Параметр в уравнениях с модулем.
методическая разработка по алгебре (11 класс) на тему

Мурзина Наталья Юрьевна

Данная работа содержит разбор разных способов решения уравнений с модулем, содержащих  параметр. Для закрепления материала подобраны задания для самостоятельного решения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Параметр в уравнениях с модулем87.59 КБ

Предварительный просмотр:

Параметр в уравнениях с модулем.

  1. Найдите все значения а, при которых уравнение   имеет единственное решение.

Решение:

  1. Найдите все значения а, при которых уравнение   имеет единственное решение.

Решение:    (1)

  • Заметим, что если х = х0 – корень данного уравнения, то х = - х0 также является корнем этого уравнения. Поэтому наше уравнение может иметь единственное решение лишь в том случае, если это решение х = 0.
  • Подставим х = 0 в исходное уравнение, получим:   

Таким образом, все искомые значения а (при которых наше уравнение имеет ровно один корень) содержатся среди значений а = 3, а = - 1, а = 7. 

  • При а = 3 уравнение (1) имеет вид:   

х = 0, х = -4, х = 4. Так как число корней больше одного, то а = 3 не входит в число искомых.

  • При а = - 1 и а = 7 наше уравнение примет вид: . Покажем, что это уравнение действительно имеет один корень х = 0.Данное уравнение равносильно совокупности

х=0 .

Первая и вторая системы в совокупности не имеют решения, т.к. дискриминант отрицательный.

Итак, при а = - 1 и а = 7 наше уравнение действительно имеет ровно 1 корень, т.е. эти значения а являются искомыми.

Ответ: а = - 1, а = 7.

  1. Найдите все значения параметра а, при каждом из которых уравнение имеет корни, но ни один из них не принадлежит интервалу (4; 19).

Решение:

Пусть

               

Тогда n – m = 2a-3, значит исходное уравнение примет вид:

Так как левая часть не отрицательна, следовательно, и правая часть неотрицательна, т.е.   n – m  0 .

Значит .

Получаем:  (умножим на – 1 )

                 (прибавим х )

               

Уравнение не будет иметь корней на интервале (4; 19), если

а [1,5 ; 3]

Ответ: [1,5 ; 3]

  1. Найдите все значения а, при каждом из которых уравнение  имеет хотя бы один корень.

Решение: перепишем данное уравнение в виде:

 .

Пусть f(x)= .

При х-1 имеем:

f(x)= ,  

f(x)= .

Заметим, что при любом раскрытие модулей выражение  является выражением вида kx + b, где k5-(2+1).

Следовательно, при х-1 функция f(x) определена выражением вида f(x)= kx + b, где k>0.

Поэтому f(x) возрастает при х-1.

Аналогично получаем, что при х  функция f(x)  неограниченно убывает, т.к.           f(x)=  при любом раскрытие модулей f(x)= kx + b, где k-15+(2+1),    k-12.

Так как функция f(x) непрерывна и ограниченно возрастает при х-1, а при х  неограниченно убывает, то уравнение f(x)=0 имеет корень при выполнении условия          f(-1) 0.  (В самом деле, если  f(-1) < 0, то  корни уравнения f(x)=0 существуют в силу непрерывности и неограниченного возрастания f(x) при х-1.

Выше показано, что искомыми значениями а являются те, при которых f(-1) 0.Решим это неравенство

, т.е. ,  

Ответ:

Домашнее задание:

  1. Найдите все значения а, при которых уравнение  имеет ровно три решения.
  2. Найдите все значения параметра а, при каждом из которых уравнение  имеет  хотя бы один корень на отрезке [5; 23].
  3. Найдите все значения а, при каждом из которых неравенство выполнено хотя бы для одного целого значения х.

Ответы :

  1. а = 5.
  2. [ 4; 7]
  3. [-18; -1]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по теме: «Решение уравнений с модулем в курсе математики 7-8 класса»

Методические рекомендации по теме: «Решение уравнений с модулем в курсе математики 7-8 класса». В работе представлены способы решения уравнений с модулем. Даны карточки заданий: с применением классифи...

презентация уравнения с модулем

Данная презентация предназначена для использования на уроках алгеьбры и начал анализа в старшей школе при обобщении темы "Уравнения с модулем и способы их решения". Также презентацию можно использоват...

Решение дробно - рациональных уравнений с модулем.

Данная презентация разработана для подготовки учащихся 10 классса к КДР, может быть полезна для подготовки учащихся 11 класса к ЕГЭ....

Урок - семинар в 11 классе "Решение показательных и логарифмических уравнений с модулем"

Данный урок - семинар рекомендуется для работы в профильном классе, а также материал этого занятия можно использовать на факультативном занятии. Здесь предложен конспект урока, презентация, разадаточн...

Презентация к уроку"Графики уравнений с модулями"

Методическая разработка для повышения наглядности и качества усвоения материала по теме:"Графики уравнений с модулями".Основная цель-познакомить учащихся с основными приёмами построения графиков уравн...

Решение уравнений с модулем и параметром

.  Как говорили древние философы «Мудрость – это любовь к знаниям, а любовь – это мера всех вещей».  «Мера» на латинском языке - «modulus», от него и произошло слово «модуль». И сегодня мы с...

Занятие по теме "Решение уравнений с модулем и параметром"

Занятие элективного курса "Модуль. Параметр"  по теме "Решение уравнений с модулем и параметром" проводилось в 7 классе ( инженерной направленности) в рамках районного семинар...