Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения.
презентация к уроку по алгебре (8 класс) на тему
Материал содержит презентацию к уроку, конспект и раздаточный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 82.5 КБ |
![]() | 447.5 КБ |
![]() | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
по алгебре.
Тема: «Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения».
МОУ СОШ № 27
Выполнила: учитель математики и информатики МОУ СОШ №27
Карлышева Е. В.
Сухие строки уравнений –
В них сила разума влилась.
В них объяснение явлений,
Вещей разгаданная связь.
Л.М.Фридман
Тема урока: «Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения».
Цели урока:
- Образовательные:
- познакомиться с понятиями: квадратное уравнение и неполное квадратное уравнение;
- научиться решать неполные квадратные уравнения.
- Развивающие:
- развитие мышления, анализа, синтеза, выделение общего.
- Воспитательные:
- становление трудовых качеств, развитие интереса к предмету.
- развитие коллективизма.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: проектор, экран, программное обеспечение, наглядный материал (презентация), раздаточный материал (карточки, таблица с методами решения неполных квадратных уравнений).
Ход урока.
1. Организационный момент.
Ребята! Квадратное уравнение – это фундамент, на котором построено огромное здание алгебры. Квадратные уравнения применяются начиная с 8-го класса и до окончания вуза. Квадратные уравнения находят широкое применение при решении тригонометрических, показательных, логарифмических, иррациональных уравнений и неравенств.
2. Изучение нового материала.
1. Историческая справка.
Простые уравнения люди научились решать более трех тысяч лет назад в Древнем Египте, Вавилоне и только 400 лет назад научились решать квадратные уравнения. Формы решения квадратных уравнений по образцу Аль-Хорезми в Европе были впервые изложены в «Книге абака», написанной в 1202 г. итальянским математиком Леонардом Фибоначчи.
Эта книга способствовала распространению алгебраических знаний не только в Италии, но и в Германии, Франции и других странах Европы. Многие задачи из этой книги переходили почти во все европейские учебники XIV-XVII вв. Общее правило решения квадратных уравнений было сформулировано в Европе в 1544 г. М.Штифелем.
Вывод формулы решения квадратного уравнения в общем виде имеется у Виета, однако Виет признавал только положительные корни. Итальянские математики Тарталья, Кардано, Бомбелли среди первых в XVI в. учитывают, помимо положительных, и отрицательные корни. Лишь в XVII в. благодаря трудам Жирара, Декарта, Ньютона и других ученых способ решения квадратных уравнений принимает современный вид.
Именно в XVI – XVII вв. происходит бурное развитие науки, прежде всего в области математики и естествознания, и на этой основе складывается новое представление о Вселенной.
2. Задача, приводящая к квадратному уравнению.
Прежде, чем приступить к теме урока, я хочу предложить вам одну задачу. Эта задача пришла к нам из Древней Индии XII века и носит название задача Бхаскары.
На две партии разбившись,
Забавлялись обезьяны.
Часть восьмая их в квадрате
В роще весело резвилась.
С криком радостным часть восьмая
Воздух свежий оглашали.
Вместе сколько ты скажи мне,
Обезьян там в роще было?
Решение задачи:
Пусть х – количество обезьян в роще.
1 партия – (1/8х)²
2 партия – 1/8х
Составим и решим уравнение:
(1/8х)² + 1/8х = х,
1/64х² + 1/8х – х = 0,
х² + 8х – 64х = 0,
х² - 56х = 0.
3. Определение квадратного уравнения.
Получили уравнение, которое нам ещё не знакомо и узнать пока сколько же было обезьян не сможем. Но к концу урока, вы сами мне уже сможете ответить на вопрос задачи. Так что же уравнение мы получили?
Такое уравнение называется квадратным.
Т. е. уравнение вида:
ax² + bx + c = 0, (а ≠ 0),
где х – переменная,
a – первый коэффициент,
b – второй коэффициент,
c – свободный член.
Как вы думаете, почему уравнение такого вида называются квадратными?
Индивидуальная работа по карточкам №1.
№1. Определите коэффициенты и свободные члены в уравнениях:
Уравнения | Коэффициенты |
3х² + 2х + 7 = 0 | а = 3, b = 2, c = 7 |
5х² + х – 2 = 0 | |
х² + 2х + 3 = 0 | |
- х² + 1 – 3х = 0 | |
-7х + 2х² + 2 = 0 | |
-6х - 2х² - 5 = 0 |
4. Определение неполного квадратного уравнения.
Давайте попробуем определить коэффициенты в задаче Бхаскары.
х² - 56х = 0, a = 1, b = -56, c = 0.
Скажите, пожалуйста, чего не хватает в данном уравнении?
Если в квадратном уравнении ax² + bx + c = 0, (а ≠ 0), хотя бы один из коэффициентов равен 0 (кроме а), то такое уравнение называется неполным квадратным уравнением.
Неполные квадратные уравнения бывают 3 видов:
(в каждом из примеров обсуждать вопрос о количестве корней).
- тип ax² + c = 0 (c ≠ 0)
Пример:
5х² - 125 = 0, 4х² + 64 = 0,
5х² = 125, 4х² = - 64,
х² = 25, х² = - 64,
х = ±5. корней нет.
Ответ: ±5. Ответ: корней нет.
2) тип ax² + bx = 0 (b ≠ 0)
Пример:
4х² + 9х = 0,
х(4х + 9) = 0,
Х = 0 или 4х + 9 = 0,
4х = -9,
х = -2,5,
Ответ: -2,5; 0.
- тип ax² = 0
5х² = 0,
х = 0.
Ответ: 0.
А теперь решение неполных квадратных уравнений сведём в таблицу, которую я каждому из вас раздам.
Уравнение | Решение | Корень |
ax² + c = 0, (c ≠ 0) | x² = - c/а |
то x = ±√-c/a
то корней нет. |
ax² + bx = 0, (b ≠ 0) | x(ax + b) = 0 x = 0 или ax + b = 0 | x = 0 или x = - b/a |
ax² = 0 | x² = 0 | x = 0 |
Посмотрите на таблицу и ответьте на вопрос:
Какое количество корней может иметь квадратное уравнение?
3. Закрепление.
Групповая работа по карточкам №2.
Делимся на две команды, каждой команде даётся по карточке с заданиями и координатная полуплоскость. Одна из двух координат дана, необходимо решить квадратное уравнение и записать второй координатой корень уравнения.
№2. Отметить в координатных полуплоскостях точки, которые являются решениями неполных квадратных уравнений.
Уравнение | х | у | точка |
x² - 4x = 0 | 0 | (0, ) | |
4x² + 8x = 0 | 0 | ( ,0) | |
-2x² - 10x = 0 | 0 | ( ,0) | |
5х² - 20 = 0 | -3 | наименьший корень | (-3, ) |
х² - 25 = 0 | наименьший корень | -6 | ( , -6) |
х² + 4х = 0 | 0 | (0, ) |
Уравнение | х | у | точка |
x² - 4x = 0 | 0 | (0, ) | |
4x² - 8x = 0 | 0 | ( ,0) | |
2x² - 10x = 0 | 0 | ( ,0) | |
5х² - 20 = 0 | 3 | наименьший корень | (3, ) |
х² - 25 = 0 | наибольший корень | -6 | ( , -6) |
х² + 4х = 0 | 0 | (0, ) |
В результате у вас должна получиться звезда.
Парная работа по карточкам № 3.
Ребята, предлагаю вам следующую игру. Каждому ряду я раздам задания. Первая парта в паре решает первое задание, передаёт карточку второй парте, вторая парта 2 – ое задание решает и передаёт 3 - ей и т. д. Какой ряд быстрее и правильнее решит, тот выиграл.
№3. «Цепочка». Решите уравнения.
1 ряд. 2 ряд. 3 ряд.
- 9x² - 1 = 0 1. 16х² - 9 = 0 1. 25х² - 4 = 0
- 1 + 4y² = 0 2. 5у² +2 = 0 2. 3у² + 1 = 0
- 4x² - 3x = 0 3. – 2х² + 5х = 0 3. 6х² - 4х = 0
- -5x² + 7x = 0 4. 4х² - 9х = 0 4. -3х² + 9х = 0
- – 8x² = 0 5. 10х² = 0 5. 23х² = 0
Сверяют свои ответы с ответами, которые выданы на экране.
Вернёмся к задаче, рассмотренной в начале урока, и попробуем ответить на поставленный вопрос.
х² - 56х = 0,
х(х – 56) = 0,
х = 0 или х – 56 = 0,
х = 56.
Ответ 56 обезьян.
4. Итог урока.
1. С какими новыми уравнениями мы познакомились?
2. Какой вид имеют квадратные уравнения?
3. Какое уравнение называется неполным квадратным уравнением?
Домашнее задание: придумать к каждому виду неполного квадратного уравнения примеры, а на следующем уроке мы их с вами будем решать.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока: 1. Познакомиться с понятиями: квадратное уравнение и неполное квадратное уравнение. 2. Научиться решать неполные квадратные уравнения. 3. Продолжать развивать интерес к математике.
Из истории возникновения квадратных уравнений . Простые уравнения люди научились решать более трех тысяч лет назад в Древнем Египте, Вавилоне и только 400 лет назад научились решать квадратные уравнения. Формы решения квадратных уравнений по образцу Аль-Хорезми в Европе были впервые изложены в «Книге абака», написанной в 1202 г. итальянским математиком Леонардом Фибоначчи. Эта книга способствовала распространению алгебраических знаний не только в Италии, но и в Германии, Франции и других странах Европы. Многие задачи из этой книги переходили почти во все европейские учебники XIV - XVII вв. Общее правило решения квадратных уравнений было сформулировано в Европе в 1544 г. М.Штифелем. Вывод формулы решения квадратного уравнения в общем виде имеется у Виета, который признавал только положительные корни. Итальянские математики Тартал ь я, Кардано, Бомбелли среди первых в XVI в. учитывают, помимо положительных, и отрицательные корни. Лишь в XVII в. благодаря трудам Жирара, Декарта, Ньютона и других ученых способ решения квадратных уравнений принимает современный вид. Именно в XVI – XVII вв. происходит бурное развитие науки, прежде всего в области математики и естествознания, и на этой основе складывается новое представление о Вселенной.
З адача знаменитого индийского математика XII века Бхаскары На две партии разбившись, Забавлялись обезьяны. Часть восьмая их в квадрате В роще весело резвилась. С криком радостным часть восьмая Воздух свежий оглашали. В месте сколько ты скажи мне, Обезьян там в роще было? Решение задачи. Пусть х – количество обезьян в роще. 1 партия ( х) ² 2 партия х 1 8 1 8 Составим и решим уравнение: ( х) ² + х = х, х ² + х – х = 0, | * 64 х ² + 8х – 64х = 0, х ² - 56х = 0. 1 8 1 8 1 64 1 8
Квадратным уравнение называется уравнение вида: ax² + bx + c = 0 (а ≠ 0), где х – переменная, a – первый коэффициент, b – второй коэффициент, c – свободный член. Как вы думаете , почему уравнение такого вида называется квадратным?
Определите коэффициенты и свободные члены в уравнениях: Например: 3х² + 2х + 7 = 0 , а = 3, b=2 c = 7. 5х² + х – 2 = 0 a = 5, b = 1, c = -2 х² + 2х + 3 = 0 a = 1, b = 2, c = 3 х² + 1 – 3х = 0 a = -1, b = -3, c = 1 -7х +2х² + 2 = 0 a = 2, b = -7, c = 2 -6х - 2х² - 5 = 0 a = -2, b = -6, c = -5 МОЛОДЦЫ!
Определение неполного квадратного уравнения Вернёмся к задаче Бхаскары. Определим коэффициенты в уравнении: х² - 56х = 0 a = 1, b = -56, c = 0 Если в квадратном уравнении ax ² + bx + c = 0 (а ≠ 0), хотя бы один из коэффициентов равен 0 (кроме а), то такое уравнение называется неполным квадратным уравнением .
Неполные квадратные уравнения бывают 3 видов: ax² + c = 0 (c ≠ 0) Рассмотрим пример: 5х ² - 125 = 0, 4х ² + 64 = 0, 5х ² = 125, 4х ² = - 64, х ² = 25, х ² = - 64, х = ± 5. корней нет. Ответ: ± 5. Ответ: корней нет. ax² + bx = 0 (b ≠ 0) Рассмотрим пример: 4х ² + 9х = 0, х(4х + 9) = 0, Х = 0 или 4х + 9 = 0, 4х = -9, х = -2, 2 5, Ответ: -2, 2 5; 0. 3. ax² = 0 Рассмотрим пример: 5х ² = 0, х = 0. Ответ: 0.
Таблица решения неполных квадратных уравнений. Уравнение Решение Корень ax² + c = 0, (c ≠ 0) x² = - c/а если - c/а > 0, то x = ±√-c/a если - c/а < 0, корней нет. ax² + bx = 0, (b ≠ 0) x(ax + b) = 0 x = 0 или ax + b = 0 x = 0 или x = - b/a ax² = 0 x² = 0 x = 0
1 группа 2 группа (0; 4) (0; 4) (-2; 0) (2; 0) (-5; 0) (5; 0) (-3; -2) (3; -2) (-5; -6) (5; -6) (0; -4) (0; -4)
Игра "Цепочка" 1 ряд. 2 ряд. 3 ряд. 1. х = ± 1/3 1. х= ± 0,75 1. х= ± 0,4 2. нет корней. 2. нет корней. 2. нет корней. 3. х=0, х=0,75 3. х=0, х=2,5 3. х=0, х=2/3 4. х=0, х=1,4 4. х=0, х=2,25 4. х=0, х=3 5. х=0 5. х=0 5. х=0
В задаче Бхаскары мы получили следующее уравнение: х² - 56х = 0, х(х – 56) = 0, х = 0 или х – 56 = 0, х = 56. Ответ 56 обезьян. Итог урока. С какими новыми уравнениями мы познакомились? Какой вид имеют квадратные уравнения? Какое уравнение называется неполным квадратным уравнением? Домашнее задание : придумать к каждому виду неполного квадратного уравнения примеры.
Предварительный просмотр:
Карточка №1. Определите коэффициенты и свободные члены в уравнениях:
Уравнения | Коэффициенты |
3х² + 2х + 7 = 0 | а = 3, b = 2, c = 7 |
5х² + х – 2 = 0 | |
х² + 2х + 3 = 0 | |
- х² + 1 – 3х = 0 | |
-7х + 2х² + 2 = 0 | |
-6х - 2х² - 5 = 0 |
Уравнение | Решение | Корень |
ax² + c = 0, (c ≠ 0) | x² = - c/а |
то x = ±√-c/a
то корней нет. |
ax² + bx = 0, (b ≠ 0) | x(ax + b) = 0 x = 0 или ax + b = 0 | x = 0 или x = - b/a |
ax² = 0 | x² = 0 | x = 0 |
Карточка №2. Отметить в координатных полуплоскостях точки, которые являются решениями неполных квадратных уравнений.
Уравнение | х | у | Точка |
x² - 4x = 0 | 0 | (0, ) | |
4x² + 8x = 0 | 0 | ( ,0) | |
-2x² - 10x = 0 | 0 | ( ,0) | |
5х² - 20 = 0 | -3 | наименьший корень | (-3, ) |
х² - 25 = 0 | наименьший корень | -6 | ( , -6) |
х² + 4х = 0 | 0 | (0, ) |
Уравнение | х | у | точка |
x² - 4x = 0 | 0 | (0, ) | |
4x² - 8x = 0 | 0 | ( ,0) | |
2x² - 10x = 0 | 0 | ( ,0) | |
5х² - 20 = 0 | 3 | наименьший корень | (3, ) |
х² - 25 = 0 | наибольший корень | -6 | ( , -6) |
х² + 4х = 0 | 0 | (0, ) |
Карточка №3. «Цепочка». Решите уравнения.
1 ряд. 2 ряд. 3 ряд.
- 9x² - 1 = 0 1. 16х² - 9 = 0 1. 25х² - 4 = 0
- 1 + 4y² = 0 2. 5у² +2 = 0 2. 3у² + 1 = 0
- 4x² - 3x = 0 3. – 2х² + 5х = 0 3. 6х² - 4х = 0
- -5x² + 7x = 0 4. 4х² - 9х = 0 4. -3х² + 9х = 0
- – 8x² = 0 5. 10х² = 0 5. 23х² = 0
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения. План-конспект урока в 8 классе с использованием ЭОР
Представлен план-конспект урока изучения нового материала с использованием ЭОР в технологии деятельностного метода. Первый урок в теме. Используются индивидуальная и фронтальные формы организации урок...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/18/picture-184728-1616077462.jpg)
Конспект урока "Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения."
Конспект урока "Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения."...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/10/picture-161712-1355149922.jpg)
План конспект урока математики(алгебра)в 8 классе по теме:"Определение квадратного уравнения.Неполное квадратное уравнение"
Урок изучения нового материала.Предметы точных дисциплин(раздел – алгебра ,8 класс)Богомолова Татьяна ЕфимовнаУчитель математикиМБОУ «Верхнекармальская ООШ» Черемшанского муниципального районаРеспубли...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/03/picture-462356-1404415590.jpg)
Конспект урока по теме "Определение квадратного уравнения.Неполные квадратные уравнения."
Урок по теме"Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения." является уроком изучения нового материала ,содержит достаточно насыщенный теотетический материал,рекомендован ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/23/picture-370495-1387781406.jpg)
Разработка проблемно-эвристического урока алгебры в 8 классе по теме «Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения».
Необходимость решать уравнения не только первой, но и второй степени еще в древности была вызвана потребностью решать задачи, связанные с нахождением площадей земельных участков и с земляными работами...
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/17/picture-34326.jpg)
Электронный образовательный ресурс по алгебре 8 класс " Определение квадратного уравнения. Неполное квадратное уравнение."
Урок по алгебре в 8 классе. "Определение квадратного уравнения. Неполное квадратное уравнение"...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/04/picture-114969-1352033115.jpg)
Урок по алгебре в 8 классе по теме «Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения»
Математические дисциплины достаточно серьезны, трудны для понимания, требуют усидчивости и произвольного внимания. Как же сделать так, чтобы занятия математикой были и интересны, и познавательны? Пред...