Рабочая программа по алгебре 8 класс
рабочая программа по алгебре (8 класс) на тему
Рабочая программа по алгебре для 8 класса по учебнику "Алгебра-8" авторов: Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, В.Ю. Сидоров, Н.Е. Федорова, М.И. Шабунин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_algebre_8_klass.doc | 589 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа учебного курса по алгебре для 8 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования и с учетом программ для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев (Кузнецова Г.М., Миндюк Н.Г. Математика 5-11 кл. – М.: Дрофа, 2002).
Рабочая программа рассчитана на 140 часов (4 часа в неделю). В рабочей программе предусмотрено 7 контрольных работ.
Реализация рабочей программы осуществляется по учебнику «Алгебра – 8» авторов: Ш.А.Алимов, Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров, Н.Е. Федорова, М.И. Шабунин. Одна их главных особенностей курса алгебры, представленного в этом учебнике, заключается в том, что в нем реализуется взаимосвязь принципов научности и доступности и уделяется особое внимание обеспечению прочного усвоения основ математических знаний всеми учащимися. Основной теоретический материал излагается с постепенным нарастанием его сложности. Этим достигается необходимая дидактическая и логическая последовательность его построения и возможность научного обоснования основных теоретических положений.
Особенностью курса является также его практическая направленность, которая служит стимулом развития у учащихся интереса к алгебре, а также основой для формирования осознанных математических навыков и умений. «Идеология» основного курса алгебры класса делает его органическим продолжением и обобщением курса арифметики. Центральное понятие этого курса – понятие числа развивается и расширяется от рационального до действительного.
Изложение ведется конкретно-индуктивным методом с постепенным нарастанием роли дедукции, с опорой на практические задачи, мотивирующие полезность изучения видимых математических понятий и иллюстрирующие реальную основу математических абстракций.
Опыт показывает, что усвоение алгебры осуществляется успешно, если изучение теоретического материала проходит в процессе решения задач. Этим достигается осмысленность и прочность знаний учащихся. Большое количество разнообразных задач в учебнике на применение алгебры в геометрии, физике, технике и т. д. помогает учащимся понять практическую необходимость изучения курса алгебры. При изучении смежных дисциплин, особенно геометрии и физики, учащиеся убеждаются в том, что необходимо уметь решать самые разнообразные алгебраические задачи: выполнять алгебраические преобразования, находить числовые значения алгебраических выражений, решать уравнения и неравенства, строить графики функций и т. д.
Структура учебника алгебры 8 класса такова:
-красочно оформлен, содержание разбито на главы и параграфы;
-текст каждого параграфа сопровождается трехуровневой системой упражнений в соответствии с условными обозначениями, приведенными на обороте титульного листа;
-к каждой главе даны дополнительные упражнения, включающие упражнения для самоконтроля под рубрикой «Проверь себя!»;
-в конце учебника приведены упражнения для повторения курса алгебры 8 класса и задачи для внеклассной работы;
-в конце учебника помещены справочные материалы под рубрикой «Краткие теоретические сведения» и предметный указатель;
-в каждом параграфе приводятся решения типичных задач.
В отдельных местах текста учебника приводятся краткие исторические сведения, а также занимательные задачи. Рисунки учебника имеют как обучающий, так и иллюстративный характер.
Успешному формированию навыков и умений способствует алгоритмическая направленность, простота терминологии и символики, достаточное количество упражнений различной трудности, что позволяет выполнять дифференцированную работу с учащимися на уроке.
В ходе реализации программы обращается внимание на овладение умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретения опыта:
- планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданий конструирования новых алгоритмов;
- решения разнообразных задач, в том числе задач, требующих поиска путей и способов решения:
- исследовательской деятельности, развития идей;
- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи; аргументации;
С учетом уровневой специфики класса выстраивается система учебных занятий, проектируются цели, задачи, планируемые результаты обучения.
Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности:
- создание условия для умения логически обосновывать суждения, выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки, ясно, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи;
- создание условия для плодотворного участия в работе в группе, самостоятельной и мотивированной организации своей деятельности, использования приобретенных знаний и навыков в практической и повседневной жизни для исследования несложных практических ситуаций;
На уроках учащиеся могут уверенно овладевать монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль, формулировать выводы.
Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема и др.).
Учащиеся должны уметь обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога, диспута. Предполагается простейшее использование учащимися мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания базы данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
В процессе обучения у школьников должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды, и на этой основе будет осуществляться воспитание гражданственности и патриотизма.
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ.
Пятибалльная система оценивания строится на основе ПОЛОЖЕНИЯ О ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ и ЕДИНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ, ПРОВЕДЕНИЮ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ.
Оценка 5 ставится за безукоризненное выполнение работы,
Оценка 4 ставится за работу ,в которой допущена одна ошибка или два-три недочета.
Оценка 3 ставится
-если одна грубая ошибка и не более одной негрубой ошибки,
-при наличии одной грубой ошибки и одного-двух недочетов,
-при наличии от двух до четырех негрубых ошибок,
-при наличии двух негрубых ошибок и не более трех недочетов,
-при наличии четырех и более недочетов,
-если неверно выполнено не более половины объема всей работы.
Оценка 2 ставится
-если число ошибок превосходит норму,-
-если правильно выполнено менее половины всей работы.
Сокращения, используемые в рабочей программе:
Типы уроков:
УОНМ — урок ознакомления с новым материалом.
УЗИМ — урок закрепления изученного материала.
УПЗУ — урок применения знаний и умений.
УОСЗ — урок обобщения и систематизации знаний.
УПКЗУ — урок проверки и коррекции знаний и умений.
КУ — комбинированный урок.
КЗУ — контроль знаний и умений.
Виды контроля:
ФО — фронтальный опрос.
ИРД — индивидуальная работа у доски.
ИРК — индивидуальная работа по карточкам.
СР — самостоятельная работа.
ПР — проверочная работа.
МД — математический диктант.
- НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ,
ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ
№ | Нормативные документы |
1 | Федеральный компонент государственного стандарта образования. Стандарт основного общего образования по математике.//Вестник образования России.2004. № 12 |
2 | Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика «Дрофа», Москва, 2004. |
3 | Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету (Приказ МО от 19.05.98 № 1276) |
4 | Закон РФ «Об образовании» |
- ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА.
КОМПЕТЕНЦИИ. | |
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ. | Систематическое развитие понятия числа. |
• планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданий конструирования новых алгоритмов;
| |
ПРЕДМЕТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ |
|
|
- СТРУКТУРА КУРСА.
№п/п | Модуль | Количество часов | Контрольные работы | |
1 | Неравенства | 23 | 23 | 1 |
2 | Приближенные вычисления | 11 | 11 | 1 |
3 | Квадратные корни | 14 | 14 | 1 |
4 | Квадратные уравнения | 24 | 24 | 1, пров р. №1 |
5 | Квадратичная функция | 16 | 16 | 1 |
6 | Квадратные неравенства | 12 | 12 | 1 |
7 | Элементы теории вероятности | 10 | 10 | |
8 | Повторение и решение задач | 10 | 8 | 1 |
Итого: | 120 | 118 | 7 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Тип урока | Из них | Информационно-методическое обеспечение | дата | |||||||||||||
По плану | факт | Самостоятель- ные, провероч- ные работы | Контрольные работы | По плану | факт | ||||||||||||||
Гл.I. Неравенства | 23 | ||||||||||||||||||
1,2 | Повторение | 2 | 2 | ||||||||||||||||
3 | Положительные и отрицательные числа | 2 | 2 | Слайд-лекция «Свойства чисел» | |||||||||||||||
4 | Положительные и отрицательные числа | ||||||||||||||||||
5 | Числовые неравенства
| 1 | 1 | Раздаточный дифференци-рованный материал | |||||||||||||||
6 | Основные свойства числовых неравенств | 2 | 2 | Слайд-лекция «Основные свойства числовых неравенств» | |||||||||||||||
7 | Основные свойства числовых неравенств | Таблица «Числовые неравенства и их свойства» | |||||||||||||||||
8 | Сложение и умножение неравенств | 1 | 1 | Самостоятельная работа №1 (15 мин) | Таблица «Сложение и умножение неравенств», ДМ | ||||||||||||||
9 | Строгие и нестрогие неравенства | 1 | 1 | ||||||||||||||||
10 | Неравенства с одним неизвестным | 1 | 1 | Раздаточный материал, таблица «Неравенства с одной переменой и их системы» | |||||||||||||||
11 | Решение неравенств | 3 | 3 | Слайд-лекция «Алгоритм решения неравенств» | |||||||||||||||
12 | Решение неравенств | Раздаточный дифференци-рованный материал | |||||||||||||||||
13 | Решение неравенств | Самостоятельная работа №2 (15 мин) | ДМ | ||||||||||||||||
14 | Системы неравенств с одним неизвестным. Числовые промежутки | 1 | 1 | Слайд-лекция «Числовые промежутки. Системы неравенств» | |||||||||||||||
15 | Решение систем неравенств | 3 | 3 | Таблица «Числовые промежутки», таблица «Неравенства с одной переменной и их системы» | |||||||||||||||
16 | Решение систем неравенств | Раздаточный дифференци-рованный материал | |||||||||||||||||
17 | Решение систем неравенств | Самостоятельная работа №3 (20 мин) | ДМ | ||||||||||||||||
18 | Модуль числа. Уравнения и неравенства, содержащие модуль | 4 | 4 | Презентация «Модуль числа. Основные типы уравнений и неравенств, содержащих неизвестное под знаком модуля» | |||||||||||||||
19 | Модуль числа. Уравнения и неравенства, содержащие модуль | ||||||||||||||||||
20 | Модуль числа. Уравнения и неравенства, содержащие модуль | ||||||||||||||||||
21 | Модуль числа. Уравнения и неравенства, содержащие модуль | Раздаточный дифференци-рованный материал, таблица «Модуль числа» | |||||||||||||||||
22 | Обобщающий урок | 1 | 1 | Самостоятельная работа №4 (15 мин) | ДМ | ||||||||||||||
23 | 1 | 1 | Контрольная работа №1 | Контрольно-измерительный материал | |||||||||||||||
Гл. II. Приближенные вычисления | 11 | ||||||||||||||||||
24 | Приближенные значения величин. Погрешность приближения | 2 | 2 | ||||||||||||||||
25 | Приближенные значения величин. Погрешность приближения | Раздаточный дифференци-рованный материал | |||||||||||||||||
26 | Оценка погрешности | 1 | 1 | ||||||||||||||||
27 | Округление чисел | 2 | 2 | ||||||||||||||||
28 | Округление чисел | ||||||||||||||||||
29 | Относительная погрешность | 1 | 1 | ||||||||||||||||
30 | Простейшие вычисления на микрокалькуляторе | 1 | 1 | ||||||||||||||||
3132 | Стандартный вид числа | 2 | 2 | Раздаточный дифференци-рованный материал | |||||||||||||||
33 | Вычисления на микрокалькуляторе степени числа и числа, обратного данному. | 1 | 1 | ||||||||||||||||
34 | 1 | 1 | Контрольная работа №2 | Контрольно-измерительный материал | |||||||||||||||
Гл. III. Квадратные корни | 14 | ||||||||||||||||||
35 | Арифметический квадратный корень | 2 | 2 | Таблица квадратов чисел, таблица «Арифмети-ческий квадратный корень» | |||||||||||||||
36 | Арифметический квадратный корень | Раздаточный дифференци-рованный материал, таблица квадратов | |||||||||||||||||
37 | Действительные числа | 2 | 2 | Таблица «Действитель-ные числа» | |||||||||||||||
38 | Действительные числа | Самостоятельная работа №5 (15 мин) | ДМ, таблица «Действитель-ные числа» | ||||||||||||||||
39 | Квадратный корень из степени | 3 | 3 | Таблица «Свойства арифметического квадратного корня» | |||||||||||||||
40 | Квадратный корень из степени | Презентация «Квадратный корень из степени» | |||||||||||||||||
41 | Квадратный корень из степени | Раздаточный дифференци-рованный материал | |||||||||||||||||
42 | Квадратный корень из произведения | 2 | 2 | Презентация «Квадратный корень из произведения»Таблица «Свойства арифметического квадратного корня» | |||||||||||||||
43 | Квадратный корень из произведения | Раздаточный дифференци-рованный материал | |||||||||||||||||
44 | Квадратный корень из дроби | 2 | 2 | Самостоятельная работа №6 (15 мин) | Опорный конспект, ДМ, таблица «Свойства арифметического квадратного корня» | ||||||||||||||
45 | Квадратный корень из дроби | ||||||||||||||||||
46 | Обобщающий урок | 2 | 2 | Самостоятельная работа №7 (15 мин) | Обобщающий урок-презентация «Все действия с арифметичес- кими квадратными корнями», ДМ | ||||||||||||||
47 | Обобщающий урок | Тестовые материалы, опорный конспект | |||||||||||||||||
48 | 1 | 1 | Контрольная работа №3 | Контрольно-измеритель-ный материал | |||||||||||||||
Гл. IV. Квадратные уравнения | 24 | ||||||||||||||||||
49 | Квадратное уравнение и его корни | 2 | 2 | Таблица «Квадратное уравнение и его корни» | |||||||||||||||
50 | Квадратное уравнение и его корни | Тестовые материалы | |||||||||||||||||
51 | Неполные квадратные уравнения | 1 | 1 | Слайд-лекция «Неполные квадратные уравнения» | |||||||||||||||
52 | Метод выделения полного квадрата | 1 | 1 | Самостоятельная работа №8 (15 мин) | ДМ | ||||||||||||||
53 | Решение квадратных уравнений | 4 | 4 | Таблица «Формулы корней квадратного уравнения» | |||||||||||||||
54 | Решение квадратных уравнений | Раздаточный дифференци-рованный материал, таблица «Фор- мулы корней квадратного уравнения» | |||||||||||||||||
55 | Решение квадратных уравнений | Презентация «8 способов решения квадратных уравнений» | |||||||||||||||||
56 | Решение квадратных уравнений | Самостоятельная работа №9 (15 мин) | ДМ | ||||||||||||||||
57 | Приведенное квадратное уравнение. Теорема Виета | 2 | 2 | Презентация «Теорема Виета» | |||||||||||||||
58 | Приведенное квадратное уравнение. Теорема Виета | Самостоятельная работа №10 (15 мин) | ДМ, таблица «Приведенное квадратное уравнение. Теорема Виета» | ||||||||||||||||
59 | Уравнения, сводящиеся к квадратным | 3 | 3 | Презентация «Уравнения, сводящиеся к квадратным» | |||||||||||||||
60 | Уравнения, сводящиеся к квадратным | Раздаточный дифференци-рованный материал | |||||||||||||||||
61 | Уравнения, сводящиеся к квадратным | Самостоятельная работа №11 (20 мин) | ДМ | ||||||||||||||||
62 | Проверочная работа №1 | 1 | 1 | ||||||||||||||||
63 | Решение задач с помощью квадратных уравнений | 4 | 4 | ||||||||||||||||
64 | Решение задач с помощью квадратных уравнений | ||||||||||||||||||
65 | Решение задач с помощью квадратных уравнений | Раздаточный дифференци-рованный материал | |||||||||||||||||
66 | Решение задач с помощью квадратных уравнений | ДМ | |||||||||||||||||
67 | Решение простейших систем, содержащих уравнение второй степени | 3 | 3 | Слайд-лекция «Способы решения систем, содержащих уравнение второй степени» | |||||||||||||||
68 | Решение простейших систем, содержащих уравнение второй степени | Раздаточный дифференци-рованный материал | |||||||||||||||||
69 | Решение простейших систем, содержащих уравнение второй степени | Самостоятельная работа №12 (20 мин) | ДМ | ||||||||||||||||
70 | Обобщающий урок | 2 | 2 | Слайд-лекция «Квадратные уравнения» | |||||||||||||||
71 | Обобщающий урок | Опорный конспект, раздаточный материал | |||||||||||||||||
72 | 1 | 1 | Контроль-ная работа №4 | Контрольно-измеритель-ный материал | |||||||||||||||
Гл. V. Квадратичная функция | 16 | ||||||||||||||||||
73 | Определение квадратичной функции | 1 | 1 | ||||||||||||||||
74 | Функция у=х2 | 1 | 1 | Презентация «Функция у=х2. Фокус и директриса параболы» | |||||||||||||||
75 | Функция у=ах2 | 3 | 3 | Презентация «Функция у=ах2 и ее свойства» | |||||||||||||||
76 | Функция у=ах2 | Шаблоны парабол | |||||||||||||||||
77 | Функция у=ах2 | Раздаточный дифференци-рованный материал | |||||||||||||||||
78 | Функция у=ах2 + вх + с | 3 | 3 | таблица «Квадратичная функция» | |||||||||||||||
79 | Функция у=ах2 + вх + с | Слайд-лекция «Построение функции у=ах2 +вх+с с помощью сдвига параболы у=ах2 вдоль координатных осей» | |||||||||||||||||
80 | Функция у=ах2 + вх + с | Самостоятельная работа №13 (15 мин) | Раздаточный дифференци-рованный материал, ДМ | ||||||||||||||||
81 | Построение графика квадратичной функции | 5 | 5 | Презентация «Алгоритм построения графика квадратичной функции» | |||||||||||||||
82 | Построение графика квадратичной функции | ||||||||||||||||||
83 | Построение графика квадратичной функции | Слайд-лекция «Построение графика квадратичной функции, содержащей знак модуля» | |||||||||||||||||
84 | Построение графика квадратичной функции | Раздаточный дифференци-рованный материал | |||||||||||||||||
85 | Построение графика квадратичной функции | Самостоятельная работа №14 (20 мин) | ДМ | ||||||||||||||||
86 | Обобщающий урок | 2 | 2 | Слайд-лекция «Квадратичная функция» | |||||||||||||||
87 | Обобщающий урок | Раздаточный дифференци-рованный материал | |||||||||||||||||
88 | 1 | 1 | Контроль-ная работа №5 | Контрольно-измеритель-ный материал | |||||||||||||||
Гл. VI. Квадратные неравенства | 12 | Основная цель: -формирование представлений о линейной функции и ее графике; -формирование умений построения графика линейной функции, исследования взаимного расположения графиков линейных функций; -овладение умением алгоритма построения графика линейной функции. | |||||||||||||||||
89 | Квадратное неравенство и его решение | 2 | 2 | Иллюстрации на доске | |||||||||||||||
90 | Квадратное неравенство и его решение | Самостоятель-ная работа №15 (15 мин) | ДМ | ||||||||||||||||
91 | Решение квадратного неравенства с помощью графика квадратичной функции | 4 | 4 | Презентация «Алгоритм решения квадратного неравенства с помощью графика квадратичной функции» | |||||||||||||||
92 | Решение квадратного неравенства с помощью графика квадратичной функции | ||||||||||||||||||
93 | Решение квадратного неравенства с помощью графика квадратичной функции | Раздаточный дифференци-рованный материал | |||||||||||||||||
94 | Решение квадратного неравенства с помощью графика квадратичной функции | ДМ | |||||||||||||||||
95 | Метод интервалов | 3 | 3 | Слайд-лекция «Метод интервалов» | |||||||||||||||
96 | Метод интервалов | Самостоятельная работа №17 (15 мин) | ДМ | ||||||||||||||||
97 | Метод интервалов | ||||||||||||||||||
98 | Исследование квадратного трехчлена | 1 | 1 | ||||||||||||||||
99 | Обобщающий урок | 1 | 1 | Раздаточный дифференци-рованный материал | |||||||||||||||
100 | 1 | 1 | Контроль-ная работа №6 | Контрольно-измеритель-ный материал | |||||||||||||||
Элементы теории вероятности | 10 | ||||||||||||||||||
101 | События. Вероятность | 1 | 1 | Раздаточный материал | |||||||||||||||
102 | Решение вероятностных задач с помощью комбинаторики | 2 | 2 | Раздаточный материал | |||||||||||||||
103 | Решение вероятностных задач с помощью комбинаторики | ||||||||||||||||||
104 | Геометрическая вероятность | 1 | 1 | ||||||||||||||||
105 | Противоположные события и их вероятность | 1 | 1 | ||||||||||||||||
106 | Относительная частота и закон больших чисел | 1 | 1 | ||||||||||||||||
107 | Тактика игр. Справедливые и несправедливые игры | 1 | 1 | Раздаточный материал | |||||||||||||||
108 | Решение задач | 2 | 2 | Раздаточный дифференцированный материал | |||||||||||||||
109 | Решение задач | ||||||||||||||||||
110 | Обобщающий урок | 1 | 1 | ||||||||||||||||
Обобщающее повторение курса алгебры 8 класса | 10 | 8 | |||||||||||||||||
111 | Квадратные корни | 2 | 2 | Раздаточный дифференцированный материал | |||||||||||||||
112 | Квадратные уравнения | Раздаточный дифференцированный материал | |||||||||||||||||
113 | Квадратные уравнения | 1 | 1 | Раздаточный дифференцированный материал | |||||||||||||||
114 | Квадратичная функция | 1 | 1 | Раздаточный дифференцированный материал | |||||||||||||||
115 | Квадратные неравенства | 1 1 | 1 1 | ||||||||||||||||
116 | Годовая контрольная работа | ||||||||||||||||||
117-119 | Решение задач | 3 | 1 | ||||||||||||||||
120 | Итоговый урок | 1 | 1 |
120 118
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
В результате изучения курса алгебры в 8 классе учащиеся должны
знать/понимать:
- значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и на практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
- значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
- универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности; вероятностный характер различных процессов окружающего мира;
должны уметь:
- выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы; находить значение корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, используя при необходимости вычислительные устройства, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
- составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
- выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
- применять свойства арифметических квадратов корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
- решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные уравнения;
- решать линейные и квадратные неравенства с одной переменой и их системы;
- решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
- изображать числа точками на координатной прямой;
- определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
- находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значения аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
- определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
- описывать свойства изученных функций, строить их графики;
- извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
- решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;
- вычислять средние значения результатов измерений;
- находить вероятности случайных событий в простейших случаях;
владеть компетенциями: познавательной, коммуникативной, информационной и рефлексивной;
решать следующие жизненно-практические задачи:
- самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях;
- работать в группах;
- аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
- уметь слушать других; извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов;
- пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
- самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем.
Критерии оценивания достижений учащихся
Все контрольные работы составлены на трех уровнях:
1. Репродуктивном (уровень осознанно воспринятого и зафиксированного в памяти знания).
Задания этого уровня предполагают воспроизведение определения понятия, формулировки правила и др., т.е. применение знаний по образцу. Это значит: понял, запомнил, воспроизвел.
2. Конструктивном (уровень умений, готовности применять знания в измененной ситуации, где нужно узнать образец).
Задания этого уровня представлены задачами, при выполнении которых учащимся приходится использовать несколько алгоритмов, формул, анализировать возможные пути решения, отыскивать характерные признаки и связи познавательного объекта с другими, т.е. узнать образец.
Это значит: понял, запомнил, воспроизвел, применил знания по образцу и в измененной ситуации.
3. Творческом (уровень «трансформации», овладения новыми способами действий на основе самостоятельного поиска).
При выполнении заданий этого уровня нужно установить необходимые связи между компонентами знаний, найти выход из нестандартной ситуации. Это значит: овладел знаниями на конструктивном уровне и научился переносить их в новые условия.
Такая контрольная работа включает в себя 4 задания.
Первое и второе задания предполагают прямое воспроизведение изученного материала, что позволяет говорить о сформированности у учащегося системы качеств знаний на репродуктивном (воспроизводящем) уровне. Конструктивному уровню соответствует выполнение третьего задания, при выполнении которого дети должны осуществить перенос имеющихся знаний в измененную ситуацию. При выполнении четвертого задания (творческий уровень) дети должны самостоятельно найти выход их нестандартной ситуации.
При верном выполнении всех заданий контрольной работы выставляется отметка «5». Если ученик успешно справился со всеми заданиями первой и второй частей работы (задания №№1, 2, 3), а к выполнению последней (задание № 4) не приступил или допустил ошибку в решении, выставляется оценка «4». За безошибочное выполнение всех заданий первой части работы (задания № 1, 2), даже при наличии ошибок в решениях заданий второй и третьей частей или отсутствия этих решений выставляется оценка «3». Любая из перечисленных отметок может быть выставлена при условии верного выполнения всех заданий первой части работы.
Школьникам, которые допускают ошибки при выполнении заданий первой части работы и не получают отметку «3», можно дать возможность после работы над ошибками вторично выполнить задания, аналогичные тем, где допущены ошибки. Для этого можно использовать соответствующие задания из другого варианта или аналогичные им. При таком подходе ученики более ответственно относятся к выполнению работы над ошибками, и она становится более целенаправленной.
ПЕРЕЧЕНЬ ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ ПО МОДУЛЯМ.
№п/п | Тема |
1 | Неравенства |
2 | Приближенные вычисления |
3 | Квадратные корни |
4 | Квадратные уравнения |
5 | Квадратичная функция |
6 | Квадратные неравенства |
7 | Итоговая |
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО МОДУЛЯМ.
№п/п | Тема |
1 | Построение графика квадратичной функции |
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ.
КОМПЛЕКТ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ НА КОНЕЦ ГОДА.
1 | Определение рационального числа. |
2 | Сформулируйте свойства чисел |
3 | Что называется числовым неравенством? |
4 | Сформулировать свойства числовых неравенств. |
5 | Дать определение модуля числа. |
6 | Что такое числовые промежутки? |
7 | Какие неравенства называются строгими, а какие нет? |
8 | Что называется решением неравенства? |
9 | Что значит решить неравенство? |
10 | Что называется решением системы? |
11 | Что называется абсолютной погрешностью? |
12 | Что называется относительной погрешностью? |
13 | Что такое стандартный вид числа? |
14 | Что называется арифметическим квадратным корнем числа? |
15 | Что называется рациональным числом? |
16 | Что называется иррациональным числом? |
17 | Дать определение понятия тождество. |
18 | Сформулировать теорему о корне из произведения. |
19 | Сформулировать теорему о корне из дроби. |
20 | Что называется квадратным уравнением? |
21 | В чем заключается метод выделения полного квадрата? |
22 | Формулы Виета. |
23 | Дать определение квадратичной функции. |
24 | Что такое нули функции? |
25 | Определение наибольшего и наименьшего значения функции. |
26 | Сформулировать свойства функции |
27 | Дать определение дать определение квадратному неравенству. |
28 | В чем заключается метод интервалов? |
29 | Исследовать квадратичную функцию. |
30 | Определение интервалов знакопостоянства квадратичной функции. |
- ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МОДУЛЯМ
Модуль 1 | Неравенства |
компетенции | Сформировать у учащихся умение решать неравенства первой степени с одним неизвестным и их системы. Знакомство с понятиями уравнений и неравенств, содержащих неизвестное под знаком модуля. |
компоненты | Исторические очерки. |
УРОВНИ ОСВОЕНИЯ МОДУЛЯ.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ:
ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ:
|
Модуль 2 | Приближенные вычисления |
компетенции | Познакомить учащихся с понятием погрешности приближения как показателем точности и качества приближения, выработать умение производить вычисления с помощью калькулятора. При отсутствии в школе калькуляторов вопросы, связанные с работой на них можно не рассматривать. |
компоненты | Исторические очерки. |
УРОВНИ ОСВОЕНИЯ МОДУЛЯ.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ:
ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ:
|
Модуль 3 | Квадратные корни |
компетенции | Систематизировать сведения о рациональных числах; ввести понятия иррационального и действительного чисел; научить выполнять простейшие преобразования выражений, содержащих квадратные корни. |
компоненты | Исторические очерки. |
УРОВНИ ОСВОЕНИЯ МОДУЛЯ.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ:
ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ:
|
Модуль 4 | Квадратные уравнения |
компетенции | Выработать умения решать квадратные уравнения, уравнения, сводящиеся к квадратным, и применять их к решению задач. |
компоненты | Исторические очерки. |
УРОВНИ ОСВОЕНИЯ МОДУЛЯ.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ:
ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ:
|
Модуль 5 | Квадратичная функция |
компетенции | Научить учащихся строить график квадратичной функции. |
компоненты | Исторические очерки. |
УРОВНИ ОСВОЕНИЯ МОДУЛЯ.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ:
ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ:
|
Модуль 6 | Квадратные неравенства |
компетенции | Выработать умение решать квадратные неравенства с помощью графика квадратичной функции. Познакомить учащихся с методом интервалов. |
компоненты | Исторические очерки. |
УРОВНИ ОСВОЕНИЯ МОДУЛЯ.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ:
ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ: 1. Решение неравенств повышенной сложности методом интервалов. |
Учебно-методическое обеспечение программы
- Алимов Ш.А. Алгебра: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений [Текст] / Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров и др. – М.: Просвещение, 2007
- Колягин Ю.М. Изучение алгебры в 7-9 классах: методические рекомендации для учителя [Текст] / Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров, М.В. Ткачева и др. – М.: Просвещение, 2003.
- Зив Б.Г., Гольдич В.А. Дидактические материалы по алгебре для 8 класса. [Текст] / Б.Г.Зив, В. А. Гольдич – М.: Просвещение, 2007.
Список литературы
- Арутюнян Е.Б., Волович М.Б. и др. Математические диктанты для 5-9 классов /М.: Просвещение, 1991./
- Глейзер Г.И. История математики в школе: пособие для учащихся 7-8 кл. / М.: Просвещение, 1982./
- Ершова А.П., Голобородько В.В. Алгебра. 8 класс. Самостоятельные и контрольные работы / А.П. Ершова, В.В. Голобородько, А.С. Ершова. М.: ИЛЕКСА, 2007/
- Клименченко Д.В. Задачи по математике для любознательных / Д.В. Клименченко. – М.: Просвещение, 2007/
- Мантуленко В.Г. Кроссворды для школьников. Математика / В.Г. Мантуленко, О.Г. Гетманенко. – Ярославль: Академия развития, 1998./
- Математика: еженедельное приложение к газете «Первое сентября».
- Математика в школе: ежемесячный научно-методический журнал.
- Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru
- Министерство образования РФ: http://www.informika.ru/; http://www.edy.ru; http://www.ed.gov.ru/
- Новые технологии в образовании: http:// edy.secna.ru/main
- Олимпиадные задания по математике. 5-8 классы: 500 нестандартных задач для проведения конкурсов и олимпиад: развитие творческой сущности учащихся / авт.-сост. Н.В. Заболотнева.- Волгоград: Учитель, 2006./
- Перельман Я.И. Занимательная алгебра / М.: Наука, 1975./
- Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое: http://teacher.fio.ru
- Пичурин Л.Ф. За страницами учебника алгебры: пособие для учащихся
- / Л.Ф. Пичурин. – М.: Просвещение, 2005./
- Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu.samara.ru/-nayka
- Сайты «Мир энциклопедий», например: http://www.rubikon.ru/
- СД «1С: Репетитор. Математика» (КиМ).
- Черкасов О.Ю. Математика. Справочник / О.Ю. Черкасов, А.Г. Якушев. – М.: АСТПРЕСС ШКОЛА, 2006./
- Энциклопедия. Я познаю мир. Математика. – М.: ООО, «Издательство АСТ», 2003.
- Энциклопедия. Я познаю мир. Великие ученые. – М.:ООО, «Издательство АСТ», 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Теляковского. - М.: Просвещение, 2010.
Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Т...
Рабочие программы по алгебре 8 класс,автор Ю.Н.Макарычев под редакцией Теляковского и по алгебре и началам математического анализа 11 класс, под редакцией А.Н.Колмогорова
Рабочая программа по алгебре 8 класс, автор Ю.Н.Макарычев под редакцией С.А.Теляковского на 2012-2013 уч.годРабочая программа по алгебре и началам анализа 11 класс под редакцией А.Н.Колмогорова на 201...
Рабочая программа по алгебре 8-9 классы (базовый уровень) к УМК Алгебра 8. Алгебра 9. Макарычев Ю. Н., Миндюк Н.Г. и др
Содержание рабочей программы: Пояснительная записка. Содержание курса. Тематический план. Ожидаемые результаты. Календарно-тематическое планирование. Рабочая программа составлена на основе: - Феде...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АЛГЕБРЕ Класс: 8 (базовый уровень)
Тематический план по алгебре разработан в соответствии с Примерной программой основного общего образования по математике, с учетом требований федерального компонента государственного...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по алгебре для 10-11 классов, разработанная в соответствии с ФКГОС-2004 . Авторская программа для общеобразовательных учреждений Краснодарского края: Алгебра и начала анализа. 10 – 11 классы (автор-составитель Е.А. Семенко).
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по алгебре и началам анализа. Уровень образования (класс): среднее общее образование (10- 11 классы). Количество часов - 204. Учитель...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет алгебра Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет алгебра Класс...