Рабочая программа по алгебре 9 класс
рабочая программа по алгебре (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
учебного курса алгебра в 9 классе
Составитель: Гаврилова Марина Александровна, учитель математики
МБОУ «СОШ № 8» Рузаевского муниципального района Республики Мордовия.
Настоящая программа по алгебре для основной общеобразовательной школы 9 класса составлена на основе примерной программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев по математике 5-11 классы к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова Ю.Н., составители Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк– М: «Дрофа», 2004. – с. 86-91).
Согласно Федерального базисного учебного плана на изучение математики в 9 классе отводится не менее 170 часов из расчета 5 ч в неделю, при этом разделение часов на изучение алгебры и геометрии следующее: 3 часа в неделю алгебры, итого 102 часа; 2 часа в неделю геометрии, итого 68 часов. Учебный план МБОУ «СОШ № 8» отводит на изучение алгебры 3 часа в неделю, итого 102 часа в год.
РАЗДЕЛ I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА.
В результате изучения курса алгебры 9 класса обучающиеся должны:
знать/понимать
- существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
- существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
- вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
АРИФМЕТИКА
уметь
- выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
- переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь — в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
- выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней; находить значения числовых выражений;
- округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
- пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
- решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
- устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
- интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений;
АЛГЕБРА
уметь
- составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
- выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
- применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
- решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
- решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
- решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
- изображать числа точками на координатной прямой;
- определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
- распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
- находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
- определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
- описывать свойства изученных функций (у=кх, где к0, у=кх+b, у=х2, у=х3, у =, у=, у=ах2+bх+с, у= ах2+n у= а(х - m) 2 ), строить их графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
- моделирования практических ситуаций и исследований построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
- описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
- интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами;
ЭЛЕМЕНТЫ ЛОГИКИ, КОМБИНАТОРИКИ,
СТАТИСТИКИ И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ
уметь
- проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
- извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
- решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов, а также с использованием правила умножения;
- вычислять средние значения результатов измерений;
- находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
- находить вероятности случайных событий в простейших случаях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выстраивания аргументации при доказательстве (в форме монолога и диалога);
- распознавания логически некорректных рассуждений;
- записи математических утверждений, доказательств;
- анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
- решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
- решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
- сравнения шансов наступления случайных событий, оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией;
- понимания статистических утверждений.
РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
- Свойства функций. Квадратичная функция. 23ч.
Основная цель – расширить сведения о свойствах функций, знакомить учащихся со свойствами и графиком квадратичной функции.
- Систематизировать сведения о функциях, повторяются основные понятия.
- Дать определения квадратного трехчлена, научиться находить его корни, выделять квадрат двучлена из квадратного трехчлена, раскладывать квадратный трехчлен на множители.
- Изучить свойства квадратичной функции, построение графика квадратичной функции (указывать координаты вершины параболы, её ось симметрии, направление ветвей параболы).
- Ознакомить со свойствами степенной функции у=хn при чётном и нечётном натуральном показателе n. Вводится понятие корня n-й степени.
- Уравнения и неравенства с одной переменной. 14ч.
Основная цель – систематизировать и обобщить сведения о решении целых и дробных рациональных уравнений с одной переменной, сформировать умение решать неравенства вида ах2 + вх + с >0 или ах2 + вх + с <0, где а ≠0.
- Обобщить и углубить знания об уравнениях.
- Расширить сведения о решении дробных рациональных уравнений.
- Сформировать умения решать неравенства вида ах2 + вх + с >0 или
ах2 + вх + с <0, где а ≠0.
- Ознакомить с методом интервалов.
- Уравнения и неравенства с двумя переменными. 17ч.
Основная цель – выработать умение решать простейшие системы , содержащие уравнение второй степени с двумя переменными, и текстовые задачи с помощью составления таких систем.
- Обобщить и углубить знания о системах уравнений с двумя переменными.
- Ознакомить со способами решения систем уравнений с двумя переменными, в которых оба уравнения второй степени на простейших примерах.
- Ознакомить с графическим способом решения систем уравнений.
- Расширить класс текстовых задач, решаемых с помощью систем уравнений.
- Ввести понятия неравенства с двумя переменными и системы неравенства с двумя переменными.
- Арифметическая и геометрическая прогрессии. 15ч.
Основная цель – дать понятия об арифметической и геометрической прогрессиях как числовых последовательностях особого вида.
- Ввести понятия последовательности, арифметической прогрессии и геометрической прогрессии.
- Рассмотреть характеристические свойства арифметической и геометрической прогрессий.
- Элементы комбинаторики и теории вероятностей . 13ч.
Основная цель – ознакомить учащихся с понятиями перестановки, размещения, сочетания и соответствующими формулами для подсчёта их числа; ввести понятия относительной частоты и вероятности случайного события.
- Научить составлять те или иные комбинации элементов и подсчитать их число. Разъяснить комбинаторное правило умножения.
- Сформировать умение определять, о каком виде комбинаций «размещение» или «сочетание» идёт речь.
- Ознакомить с начальными сведениями из теории вероятностей.
- Повторение. 16 ч.
РАЗДЕЛ III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка учащегося, ч. | Из них | ||||
Теоретическое обучение, ч. | Лабораторные и практические работы, ч. | Контрольная работа, ч. | Экскурсии, ч. | Самостоятельная работа, ч. | |||
Квадратичная функция. | 23 | 8 | - | 3 | - | 4 | |
Уравнения и неравенства с одной переменной | 14 | 4 | - | 2 | - | 3 | |
Уравнения и неравенства с двумя переменными | 17 | 6 | - | 1 | - | 4 | |
Арифметическая и геометрическая прогрессии | 15 | 5 | - | 2 | - | 4 | |
Элементы комбинаторики и теории вероятностей. | 13 | 4 | - | 1 | - | 2 | |
Повторение материала 9 класса | 16 | - | - | 2 | - | 3 | |
Резерв (для проведения пробных экзаменационных работ) | 4 | ||||||
Итого | 102 | 27 | 11 | - | 20 |
РАЗДЕЛ IV. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Виды самостоятельной работы | Дата проведения | |
Планируемая | Фактическая | ||||
Квадратичная функция. (23 ч.) | |||||
1 | Функция. Область определения и область значений функции. Повторение. | УИНМ | |||
2 | Функция у=│х│. Область определения и область значений функции. Повторение. | КУ | |||
3 | Свойства функции: нули функции. | УП | СР № 1 | ||
4 | Свойства функции. | УИНМ | |||
5 | Убывающие и возрастающие функции. Подготовка к контрольной работе. | УИНМ | |||
6 | Контрольная работа № 1 по теме «Функции и их свойства» | УК | К.р.№1 | ||
7 | Анализ контрольной работы. Квадратный трехчлен и его корни | УИНМ | |||
8 | Разложение квадратного трехчлена на множители. | УИНМ | |||
9 | Разложение квадратного трехчлена на множители. | УП | |||
10 | Разложение квадратного трехчлена на множители. Подготовка к контрольной работе. | УОСЗ | |||
11 | Контрольная работа № 2 по теме «Квадратный трехчлен» | УК | К.р.№2 | ||
12 | Анализ контрольной работы. Функция у=ах2 и её график | УИНМ | |||
13 | Функция у=ах2, её график и свойства | УП | |||
14 | Графики функций у = ах2+n и y = а(х - m)2 | УУНЗ | |||
15 | Свойства графика функции у = ах2+n и y = а(х - m)2 | УП | СР № 2 | ||
16 | Построение графика квадратичной функции (нахождение вершины параболы) | УП | |||
17 | Построение графика квадратичной функции. | КУ | |||
18 | Построение графика квадратичной функции (нахождение значений по графику) | УП | СР № 3 | ||
19 | Построение графика квадратичной функции | УП | |||
20 | Функция у = хn | УИНМ | |||
21 | Арифметический корень n-степени. | УИНМ | |||
22 | Корень n-степени. Подготовка к контрольной работе. | КУ | СР № 4 | ||
23 | Контрольная работа № 3 по теме «Квадратичная функции». | УК | К.р.№3 | ||
Уравнения и неравенства с одной переменной (14 ч.) | |||||
24 | Анализ контрольной работы. Целое уравнение и его корни. | УИНМ | |||
25 | Решение целых уравнений разложением на множители | УИНМ | |||
26 | Биквадратное уравнение | УП | СР № 5 | ||
27 | Дробные рациональные уравнения. | УИНМ | |||
28 | Решение дробных рациональных уравнений | УП | |||
29 | Решение дробных рациональных уравнений | УП | |||
30 | Решение дробных рациональных уравнений, введением новой переменной. Подготовка к контрольной работе. | УОСЗ | СР № 6 | ||
31 | Контрольная работа № 4 по теме «Уравнения с одной переменной». | УК | К.р.№4 | ||
32 | Анализ контрольной работы. Решение неравенств второй степени с одной переменной | УИНМ | |||
33 | Решение неравенств второй степени с одной переменной. | УРТУ | |||
34 | Решение неравенств методом интервалов. | УИНМ | |||
35 | Решение неравенств методом интервалов. | КУ | |||
36 | Решение неравенств методом интервалов. Подготовка к контрольной работе. | УОСЗ. | СР № 7 | ||
37 | Контрольная работа № 5 по теме «Неравенства с одной переменной». | УК | К.р. №5 | ||
Уравнения и неравенства с двумя переменными( 17 ч.) | |||||
38 | Анализ контрольной работы. Уравнение с двумя переменными и его график | УУНЗ | |||
39 | Уравнение с двумя переменными и его график | УП | |||
40 | Графический способ решения систем уравнений | УП | |||
41 | Графический способ решения систем уравнений | УП | СР № 8 | ||
42 | Решение систем уравнений второй степени способом подстановки | УИНМ | |||
43 | Решение систем уравнений второй степени. | УИНМ | |||
44 | Решение систем уравнений второй степени | УП | СР № 9 | ||
45 | Решение систем уравнений второй степени способом сложения | УИНМ | |||
46 | Решение задач с помощью систем уравнений второй степени | КУ | |||
47 | Решение задач на движение с помощью систем уравнений второй степени | УИНМ | |||
48 | Решение задач на работу с помощью систем уравнений второй степени | УП | |||
49 | Решение задач с помощью систем уравнений второй степени | УП | СР № 10 | ||
50 | Неравенства с двумя переменными | УИНМ | |||
51 | Неравенства с двумя переменными | УП | |||
52 | Системы неравенств с двумя переменными | УИНМ | |||
53 | Системы неравенств с двумя переменными. Подготовка к контрольной работе. | УОСЗ | СР № 11 | ||
54 | Контрольная работа № 6 по теме «Уравнения и неравенства с двумя переменными и их системы». | УК | К.р. №6 | ||
Арифметическая и геометрическая прогрессии ( 15 ч.) | |||||
55 | Анализ контрольной работы. Последовательности. | УИНМ | |||
56 | Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии | УИНМ | |||
57 | Формула n-го члена арифметической прогрессии | КУ | |||
58 | Формула n-го члена арифметической прогрессии | УП | СР № 12 | ||
59 | Формула суммы первых n членов арифметической прогрессии | УИНМ | |||
60 | Формула суммы первых n членов арифметической прогрессии. | КУ | |||
61 | Формула суммы первых n членов арифметической прогрессии. Подготовка к контрольной работе. | УОСЗ | СР № 13 | ||
62 | Контрольная работа № 7 по теме «Арифметическая прогрессия» | УК | К.р. №7 | ||
63 | Анализ контрольной работы. Определение геометрической прогрессии. Формула n-го члена геометрической прогрессии. | УИНМ | |||
64 | Формула n-го члена геометрической прогрессии. | КУ | |||
65 | Формула n-го члена геометрической прогрессии. | УП | СР № 14 | ||
66 | Формула суммы первых n членов геометрической прогрессии | УИНМ | |||
67 | Формула суммы первых n членов геометрической прогрессии. | КУ | |||
68 | Формула суммы первых n членов геометрической прогрессии. Подготовка к контрольной работе. | УОСЗ | СР № 15 | ||
69 | Контрольная работа № 8 по теме «Геометрическая прогрессия» | УК | К.р. №8 | ||
Элементы комбинаторики и теории вероятностей. (13 ч.) | |||||
70 | Анализ контрольной работы. Примеры комбинаторных задач | УК | |||
71 | Примеры комбинаторных задач. | УИНМ | |||
72 | Перестановки. | УИНМ | |||
73 | Перестановки. | УП | СР № 16 | ||
74 | Размещения. | УИНМ | |||
75 | Размещения. | УП | |||
76 | Сочетания. | УИНМ | |||
77 | Сочетания. | КУ | |||
78 | Сочетания. | КУ | СР № 17 | ||
79 | Относительная частота случайного события. | УИНМ | |||
80 | Вероятность равновозможных событий. | УИНМ | |||
81 | Вероятность равновозможных событий. Подготовка к контрольной работе. | УОСЗ | |||
82 | Контрольная работа № 9 по теме «Комбинаторика» | УК | К.р. №9 | ||
Повторение материала 9 класса.( 16 ч) | |||||
83 | Анализ контрольной работы. Вычисления. | УП | |||
84 | Нахождение значений выражений | УП | |||
85 | Выражения и их преобразования | УП | СР № 18 | ||
86 | Тождественные преобразования | УП | |||
87 | Уравнения | УП | |||
88 | Системы уравнений | УП | СР № 19 | ||
89 | Уравнения и системы уравнений. Подготовка к контрольной работе. | УОСЗ | |||
90 | Контрольная работа № 10 по повторению | УК | К.р. №10 | ||
91 | Анализ контрольной работы. Неравенства. Системы неравенств. | УП | |||
92 | Функции. | УП | |||
93 | Арифметическая и геометрическая прогрессии. | УП | СР № 20 | ||
94 | Решение текстовых задач. | УП | |||
95 | Решение текстовых задач на движение. Подготовка к контрольной работе. | УОСЗ | |||
96-97 | Итоговая контрольная работа | УК | К.р. №11 | ||
98 | Анализ контрольной работы | КУ | |||
99-102 | Резерв (для проведения пробных экзаменационных работ) |
Условные обозначения
УИНМ – урок изучения нового материала
УП – урок - практикум
УК - урок контроля
КУ – комбинированный урок
УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Теляковского. - М.: Просвещение, 2010.
Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Т...
Рабочие программы по алгебре 8 класс,автор Ю.Н.Макарычев под редакцией Теляковского и по алгебре и началам математического анализа 11 класс, под редакцией А.Н.Колмогорова
Рабочая программа по алгебре 8 класс, автор Ю.Н.Макарычев под редакцией С.А.Теляковского на 2012-2013 уч.годРабочая программа по алгебре и началам анализа 11 класс под редакцией А.Н.Колмогорова на 201...
Рабочая программа по алгебре 8-9 классы (базовый уровень) к УМК Алгебра 8. Алгебра 9. Макарычев Ю. Н., Миндюк Н.Г. и др
Содержание рабочей программы: Пояснительная записка. Содержание курса. Тематический план. Ожидаемые результаты. Календарно-тематическое планирование. Рабочая программа составлена на основе: - Феде...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АЛГЕБРЕ Класс: 8 (базовый уровень)
Тематический план по алгебре разработан в соответствии с Примерной программой основного общего образования по математике, с учетом требований федерального компонента государственного...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по алгебре для 10-11 классов, разработанная в соответствии с ФКГОС-2004 . Авторская программа для общеобразовательных учреждений Краснодарского края: Алгебра и начала анализа. 10 – 11 классы (автор-составитель Е.А. Семенко).
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по алгебре и началам анализа. Уровень образования (класс): среднее общее образование (10- 11 классы). Количество часов - 204. Учитель...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет алгебра Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет алгебра Класс...