рабочая программа внеурочной деятельности по математике
рабочая программа по алгебре (7 класс) на тему
Рабочая программа курса внеурочной деятельности учащихся
«Пифагорики»
по общеинтеллектуальному направлению
Данный курс ориентирует школьников на поиск «красивых», решений математических задач, подводит к открытию новых для них математических фактов, способствует повышению их математической и общей культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 48.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Белоярская средняя школа»
Согласовано | Согласовано |
Утверждено приказом по школе№ .
Рабочая программа курса внеурочной деятельности учащихся
«Пифагорики»
по общеинтеллектуальному направлению
Класс- 7В класс
Сроки реализации- 1 год
Количество часов – 35 часов
Учитель – Кузьмина Е.В.
с. Белый Яр
2015 г.
Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе учебной литературы «Факультативные занятия «Математика после уроков» 7 класс: пособие для учащихся учреждений общ. сред. образования / сост. Т.С. Безлюдова – Мозырь: Белый Ветер, 2015.» с учётом требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, нормативно-правовых
Данная модифицированная программа составлена на основе документов:
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- СанПиН,2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002), раздел 2.9;
- Положение о внеурочной деятельности МБОУ «Белоярская СШ».
Актуальность:
Данный курс ориентирует школьников на поиск «красивых», решений математических задач, подводит к открытию новых для них математических фактов, способствует повышению их математической и общей культуры.
Практическая значимость:
Содержание курса составляют разнообразные задачи, имеющие жизненно-практическую ценность, что положительно скажется на понимании обучающимися прикладного характера знаний по математике, поскольку математика проникла практически во все сферы человеческой жизни. Современное производство, компьютеризация общества, внедрение современных информационных технологий требуют математической грамотности. Это предполагает определённый стиль мышления, вырабатываемый математикой. Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений.
Цель курса: Создание условий для формирования у обучающихся логического мышления, интереса к предмету, представления о математике как части общечеловеческой культуры.
Задачи курса
образовательные:
- обучение методам и приёмам решения нестандартных задач, требующих применения высокой логической культуры и развивающих научно- теоретическое и алгоритмическое мышление;
- обучение школьников применению полученных знаний при решении различных прикладных задач.
развивающие:
- развитие самостоятельного и творческого мышления обучающихся, активизация мыслительной деятельности в условиях ограниченного времени;
- расширение кругозора обучающихся через работу с дополнительным материалом, дополнительной литературой и самообразование.
воспитательные:
- формирование навыков и интереса к научной и исследовательской деятельности;
- воспитание эстетического восприятия обучающимися красоты математических преобразований.
Особенность группы учащихся:
Возраст учащихся 12-13 лет. Программа курса составлена с учётом возрастных и психофизических особенностей учащихся 7 классов; оптимальная наполняемость группы учащихся –12- 13 человек. Дети на занятия набираются в добровольном порядке, по заявлению родителей.
Формы и методы организации занятий курса:
Основной формой деятельности на занятиях курса являются занятия в группах не постоянного состава. Творческий характер заданий и необязательность домашнего задания для всех обучающихся является здоровьесберегающим условием реализации программы.
Место курса в учебном плане:
Срок реализации программы курса – 1 год. Количество часов 35 часов - 1 час в неделю.
Программа внеурочного курса «Пифагорики» для учащихся 7 классов является расширением предмета «Математика». Основополагающими принципами построения курса являются: научность в сочетании с доступностью; практико-ориентированность, метапредметность и межпредметность.
Данный курс имеет общеобразовательный, межпредметный характер, освещает роль и место математики в современном мире. Темы занятий независимы друг от друга и могут изучаться в любом разумном порядке.
- Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой. В основе внеурочного курса лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент курса, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и результат образования;
- учет индивидуальных возрастных и интеллектуальных особенностей обучающихся;
- обеспечение преемственности начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
- разнообразие видов деятельности и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
- гарантированность достижения планируемых результатов освоения внеурочного курса, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Методы и приемы, используемые при изучении курса:
- Знакомство с историческим материалом по всем изучаемым темам.
- Иллюстративно-наглядный метод, как основной метод всех занятий.
- Индивидуальная и дифференцированная работа с учащимися.
- Дидактические игры, содержание которых способствует развитию мыслительных операций, освоению вычислительных приемов, навыков в беглости счета и т.д. Игру считают одной из движущих сил учебного процесса, как создающую условия, при которых дети испытывают радость познания. Увлеченные игрой, дети проявляют сообразительность, с большей самостоятельностью преодолевают трудности, психологические барьеры, предоставляет широкие возможности для осуществления дифференцированного подхода к учащимся при их обучении, для развития творческих и интеллектуальных способностей, наблюдательности, эмоциональности и логического мышления.
Использование вышеперечисленных методов в непринужденной обстановке создает атмосферу большой заинтересованности в работе.
Прогнозируемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Пифагорики»
Сформулированная цель реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность математики заключается в том, что математические знания и способы деятельности имеют значимость для других предметных областей и используются при их изучении.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Изучение математики в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:
1) в личностном направлении:
• умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, пониматьсмысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
• критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
• представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
• креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
• умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
• способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
2) в метапредметном направлении:
• первоначальные представления об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
• умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
• умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
• умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
• умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки;
• умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
• понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
• умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
• умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
3) в предметном направлении:
• овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания, представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, уравнение, функция, вероятность) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
• умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), грамотно применять математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики;
• умение проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
• развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел, овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
• умение применять аппарат уравнений для решения задач из различных разделов курса;
• овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение на основе функционально-графических представлений описывать и анализировать реальные зависимости;
• овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях;
• овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
• усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне — о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практическихзадач;
• умения измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;
• умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные действия
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
Умение анализировать объекты с целью выделения признаков | |
анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков | |
Умение выбрать основание для сравнения объектов | |
сравнивает по заданным критериям два три объекта, выделяя два-три существенных признака | осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии |
Умение выбрать основание для классификации объектов | |
проводит классификацию по заданным критериям | осуществлять классификацию самостоятельно выбирая критерии |
Умение доказать свою точку зрения | |
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах, связях | строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей |
Умение определять последовательность событий | |
устанавливать последовательность событий | устанавливать последовательность событий, выявлять недостающие элементы |
Умение определять последовательность действий | |
определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов | определять последовательность выполнения действий, составлять инструкцию (алгоритм) к выполненному действию |
Умение понимать информацию, представленную в неявном виде | |
понимать информацию, представленную в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию). | понимать информацию, представленную в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию) и самостоятельно представлять информацию в неявном виде. |
Регулятивные универсальные действия
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
Умение принимать и сохранять учебную цель и задачи | |
Принимать и сохранять учебные цели и задачи | в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи |
Умение контролировать свои действия | |
осуществлять контроль при наличии эталона | Осуществлять контроль на уровне произвольного внимания |
Умения планировать свои действия | |
планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации | планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации в новом учебном материале |
Умения оценивать свои действия | |
оценивать правильность выполнения действия на уровне ретроспективной оценки | самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия |
Коммуникативные универсальные действия
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
Умение объяснить свой выбор | |
строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора | строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора и отвечать на поставленные вопросы |
Умение задавать вопросы | |
формулировать вопросы | формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером |
Результаты программы
В результате изучения соответствующих тем учащиеся должны: самостоятельно решать нестандартные задания и головоломки; находить рациональные способы решения, показывать сообразительность, математическую культуру.
Положительным результатом изучения тем курса является участие в научно-практической конференции по математике, повышение интереса у учащихся к математике через решение нестандартных задач и применение полученных знаний в реальной жизни; развитие атематических и конструкторских способностей школьников; развитие познавательных способностей учащихся; формирование опыта творческой и исследовательской деятельности.
Результаты изучения курса «Пифагорики» будут отслеживаться в процессе участия в математическом конкурсе «Кенгуру», во всероссийской олимпиаде и других олимпиадах и конкурсах по математике.
Основное содержание программы:
№ | Название темы | Содержание тем | Кол-во часов |
| Вводное занятие | Техника безопасности. Правила внутреннего распорядка и поведения внутри коллектива. Занимательные задания для общения и знакомства | 1 |
Логика в математике. | Закрепление решения 3 типов задач. Определение элементов множеств с использованием кругов Эйлера-Венна. Школьные истории и составленные на их основе математические задачи. | 4 | |
| Комбинаторика | Правило суммы, правило произведения, составление комбинаций, перебор вариантов, перестановки без повторений, сочетания без повторений, перестановки с повторениями, размещения с повторениями, сочетания с повторениями. | 6 |
Задачи на переливание | Задачи на переливания. Условие определения необходимого количества жидкости с использованием двух сосудов. Моделирование различных способов при переливании жидкости с наличием n-сосудов. | 2 | |
Задачи на взвешивание | Взвешивание монет и предметов. Определение нужной монеты на чашечных весах за минимальное число взвешиваний. Нахождение n-ой монеты. | 2 | |
Логические задачи со спичками | Математические задания со спичками. Задачи на перемещение наименьшего числа спичек. Построение окружающих предметов и геометрических фигур с использованием спичек. | 2 | |
Геометрические миниатюры | Дополнительные построения Геометрические преобразования. Симметрия в теории игр. Метод выигрышной позиции. | 2 | |
Занимательные задания на товарно-денежные отношения | Моделирование исторических задач математического содержания на товарно-денежные отношения. Занимательные задачи о покупках. Занимательные задачи о покупках. Методы решения задач при продаже товаров в процессе их подорожании. | 2 | |
Интеллектуальная игра | Закрепление тем | 5 | |
Математические задачи с использованием циферблата часов | Математические задания с использованием циферблата часов. Различные виды углов и их периодичность на основе часовой и минутной стрелок | 2 | |
Олимпиадные задачи | Задачи конкурса «Кенгуру», школьных олимпиад: решение задач прошлых лет. | 7 | |
ИТОГО: | 35 |
Календарно-тематическое планирование учебного курса
№ | Дата | Название темы | Основные виды учебной деятельности | |
План | Факт | |||
02.09 | Водное занятие. Интеллектуальный турнир «Счастливый случай» | Приобретают опыт взаимодействия со взрослыми и детьми, осваивают основные этикетные нормы, учатся правильно выражать свои мысли и чувства. Учатся соблюдать правила техники безопасности. | ||
09.09 | Решение логических задач. | Учатся решать логические задачи с помощью таблицы. | ||
16.09 | В стране рыцарей и лжецов | Учатся решать логические задачи на истинные и ложные высказывания | ||
23.09 | Круги Эйлера | Формируется определение элементов множеств с использованием кругов Эйлера-Венна. | ||
30.09 | Логические задачи и принцип Дирехле | Школьные истории и составленные на их основе математические задачи. | ||
07.10 | Интеллектуальная игра «Счастливый случай» | Применяют умение решать задачи с помощью кругов Эйлера в группах. | ||
14.10 | Перестановки, маневры | Учатся решать задачи с перестановками, маневрами, сочетания без повторений, перестановки с повторениями, размещения с повторениями, сочетания с повторениями. | ||
21.10 | ||||
28.10 | ||||
11.11 | Четность | Учатся решать задачи на применение в решения четности чисел. | ||
18.11 | Знакомятся с Пифагоровыми квадраты в музыкальных вариациях. | |||
25.11 | Комбинаторика | Учатся составлять комбинаций с различным перебор вариантов. | ||
2.12 | Интеллектуальный турнир «Математическое лото» | Применяют умение решать задачи по темам четность, перестановки в группах. | ||
09.12 | Задачи на переливание | Учатся определять необходимое количество жидкости с использованием двух сосудов. | ||
16.12 | Задачи на переливание | Учатся решать задачи на моделирование различных способов при переливании жидкости с наличием n-сосудов | ||
23.12 | Задачи на взвешивание | Учатся определять нужную монету на чашечных весах за минимальное число взвешиваний. | ||
30.12 | Задачи на взвешивание | Учатся решать задачи на нахождение n-ой монеты или n-ого предмета разного веса. Решение задач о монетах двух различных весов. | ||
13.01 | Интеллектуальная игра «Счастливый случай» | Применяют умение решать задания по темам задачи на переливание, на взвешивание, со спичками | ||
20.01 | Логические задачи со спичками | Учатся решать математические задания со спичками, задачи на перемещение наименьшего числа спичек. Построение окружающих предметов и геометрических фигур с использованием спичек. | ||
27.01 | ||||
03.02 | Геометрические миниатюры | Учатся производить дополнительные построения, геометрические преобразования. Применяют симметрию в теории игр, метод выигрышной позиции. | ||
10.02 | ||||
17.02 | Интеллектуальная игра | Применяют умение решать задания со спичками в группах. | ||
24.02 | Занимательные задания на товарно-денежные отношения | Знакомятся с историческими задачами математического содержания на товарно-денежные отношения. Учатся решать занимательные задачи о покупках. | ||
02.03 | Занимательные задания на товарно-денежные отношения | Формируют представление о методах решения задач при продаже товаров в процессе их подорожании | ||
09.03 | Интеллектуальная игра | Применяют умение решать задания | ||
16.03 | Математические задачи с использованием циферблата часов | Учатся решать математические задания с использованием циферблата часов. Различные виды углов и их периодичность на основе часовой и минутной стрелок | ||
23.03 | ||||
06.04 | Олимпиадные задачи | Знакомятся с различными задачами прикладного характера, расширяющими базовый курс школьной математики. | ||
13.04 | Олимпиадные задачи | |||
20.04 | Олимпиадные задачи | |||
27.04 | Олимпиадные задачи | |||
04.05 | Олимпиадные задачи | |||
18.05 | Олимпиадные задачи | |||
25.05 | Интеллектуальный турнир «Морской бой» |
ЛИТЕРАТУРА
- Олехник С.Н. " Старинные занимательные задачи" Наука.1988 год.
- Доморяд А.П. " Математические игры и развлечения" М. 1961 год.
- Аменицкий Н.Н., Сахаров И.П. Забавная арифметика. – М.: Наука, 1992. – 122с.
- Нагибин Ф.Ф. Канин С.С. Математическая шкатулка: М.: Просвещение, 1988. – 128с.
- Кордемский Б.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1986. – 141 с.
- Энциклопедический словарь юного математика / Сост. А.П. Савин. – М.: Педагогика, 1989. – 352 с.
- Едуш О.Ю. Подсказки на каждый день. – М.:Владос, 1999
- Гусев В.А. Комбаров А.П. Математическая разминка.
- Занимательные дидактические материалы по математике. Сборник заданий. Выпуск 2 / Авт.- сост. Трошин В.В. – Глобус, 2008. – 282с. – ( Учение с увлечением).
- Занимательные дидактические материалы по математике. Сборник заданий. Авт.- сост. Трошин В.В. – Глобус, 2008. – 298с. – ( Учение с увлечением).
- Математика. 5-11 классы. Коллективный способ обучения: конспекты уроков, занимательные задачи / авт.-сост. И.В.Фотина.- Волгоград: Учитель, 2009.- 135с.
- Математика. 5-9 классы. Развитие математического мышления: олимпиады, конкурсы / авт.-сост. И.В.Фотина.- Волгоград: Учитель, 2010.- 202с.
- Занимательная математика на уроках и внеклассных мероприятиях. 5-8 классы / авт.-сост. Ю.В. Щербаков. – М.: Глобус,2008г – 174с. – ( Учение с увлечением).
- Ященко И.В. Приглашение на Математический праздник. – 3е изд., испр.и доп. – М.:МЦНМО, Издательство «Экзамен», 2009. – 140с.
- Фарков.А.В. Математические олимпиады: методика подготовки. 5-8 классы. – М.: ВАКО, 2014. – 176с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «Математика после уроков»
Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика после уроков" для учащихся 5 класса....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «Математика после уроков»
Рабочая программа Внеурочной деятельности "Математика после уроков" , 5 класс...
Рабочая программа внеурочного модуля «Математика вокруг нас» 5 класс
Актуальность программыМатематика возникла на основе практической деятельности людей и в начале своего развития служила преимущественно практическим целям. Оторванность математических знаний школьного ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика для любознательных" для 6 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика для любознательных"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика-часть нашей жизни", 7 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика-часть нашей жизни" 7 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности. МАТЕМАТИКА. Теория графов для решения задач. 7 класс
Данная рабочая программа составлена для проведения занятий внеурочной деятельности для учащихся 7 классов, интресующихся областями за рамками содержания учебного предмета на уроках в классе. Реализаци...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Математика с увлечением» , 34ч
Рабочая программа внеурочной деятельности по математики предназначена для 9 класса...