Факультативный курс по математике 9кл
рабочая программа по алгебре (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование город Алейск Алтайского края
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4 города Алейска Алтайского края
«Рассмотрено»: Методическим объединением учителей__________________ Протокол №_______ от «___»______2017г. Руководитель МО _______/________________/ | «Согласовано»: Заместитель директора по УВР «___»_____2017г. ______Носивец Ю.А. | «Утверждено»: Директор МБОУ СОШ №4 Кореннова О.А.__________ Приказ № 154 от 31.08.2017г. |
Программа
предметного курса
«Избранные вопросы математики»
для 9 б класса, 2 ступени обучения
на 2017-2018 учебный год
Разработчик: Сомова С.Н.,
учитель математики
г. Алейск
2017 г.
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения математики ученик должен:
знать/понимать
- существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
- существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
- вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.
АРИФМЕТИКА
уметь
- выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
- переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь — в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
- выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней; находить значения числовых выражений;
- округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
- пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
- решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
- устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления, с использованием различных приемов;
- интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
АЛГЕБРА
уметь
- составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
- выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
- применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
- решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
- решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
- решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
- изображать числа точками на координатной прямой;
- определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
- распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
- находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
- определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
- описывать свойства изученных функций, строить их графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
- моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
- описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
- интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
ЭЛЕМЕНТЫ ЛОГИКИ, КОМБИНАТОРИКИ, СТАТИСТИКИ И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ
уметь
- проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
- извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
- решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;
- вычислять средние значения результатов измерений;
- находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
- находить вероятности случайных событий в простейших случаях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выстраивания аргументации при доказательстве (в форме монолога и диалога);
- распознавания логически некорректных рассуждений;
- записи математических утверждений, доказательств;
- анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
- решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
- решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
- сравнения шансов наступления случайных событий, для оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией;
- понимания статистических утверждений.
II. Содержание элективного курса
Содержание курса | Форма организации | Вид деятельности | Количество часов |
Уравнения, неравенства и системы уравнений | 16 | ||
Линейные уравнения, уравнения приводимые к ним. Дробно-линейные уравнения. Системы линейных уравнений и неравенств. Линейные уравнения и системы с параметром. Линейные неравенства, содержащие параметры. Квадратные уравнения и неравенства, содержащие параметры. | групповая | Учебно-познавательная деятельность | |
Текстовые задачи | 7 | ||
Проценты. Основные задачи на проценты. Проценты вычисления в жизненных ситуациях. Задачи на сплавы, смеси и растворы. Задачи на совместную работу. | групповая | Учебно-познавательная деятельность | |
Модуль | 7 | ||
Модуль: общие сведения. Преобразование выражений, содержащих модуль. Уравнения и неравенства, содержащие модуль. Модуль в заданиях ГИА. | групповая | Учебно-познавательная деятельность | |
Функции | 4 | ||
Историко-генетический подход к понятию «функция». Графики функций, содержащих модуль. | групповая | Учебно-познавательная деятельность |
Виды деятельности учащихся
- Учебно-познавательная деятельность:
А: создается мотив к работе, и решаются организационные вопросы;
Б: происходит добыча знаний в ходе деятельности и получение серии частных выводов;
В: все частные выводы объединяются и делается обобщение материала;
Г: решение практической проблемы, например производственной, на основе полученных, на уроке новых знаний;
Д: обдумывание и оценка проведенной работы, выявление успехов и неудач, их причины.
- Исследовательская деятельность учащихся:
А: реферативно-исследовательские – работы, написанные на основе нескольких литературных источников (доклады, сообщения по заданной теме).
Б: самостоятельно конструируют свои знания, критически и творчески осмысливают предлагаемые задачи, пытаются увидеть, сформулировать и решить проблему.
- Продуктивно-познавательная деятельность:
А: составление системообразующих схем по изученному разделу.
Б: составление задач самими учащимися.
В: составление задач с использованием логических цепочек.
Г: подбор и использование системы задач репродуктивного характера, помогающих решению творческих заданий.
Е: продуктивная деятельность с помощью графических и экспериментальных заданий.
III. Календарно-тематическое планирование
№ п.п. | Тема курса | Кол-во часов | Дата проведения | |
план | факт | |||
Линейные уравнения, уравнения приводимые к ним. Дробно-линейные уравнения. | 1 | |||
Системы линейных уравнений и неравенств. | 1 | |||
Определение параметра. Виды уравнений и неравенств, содержащие параметр. | 1 | |||
Основные приемы решения задач с параметрами. | 1 | |||
Решение простейших уравнений с параметрами. | 1 | |||
Решение линейных уравнений и систем с параметром. | 1 | |||
Решение линейных уравнений и систем с параметром. | 1 | |||
Решение линейных уравнений и систем с параметром. | 1 | |||
Решения линейных неравенств, содержащих параметры. | 1 | |||
Решения линейных неравенств, содержащих параметры. | 1 | |||
Решения линейных неравенств, содержащих параметры. | 1 | |||
Исследование корней квадратного трёхчлена. Решение задач с параметрами. | 1 | |||
Исследование корней квадратного трёхчлена. Решение задач с параметрами. | 1 | |||
Квадратные уравнения и неравенства, содержащие параметры. | 1 | |||
Квадратные уравнения и неравенства, содержащие параметры. | 1 | |||
Квадратные уравнения и неравенства, содержащие параметры. | 1 | |||
Проценты. Основные задачи на проценты. Вычисления процентов в жизненных ситуациях. | 1 | |||
Проценты. Основные задачи на проценты. Вычисления процентов в жизненных ситуациях. | 1 | |||
Задачи на сплавы, смеси и растворы. | 1 | |||
Задачи на сплавы, смеси и растворы. | 1 | |||
Задачи на сплавы, смеси и растворы. | 1 | |||
Задачи на совместную работу. | 1 | |||
Задачи на совместную работу. | 1 | |||
Модуль: общие сведения. Преобразование выражений, содержащих модуль. | 1 | |||
Преобразование выражений, содержащих модуль. | 1 | |||
Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль. | 1 | |||
Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль. | 1 | |||
Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль. | 1 | |||
Модуль в заданиях ГИА. | 1 | |||
Модуль в заданиях ГИА. | 1 | |||
Историко-генетический подход к понятию «функция». | 1 | |||
Графики функций, содержащих модуль. | 1 | |||
Графики функций, содержащих модуль. | 1 | |||
Графики функций, содержащих модуль. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-исследование по математике в 6 классе « Здоровьесберегающие задачи математики. Роль математики в борьбе с курением»
Этот урок посвящен научному исследованию. Одной из самых актуальных проблем современности является увеличение курящих людей, особенно школьников. Какова роль математики в борьбе с курением....
Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.
Рабочая программа разработана на один учебный год: в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...
Программа курса "Математика 5, 6 класс" (к учебникам Математика 5, Математика 6, авт. Зубарева И. И., Мордкович А.Г.)
Программа по математике для преподавания предмета в 5 и 6 классах по учебникам Зубаревой И. И., Мордковича А. Г. содержит пояснительную записку, в которой отражены: учебно-методическое сопровождение п...
Авторская программа элективного курса по математике Практикум по математике: математика в задачах
Элективный курс "Математика в задачах" рассчитан на учащихся 11 классов общеобразовательных классов, имеющих слабую математическую подготовку при решении задач. ...
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ для внутришкольной олимпиады ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 классов ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ для внутришкольной олимпиады ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 классов Олимпиада по математике 7 класс
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ для школьного этапа олимпиады ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 классов....
Обобщающий урок по математике в 5 классе."Математика в мире животных и животные в математике"
Данный урок сопровождается показом презентации. Презентация используется в качестве иллюстрации к уроку математики в 5 классе при повторении курса математики.Цели: развитие вычислительных навыко...
Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-х классов « Математическое кафе» Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-х классов « Математическое кафе» Внеклассное мероприятие по математике "Математическое каые" 7 кл.
В интересной форме представлены задания для трех команд, например, для классов на параллели....