Конспект урока по теме "Определение квадратного уравнения.Неполные квадратные уравнения."
план-конспект урока по алгебре (8 класс)
Урок по теме"Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения." является уроком изучения нового материала ,содержит достаточно насыщенный теотетический материал,рекомендован для проведения с классе с достаточно высоким уровнем усвоения учебного материала.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме: «Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения.»(Урок изучения нового материала)
Цели урока:
- познакомить учащихся с понятием «квадратное уравнение» ;
- научить различать полные и неполные квадратные уравнения, четко определять значения коэффициентов квадратного уравнения;
- систематизировать и закрепить навыки решения неполных квадратных уравнений;
- активизировать мыслительную деятельность учащихся путем индивидуального подхода к учащимся на уроке;
- продолжить формирование у детей математической культуры и грамотности;
Демонстрационный материал.
- Задания для актуализации знаний
1.Вычислите
2.Назовите число, квадрат которого равен:49;64;225;324;144;0;-36
3.При каком значении а уравнение имеет :
2корня
не имеет корней
один корень?
3.решите уравнение
4.Представьте в виде произведения
+6x
9y-3
x+
2.Раздаточный материал
Материал для постановки цели деятельности(приложение 1)
=0
( приложение 2)
1)
2)
4) +=0
5) +
6) 3x+4=0
( приложение 3)
1) 4)
2) 4x+35=0 5)
3)28=0 6)
3.Эталон.
Ход урока.
-Здравствуйте , ребята! Есть ли у вас какие-либо вопросы по домашнему заданию?(если вопросы есть- разобрать)
-Кроме письменных заданий, вам необходимо было дома вспомнить способы разложения многочлена на множители и решение уравнений вида .
-Давайте сейчас все вместе выполним следующие задания:(проводится устная работа с классом по заданиям для актуализации знаний учащихся(1))
-Молодцы! А теперь внимательно посмотрите на приложение 1 в вашем раздаточном материале.
Возможные варианты ответа:
-Что общего во всех этих уравнениях? -Справа ноль.
-Везде есть
-Да, во всех этих уравнениях справа от знака равенства ноль, а в левой части каждого уравнения присутствует переменная во второй степени ( в квадрате), в нашем случае это переменная Х, но может быть обозначена и другой буквой .И хотя мы с вами раньше уже встречали некоторые разновидности таких уравнений ,но никогда не объединяли их в одну группу. Такие уравнения называются квадратными и каждое из них имеет вид где а,б,с-некоторые числа, их называют коэффициентами ; х- переменная.
- Квадратные уравнения еще называют уравнениями второй степени,так как их левая часть-многочлен второй степени, то есть наибольшая степень- вторая.
-Давай те теперь все вместе посмотрим на уравнения приложения 2 .
-Все ли уравнения здесь являются -Нет,уравнения 5и6 не являются квадратными
квадратными?
-Почему? -В них наибольшая степень не вторая.
-Вы, наверное, уже поняли, что сегодня на уроке мы с вами будем изучать особую группу уравнений, которые называются …(квадратными).Запишите тему урока «Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения.»
определение. Квадратным уравнением называется уравнение вида где х переменная, а ,б, с- некоторые числа, причем а≠0 (в раздаточных материалах у детей есть эталон с общим видом квадратного уравнения.)
-Теперь давайте поговорим о коэффициентах квадратного уравнения
а- коэффициент при квадрате переменной ,т.е. при старшей степени его называют старшим коэффициентом;
в—коэффициент при переменной первой степени;
с-свободный член(он без переменной)
Работа по закреплению понятия
1)-Укажите номера уравнений, являющихся квадратными (приложение 3)
2)-Придумайте и запишите квадратное уравнение и выпишите его коэффициенты.
(прошу «слабых» учеников прочитать свои записи)
Задание1
Учитель записывает на доске уравнение +5х+6=3.
-Является ли данное уравнение квадратным?(в случае затруднений прошу перенести число 3 в левую часть уравнения и привести там подобные слагаемые)
-Запишите уравнение 2 2 .Является ли это уравнение квадратным?
Учащиеся предлагают для ответа на вопрос перенести все слагаемые из правой части в левую и выполнить приведение подобных слагаемых,
получаем квадратное уравнение прошу детей назвать коэффициенты этого уравнения.
№506 (а, б) 2 человека работают у доски , остальные в тетрадях, в полученных уравнениях выписываем коэффициенты.
Учитель: обратите внимание, что все коэффициенты в полученных уравнениях отличны от нуля. Такие уравнения называются полными квадратными уравнениями.Если же в квадратном уравнении один из коэффициентов а или б,либо оба этих коэффициента равны нулю , то такие уравнения называются неполными квадратными уравнениями.
Записываем: «Виды неполных квадратных уравнений»
1)-Положим в уравнении(эталон) b=0,т.е.,решам данное уравнение в общем виде:
;
-Означает ли минус в правой части то, что - является отрицательным числом?
/-нет, эта запись обозначает число, противоположное дроби /
-Может ли это число быть равным нулю/-нет, т.к. c
-Теперь давайте рассуждать вместе: вспомним , -Решения есть, если правая часть уравнения
когда уравнение вида имеет решения больше нуля, ведь значение выражения
и когда не имеет решений. - в нашем случае
Учитель. Рассмотрим 2 случая:
1 случай : - -уравнение имеет 2 противоположных корня: и
2 случай : - -уравнение не имеет решений.
Вывод : имеет либо 2 противоположных корня , либо не имеет решений.
2)Теперь давайте положим, что в нашем квадратном уравнении коэффициент с равен 0, тогда уравнение принимает вид ; (b
Разложим левую часть уравнения на множители
x(ax + b ) = 0
x=0 или ax + b =0
ax = -b
x=-
Вывод : b = 0 имеет 2 различных корня , один из которых равен 0.
3)
;
Вывод : = 0 имеет единственный корень , равный 0 .
Первичное закрепление изученного учебного содержания во внешней речи.
Задание 2.(выполняет у доски один ученик с проговариванием алгоритма решения для различного вида неполных уравнений ).
Стрелками показать соответствие между уравнениями и количеством корней:
два корня
один корень
нет корней
Задание 3.Прикаких значениях p уравнение ( р - 4 ) – 6х – 9 = 0 не будет являться квадратным ?
Ученик выполняет у доски с проговариванием теоретических обоснований:
Если р – 4 = 0, то ( р - 4 ) = 0 и уравнение не будет квадратным .
Задание 4 . При каких значениях m уравнение – ( m – 1) х + 9 = 0 , будет неполным квадратным уравнением ?
Если m – 1 = 0, то ( m – 1 ) x = 0 и уравнение будет неполным квадратным .
В конце урока предложить учащимся сделать вывод :
- какие уравнения называются квадратными ?
- Что нужно сделать , чтобы ответить является ли уравнение квадратным , если оно не имеет вид а правая и левая части уравнения являются многочленами или правая часть является одночленом ?
- Сколько корней имеет каждое из приведенных уравнений ( общий вид) .
Д / задание № 514 , 517, 521, 637 ( а, б )
Примечание. Данный урок подготовлен и проведен в классе с углубленным изучением физики .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока в 8 классе по теме: "Квадратные уравнения"
Цель урока: Обобщитьи систематизировать знания и умения учащихся по теме «Квадратные уравнения»....
Конспект урока по алгебре 8 класс "Решение квадратных уравнений графическим способом"
Конспект урока-практикума по алгебре с тестовыми заданиями...
Конспект урока с использованием ЭОР по теме "Квадратные уравнения. Приведенное квадратное уравнение. Теорема Виета."
Конспект урока с использованием ЭОР по теме "Квадратные уравнения. Приведенное квадратное уравнение. Теорема Виета." 8 класс...
Конспект урока в 8 классе по теме "Квадратные уравнения"
Конспект открытого урока в 8 классе по теме "Квадратные уравнения"...
Конспект урока по теме "Квадратные корни. Арифметический квадратный корень"
Урок по теме "Квадратные корни. Арифметический квадратный коркнь" 8 класс...
Конспект урока по теме: квадратные уравнения. Решение квадратных уравнений.
Урок в 8 классе по теме Учитель математики: Папшева Ю.А. Тема урока: Квадратные уравнения. Ре...
Конспект урока по теме: "Квадратный корень.Арифметический квадратный корень" урок 1
Тема урока: Квадратный корень. Арифметический квадратный корень.Цели: ввести понятия квадратного корня и арифметического квадратного корня; формировать умение извлекать квадратные корни.Оборудование: ...