Технологическая карта урока "Применение производной при решении заданий ЕГЭ".
план-конспект урока по алгебре (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Тема урока: Применение производной для решения задач ЕГЭ.
Предмет: алгебра
Класс: 11
Тип урока: повторение и систематизация знаний
Гаврилова Марина Александровна,
учитель математики МБОУ «СОШ № 8»
Рузаевского муниципального района Республики Мордовия
Тема | Применение производной для решения задач ЕГЭ. |
Цель | Систематизировать и обобщить знания обучающихся ; формировать навык решения заданий ЕГЭ . |
Задачи | Образовательные: классифицировать задачи ЕГЭ по теме «Производная» и познакомить со способами их решения |
УУД |
Коммуникативные УУД: обмениваются знаниями, развивают способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию.
|
Планируемые результаты | Предметные:
Личностные: проявляют способность к эмоциональному восприятию математических задач |
Основные понятия | Производная, точки экстремума, монотонность функции, касательная к графику функции |
Межпредметные связи |
|
Ресурсы:
| презентация |
Формы урока | фронтальная, индивидуальная |
Дидактическая | Деятельность | Деятельность |
Организационный момент |
| Мы заканчиваем изучение темы «Производная». Сегодня на уроке нам предстоит обобщить, систематизировать и углубить знания о производной. Мне бы хотелось взять эпиграфом к нашему уроку высказывание Конфуция: Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный,
Таким образом, на уроке мы будем размышлять, подражать и набираться опыта. |
Проверка домашнего задания | Учащиеся устно выполняют упражнения, объясняя свои выводы. | Начнем урок с проверки вашего домашнего задания. Внимание на экран! .[слайд 3] 1) Даны графики функции и графики производных. Для каждой из функций, графики которых изображены в верхнем ряду, найдите график ее производной. (приложение 1) 2) Найдите пары “функция – график производной этой функции”. [слайд 4] (приложение 2) 3)Завершите фразы: “Если на отрезке [1; 3] производная ……., то на этом отрезке функция ……. .[слайд 5] (приложение 3) |
Изучение нового материала |
Читают тему урока, записывают её в тетрадях. Отвечают на вопрос учителя. Учащиеся выполняют упражнения. Отвечают на вопрос учителя. Учащиеся решают, делают соответствующие записи в своих тетрадях. На доске решение записывает один ученик. | В ходе проверки домашнего задания мы еще раз убедились, что свойства функции и её график связаны с производной. Сегодня на уроке нам предстоит рассмотреть различные типы заданий № 8 и способы их решения. Наша цель – научиться решать задания любой степени сложности, связанные, так или иначе, с исследованием функции по графику её производной. В ЕГЭ задания такого типа повторяются из года в год, причём формулировки вопросов постоянно изменяются. Тема урока «Применение производной для решения задач». Откройте тетради, запишите число, классная работа.[слайд 6] 1 тип задач условно назовем « монотонность функции и производная». Вспомним
1.На рисунке изображен график производной на отрезке [-5;5 ] Исследуйте функцию y = f(x) на монотонность и в ответе укажите число промежутков убывания функции.
2.Функция у=f(x) определена на отрезке [-2;3]. На рисунке изображен график производной функции у =f `(x). В какой точке отрезка функция принимает наименьшее значение? [слайд 9]
3.На рисунке изображен график производной. Исследуйте функцию y = f(x) на монотонность и в ответе укажите число точек эктремума. [слайд 10] 3а) Чему равна точка максимума? 3б) Чуму равнв точка минимума? 4.На рисунке изображён график функции y=f(x) и отмечены девять точек на оси абсцисс: x1,x2,x3,…,x9. В скольких из этих точек производная функции f(x) отрицательна, положительна?.[слайд 11] Итак, рассмотрев типовые задачи 1 группы можно сказать, что для их решения нужно помнить о том, как связаны монотонность функции и ее производная. 2 тип задач - на применение геометрического смысла производной
5.На рисунке изображен график производной. Исследуйте функцию y = f(x) на монотонность и в ответе укажите число точек, в которых касательные наклонены под углом 450 к положительному направлению оси Ох.( под углом 135 гр) .[слайд 14] 6. На рисунке изображен график производной функции 7) На рисунке изображены график функции y=f(x) и касательная к нему в точке с абсциссой x0. Найдите значение производной функции y=f(x) в точке х0. Значение производной функции f(x) в точке х0 равно tga — угловому коэффициенту касательной, проведенной к графику этой функции в данной точке. Чтобы найти угловой коэффициент, выберем две точки А и В, лежащие на касательной, абсциссы и ординаты которых — целые числа. Теперь определим модуль углового коэффициента. Для этого построим ∆ABC. Важно помнить, что тангенс острого угла прямоугольного треугольника — это отношение противолежащего катета к прилежащему. 8)Ещё одна задача – с акцентом на выбор треугольника 9)Третья задача – выбор угла. Не сможете ли вы предложить другой способ решения данных задач? Задание можно выполнить двумя способами. Первый – используя равенство f `(x0) = tg α , где α – угол, образованный касательной к графику функции в точке х0 с положительным направлением оси Ох, второй – используя f `(x0) = k, где k – угловой коэффициент касательной. Подведем итог решения задач второго типа: не смотря на разнообразные формулировки задач, их решение сводится к равенству f `(x0) = tg α = k 3 тип задач – на применение механического смысла производной
|
Закрепление нового материала |
Учащиеся отвечают на вопросы учителя
| Что вы можете сказать о свойствах функции, читая график ее производной?
|
Контроль | Выполняют тест .
| Организует работу по проверке выполнения теста с помощью заготовленной таблицы ответов. По наличию допущенных ошибок учитель возвращается к тому или иному этапу урока, с целью ликвидации пробелов знаний учащихся. Проверим, то как вы усвоили способы решения рассмотренных задач с помощью тестирования в режиме on line . Займите рабочие места за компьютерами и перейдите по ссылке, которую вы видите на экране. В режиме тренировки попробуйте решить задания № 8 из нескольких вариантов, выбранных случайным образом.
|
Рефлексия | . | По рисунку составить и записать 3 задачи с их решениями, аналогичные тем, что были рассмотрены на уроке. Сегодня мы с вам рассмотрели задания по теме «Производная», наиболее часто встречающиеся в ЕГЭ. Чем больше разнообразных методов решения подобных задач вы будите знать, тем легче вам будет решать нестандартные задания, что, несомненно, придаст вам уверенности в себе и поможет успешно пройти итоговую аттестацию. Урок окончен! |
приложение 1
(приложение 2)
(приложение 3)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме «Решение уравнений» в 5 классе
Данная технологическая карта разработана для учащихся 5 класса с применением ЭОР и УУД....
«Построение технологической карты урока по теме: Решение задач на проценты».
Итоговая работа По модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования» по теме: ...
Конспект урока и технологическая карта урока по теме "Решение неполных квадратных уравнений".
Использование на уроке разноуровневых заданий на разных этапах урока....
Технологическая карта урока по алгебре "Решение задач с прикладным содержанием"
Методическая разработка урока по алгебре "Решение задач с прикладным содержанием (задания В 10) при подготовке к ЕГЭ профильного уровня с реализацией межпредметных связей физики и ма...
Технологическая карта урока 6 класс "Решение уравнений"
План - конспект урока по математике в 6 классе по решению уравнений...
Технологическая карта урока "Производная"
Алгебра и начала анализа, 10 класс. Технологическая карта урока "Производная".Материал может быть использован учителями-предметниками и студентами педагогических вузов....