Это целеустремленность, вдохновение, усилив воли, самостоятельность и настойчивость в труде. Старайтесь выработать у себя такие качества.
14. Работу над докладом, сочинением, чертежом не откладывайте на последний день. Распределите ее равномерно по частям в течение всех отведенных дней. Выполнив работу, проверьте ее.
Список литературы
1. Колбаско И. И. Учащимся О; самообразовании. Мн., «Нар. асвета», 1976. 157 с.
2. Волович М.Б. Как успешно обучать математике. - «Математика» - приложение к газете «Первое сентября», 2009г
3. Груденов Я.И. Совершенствование методики работы учителя математики. Книга для учителя - М.: Просвещение, 1990 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему"Самообразование учащихся на уроках математики".
В своём докладе я хотела отразить геометрический материал о вписанном угле, рассмотреть задачи на построение, задачи на построение,предоставить задачи для самостоятельного решения....
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время, формирование творческой инициативы учащихся
На современном этапе развития школьного образования проблема активной познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствован...
Роль учителя в организации самостоятельной деятельности и творческой активности учащихся на уроках математики учащихся
Роль учителя в организации самостоятельной деятельности и творческой активности учащихся на уроках математики учащихся...
ФОРМИРОВАНИЕ регулятивных УУД на уроках математики. РАЗВИТИЕ САМОКОНТРОЛЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Работа учащихся над решением математических задач должна включать в себя самоконтроль. Необходимо привить школьникам критичность мышления, чтобы любая задача ими воспринималась не как едиственно прави...
План самообразования " Формирование познавательного интереса у учащихся на уроках математики через ИКТ"
План самообразования " Формирование познавательного интереса у учащихся на уроках математики через ИКТ"...
Тема самообразования: «Управление познавательной и творческой деятельностью учащихся на уроке математики»
Цель: обеспечение различных индивидуальных траекторий получения полноценного образования, учитывающих способности, возможности, интересы учеников, достижение более высокого уровня моей профессионально...
Самообразование и профессионального развития по теме «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики с применением новых технологий».
Самообразование и профессиональное развитие с целью совершенствования системы работы по подготовке к ОГЭ, внедрению компетентностного подхода в межаттестационный период осуществлялись по теме «А...