Рабочая программа элективного курса Алгебра+ рациональные и иррациональные алгебраические задачи
рабочая программа по алгебре (10 класс) на тему
Данная программа элективного курса для 10 класса предназначена для совершенствования знаний по алгебре
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv_algebra10_klass.doc | 156 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бутовская средняя общеобразовательная школа Яковлевского района Белгородской области»
«Рассмотрено» на заседании МО Руководитель МО ____________Горелова К.Ф.. Протокол № ___ от «____»____________2013 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «Бутовская СОШ» ____________ Бачурина С.И. «____»____________2013 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Бутоская СОШ» _____________Романькова А.А. Приказ № ___ от «___»_______2013 г. |
Рабочая программа
по элективному курсу
«Алгебра плюс: рациональные и иррациональные алгебраические задачи»
10 класс
учителя математики
Шумовой Натальи Анатольевны
2013 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа элективного курса «Алгебра плюс: рациональные и иррациональные алгебраические задачи» для 10 класса составлена на основе программы авторского курса Землякова А.Н. «Алгебра плюс: рациональные и иррациональные алгебраические задачи» (допущенного Министерством образования и науки РФ) и опубликованной в сборнике элективных курсов в профильном обучении («Элективные курсы в профильном образовании: Образовательная область «Математика»/Министерство образования РФ – Национальный фонд подготовки кадров.— М.: Вита-Пресс, 2004). Настоящая программа конкретизирует содержание предметных тем и распределение учебных часов по разделам курса.
Элективный курс рассчитан на учащихся 10-11 классов и предполагает совершенствование подготовки школьников по освоению основных разделов математики, способствует развитию логического мышления учащихся, намечает и использует целый ряд межпредметных связей
Планирование учебного материала предлагаемого данной рабочей программой совпадает с планированием учебного материала авторской программы А.Н. Землякова по элективному курсу «Алгебра плюс: рациональные и иррациональные алгебраические задачи»
№ | Количество часов | ||
п.п | Разделы и темы | Авторская программа | Рабочая программа |
Наличие тем | 6 | 6 | |
Объем часов на прохождение всех тем[1] | 60+9 | 69 | |
Объем часов на прохождение каждой темы | |||
10 класс | 35 | 35 | |
1. | Логика алгебраических задач | 6 | 6 |
2. | Многочлены и полиноминальные алгебраические уравнения | 12+1 | 13 |
3. | Рациональные алгебраические уравнения и неравенства | 6+1 | 7 |
4.1 | Рациональные алгебраические системы | 9 | 9 |
11 класс | 34 | 34 | |
4.2 | Рациональные алгебраические системы (Продолжение) | 6+1 | 7 |
5. | Иррациональные алгебраические задачи | 9+3 | 12 |
6. | Алгебраические задачи с параметрами | 12+3 | 15 |
Количество часов на год по программе: 35 часов – в 10 классе и 34 часа –
в 11 классе. Количество часов в неделю: 1 час, что соответствует школьному учебному плану.
Используемый УМК.
- Алгебра +: рациональные и иррациональные алгебраические задачи. Элективный курс: Методическое пособие / А.Н. Земляков. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Алгебра +: рациональные и иррациональные алгебраические задачи. Элективный курс: Учебное пособие / А.Н. Земляков. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Изучение элективного курса «Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения вышей математики» в 10 классе направлено на достижение следующих целей:
- систематизация и углубление знаний, закрепление и упрочение умений, необходимых для продолжение образования в вузах с повышенными требованиями к математическому образованию выпускников средней школы;
- получение общего представления об элементарной алгебре и применяемых в ней методах как о составляющей всей математики как науки;
- развитие логической и методологической культуры, составляющей существенный компонент культуры мышления, рассматриваемый в рамках общей культуры;
- овладение общими приемами организации действий: планированием, осуществлением плана, анализом и выражением результатов действий;
- получение представления об универсальном характере математических методов, о тесной взаимосвязи элементарной алгебры с высшей математикой: арифметикой, алгеброй, математическим анализом; о единстве математики в целом;
- развитие внутренней мотивации и поисковой активности в предметной деятельности, формирование устойчивого и осознанного интереса к ней.
Изучение элективного курса «Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения вышей математики» направлено на решение следующих задач:
- получение учащимися 10 класса знаний об основных логических и содержательных типах алгебраических задач: уравнение, неравенств, совокупностей с рациональными функциями/выражениями; овладение навыками соответствующих алгебраических преобразований выражений;
- овладение логическими, аналитическими, графическими методами решения алгебраических задач с используемыми классами выражений и функций;
- получение конкретного представления о взаимосвязях высшей математики с элементарной алгеброй на основе использования методов высшей математики при решении алгебраических задач.
Формы организации занятий: лекции, семинары, дискуссии, диспуты, доклады-отчеты об осуществлении «поисковой» работы в книжно-журнальных областях и в Интернете.
Формы деятельности на занятиях: индивидуальная, фронтальная, парная (пары сменного состава), групповая.
Дидактический материал подобран для учащихся с разным уровнем подготовки: от простых до конкурсных и олимпиадных задач. На занятиях осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.
В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ.
Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса.
В результате изучения элективного курса ученик должен
знать/понимать
- Логику решения алгебраических задач: уравнений, неравенств с переменными, систем, совокупностей;
- Алгоритм деления многочленов с остатком. Теорему Безу. Разложение многочленов. Систему и теорему Виета.
- Элементы перечислительной комбинаторики: перестановки, сочетания, размещения, перестановки с повторениями. Формулу Ньютона для степени бинома.
- Многочлены низших степеней. Поиск корней и разложений. Теоремы Виета для квадратичных и кубических многочленов.
- Рациональные уравнения и неравенства. Методы замены и разложения. Метод интервалов. Метод эквивалентных переходов. Схемы решения задач с модулями.
В результате изучения элективного курса учащийся должен:
уметь
- проводить логически грамотные преобразования выражений и эквивалентные преобразования алгебраических задач;
- использовать основные методы при решении алгебраических задач с различными классами функций, встречающиеся на вступительных экзаменах в вузы.
- анализировать различные задачи и ситуации, выделять главное, достоверное в той или иной информации;
- конструктивно подходить к предлагаемым заданиям;
- планировать и проектировать свою деятельность, проверять и оценивать ее результаты.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- решения практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
- устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
- интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Календарно-тематическое планирование
по элективному курсу «Алгебра плюс: рациональные и иррациональные алгебраические задачи» для 10 класса.
№ урока | № пункта[2] | Наименование раздела и тем | Подготовка к ЕГЭ | Сроки прохождения материала | Примечание | |
План | Факт | |||||
1. Логика алгебраических задач (6ч.) | ||||||
1.1 | 1.1.1 1.1.2 | Элементарные алгебраические задачи как предложения с переменными. Множество решений задач. Следование и равносильность задач | 2.2.1 | 4.09 | ||
2.2 | 1.1.3 1.1.5 1.1.6 | Уравнения с переменными. Числовые неравенства и неравенства с переменной. Свойства числовых неравенств | 2.2.1 | 11.09 | ||
3.3 | 1.1.4 | Сложные алгебраические задачи. Конъюнкция и дизъюнкция предложений. Системы и совокупности задач | 2.2.1 | 18.09 | ||
4. 4 | 1.2.1 | Алгебраические задачи с параметрами | 2.2.1 | 25.09 | ||
5.5 | 1.2.2 1.2.3 | Логические задачи с параметрами. Задачи на следование и равносильность | 2.2.1 | 9.10 | ||
6.6 | 1.2.4 1.2.5 | Интерпретация задач с параметрами на координатной плоскости | 2.2.2 | 16.10 | ||
2. Многочлены и полиноминальные алгебраические уравнения (13 ч23.10.) | ||||||
7.1 | 2.1.1 2.1.2 | Представление о целых рациональ-ных алгебраических выражениях. Степень многочлена. Кольца многочленов. | 2.2.2 | 30.10 | ||
№ урока | № пункта[3] | Наименование раздела и тем | Подготовка к ЕГЭ | Сроки прохождения материала | Примечание | |
План | Факт | |||||
8.2 | 2.1.4 | Делимость и деление многочленов с остатком. Алгоритмы деления с остатком. | 2.2.2 | 13.11 | ||
9.3 | 2.1.3 2.1.5 | Теорема Безу. Корни многочленов. Следствия из теоремы Безу: теоремы о делимости на двучлен и о числе корней многочленов. Кратные корни. | 2.2.2 | 20.11 | ||
10.4 | 2.2.1 2.2.2 | Полностью разложимые многочлены и система Виета. Общая теорема Виета. | 2.2.2 | 27.11 | ||
11.5 | 2.2.3- 2.2.8 | Элементы перечислительной комбинаторики: перестановки, сочетания, размещения, перестановки с повторениями. Формула Ньютона для степени бинома. | 2.2.5 | 4.12 | ||
12.6 | 2.3.1 2.3.2 | Квадратный трехчлен: линейная замена, график, корни, разложение, теорема Виета. Квадратичные неравенства: метод интервалов и схема знаков квадратного трехчлена. | 2.2.5 | 11.12 | ||
13.7 | 2.3.3 2.3.4 | Кубические многочлены. Теорема о существовании корня у полинома нечетной степени. Угадывание корней и разложение. Формула Кардано | 2.2.5 | 18.12 | ||
14.8 | 2.3.5 | Графический анализ кубического уравнения х3+Ах=В. | 2.2.5 | 25.12 | ||
15.9 | 2.3.6 | Уравнения степени 4. Биквадратные уравнения. Представление о методе замены. Схема разложения Феррари | 2.2.5 | 15.01 | ||
16. 10 | Административная рубежная контрольная работа | 23.01 | ||||
17.11 | 2.4.1- 2.4.3 | Полиноминальные уравнения высших степеней. Понижение степени заменой и разложением | 2.2.8 | 29.01 | ||
18.12 | 2.4.4 | Теоремы о рациональных корнях многочленов с целыми коэффициентами | 2.2.8 | 5.02 | ||
19.13 | 2.4.5 2.4.6 | Приемы установления иррациональности и рациональности чисел | 2.2.8 | 12.02 | ||
№ урока | № пункта[4] | Наименование раздела и тем | Подготовка к ЕГЭ | Сроки прохождения материала | Примечание | |
План | Факт | |||||
3. Рациональные алгебраические уравнения и неравенства (7 ч.) | ||||||
20.1 | 3.1.1- 3.1.3 | Представление о рациональных алгебраических выражениях. Дробно-рациональные алгебраичес-кие уравнения. Общая схема решения. | 2.2.8 | 19.02 | ||
21.2 | 3.2.1 3.2.2 | Метод замены при решении дробно-рациональных уравнений. | 2.2.8 | 26.02 | ||
22.3 | 3.2.3 3.2.4 | Дробно-рациональные алгебраические неравенства. Общая схема решения методом сведения к совокупностям систем | 2.2.9 | 5.03 | ||
23.4 | 3.2.5 | Метод интервалов решения дробно-рациональных алгебраических неравенств | 2.2.9 | 12.03 | ||
24.5 | 3.2.6 | Метод оценки. Использование монотонности. Метод замены при решении неравенств. | 2.2.9 | 19.03 | ||
25.6 | 3.2.7 | Неравенства с двумя переменными. Множества решений на координатной плоскости. | 2.2.9 | 2.04 | ||
26.7 | 3.2.8 | Стандартные неравенства. Метод областей. | 2.2.9 | 9.04 | ||
4. Рациональные алгебраические системы (9ч.) | ||||||
27.1 | 4.1 | Уравнения с несколькими переменными. Рациональные уравнения с двумя переменными. Однородные уравнения с двумя переменными | 2.2.9 | 16.04 | ||
28.2 | 4.2 | Рациональные алгебраические системы. Метод подстановки. Метод исключения переменной. Равносильные линейные преобразования систем. | 2.2.10 | 23.04 | ||
29.3 | 4.2 | Однородные системы уравнений с двумя переменными | 2.2.10 | 30.04 | ||
30.4 | 4.3.1 | Замена переменных в системах уравнений | 2.2.10 | 7.05 | ||
31.5 | 4.3.3 | Симметрические выражения от двух переменных. Теорема Варинга-Гаусса о представлении симметрических многочленов через элементарные | 2.2.10 | 14.05 | ||
№ урока | № пункта[5] | Наименование раздела и тем | Подготовка к ЕГЭ | Сроки прохождения материала | Примечание | |
План | Факт | |||||
33.7 | 4.3.3 | Системы Виета и симметрические системы с двумя переменными | 2.2.10 | 21.05 | ||
34.8 | 4.4.1 | Метод разложения при решении систем уравнений | 28.05 | |||
35.9 | Административная итоговая контрольная работа |
Повторение и подготовка к ЕГЭ содержит коды по Кодификатору элементов содержания по МАТЕМАТИКЕ для составления контрольных измерительных материалов государственного экзамена 2013г. (Приложение 1).
Содержание тем элективного курса «Алгебра плюс: рациональные и иррациональные алгебраические задачи»
10 класс
Тема 1. Логика алгебраических задач ( 6 часов)
Элементарные алгебраические задачи как предложения с переменными.
Множество решений задач. Следование и равносильность (эквивалентность) задач.
Уравнения с переменными. Числовые неравенства и неравенства с переменной. Свойства числовых неравенств.
Сложные (составные) алгебраические задачи. Конъюнкция и дизъюнкция предложений. Системы и совокупность задач.
Алгебраические задачи с параметрами.
Логические задачи с параметрами. Задачи на следование и равносильность.
Интерпретация задач с параметрами на координатной плоскости.
Тема 2. Многочлены и полиноминальные алгебраические уравнения (13 часов)
Представление о целых рациональных алгебраических выражениях. Многочлены над полями R, Q и над кольцом Z. Степень многочлена. Кольца многочленов.
Делимость и деление многочленов с остатком. Алгоритмы деления с остатком.
Теорема Безу. Корни многочленов. Следствия из теоремы Безу: теоремы о делимости на двучлен и о числе корней многочленов. Кратные корни.
Полностью разложимые многочлены и система Виета. Общая теорема Виета.
Квадратичные неравенства: метод интервалов и схема знаков квадратного трехчлена.
Кубические многочлены. Теорема о существовании корня у полинома нечетной степени. Угадывание корней и разложение.
Куб суммы/разности. Линейная замена и укороченное кубическое уравнение. Формула Кардано.
Графический анализ кубического уравнения х3 + Ах = B. Неприводимый случай (три корня) и необходимость комплексных чисел.
Уравнения степени 4. Биквадратные уравнения. Представление о методе замены.
Линейная замена, основанная на симметрии.
Угадывание корней. Разложение. Метод неопределенных коэффициентов. Схема разложения Феррари.
Полиномиальные уравнения высших степеней. Понижение степени заменой и разложением. Теоремы о рациональных корнях многочленов с целыми коэффициентами.
Приемы установления иррациональности и рациональности чисел.
Тема 3. Рациональные алгебраические уравнения и неравенства (7 часов)
Представление о рациональных алгебраических выражениях. Симметрические, кососимметрические и возвратные многочлены и уравнения.
Дробно- рациональные алгебраические уравнения. Общая схема решения.
Метод замены при решении дробно- рациональных уравнений.
Дробно- рациональные алгебраические неравенства. Общая схема решения методом сведения к совокупностям систем.
Метод интервалов решения дробно-рациональных алгебраических неравенств.
Метод интервалов решения дробно-рациональных алгебраических неравенств.
Метод оценки. Использование монотонности. Метод замены при решении неравенств.
Неравенства с двумя переменными. Множества решений на координатной плоскости. Стандартные неравенства. Метод областей.
Тема 4. Рациональные алгебраические системы (9 часов)
Уравнения с несколькими переменными. Рациональные уравнения с двумя переменными. Однородные уравнения с двумя переменными.
Рациональные алгебраические системы. Метод подстановки. Метод исключения переменной. Равносильные линейные преобразования систем.
Однородные системы уравнений с двумя переменными.
Замена переменных в системах уравнений.
Симметрические выражения от двух переменных. Теорема Варинга- Гаусса о представлении симметрических многочленов через элементарные. Рекуррентное представление сумм степеней через элементарные симметрические многочлены (от двух переменных).
Системы Виета и симметрические системы с двумя переменными.
Метод разложения при решении систем уравнений.
Формы промежуточной и итоговой аттестации: промежуточная аттестация проводится в форме тестов, рефератов и самостоятельных работ. Итоговая аттестация предусмотрена в виде административных контрольных работ.
Литература
- Инструктивно-методическое письмо «О преподавании математики в 2011-2012 учебном году».
- Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Математика»/ Министерство образования РФ – национальный фонд подготовки кадров. – М.: Вита –Пресс, 2004. – 96с
- Алгебра +: рациональные и иррациональные алгебраические задачи. Элективный курс: Методическое пособие / А.Н. Земляков. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Алгебра +: рациональные и иррациональные алгебраические задачи. Элективный курс: Учебное пособие / А.Н. Земляков. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
[1] Согласно авторской программе А.Н. Землякова на изучение курса отводится общее число часов – 60, резерв – 9 (10-11 классы).
[2] Алгебра +: рациональные и иррациональные алгебраические задачи. Элективный курс: Учебное пособие / А.Н. Земляков. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
[3] Алгебра +: рациональные и иррациональные алгебраические задачи. Элективный курс: Учебное пособие / А.Н. Земляков. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
[4] Алгебра +: рациональные и иррациональные алгебраические задачи. Элективный курс: Учебное пособие / А.Н. Земляков. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
[5] Алгебра +: рациональные и иррациональные алгебраические задачи. Элективный курс: Учебное пособие / А.Н. Земляков. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по физике «Методы решения физических задач»(10-11 класс)
Рабочая программа по физике "Методы решения физических задач" для 10-11 классов. Курс расчитан на 2 года обучения (68 часов). Программа включает разделы:пояснительная записка, общая характеристика кур...
Рабочая программа элективного курса по математике для 10 класса "Задачи с параметрами"
Понятие параметра является математическим понятием, которое часто используется в школьном курсе математики и в смежных дисциплинах. ...
Рабочая программа элективного курса "Алгебра плюс: полиномиальные алгебраические уравнения. Нестандартные способы решения тригонометрических уравнений, неравенств, систем"
Программа состалена на основе авторской программы элективного курса "Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики"....
Рабочая программа элективного курса "Алгебра плюс:Элементарная алгебра с точки зрения высшей математики"
Рабочая программа элективного курса для углубленного изучения математики, в профильном классе....
Рабочая программа элективного курса Алгебра+ рациональные и иррациональные алгебраические задачи
Данная рабочая программа разработана для 11 класса и содержит материал для подготовке к ЕГЭ...