мастер класс "Производная функции "
материал для подготовки к егэ (гиа) по алгебре (11 класс)

Мартыненко (Славец ) Елена Николаевна

Мастер – класс  по математике

в 11 классе

по теме

«ПРОИЗВОДНАЯ ФУНКЦИИ

В ЗАДАНИЯХ ЕГЭ»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс  по математике

в 11 классе

по теме

«ПРОИЗВОДНАЯ ФУНКЦИИ

В ЗАДАНИЯХ ЕГЭ»

учитель математики

Мартыненко  Е.Н.

29  ноября

2017-2018 учебный год

Цель мастер – класса: развивать  у учащихся навыки  применения теоретических  знаний  по теме «Производная функции» для решения задач  единого государственного экзамена.

Задачи

Образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме

«Производная функции», рассмотреть прототипы задач ЕГЭ по данной теме, предоставить обучающимся возможность проверить свои знания при самостоятельном решении задач.

Развивающие: способствовать развитию памяти, внимания, навыков самооценки и самоконтроля; формированию основных ключевых компетенций (сравнение, сопоставление, классификация объектов, определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, способность самостоятельно действовать в ситуации неопределённости, контролировать и оценивать свою деятельность, находить и устранять причины возникших трудностей).

Воспитательные: способствовать:

 формированию у учащихся ответственного отношения к учению;

развитию устойчивого интереса к математике;

созданию положительной внутренней мотивации к изучению математики.

Технологии: индивидуально–дифференцированного обучения, ИКТ.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, проблемный.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, в парах.

Оборудование и материалы для урока:  проектор, экран, ПК, тренажёр (Приложение №1),презентация к уроку (Приложение №2),индивидуально – дифференцированные карточки для самостоятельной работы в парах (Приложение №3),список  сайтов сети Интернет, индивидуально-дифференцированное  домашнее задание (Приложение №4).

Пояснение к мастер - классу. 

Данный мастер – класс проводится в 11 классе  с целью подготовки к ЕГЭ. Нацелен  на применение  теоретического материала по теме «Производная функции»  при решении экзаменационных задач.

Продолжительность мастер – класса – 20 мин.

Структура мастер - класса

         I.Организационный момент -1 мин.

II.Сообщение темы, цели мастер - класса, мотивация учебной деятельности-1 мин.

III. Фронтальная работа. Тренинг «Задания № 14  БАЗА, №7  ПРОФИЛЬ ЕГЭ». Анализ работы с тренажёром - 7 мин.

IV.Индивидуально - дифференцированная работа в парах. Самостоятельное решение задач №12.( ПРОФИЛЬ)  Взаимопроверка - 9 мин. Оn – line тестирование.(БАЗА) Анализ результатов тестирования - 8 мин

V. Проверка  индивидуального домашнего задания. -1мин.

VI . Индивидуально – дифференцированное домашнее задание -1 мин.

VII. КОНТРОЛЬНОЕ  ТЕСТИРОВАНИЕ  20  МИНУТ  (4  ВАРИАНТА)

Ход  мастер - класса

I.Организационный момент.

II.Сообщение темы, цели мастер - класса, мотивация учебной деятельности.

(Слайды 1-2,приложение №2)

-Тема нашего занятия «Производная  функции в заданиях ЕГЭ». Всем известно высказывание «Мал золотник да дорог». Одним из таких «золотников» в математике является производная. Производная применяется при решении многих практических задач математики, физики, химии, экономики и других дисциплин. Она позволяет решать задачи просто, красиво, интересно. 

Тема «Производная» представлена в  задании  №  14  базового уровня и  в заданиях профильного  уровня №7,12 , 18  и  единого государственного экзамена.  

Вы работали с  документами, регламентирующими структуру и содержание контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена по математике  2018. Сделайте  вывод о том, какие  знания и умения вам нужны для успешного решения задач  ЕГЭ по теме «Производная». 

 (Слайды 3-4, приложение №2)

 - вы изучили «Кодификатор элементов содержания по МАТЕМАТИКЕ  для составления контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена»,  

«Кодификатор требований к уровню подготовки выпускников»,  «Спецификацию контрольных измерительных материалов», «Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2018»  и  выяснили,  какие  знания и умения о функции и её производной нужны для успешного решения задач по теме «Производная».

Необходимо

  • ЗНАТЬ

правила вычисления производных;

производные основных элементарных функций;

геометрический и физический смысл производной;
уравнение касательной к графику функции;
исследование функции с помощью производной.

  • УМЕТЬ

выполнять действия с функциями (описывать по графику поведение и свойства функции, находить её наибольшее и наименьшее значения). 

  • ИСПОЛЬЗОВАТЬ

приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

- Вы владеете теоретическими знаниями по теме «Производная».  Сегодня мы будем УЧИТЬСЯ ПРИМЕНЯТЬ ЗНАНИЯ О ПРОИЗВОДНОЙ ФУНКЦИИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ЕГЭ. (Слайд 4, приложение №2)

Ведь недаром Аристотель говорил, что “УМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ НЕ ТОЛЬКО В ЗНАНИИ, НО И В УМЕНИИ ПРИМЕНЯТЬ ЗНАНИЯ НА ПРАКТИКЕ”   (Слайд 5, приложение №2)

В конце урока мы вернёмся к цели нашего занятия и выясним, достигли ли её?

III. Фронтальная работа. Тренинг «Задания № 14  БАЗА №7 ПРОФИЛЬ  ЕГЭ» (Приложение №1). Анализ работы с тренажёром.

- Выберите правильный ответ из четырёх предложенных.

- В чём, по вашему мнению, заключается сложность  выполнения  задания №7?  

 - Как вы думаете, какие типичные ошибки допускают выпускники на экзамене при решении этой задачи?

 -При ответах на вопросы задания № 14  БАЗА И №7  ПРОФИЛЬ вы должны уметь описывать по графику производной поведение и свойства функции, а по графику функции – поведение и свойства производной функции.  А для этого  нужны  хорошие теоретические знания  по  следующим темам: «Геометрический и механический смысл производной. Касательная к графику функции. Применение производной к исследованию функций».

- Проанализируйте, какие задания вызвали у вас затруднения?

- Какие теоретические вопросы вам необходимо знать?

IV.  Оn – line тестирование по заданиям №14 (БАЗА)  Анализ результатов тестирования.

Сайт для тестирования на уроке:  http://www.mathb-ege.sdamgia.ru/

- Кто не допустил ошибок?

- Кто испытывал трудность при тестировании? Почему?

- В каких заданиях допущены ошибки?

- Сделайте вывод, какие теоретические вопросы вам необходимо знать?

Индивидуально - дифференцированная работа в парах. Самостоятельное решение задач №12. (ПРОФИЛЬ) Взаимопроверка. (Приложение №3)

-Вспомните алгоритм решения задач №12 ЕГЭ  на нахождение точек экстремума, экстремумов функции, наибольшего и наименьшего значений функции на промежутке  с помощью производной.

-Решите задачи с помощью производной

Перед учащимися поставлена проблема:

«Подумайте, можно ли решить некоторые задачи №12 другим способом, без применения производной?»

1 пара

2 пара

3  пара

4  пара

 

(Учащиеся защищают своё решение, записывая основные этапы решения задач  на доске. Учащиеся предоставляют два способа решения задачи №2).

Разрешение проблемы.  Вывод, который должны сделать учащиеся:

«Некоторые задачи №12 ЕГЭ  на нахождение наименьшего и наибольшего значения функции можно решить без применения производной, опираясь на свойства функций».

- Проанализируйте, какая ошибка была допущена вами в задаче?

- Какие теоретические вопросы вам необходимо повторить?

V. Проверка  индивидуального домашнего  задания. (Слайды  7-8, приложение №2)

-Вегельман В. было дано индивидуальное домашнее задание: из пособий по подготовке к ЕГЭ  № 18.

(Учащаяся приводит решение задачи, опираясь на функционально - графический метод,  как один из методов решения  задач  № 18 ЕГЭ  и даёт  краткое объяснение данного метода).

VII. Индивидуально – дифференцированное домашнее задание

(Слайд 9, приложение №2), (Приложение №4).

-Я подготовила список сайтов сети интернет для подготовки к ЕГЭ. Вы можете также проходить на этих сайтах Оn – line тестирование. К следующему уроку вам нужно: 1) повторить теоретический материал по теме «Производная функции»; 

2) на сайте «Открытый банк заданий по математике» (http://mathege.ru/) найти прототипы заданий № 14  БАЗА И №7 и 12   ПРОФИЛЬ и решить не менее 10  задач ПРОФИЛЬ ;

3)  Вегельман  В.,  решить задачи с параметрами (ПРИЛОЖЕНИЕ 4). задачи 1-8 (вариант 1). БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

VIII. Оценки за урок.

                 - Какую оценку  за  урок ты бы себе поставил?

                 - Как ты думаешь,  можно было бы тебе работать на уроке лучше?

IХ. Итог урока. Рефлексия

- Подведем итог нашей работы. Какова была цель урока? Как вы считаете, достигнута ли  она?

-Посмотрите на доску и одним предложением, выбирая начало фразы, продолжите предложение, которое вам больше всего подходит.

Я почувствовал…

Я  научился…

У меня получилось …

Я смог…

              Я попробую …

              Меня удивило, что …

              Мне захотелось…

-Можете ли вы сказать, что в ходе урока произошло обогащение запаса ваших знаний?

-Итак, вы повторили  теоретические вопросы о производной функции, применили свои знания при решении прототипов заданий ЕГЭ (№ 14  БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ  №7,12 ПРОФИЛЬНЫЙ  УРОВЕНЬ), а уч-ся  Вегельман В. выполнила задачу №18 с параметром, которая является задачей повышенной степени сложности.

-Мне приятно было с вами работать,  и надеюсь, что знания, полученные на уроках математики, вы сможете успешно применить не только при сдаче  ЕГЭ, но и в дальнейшей своей  учёбе.

- Закончить урок мне хотелось бы словами итальянского философа Фомы Аквинского «Знание – столь  драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника» (Слайд 10, приложение №2).

Желаю успехов в подготовке к ЕГЭ!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Готовимся к ЕГЭ ТРЕНАЖЁР по теме «ПРОИЗВОДНАЯ» Задание № 14 базовый уровень, №7, 12 профильный уровень

Слайд 3

f(x) f / (x) x На рисунке изображен график производной функции у = f (x) , заданной на промежутке (- 8; 8). Исследуем свойства графика и мы сможем ответить на множество вопросов о свойствах функции, хотя графика самой функции не представлено! y = f / (x) 1 2 3 4 5 6 7 -7 -6 -5 -4 -3 -2 -1 4 3 2 1 -1 -2 -3 -4 -5 y x 6 3 0 -5 Найдем точки, в которых f / (x) =0 (это нули функции). + – – + +

Слайд 4

ЗАДАНИЕ № 14 Математика базовый уровень

Слайд 5

На рисунке изображён график функции y=f(x) и отмечены точки A, B, C и D на оси Ox. Пользуясь графиком, поставьте в соответствие каждой точке характеристики функции и её производной. A B C D 1) значение функции в точке отрицательно, а значение производной функции в точке положительно 2) значение функции в точке положительно, а значение производной функции в точке отрицательно 3) значение функции в точке отрицательно, и значение производной функции в точке отрицательно 4) значение функции в точке положительно, и значение производной функции в точке положительно

Слайд 6

№ 1 На рисунке изображён график функции y=f(x) и отмечены точки A, B, C и D на оси Ox. Пользуясь графиком, поставьте в соответствие каждой точке характеристики функции и её производной. 1) значение функции в точке положительно, а значение производной функции в точке отрицательно 2) значение функции в точке отрицательно, и значение производной функции в точке отрицательно 3) значение функции в точке положительно, и значение производной функции в точке положительно 4) значение функции в точке отрицательно, а значение производной функции в точке положительно A B C D

Слайд 7

На рисунке изображён график функции y=f(x). Точки a, b, c, d и e задают на оси Ox интервалы. Пользуясь графиком, поставьте в соответствие каждому интервалу характеристику функции или её производной . А) (a; b) Б) (b; c) В) (c; d) Г) (d; e) 1) значения функции положительны в каждой точке интервала 2) значения производной функции отрицательны в каждой точке интервала 3) значения производной функции положительны в каждой точке интервала 4) значения функции отрицательны в каждой точке интервала

Слайд 8

На рисунке изображён график функции y=f(x). Числа a, b, c, d и e задают на оси Ox интервалы. Пользуясь графиком, поставьте в соответствие каждому интервалу характеристику функции или её производной. А) (a;b) Б) (b;c) В) (c;d) Г) (d;e) 1) значения функции положительны в каждой точке интервала 2) значения функции отрицательны в каждой точке интервала 3) значения производной функции отрицательны в каждой точке интервала 4) значения производной функции положительны в каждой точке интервала

Слайд 9

На рисунке изображены график функции и касательные, проведённые к нему в точках с абсциссами A , B , C и D . A B C D 1) − 1,5 2) 0,5 3) 2 4) − 0,3

Слайд 10

На рисунке изображены график функции и касательные, проведённые к нему в точках с абсциссами A , B , C и D . A B C D 1) 23 2) − 12 3) − 113 4) 123

Слайд 11

ЗАДАНИЕ № 7 Математика профильный уровень

Слайд 12

Задачи на геометрический смысл производной

Слайд 13

1) На рисунке изображен график функции у = f(x) и касательная к нему в точке с абсциссой х 0 . Найдите значение производной в точке х 0 . -2 -0,5 2 0,5 Подумай! Подумай! Верно! Подумай! х 0 Геометрический смысл производной: k = tg α Угол наклона касательной к оси Ох тупой, значит k < o . Из прямоугольного треугольника находим tg α = 6 : 3 =2. Значит, k = -2 Проверка y x О В А

Слайд 14

5 11 8 2) Непрерывная функция у = f(x) задана на интервале (-6; 7). На рисунке изображен ее график. Найдите количество точек, в которых касательная к графику функции параллельна прямой y = 6. Проверка y = f(x) y x 3 Подумай! Подумай! Подумай! Верно! - 6 7 y = 6 . Точка излома. В этой точке производная НЕ существует! О -4 3 5 1 ,5

Слайд 15

Задачи на определение характеристик функции по графику её производной

Слайд 16

3)На рисунке изображен график производной функции у = f / (x) , заданной на промежутке (- 6; 8). Исследуйте функцию у = f (x) на экстремум и укажите к оличество ее точек экстремума . 2 1 4 5 Не верно! Не верно! Верно! Не верно! Проверка (2) f(x) f / (x) -2 + – y = f / (x) 1 2 3 4 5 6 7 -7 -6 -5 -4 -3 -2 -1 4 3 2 1 -1 -2 -3 -4 -5 y x -5 + min max О

Слайд 17

-4 -3 -2 -1 1 2 3 4 5 х 5) На рисунке изображен график производной функции, заданной на промежутке [-5;5] . Исследуйте функцию на монотонность и укажите наибольшую точку максимума . 3 2 4 5 Подумай! Подумай ! Верно! Подумай! y = f / (x) + + + - - О - f / (x) - + - + - + f(x) -4 -2 0 3 4 Из двух точек максимума наибольшая х max = 3 max max y

Слайд 18

7) На рисунке изображен график производной функции . Найдите длину промежутка возрастания этой функции. Проверка О -7 -6 -5 -4 -3 -2 -1 7 6 5 4 3 2 1 -1 -2 -3 -4 -5 -6 -7 4 2 3 5 ПОДУМАЙ! + ПОДУМАЙ! ВЕРНО! ПОДУМАЙ! y х 3 y = f / (x)

Слайд 19

-4 -3 -2 -1 1 2 3 4 5 х 6) На рисунке изображен график производной функции , заданной на промежутке [-5;5] . Исследуйте функцию у = f (x) на монотонность и укажите число промежутков убывания . 3 2 4 1 Подумай! Подумай! Верно! Подумай! y = f / (x) f(x) -4 -2 0 4 f / (x) - + - + - + + О - - - y

Слайд 20

Задачи на определение характеристик производной по графику функции .

Слайд 21

На рисунке изображён график дифференцируемой функции y = f ( x ). На оси абсцисс отмечены девять точек: x 1 , x 2 , ..., x 9 . Найдите все отмеченные точки, в которых производная функции f ( x ) отрицательна. В ответе укажите количество этих точек .

Слайд 22

На рисунке изображен график функции y = f (x) , определенной на интервале ( a ; b ). Определите количество целых точек, в которых производная функции положительна. a) б ) Решите самостоятельно! Решение. , если возрастает. Целые решения при : х=-2; х=-1; х=5; х=6. Их количество равно 4. Целые решения при : х=2; х=3; х=4; х=10; х=11. Их количество равно 5. Ответ: 4. Ответ: 5.

Слайд 23

Задачи на физический смысл производной

Слайд 24

Ответ: 3 Ответ: 14

Слайд 25

ЗАДАНИЕ № 12 Математика профильный уровень

Слайд 28

Самостоятельная работа в парах Задание № 12 Профильный уровень



Предварительный просмотр:

Приложение  3  индивидуальные  карточки   №  12

1. Найдите точку максимума функции https://ege.sdamgia.ru/formula/9a/9ae3aef89e38cccf139176c8d8ed2a48p.png                             1    Найдите точку минимума функции https://ege.sdamgia.ru/formula/9a/9ae3aef89e38cccf139176c8d8ed2a48p.png

2.Найдите точку максимума функции https://ege.sdamgia.ru/formula/26/26166e1df0464c5acadd95f6a0adbdf8p.png                                2Найдите точку минимума функции https://ege.sdamgia.ru/formula/76/76cdcd2060eba00eef1fbb208c1816b1p.png

                                                                                               Линник  Д.                                                                                                                         Вовненко Я

 

1.Найдите наименьшее значение функции https://ege.sdamgia.ru/formula/2d/2df3f2c445ec8bdc7009b21f5b880850p.png                                     1. Найдите наибольшее значение функции https://ege.sdamgia.ru/formula/59/596bd4cd529a91acf98745a22dc398ffp.png на отрезке https://ege.sdamgia.ru/formula/86/86818b2668063fd4ba19f675376e0e66p.png

на отрезке https://ege.sdamgia.ru/formula/ff/ffa46a875af7d8a01858bc1b5bfbfbd1p.png

2.  Найдите наименьшее значение функции https://ege.sdamgia.ru/formula/86/86b59943a5e7423524841b15b3aaef38p.png                   2. Найдите наибольшее значение функции https://ege.sdamgia.ru/formula/3b/3b0961b04c69892c4c2fe97e06e3ef07p.png

        Вегельман  В.

                                                                 Логвинюк  А.

1. Найдите точку максимума функции https://ege.sdamgia.ru/formula/a7/a7733209076ad93e8cc611d671d585ccp.png                                      1.  Найдите точку минимума функции https://ege.sdamgia.ru/formula/a7/a7733209076ad93e8cc611d671d585ccp.png

2.  Найдите наименьшее значение функции https://ege.sdamgia.ru/formula/62/62f4b03a2f97a7c7ab877e9fb3ac8083p.png                              2.  Найдите наибольшее значение функции https://ege.sdamgia.ru/formula/81/81fc751e15ec2f3dad92433ac3ee1a25p.png на отрезке https://ege.sdamgia.ru/formula/60/6015149c1ca24652fa9b2b136a372c35p.png

            на отрезке https://ege.sdamgia.ru/formula/2e/2e30d03dbb7f65b7a36e17cfe98fd406p.png

         Леонтьева  А.                                                                                           Исаенко  К.

 

1.  Найдите точку максимума функции https://ege.sdamgia.ru/formula/74/74b6bd15c9b17643fa1dd4703ab8ef82p.png                     1.   Найдите точку минимума функции https://ege.sdamgia.ru/formula/a4/a47c65e8c0d765256c86083fbd780c22p.png

2.  Найдите наименьшее значение функции https://ege.sdamgia.ru/formula/a1/a1583f9f51080e86aa08fc392aed3889p.png                                          2     Найдите наибольшее значение функции https://ege.sdamgia.ru/formula/b9/b9fc2be17d266027b65aefabb0150d4ap.png 

                                                                             Тищенко  А.                                                                                                                                      Фисенко  К.

   

тренажер

с/р

Контрольный тест

тренажер

с/р

Контрольный тест

тренажер

с/р

Контрольный тест

Итог

тренажер

с/р

Контрольный тест

тренажер

с/р

Контрольный тест

тренажер

с/р

Контрольный тест

Итог

тренажер

с/р

Контрольный тест

тренажер

с/р

Контрольный тест

тренажер

с/р

Контрольный тест

Итог

тренажер

с/р

Контрольный тест

тренажер

с/р

Контрольный тест

тренажер

с/р

Контрольный тест

Итог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс: "Ты сам-мастер декоративно-прикладного искусства."

Творческий проект: " Тыс ам - мастер декоративно- прикладного искусства",  задуман как коллективная реализация в конкретном материале наиболее удачного из замыслов и разработок эскизов для работы...

"Прощение и вечный приют". Урок-размышление о судьбе мастера в финале романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита" в 11 классе

Урок - обобщение по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита". На уроке формируются следующие навыки: умение работать в группе, самостоятельно формулировать проблему и гипотезу, аргументировать свою точ...

Мастер-класс по теме Построение графиков функций с помощью Мастера диаграмм

Тема: Построение графиков функций с помощью Мастера ДиаграммЦель: Формирование навыков построения графиков с помощью Мастера диаграмм, расширение представления о возможностях электронной таблицы...

Мастер и Маргарита (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»).

Цель урока: Выяснить с учащимися главную идею романа; на основе поступков уметь давать оценку героям, выражать свое отношение к ним; на материале романа способствовать воспитанию у учащихся...

Мастер-класс «Глиняных дел мастера»

Мастер-класс«Глиняных дел мастера»...

Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»

 Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...