Параметр в уравнениях с модулем.
методическая разработка по алгебре (11 класс) на тему
Данная работа содержит разбор разных способов решения уравнений с модулем, содержащих параметр. Для закрепления материала подобраны задания для самостоятельного решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Параметр в уравнениях с модулем | 87.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Параметр в уравнениях с модулем.
- Найдите все значения а, при которых уравнение имеет единственное решение.
Решение:
- Найдите все значения а, при которых уравнение имеет единственное решение.
Решение: (1)
- Заметим, что если х = х0 – корень данного уравнения, то х = - х0 также является корнем этого уравнения. Поэтому наше уравнение может иметь единственное решение лишь в том случае, если это решение х = 0.
- Подставим х = 0 в исходное уравнение, получим:
Таким образом, все искомые значения а (при которых наше уравнение имеет ровно один корень) содержатся среди значений а = 3, а = - 1, а = 7.
- При а = 3 уравнение (1) имеет вид:
х = 0, х = -4, х = 4. Так как число корней больше одного, то а = 3 не входит в число искомых.
- При а = - 1 и а = 7 наше уравнение примет вид: . Покажем, что это уравнение действительно имеет один корень х = 0.Данное уравнение равносильно совокупности
х=0 .
Первая и вторая системы в совокупности не имеют решения, т.к. дискриминант отрицательный.
Итак, при а = - 1 и а = 7 наше уравнение действительно имеет ровно 1 корень, т.е. эти значения а являются искомыми.
Ответ: а = - 1, а = 7.
- Найдите все значения параметра а, при каждом из которых уравнение имеет корни, но ни один из них не принадлежит интервалу (4; 19).
Решение:
Пусть
Тогда n – m = 2a-3, значит исходное уравнение примет вид:
Так как левая часть не отрицательна, следовательно, и правая часть неотрицательна, т.е. n – m 0 .
Значит .
Получаем: (умножим на – 1 )
(прибавим х )
Уравнение не будет иметь корней на интервале (4; 19), если
а [1,5 ; 3]
Ответ: [1,5 ; 3]
- Найдите все значения а, при каждом из которых уравнение имеет хотя бы один корень.
Решение: перепишем данное уравнение в виде:
.
Пусть f(x)= .
При х-1 имеем:
f(x)= ,
f(x)= .
Заметим, что при любом раскрытие модулей выражение является выражением вида kx + b, где k5-(2+1).
Следовательно, при х-1 функция f(x) определена выражением вида f(x)= kx + b, где k>0.
Поэтому f(x) возрастает при х-1.
Аналогично получаем, что при х функция f(x) неограниченно убывает, т.к. f(x)= при любом раскрытие модулей f(x)= kx + b, где k-15+(2+1), k-12.
Так как функция f(x) непрерывна и ограниченно возрастает при х-1, а при х неограниченно убывает, то уравнение f(x)=0 имеет корень при выполнении условия f(-1) 0. (В самом деле, если f(-1) < 0, то корни уравнения f(x)=0 существуют в силу непрерывности и неограниченного возрастания f(x) при х-1.
Выше показано, что искомыми значениями а являются те, при которых f(-1) 0.Решим это неравенство
, т.е. ,
Ответ:
Домашнее задание:
- Найдите все значения а, при которых уравнение имеет ровно три решения.
- Найдите все значения параметра а, при каждом из которых уравнение имеет хотя бы один корень на отрезке [5; 23].
- Найдите все значения а, при каждом из которых неравенство выполнено хотя бы для одного целого значения х.
Ответы :
- а = 5.
- [ 4; 7]
- [-18; -1]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по теме: «Решение уравнений с модулем в курсе математики 7-8 класса»
Методические рекомендации по теме: «Решение уравнений с модулем в курсе математики 7-8 класса». В работе представлены способы решения уравнений с модулем. Даны карточки заданий: с применением классифи...
презентация уравнения с модулем
Данная презентация предназначена для использования на уроках алгеьбры и начал анализа в старшей школе при обобщении темы "Уравнения с модулем и способы их решения". Также презентацию можно использоват...
Решение дробно - рациональных уравнений с модулем.
Данная презентация разработана для подготовки учащихся 10 классса к КДР, может быть полезна для подготовки учащихся 11 класса к ЕГЭ....
Урок - семинар в 11 классе "Решение показательных и логарифмических уравнений с модулем"
Данный урок - семинар рекомендуется для работы в профильном классе, а также материал этого занятия можно использовать на факультативном занятии. Здесь предложен конспект урока, презентация, разадаточн...
Презентация к уроку"Графики уравнений с модулями"
Методическая разработка для повышения наглядности и качества усвоения материала по теме:"Графики уравнений с модулями".Основная цель-познакомить учащихся с основными приёмами построения графиков уравн...
Решение уравнений с модулем и параметром
. Как говорили древние философы «Мудрость – это любовь к знаниям, а любовь – это мера всех вещей». «Мера» на латинском языке - «modulus», от него и произошло слово «модуль». И сегодня мы с...
Занятие по теме "Решение уравнений с модулем и параметром"
Занятие элективного курса "Модуль. Параметр" по теме "Решение уравнений с модулем и параметром" проводилось в 7 классе ( инженерной направленности) в рамках районного семинар...