Урок по алгебре в 8 классе по теме «Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения»
план-конспект урока по алгебре (8 класс) на тему
Математические дисциплины достаточно серьезны, трудны для понимания, требуют усидчивости и произвольного внимания. Как же сделать так, чтобы занятия математикой были и интересны, и познавательны? Предлагаю вашему вниманию открытый урок в 8 классе по теме «Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения» Урок построен в соответствии с модульной технологией. На уроке показана методика организации исследовательской работы учащихся в парах и группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opredelenie_kvadratnogo_uravneniya._nepolnye_kvadratnye_uravneniya.docx | 82.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по алгебре в 8 классе
Тема урока: Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения.
Методическая цель: методика организации исследовательской работы учащихся в парах и группах.
Инновационные приёмы: создание ситуации успеха каждого ученика, чередование видов работ, типов заданий для снижения утомляемости учащихся; приёмы: исследовательская групповая и парная работа.
Технология: модульного обучения.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Цель урока: изучить определение квадратного уравнения, неполного квадратного уравнения; обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание определений квадратного уравнения, его коэффициентов, видов неполных квадратных уравнений; сформировать умения решать неполные квадратные уравнения каждого вида.
Задачи урока:
Образовательные: научить распознавать квадратные уравнения, изучить способы решения неполных квадратных уравнений.
Развивающие: формировать умения самостоятельно строить и применять новые знания.
Воспитательные: формировать умения выражать свои мысли, планировать учебное сотрудничество с учителем, умение оценивать собственные достижения в учебной деятельности.
Методы работы: проблемно-поисковый, исследование.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Средства обучения: учебник Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова. «Алгебра. 8 класс», компьютерная презентация, модуль урока для каждого ученика.
ХОД УРОКА
ДЕВИЗ УРОКА:
«Думаем, мыслим, работаем и помогаем друг другу».
I. Мотивационно - организационный этап.
- Эмоциональный настрой на совместную работу. Прием «Улыбнемся друг другу»
Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать на уроке, где рождаются ваши первые исследования.
Прием «Улыбнемся друг другу»
- Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Пожелаем друг другу хорошего настроения. Пожмите соседу руку. Ведь вам предстоит потрудиться вместе. Улыбнитесь друг другу.
- Пояснения к ходу урока: Сегодня вы самостоятельно будете изучать материал, изложенный в учебнике по теме «Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения». В этом нам поможет алгоритм действий, который изложен в таблице и находится на парте у каждого из Вас. Наш урок, как вы видите, разбит на элементы, задания в которых мы начнем последовательно выполнять. Обратите внимание, в третьей графе дано руководство к выполнению задания и время, отведенное на его выполнение. В модуле указана общая цель нашего урока, которую необходимо достичь.
- Памятка для учащегося.
1. Помни, что работу с учебными элементами необходимо начинать с осознанного восприятия цели, иметь ее в виду во время работы над (УЭ) и возвращаться к ней в конце каждого (УЭ).
2. У тебя есть право получить консультацию в учебнике, а также учителя.
3. Веди записи аккуратно, чтобы они помогли тебе в дальнейшей работе.
4 Работа в парах требует взаимоуважения, внимания друг к другу, умения выслушивать каждого.
II. Выполнение модуля урока (рассказ учителя, самостоятельная работа учащихся с учебником, картами, исследовательская работа).
УЭ-1. Цель: познакомиться с определением квадратного уравнения, его коэффициентов.
Цель читает один из учеников.
Индивидуальная работа. Пользуясь учебником, учащиеся познакомятся с определением квадратного уравнения, его коэффициентов, записывают определение в тетрадь.
Фронтальная работа.
На доске:
- Почему же это уравнение получило название квадратного?
(степень многочлена, стоящего в левой части, равна 2, а вторую степень называют квадратом)
- Чем вызвано ограничение ? (если а=0, то , и уравнение перестанет быть квадратным)
- Запишите это определение себе в тетради.
- а, в и с – некоторые числа - говорится в определении, причем а и в стоят перед и х, а с не содержит х.
Как бы вы их назвали? (первый коэффициент, второй коэффициент, свободный член).
Записываем:
а - первый коэффициент (число, стоящее перед );
в – второй коэффициент (число, стоящее перед х);
с – свободный член (не содержит х)
Решение примеров по цепочке: №512, 513 – устно
УЭ-2. Цель: усвоить определение неполного квадратного уравнения, познакомиться с видами неполных квадратных уравнений.
Цель читает один из учеников.
Работа в парах. Используйте учебник (стр.112)
Интересно, а что будет, если эти коэффициенты по очереди или все сразу (кроме, а) превратятся в нули. Предполагаемые ответы:
(Если в=0, то ), (Если с=0, то ), (Если в=0 и с=0, то ).
УЭ-3. Цель: усвоить решение неполных квадратных уравнений каждого из этих видов.
Исследовательская работа.
1группа-1ряд, 2 группа-2 ряд, 3группа-3ряд. В каждой группе назначается ответственный за работу группы (из числа сильных учеников).
К доске приглашаются три учащихся одновременно.
Задание №1. Рассмотреть случай, когда в=0 (1 группа)
Задание №2. Рассмотреть случай, когда с=0 (2 группа)
Задание №3. Рассмотреть случай, когда в=0 и с=0 (3 группа)
(учащиеся на месте работают самостоятельно)
I ученик
Если в=0, то - неполное квадратное уравнение
(Учитель: такие уравнения мы уже решали в предыдущей главе «Квадратные корни». Напомни нам, как решают уравнения вида ).
А теперь реши уравнения: 1) 4- 12=0; 2) 6+ 4=0
Сделай вывод.
Вывод. Неполное квадратное уравнение вида либо не имеет корней (если ), либо имеет два противоположных корня (если ).
II ученик
Если с=0, то - неполное квадратное уравнение
(Учитель: с такими уравнениями мы тоже уже встречались в 7 классе, когда учились выносить общий множитель за скобки)
Напомни нам, в каком случае произведение множителей равно нулю.
Реши уравнения 1) 2)
Сделай вывод.
Вывод. Неполное квадратное уравнение вида всегда имеет два корня, один из которых равен нулю, а другой равен .
III ученик
Если в=0 и с=0, то - неполное квадратное уравнение. Реши уравнение 6=0 ,
-2=0. Это равенство верно только при - всегда один корень.
УЭ-4. Цель: установить уровень усвоения темы.
Чтобы закрепить знания, полученные на уроке, учащиеся по вариантам решают уравнения, поставленные в модуле. Проверка осуществляется устно.
Выходной контроль (самостоятельная работа)
Решите уравнения:
Вариант 1 Вариант 2
1) 4=0 1)-7=0
2) 6- 2х=0 2) 8х- 4=0
3) -5+25=0 3) 5+75=0
Самоконтроль. Поставьте себе оценку по тем критериям, которые указаны ниже:
Количество правильных ответов | Оценка |
0 | «2» |
1 | «3» |
2 | «4» |
3 | «5» |
УЭ-5.
5.1. Подведение итогов урока.
- Какое же уравнение называется квадратным? Почему ? Как называются числа, а, в и с?
- Сколько видов неполных квадратных уравнений мы узнали? Назовите их общий вид.
- Как решают уравнения I вида? II вида? III вида?
5.2. Информация о домашнем задании:
Задание на дом: п.21 (определения), №515, №517, №518).
III. Рефлексия
Попросить учащихся аргументировать свой ответ.
1.На уроке я работал | активно / пассивно |
Технологическая карта урока с использованием модульной технологии по теме:
«Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения»
(1 группа)
№ УЭ | Учебный материал с указанием заданий | Рекомендации по выполнению заданий |
УЭ-1 | Цель: познакомиться с определением квадратного уравнения, его коэффициентов
1.4 Чем вызвано ограничение ? 1.5 а, в и с – некоторые числа - говорится в определении, причем а и в стоят перед и х, а с не содержит х. Как бы вы назвали числа а, в и с? | Определение квадратного уравнения запишите в тетрадь. Закройте учебник и повторите про себя три раза. Подготовьте устный ответ. Индивидуальная работа. |
УЭ-2 | Цель: усвоить определение неполного квадратного уравнения, познакомиться с видами неполных квадратных уравнений 2.1 Что будет, если коэффициенты квадратного уравнения по очереди или все сразу (кроме, а) превратятся в нули? 2.2. Сделайте вывод, сколько видов бывают неполные квадратные уравнения? Обсудите его с соседом | Используйте учебник (стр.112) Работа в парах. |
УЭ-3 | Цель: усвоить решение неполных квадратных уравнений каждого из этих видов. 3.1. Рассмотрите случай, когда в=0. 3.2. Сделайте вывод, как решают уравнения вида 3.3. Решите уравнения:1) 4- 12=0; 2) 6+ 4=0 | Исследовательская работа в группах. Смотрите решение примеров 1 и 2 на стр.112. Решение записывайте в тетрадь. |
УЭ-4 | Цель: установить уровень усвоения темы. 4.1 Выходной контроль (самостоятельная работа) Решите уравнения: Вариант 1 Вариант 2 1) 4=0 1)-7=0 2) 6- 2х=0 2) 8х- 4=0 3) -5+25=0 3) 5+75=0 | Ответы записывайте в тетрадь. Самопроверка |
УЭ-5 | Цель: подвести итог. 5.1. Ответьте на вопросы:
5.2. Задание на дом: п.21(определения), №515, №517, №518) | Фронтальная работа |
Технологическая карта урока с использованием модульной технологии по теме:
«Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения»
(2 группа)
№ УЭ | Учебный материал с указанием заданий | Рекомендации по выполнению заданий |
УЭ-1 | Цель: познакомиться с определением квадратного уравнения, его коэффициентов 1.1.Запишите дату и тему урока в тетрадь. 1.2Пользуясь учебником, ответьте на вопрос «Какие уравнения называют квадратными?» (с.105, п.19) 1.3. Почему же это уравнение получило название квадратного? 1.4.Чем вызвано ограничение ? 1.5. а, в и с – некоторые числа - говорится в определении, причем а и в стоят перед и х, а с не содержит х. Как бы вы их назвали? | Определение квадратного уравнения запишите в тетрадь. Закройте учебник и повторите про себя три раза. Подготовьте устный ответ |
УЭ-2 | Цель: усвоить определение неполного квадратного уравнения, познакомиться с видами неполных квадратных уравнений 2.1 Что будет, если коэффициенты квадратного уравнения по очереди или все сразу (кроме а) превратятся в нули? 2.2. Сделайте вывод, сколько видов бывают неполные квадратные уравнения? Обсудите его с соседом | Используйте учебник(стр.106) Работа в парах. |
УЭ-3 | Цель: усвоить решение неполных квадратных уравнений каждого из этих видов. 3.1. Рассмотрите случай, когда с=0. 3.2. Сделайте вывод, как решают уравнения вида 3.3. Решите уравнения:1) 3-4х=0 2) | Исследовательская работа в группах. Смотрите решение примера 3 на стр.107. Решение записывайте в тетрадь. |
УЭ-4 | Цель: установите уровень усвоения темы. 4.1 Выходной контроль (самостоятельная работа) Решите уравнения: Вариант 1 Вариант 2 1) 4=0 1)-7=0 2) 6- 2х=0 2) 8х- 4=0 3) -5+25=0 3) 5+75=0 | Ответы записывайте в тетрадь. |
УЭ-5 | Цель: подвести итог. 5.1. Ответьте на вопросы:
5.2. Задание на дом: п.21(определения), №515, №517, №518) |
Технологическая карта урока с использованием модульной технологии по теме:
«Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения»
(3 группа)
№ УЭ | Учебный материал с указанием заданий | Рекомендации по выполнению заданий |
УЭ-1 | Цель: познакомиться с определением квадратного уравнения, его коэффициентов 1.1.Запишите дату и тему урока в тетрадь. 1.2.Пользуясь учебником, ответьте на вопрос «Какие уравнения называют квадратными?»(с.105,п.19) 1.3Почему же это уравнение получило название квадратного? 1.4Чем вызвано ограничение ? 1.5 а, в и с – некоторые числа - говорится в определении, причем а и в стоят перед и х, а с не содержит х. Как бы вы их назвали? | Определение квадратного уравнения запишите в тетрадь. Закройте учебник и повторите про себя три раза. Подготовьте устный ответ |
УЭ-2 | Цель: усвоить определение неполного квадратного уравнения, познакомиться с видами неполных квадратных уравнений 2.1 Что будет, если коэффициенты квадратного уравнения по очереди или все сразу (кроме а) превратятся в нули? 2.2. Сделайте вывод, сколько видов бывают неполные квадратные уравнения? Обсудите его с соседом | Используйте учебник(стр.106) Работа в парах. |
УЭ-3 | Цель: усвоить решение неполных квадратных уравнений каждого из этих видов. 3.1 Рассмотрите случай, когда с=0 и в=0 3.2 Сделайте вывод, как решают уравнения вида 3.3 Решите уравнения:1) 6=0, 2) -2 =0 (3 группа) | Исследовательская работа в группах. Решение записывайте в тетрадь. Подготовьте устный ответ. |
УЭ-4 | Цель: установите уровень усвоения темы. 4.1 Выходной контроль (самостоятельная работа) Решите уравнения: Вариант 1 Вариант 2 1) 4=0 1)-7=0 2) 6- 2х=0 2) 8х- 4=0 3) -5+25=0 3) 5+75=0 | Ответы записывайте в тетрадь. |
УЭ-5 | Цель: подвести итог. 5.1. Ответьте на вопросы:
5.2. Задание на дом: п.21(определения), №515, №517, №518) |
Лист контроля
Класс_______ Фамилия Имя_________________________
Этапы работы | Количество заданий | Итого | |||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
УЭ-3 | |||||
УЭ_4 |
Лист контроля учителя
Ф.И.учащихся | УЭ-1 | УЭ-2 | УЭ-3 | УЭ-4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения. План-конспект урока в 8 классе с использованием ЭОР
Представлен план-конспект урока изучения нового материала с использованием ЭОР в технологии деятельностного метода. Первый урок в теме. Используются индивидуальная и фронтальные формы организации урок...
Конспект урока "Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения."
Конспект урока "Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения."...
Конспект урока по теме "Определение квадратного уравнения.Неполные квадратные уравнения."
Урок по теме"Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения." является уроком изучения нового материала ,содержит достаточно насыщенный теотетический материал,рекомендован ...
Разработка проблемно-эвристического урока алгебры в 8 классе по теме «Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения».
Необходимость решать уравнения не только первой, но и второй степени еще в древности была вызвана потребностью решать задачи, связанные с нахождением площадей земельных участков и с земляными работами...
Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения.
Материал содержит презентацию к уроку, конспект и раздаточный материал....
Презентация «Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения»
Презентация к уроку алгебры в 8 классе по теме "Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения"....
Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения.
Квадратные уравнения - это фундамент, на котором покоится величественное здание алгебры. Умение решать уравнения не только имеет теоретическое значение для познания естественных за...