Решение элементарных задач булевой алгебры.
методическая разработка по алгебре (7 класс) на тему
Приводятся информационные и учебно-методические материалы к решению задач булевой алгебры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reshenie_elementarnyh_zadach_bulevoy_algebry.docx | 159 КБ |
Предварительный просмотр:
СБОРНИК ЗАДАНИЙ ПО БУЛЕВОЙ АЛГЕБРЕ
для 5-7 класса
Составитель: Чернышев Э.Н. (МБОУ СОШ №3, г. Красный Сулин, 2017г.)
ТАБЛИЦЫ ИСТИННОСТИ
Инверсия
А | Не А |
0 | 1 |
1 | 0 |
А | В | А и В Коньюнкия (умножение) | А или В Дизьюнкция (сложение) | Либо А либо В (строгая дизьюнкция) (+) | Импликация Если А, то В → | Эквиваленция |
0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 |
0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 |
1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 |
1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 |
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕЕНИЯ ДЕЙСТВИЙ
1.Инверсия.
2.Коньюнкция.
3.Дизьюнкция.
4.Импликация и эквиваленция.
Упражнение №1
Установите истинность высказываний.
«Земля имеет форму куба» ИЛИ «Сентябрь – зимний месяц». | 1 | |
«Земля имеет форму куба» И «Сентябрь – зимний месяц». | 2 | |
«Земля имеет форму шара» ИЛИ «Сентябрь – зимний месяц». | 3 | |
«Земля имеет форму шара» И «Сентябрь – зимний месяц». | 4 | |
«Земля имеет форму шара» ИЛИ «Сентябрь – осенний месяц». | 5 | |
«Земля имеет форму шара» И «Сентябрь – осенний месяц». | 6 | |
НЕ «Земля имеет форму куба» ИЛИ НЕ «Сентябрь – осенний месяц». | 7 | |
НЕ «Земля имеет форму куба» И НЕ «Сентябрь – осенний месяц». | 8 | |
«Земля имеет форму шара» ИЛИ НЕ «Сентябрь – осенний месяц». | 9 | |
«Земля имеет форму шара» И НЕ «Сентябрь – осенний месяц». | 10 |
Упражнение №2
Установите истинность высказываний.
- Если дважды два – четыре, то четыре равно два умножить на два.
- Если ноябрь – зимний месяц, то январь- тоже зимний месяц.
- Если Земля – планета, то Солнце – тоже планета.
- Если золото – это металл, то железо – это золото.
- Если ЕГЭ сдают в 4 классе, то ОГЭ сдают тоже в 4 классе.
Упражнение № 3
Заполните таблицу истинности.
A | B | C | C | AvB | AvB ⇒C |
0 | 0 | 0 | |||
0 | 0 | 1 | |||
0 | 1 | 0 | |||
0 | 1 | 1 | |||
1 | 0 | 0 | |||
1 | 0 | 1 | |||
1 | 1 | 0 | |||
1 | 1 | 1 |
Упражнение № 4
Определите, являются ли сложные высказывания тождественными: A ⇒ B·A; AvB
Упражнение № 5
Построить таблицу истинности
(A ⇒ B) · (B ⇒ A)
Упражнение № 6
Определите, являются ли сложные высказывания эквивалентными
A ⇒ B ; B ⇒ A
Упражнение № 7
Для какого имени истинно высказывание:
¬(Первая буква имени гласная -> Четвертая буква имени согласная)
- ЕЛЕНА 2) ВАДИМ 3) АНТОН 4) ФЕДОР
Упражнение № 8
Для какого имени истинно высказывание
Первая буква имени согласная ^ (¬Вторая буква имени согласная -> Четвертая буква имени гласная)
1) ИВАН 2)ПЕТР 3) ПАВЕЛ 4) ЕЛЕНА
Упражнение №9
Составить таблицы истинности для следующих логических выражений:
Упражнение №10
Переведите на язык логических выражений следующие высказывания:
- «Я поеду в Москву, и если встречу там друзей, то мы интересно проведем время».
- «Если будет солнечная погода, то ребята пойдут в лес, а если будет пасмурная погода, то ребята пойдут в кино».
- «Неверно, что если дует ветер, то солнце светит только тогда, когда нет дождя».
- «Если урок информатики будет интересным, то никто из школьников – Миша, Вика и Света – не будет смотреть в окно».
- «Неверно, что для того, чтобы человек достиг в жизни высоких результатов, необходимо и достаточно, чтобы он был гением».
Упражнение № 11
В соревнованиях по бегу участвуют Алла, Таня, Валя и Даша. Болельщики высказали предположения о возможных победителях:
- Первой будет Таня, Валя будет второй.
- Второй будет Таня, Даша – третьей.
- Алла будет второй, Даша – четвертой.
По окончании соревнований оказалось, что в каждом предположении только одно высказывание истинно, другое же ложно. Какое место на соревнованиях заняла каждая из девочек, если все они оказались на разных местах?
Упражнение № 12
По обвинению в ограблении перед судом предстали Иванов, Петров, Сидоров. Следствием установлено следующее:
- Если Иванов не виновен или Петров виновен, то Сидоров виновен.
- Если Иванов не виновен, то Сидоров не виновен.
Кто из подозреваемых участвовал в преступлении?
Упражнение № 13
Виктор, Роман, Юрий и Сергей заняли на математической олимпиаде первые четыре места. Когда их спросили о распределении мест, они дали три таких ответа:
- Сергей - первый, Роман - второй;
- Сергей - второй, Виктор - третий;
- Юрий - второй, Виктор - четвертый.
Как распределились места, если в каждом ответе только одно утверждение истинно?
Упражнение № 14
Брауну, Джонсу и Смиту предъявлено обвинение в соучастии в ограблении банка. В ходе следствия Браун сказал, что преступники были на синем "Бьюике", Джонс сказал, что это был черный "Крайслер", Смит утверждал, что это был "Форд", но не синий. Каждый указал неправильно либо марку, либо цвет автомобиля. Определите истинный цвет и истинную марку автомобиля.
Упражнение № 15
Обсуждая свои возможности по поступлению в вуз, абитуриенты Андрей, Борис и Владимир высказали следующие предположения
Андрей: «Я не смогу поступить, а Владимир — поступит».
Борис: «Владимир не поступит, а Андрей — поступит».
Владимир: «Если я поступлю, то Борис — не поступит или наоборот».
После сдачи экзаменов выяснилось, что каждый высказал одно верное и одно ложное простое утверждение. а) Кто поступил в вуз, если не смог поступить лишь один из них? б) Кто поступил в вуз, если поступил лишь один из них?
Упражнение № 16
Внимание Андрея, Дениса и Марата привлек промчавшийся мимо автомобиль.
- Это английская машина марки "Феррари", - сказал Андрей.
- Нет, машина итальянская марки "Понтиак", - возразил Денис.
- Это "Сааб", и сделан он не в Англии, - сказал Марат.
Оказавшийся рядом знаток автомобилей сказал, что каждый из них прав только в одном из двух высказанных предположений. Какой же марки этот автомобиль, и в какой стране он изготовлен?
Упражнение № 17
Алеша, Боря и Гриша нашли в земле старинный сосуд. Рассматривая удивительную находку, каждый высказал по два предположения:
Алеша: «Это сосуд греческий и изготовлен в V веке».
Боря: «Это сосуд финикийский и изготовлен в III веке ».
Гриша: «Это сосуд не греческий и изготовлен в IV веке».
Учитель истории сказал, что каждый из них прав только в одном из двух предположений. Где и в каком веке изготовлен сосуд?
Упражнение № 18
В нарушении правил обмена валюты подозреваются четыре работника банка – A, B, C, D. Известно, что:
- Если A нарушил, то и B нарушил правила обмена валюты.
- Если B нарушил, то и C нарушил или A не нарушал.
- Если D не нарушил, то A нарушил, а C не нарушал.
- Если D нарушил, то и A нарушил.
Кто из подозреваемых нарушил правила обмена валюты?
ПРИЛОЖЕНИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ ПО БУЛЕВОЙ АЛГЕБРЕ
Логика очень древняя наука. Ещё в античные времена была известна формальная логика, позволяющая делать заключения о правильности какого-либо суждения не по его фактическому содержанию, а только по форме его построения. Например, уже в древности был известен закон исключения третьего. Его содержательная трактовка была такова: «Во время своих странствований Платон был в Египте ИЛИ не был Платон в Египте». В такой форме это или любое другое выражение будут правильны (тогда говорили: истинно). Ничего другого быть не может: Платон либо был, либо не был в Египте - третьего не дано. В 1847 году английский математик Джордж Буль, преподаватель провинциального университета в маленьком городке Корке на юге Англии разработал алгебру логики. Операцию ИЛИ называют также логическим сложением, и потому её можно обозначать знаком «+». Из таблицы истинности следует, что операция И - это логическое умножение, которое ничем не отличается от традиционно известного умножения в обычной алгебре. Операцию И можно обозначить знаком по-разному: В формальной логике операции логического умножения соответствуют связки и, а, но, хотя. Читается в обоих случаях одинаково «Не А». Таблица истинности для этой функции имеет вид: В вычислительной технике операцию НЕ называют отрицанием или инверсией, операцию ИЛИ - дизъюнкцией, операцию И - конъюнкцией. Набор логических функций “И”, “ИЛИ”, “НЕ” является функционально полным набором или базисом алгебры логики. С помощью него можно выразить любые другие логические функции, например операции “строгой дизъюнкции”, “импликации” и “эквивалентности” и др. Рассмотрим некоторые из них. Операция “строгая дизъюнкция” выражается через логические функции “И”, “ИЛИ”, “НЕ” любой из двух логических формул: и иначе называется операцией неравнозначности или “сложения по модулю 2”, так как при сложении чётного количества единиц, результатом будет “0”, а при сложении нечётного числа единиц, результат станет равен “1”. Операцию “импликация” можно обозначить по-разному: Эти выражения эквивалентны и читаются одинаково: «Игрек равен импликации от А и В». Операция “импликация” выражается через логические функции “ИЛИ”, “НЕ” в виде логической формулы Логическая операция “эквивалентность” (равнозначность). Этой логической операции соответствуют логические связки “если и только если”, «тогда и только тогда, когда». Таблица истинности для этой функции имеет вид: Операция “эквивалентность” обозначается по-разному. Выражения обозначают одно и тоже, и можно сказать, что А эквивалентна В, если и только если они равнозначны. Логическая операция “эквивалентность” выражается через логические функции “И”, “ИЛИ”, “НЕ” в виде логической формулы С помощью алгебры логики можно очень кратко записать законы формальной логики и дать им математически строгое доказательство. В алгебре логики, как в элементарной, справедливы переместительный(закон коммутативности), сочетательный (закон ассоциативности) и распределительный (закон дистрибутивности) законы, а также аксиома идемпотентности (отсутствие степеней и коэффициэнтов) и др., в записях которых используются логические переменные, принимающие только два значения - логический ноль и логическая единица. Применение этих законов позволяет производить упрощение логических функций, т.е. находить для них выражения, имеющие наиболее простую форму. Основные аксиомы и законы алгебры логики приведены в таблице: Примеры использования основных аксиом и законов: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Решение текстовых задач по алгебре"
программа расчитана для учащихся 9 класса....
Программа элективного курса по математике для учащихся 10-11 классов « Подготовка к ЕГЭ: решение дополнительных задач по алгебре и геометрии »
Программа элективного курса предназначена для учащихся 10-11 классов, расчитана на 70 часов (35 ч в 10 классе, 35 ч в 11 классе). Цель курса - создание условий для формирования и развития у обуча...
Программа элективного курса по математике для учащихся 2-3 курсов НПО «Подготовка к ЕГЭ: решение дополнительных задач по алгебре и геометрии »
Цель курса - создание условий для формирования и развития у обучающихся самоанализа и систематизации полученных знаний, подготовка к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.Рассчитанная на 40 часов, программа...
Программа элективного курса "Решение текстовых задач по алгебре". 9б класс На 2011-2012 учебный год Всего:35 часов
Умение решать текстовые задачи является одним из показателей уровня математического развития. Решение задач есть вид творческой деятельности, а поиск решения – процесс изобретательства.В настоящее вре...
Рабочая программа "Решение нестандартных задач по алгебре и началам анализа" (профильный курс 3 часа в неделю) 11 класс
Для тех, кто предполагает получить в дальнейшем высшее образование, связанное с естественными науками, техникой и социально-экономическими дисциплинами, математическая подготовка носит более фундамент...
Лабораторная работа "Решение элементарных задач по молекулярной биологии"
Инструктивная карточка для выполнения лабораторной работы в 11 классе по программе И.Н.Пономаревой....