Разноуровневое обучение на основе дифференциации
статья по алгебре на тему

Скриминская Любовь Петровна

Разноуровневое обучение – это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx18.63 КБ

Предварительный просмотр:

Разноуровневое обучение на основе дифференциации

Цели школьного образования – формирование и всестороннее  развитие личности средствами обучения и воспитания, обеспечение условий для ее самоопределения и самореализации. Обучение математики вносит вклад во всестороннее развитие личности, способствует интеллектуальному совершенствованию учащихся. Для достижения этих целей я использую инновационные технологии. В частности технологию разноуровневого обучения на основе дифференциации. В обучении математике дифференциация  имеет особое значение, что объясняется спецификой этого учебного предмета. Математика является одной из самых сложных дисциплин и вызывает сложности у многих школьников. В то же время имеются учащиеся с выраженными способностями к этому предмету.

Разноуровневое обучение – это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала  в группах уровня А, Б, С, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося.

В моей практике обучения все чаще возникают проблемы, связанные с неоднородностью состава учащихся: по их учебным возможностям, способностям, интересам, индивидуальным психологическим особенностям, уровню воспитанности. Достичь абсолютной однородности группы по составу невозможно.

Решению этой проблемы может способствовать внутренняя дифференциация учебных групп, которая составляет основу технологии разноуровневого обучения. Под дифференциацией понимается способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности личности, разделение учащихся на группы в зависимости от интересов и способностей. Цель дифференциации процесса обучения -  обеспечить каждому учащемуся условия для максимального развития его способностей, склонностей и удовлетворения.

Я выделяю в классе три группы учащихся.

Учащиеся первой группы имеют пробелы в знаниях программного материала, искажают содержание теорем в применении их к решению задач, самостоятельно могут решить задачи  в один – два шага, решение более сложных задач начинают со слепых проб, не умеют вести целенаправленный поиск решения, не могут найти связи между данными и искомыми величинами, не видят существенных зависимостей и ключевых моментов в решении задач.

Учащиеся второй группы имеют достаточные знания программного материала, могут применить их при решении стандартных задач. Затрудняются  при переходе к решению задач нового типа, но, овладев методом их решения, справляются  с решением аналогичных задач; не справляются  самостоятельно  с решением  сложных (нетиповых) задач.

Третью группу составляют учащиеся, которые могут сводить  сложную задачу к цепочке простых подзадач, переносить прежние знания  в новые условия. Эти учащиеся быстро и легко обобщают методы решения классов однородных задач, отчетливо выделяют ключевую подзадачу в решенной, могут сформулировать ее в ходе поиска решения   самостоятельно или с небольшой помощью учителя, находят несколько способов решения одной задачи.

То, что учащиеся первой группы должны решать  только простые  задачи, я считаю неверным. Поэтому  с учащимися  этой группы, как и при работе  с учениками второй и третьей групп, следует наряду с простыми задачами решать сложные. Учащимися всех трех групп может быть решена одна и та же сложная задача, но мера помощи учителя каждой из групп будет разной. Так задания, предназначенные для школьников с низким уровнем способностей, могут содержать различную помощь, например, рисунки, таблицы, пояснения и т. п. Такими «помощниками» могут служить и разнообразные алгоритмические предписания.

Дифференцированный подход целесообразно осуществлять на определенных этапах урока. Так, на этапе введения нового понятия, свойства, алгоритма необходимо работать со всем классом, без деление его на группы. Но после того  как несколько упражнений выполнено на доске, учащиеся могут приступить к дифференцированной  самостоятельной работе. Ее особенность  состоит в том, что группы получают задания, различающиеся не только содержанием, но и формой их подачи.

Например, самостоятельная работа по теме: «Сложение и вычитание многочленов».

Вариант 1.

  1. Закончить выполнение сложения и вычитания многочленов:

  1. Раскрыть скобки, используя соответствующее правило:

б)

3.  Раскрыть скобки и выполните приведение подобных слагаемых:

б)

в)

Вариант 2.

  1. Упростить выражение:

а)

б)

  1. Пусть А=  В=  С=  Составьте выражение А+В – С  и упростите его.
  2. Докажите, что значение выражения  не зависит от b.

Вариант 3.

  1. Докажите, что при всех значениях x и у  сумма многочленов  является положительным числом.
  2. Замените М многочленом так, чтобы полученное равенство было тождеством: М + (

Таким образом, разноуровневые задания облегчают организацию знаний в классе, создают условия для продвижения школьников в учебе в соответствии с их возможностями.

Разноуровневые задания, составленные с учетом возможностей учащихся, создают в классе благоприятный психологический климат. У ребят возникает чувство удовлетворения после каждого верно решенного задания. Успех, испытанный в результате преодоления трудностей, дает мощный импульс повышению познавательной активности. У учащихся, в том числе и слабых, появилась уверенность в своих силах, они уже не чувствуют страха перед новыми задачами, рискуют пробовать свои силы в незнакомой ситуации, берутся за решение более высокого уровня. Все это способствует активизации мысленной деятельности учащихся, созданию положительной мотивации к учению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.

Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети».  Тип урока: вступительный (опережаю...

Построение процесса обучения на основе инновационных технологий. Разноуровневое обучение.

Проект по курсу «Образование и общество. Актуальные проблемы преподования педагогики и психологии»...

«Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на основе технологии разноуровневого обучения в коррекционной школе I-II вида». Выступление на семинаре в Нижнекамской школе-интернате I-II вида»

«Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на основе технологии разноуровневого обучения в коррекционной школе I-II вида».Выступление  на семинаре в Нижнекамской школе-инте...

Проект по курсу «Образование и общество. Актуальные проблемы преподования педагогики и психологии» Тема проекта: Построение процесса обучения на основе инновационных технологий. Разноуровневое обучение.

Проект по курсу «Образование и общество. Актуальные проблемы преподования педагогики и психологии»Тема проекта: Построение процесса обучения на основе инновационных технологий. Разноуровне...

Проект по курсу «Образование и общество. Актуальные проблемы преподавания педагогики и психологии» Тема проекта: Построение процесса обучения на основе инновационных технологий. Разноуровневое обучение.

Проект по курсу «Образование и общество. Актуальные проблемыпреподавания педагогики и психологии»Тема проекта: Построение процесса обучения на основе инновационныхтехнологий. Разноуровнево...