Рабочая программа по Алгебре и началам анализа, 10 (профильный) класс
рабочая программа по алгебре (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Структура документа.
Настоящая программа по алгебре и началам математического анализа для 10 класса (профильный уровень) составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), примерной программы для общеобразовательных учреждений по алгебре и началам математического анализа к УМК «Алгебра - 10 класс. Профильный уровень - автор А.Г.Мордкович» [Программы для общеобразовательных учреждений. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы. Авторы-составители И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович – М.: Мнемозина, 2009.]
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и показывает распределение учебных часов по разделам курса. Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение алгебры и началам математического анализа в 10 (профильный уровень) классе отводится 136 часов из расчёта 4 часа в неделю. Рабочая программа по алгебре для 10 класса рассчитана на это же количество часов.
Цели изучения математики:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование умений точно, грамотно, аргументировано излагать мысли как в устной, так и в письменной форме, овладение методами поиска, систематизации, анализа, классификации информации из различных источников (включая учебную, справочную литературу, современные информационные технологии);
- формирование представлений об идеях и методах математики как средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Отличительных особенностей рабочей программы по сравнению с примерной нет.
Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.
Уровень обучения: профильный.
Формы промежуточной и итоговой аттестации.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных, самостоятельных работ, тестов.
Содержание программы
- Действительные числа
Натуральные и целые числа. Делимость чисел. Основная теорема арифметики натуральных чисел. Рациональные, иррациональные, действительные числа, числовая прямая. Числовые неравенства. Аксиоматика действительных чисел. Модуль действительного числа. Метод математической индукции.
- Числовые функции
Определение числовой функции, способы ее задания, свойства функций. Периодические и обратные функции.
- Тригонометрические функции
Числовая окружность на координатной плоскости. Синус и косинус. Тангенс и котангенс. Тригонометрические функции числового аргумента. Тригонометрические функции углового аргумента, их свойства и графики. Сжатие и растяжение графиков тригонометрических функций. Обратные тригонометрические функции.
- Тригонометрические уравнения и неравенства
Простейшие тригонометрические уравнения и неравенства. Методы решения тригонометрических уравнений: введение новой переменной, разложение на множители, однородные тригонометрические уравнения.
- Преобразование тригонометрических выражений
Формулы сложения, приведения, двойного аргумента, понижения степени. Преобразование суммы тригонометрических функций в произведение. Преобразование произведений тригонометрических функций в суммы. Методы решения тригонометрических уравнений (продолжение).
- Комплексные числа.
Комплексные числа и арифметические операции над ними. Комплексные числа и координатная плоскость. Тригонометрическая форма записи комплексного числа. Комплексные числа и квадратные уравнения. Возведение комплексного числа в степень. Извлечение квадратного и кубического корня из комплексного числа.
- Производная
Определение числовой последовательности и способы ее задания. Свойства числовых последовательностей.
Определение предела последовательности. Свойства сходящихся последовательностей. Вычисление пределов последовательностей. Сумма бесконечной геометрической прогрессии.
Предел функции на бесконечности. Предел функции в точке. Приращение аргумента. Приращение функции.
Задачи, приводящие к понятию производной. Определение производной. Алгоритм отыскания производной. Формулы дифференцирования. Правила дифференцирования. Понятие производной n-го порядка. Дифференцирование сложной функции. Дифференцирование обратной функции. Уравнение касательной к графику функции. Алгоритм составления уравнения касательной к графику функции y = f(x).
Применение производной для доказательства тождеств и неравенств. Построение графиков функций. Применение производной для отыскания наибольших и наименьших значений непрерывной функции на промежутке. Задачи на оптимизацию.
- Комбинаторика и вероятность.
Правило умножения. Перестановки и факториалы. Выбор нескольких элементов. Сочетания и размещения. Бином Ньютона. Случайные события и их вероятности.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения математики на профильном уровне ученик должен знать/понимать:
- значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
- значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа;
- универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
- вероятностный характер различных процессов окружающего мира;
- роль аксиоматики в математике; возможность построения математических теорий на аксиоматической основе.
Тема: Числовые и буквенные выражения. Начала математического анализа.
Учащийся должен уметь:
- выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приёмы, применение вычислительных устройств; находить значение корня натуральной степени, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчётах; выполнять действия с комплексными числами, пользоваться геометрической интерпретацией комплексных чисел, в простейших случаях находить комплексные корни уравнений с действительными коэффициентами.
- проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени и тригонометрические функции;
- вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и физических – на наибольшее и наименьшее значения, на нахождение скорости и ускорения.
Тема: Уравнения и неравенства
Учащийся должен уметь:
- решать тригонометрические уравнения и их системы;
- составлять уравнения и неравенства по условию задачи;
- использовать для приближенного решения уравнений и неравенств графический метод;
- изображать на координатной плоскости множества решений простейших уравнений и их систем.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для построения и исследования простейших математических моделей.
Тема: Функции и графики
Учащийся должен уметь:
- определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
- строить графики изученных функций;
- описывать по графику и в простейших случаях по формуле поведение и свойства функций, находить по графику функции наибольшее и наименьшее значения;
- решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, для интерпретации графиков.
Тема: Элементы комбинаторики
Учащийся должен уметь:
- решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул, треугольника Паскаля; вычислять коэффициенты бинома Ньютона по формуле и с использованием треугольника Паскаля
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков.
Количество часов за год: 136
Количество часов в неделю: 4
Количество контрольных работ: а) за первое полугодие – 4;
б) за год – 8;
Количество лабораторных и других видов практических работ (указать сколько и каких) - нет
Планирование составлено в соответствии Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования [Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования по математике //«Вестник образования» -2004 - № 14 - с.107-119.] и программы общеобразовательных учреждений [Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы. Авторы-составители И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович – М.: Мнемозина, 2009.]
Список литературы для обучающихся.
- Алгебра и начала математического анализа. 10 класс. Часть 1.: учебник / А.Г.Мордкович, П.В. Семенов –2е изд. - М.: МНЕМОЗИНА, 2012.
- Алгебра и начала математического анализа. 10 класс. Часть 2.: задачник / А.Г.Мордкович, П.В. Семенов –2-е изд. - М.: МНЕМОЗИНА, 2012.
- Алгебра и начала математического анализа. Контрольные работы.10 класс профильный уровень / В.И.Глизбург под редакцией А.Г.Мордковича.– М.: Мнемозина, 2009.
- Алгебра и начала математического анализа. Самостоятельные работы.10 класс / Л.А.Александрова под редакцией А.Г.Мордковича.– М.: Мнемозина, 2008.
Календарно-тематическое планирование.
№ урока п/п | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Знания, умения и навыки | Дата проведения (план) | Примечание | ||||
1-4 | Повторение материала 7-9 классов. | 4 | |||||||
5 | Вводная контрольная работа | 1 | |||||||
Глава I. Действительные числа. (12 часов) | |||||||||
6-8 | §1. Натуральные и целые числа. | 3 | Знать определение натуральных и целых чисел. Уметь находить НОК и НОД чисел. Уметь применять признаки делимости, раскладывать составное число на простые множители. Уметь применять определение модуля при построении графиков, содержащих знак модуля, решать уравнения и неравенства. Знать и уметь применять метод математической индукции | ||||||
9 | §2. Рациональные числа. | 1 | |||||||
10,11 | §3. Иррациональные числа. | 2 | |||||||
12 | §4.Множество действительных чисел. | 1 | |||||||
13,14 | §5. Модуль действительного числа. | 2 | |||||||
15 | Контрольная работа №1 по теме: «Действительные числа» | 1 | 28.09.2016 | ||||||
16,17 | §6. Метод математической индукции. | 2 | |||||||
Глава II. Числовые функции (10 часов) | |||||||||
18,19 | §7. Определение числовой функции. Способы ее задания. | 2 | Знать понятие функции и другие функциональные терминологии. - находить наибольшее и наименьшее значения функции; - строить периодические функции. Знать определение обратной функции. Уметь находить обратную функцию и строить ее график. | ||||||
20-23 | §8. Свойства функции. | 4 | |||||||
24 | §9. Периодические функции. | 1 | |||||||
25 | §10. Обратная функция. | 1 | |||||||
26 | § 3. Обратная функция. | 1 | |||||||
27 | Контрольная работа №2 «Числовые функции». | 1 | 25.10.2016 | ||||||
Глава III. Тригонометрические функции. (24 часа) | |||||||||
27 | §11. Числовая окружность. | 1 | Знать определение числовой окружности, длины окружности ее дуги. Знать вид числовой окружности в декартовой системе координат. Уметь находить абсциссу и ординаты точек на окружности. Знать определение синуса и косинуса числового аргумента, свойства синуса и косинуса. Уметь решать простейшие тригонометрические уравнения и неравенства. Знать определение тангенса и котангенса числового аргумента. Знать определение тригонометрических функций числового аргумента, соотношения между этими функциями. Знать определение радиана. Уметь производить переход от градусной меры к радианной и наоборот . Знать свойства функции y=cosx. Уметь строить график функции y = cos x. Уметь обобщать и систематизировать знания и умения по теме. Иметь навыки в построении графика функции y=mf(x) и y=f(Rx), используя график функции y=f(x). Знать и уметь читать график гармонического колебания. Знать свойства функций y =tg x, y = ctg x. Иметь навыки схематически изображать графики этих функций; находить D(y) и E(y), промежутки возрастания и убывания, знакопостоянства, нули функции, выполнять преобразования графиков. Знать определение арккосинуса. Уметь решать уравнение вида cost=a. Иметь навыки по решению уравнений вида cost=a, sint=a, а также при решении тригонометрических неравенств cost>a, costa, sint | ||||||
28 | §11. Числовая окружность. | 1 | |||||||
29 | §12. Числовая окружность на координатной плоскости. | 1 | |||||||
30 | §12. Числовая окружность на координатной плоскости. | 1 | |||||||
31 | §13. Синус и косинус. | 1 | |||||||
32 | §13. Синус и косинус. Тангенс и котангенс | 1 | |||||||
33 | §13. Тангенс и котангенс. | 1 | |||||||
34 | §14. Тригонометрические функции числового аргумента. | 1 | |||||||
35 | §14. Тригонометрические функции числового аргумента. | 1 | |||||||
36 | §15. Тригонометрические функции углового аргумента. | 1 | |||||||
37-39 | §16 Функции y= sin x y= cos x, их свойства и графики | 3 | |||||||
40 | Контрольная работа №3 «Тригонометрические функции». | 1 | 24.11.2016 | ||||||
41 | §17. Построение графика функции y=mf(x). | 1 | |||||||
42 | §17. Построение графика функции y=mf(x). | 1 | |||||||
43 | §18. Построение графика функции y= f(Rx). | 1 | |||||||
44 | §18. Построение графика функции у=f(Rx). | 1 | |||||||
45 | §19. График гармонического колебания. | 1 | |||||||
46 | §20. Функции y = tg x, y = ctg x, их свойства и графики. | 1 | |||||||
47 | §20. Функции y = tg x, y = ctg x, их свойства и графики. | 1 | |||||||
48 | §21. Обратные тригонометрические функции. | 1 | |||||||
49 | §21. Обратные тригонометрические функции. | 1 | |||||||
51 | §21. Обратные тригонометрические функции. | 1 | |||||||
Глава IV. Тригонометрические уравнения (10 часов) | |||||||||
51 | §22. Простейшие тригонометрические уравнения и неравенства. | 1 | Знать методы решения тригонометрических уравнений: введение новой переменной, разложение на множители, однородные тригонометрические уравнения. Уметь решать тригонометрические уравнения различными способами. Уметь решать тригонометрические уравнения различными способами. | ||||||
52 | §22. Простейшие тригонометрические уравнения и неравенства. | 1 | |||||||
53 | §22. Простейшие тригонометрические уравнения и неравенства. | 1 | |||||||
54 | §22. Простейшие тригонометрические уравнения и неравенства. | 1 | |||||||
55-59 | §23. Методы решения тригонометрических уравнений. | 5 | |||||||
61 | Контрольная работа №4 по теме «Тригонометрические уравнения». | 1 | 26.12-28.12. 2016 | ||||||
Глава V. Преобразование тригонометрических выражений (21 час) | |||||||||
61 | §24. Синус и косинус суммы и разности аргументов. | 1 | Знать формулы для вычисления синуса суммы и разности, косинуса суммы и разности. Уметь применять их, выполняя тригонометрические преобразования. Знать формулы тангенса суммы и разности аргументов. Уметь применять их на практике. Уметь применять формулы приведения. Знать формулы по преобразованию произведения тригонометрических функций в сумму. Уметь их использовать в тригонометрических преобразованиях. Знать формулы по преобразованию произведения тригонометрических функций. Уметь решать тригонометрические уравнения | ||||||
62 | §24. Синус и косинус суммы и разности аргументов. | 1 | |||||||
63 | §24. Синус и косинус суммы и разности аргументов. | 1 | |||||||
64 | §25. Тангенс суммы и разности аргументов. | 1 | |||||||
65 | §25. Тангенс суммы и разности аргументов. | 1 | |||||||
66-68 | §26. Формулы приведения. | 3 | |||||||
69 | §27. Формулы двойного аргумента. Формулы понижения степени. | 1 | |||||||
70 | §27. Формулы двойного аргумента. Формулы понижения степени. | 1 | |||||||
71 | §27. Формулы двойного аргумента. Формулы понижения степени. | 1 | |||||||
72 | §28. Преобразование сумм тригонометрических функций в произведения. | 1 | |||||||
73 | §28. Преобразование сумм тригонометрических функций в произведения. | 1 | |||||||
74 | §28. Преобразование сумм тригонометрических функций в произведения. | 1 | |||||||
75 | §29. Преобразование произведения тригонометрических функций в сумму. | 1 | |||||||
76 | §29. Преобразование произведения тригонометрических функций в сумму. | 1 | |||||||
77 | §30. Преобразование выражения Аsinх + В cosх к виду С sin (х+t). | 1 | |||||||
78 | §31. Методы решения тригонометрических уравнений (продолжение). | 1 | |||||||
79 | §31. Методы решения тригонометрических уравнений (продолжение). | 1 | |||||||
80 | §31. Методы решения тригонометрических уравнений (продолжение). | 1 | |||||||
82 | Контрольная работа №5 по теме "Преобразование тригонометрических выражений». | 1 | 13.02.2016 | ||||||
Глава VI. Комплексные числа (9 часов) | |||||||||
82 | §32. Комплексные числа и арифметические операции над ними. | 1 | Знать определение комплексного числа. Уметь выполнять действия с комплексными числами, пользоваться геометрической интерпретацией комплексных чисел, в простейших случаях находить комплексные корни уравнений с действительными коэффициентами. | ||||||
83 | §32. Комплексные числа и арифметические операции над ними. | 1 | |||||||
84 | §33. Комплексные числа и координатная плоскость. | 1 | |||||||
84 | §34. Тригонометрическая форма записи комплексного числа. | 1 | |||||||
86 | §34. Тригонометрическая форма записи комплексного числа. | 1 | |||||||
87 | §35. Комплексные числа и квадратные уравнения. | 1 | |||||||
88 | §36. Возведение комплексного числа в степень. Извлечение кубического корня из комплексного числа. | 1 | |||||||
89 | §36. Возведение комплексного числа в степень. Извлечение кубического корня из комплексного числа. | 1 | |||||||
91 | Контрольная работа №6 «Комплексные числа». | 1 | 10.05.2016 | ||||||
Глава VII. Производная (29 часов) | |||||||||
91 | §37. Числовые последовательности и их свойства. | 1 | Уметь обобщать и систематизировать знания и умения по теме. Знать определение числовой последовательности, свойства числовых последовательностей Знать формулу суммы бесконечной геометрической прогрессии. Уметь применять ее при решении заданий. Знать теоремы о пределах последовательности. Уметь вычислять пределы функции в точке.
Знать определение производной, геометрический и физический ее смысл, алгоритм отыскания производной функции Иметь практические навыки применения формул вычисления производной Знать алгоритм составления уравнения касательной. Уметь применять его при решении задач. Уметь обобщать и систематизировать знания и умения по теме. Уметь находить промежутки монотонности функции с помощью производной, применять алгоритм исследования непрерывной функции на монотонность и экстремумы. Иметь навыки по применению схемы исследования функций с помощью производной и построения графиков
Знать основные приемы нахождения наибольшего и наименьшего значения функции в промежутке. Знать три этапа математического моделирования задач на оптимизацию
| ||||||
92 | §37. Числовые последовательности и их свойства | 1 | |||||||
93 | §38. Предел числовой последовательности | 1 | |||||||
94 | §38. Предел числовой последовательности | 1 | |||||||
95 | §39. Предел функции. | 1 | |||||||
96 | §39. Предел функции. | 1 | |||||||
97 | §40. Определение производной. | 1 | |||||||
98 | §40. Определение производной. | 1 | |||||||
99-102 | §41. Вычисление производных. | 4 | |||||||
103 | §42. Дифференцирование сложной функции. | 1 | |||||||
104 | §42. Дифференцирование обратной функции. | 1 | |||||||
105 | §43. Уравнение касательной к графику функции. | 1 | |||||||
106 | §43. Уравнение касательной к графику функции. | 1 | |||||||
107 | §43. Уравнение касательной к графику функции. | 1 | |||||||
108 | Контрольная работа №7 по теме «Определение производной и ее вычисления». | 1 | 23.03.2016 | ||||||
109 | §44. Применение производной для исследования функций. | 1 | |||||||
110 | §44. Применение производной для исследования функций. | 1 | |||||||
111 | §44. Применение производной для исследования функций. | 1 | |||||||
112 | §45. Построение графиков функций. | 1 | |||||||
113-114 | §45. Построение графиков функций. | 2 | |||||||
115 | §46. Применение производной для отыскания наибольших величин и наименьших значений. | 1 | |||||||
116 | §46. Применение производной для отыскания наибольших величин и наименьших значений. | 1 | |||||||
117 | §46. Применение производной для отыскания наибольших величин и наименьших значений. | 1 | |||||||
118 | §46. Применение производной для отыскания наибольших величин и наименьших значений. | 1 | |||||||
120 | Контрольная работа №8 «Применение производной» | 1 | 19.04.2016 | ||||||
Глава 8. Комбинаторика и вероятность (7 часов) | |||||||||
120 | §47. Правило умножения. Комбинаторные задачи. Перестановки и факториалы. | 1 | Уметь решать комбинаторные задачи путём систематичного перебора возможных вариантов, а также с использованием правила умножения; находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные; находить вероятности случайных событий в простейших случаях. | ||||||
121 | §47. Правило умножения. Комбинаторные задачи. Перестановки и факториалы. | 1 | |||||||
122 | §48. Выбор нескольких элементов. Биноминальные коэффициенты. | 1 | |||||||
123 | §48. Выбор нескольких элементов. Биноминальные коэффициенты. | 1 | |||||||
124 | §49. Случайные события и вероятности. | 1 | |||||||
125 | §49. Случайные события и вероятности. | 1 | |||||||
127 | §49. Случайные события и вероятности. | 1 | |||||||
Обобщающее повторение 9 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по алгебре и началам анализа (профильный уровень) 10 класс автор учебника А.Г. Мордкович
рабочая программа (профильный уровень) содержит пояснительную записку, цели изучения математики на профильном уровне, требования к уровню подготовки учащихся и планирование учебного материала принагру...
рабочая программа по алгебре и началам анализа (профильный уровень) 11 класс автор учебника А.Г.Мордкович
рабочая программа (профильный уровень) содержит пояснительную записку, УМК, цели узучения математики на профильном уровне, требования к уровню подготовки учащихся, планирование учебного материала...
рабочая программа по алгебре и началам анализа (профильный уровень) 10 класс автор учебника А.Г.Мордкович
рабочая программа (профильный уровень) содержит пояснительную записку, УМК, цели изучения математики на профильном уровне, требования к уровню подготовки учащихся, планирование учебного материала при ...
Рабочая программа по алгебре и началам анализа (профильный уровень) 11 класс
Рабочая программа по алгебре и началам математического анализа (профильный уровень) - 11класс По учебнику Ю.М. Колягина, М.В. Ткачева, Н.Е. Федорова...
Рабочая программа по алгебре и началам анализа 10 класс, Мордкович (профильный уровень).
Рабочая программа по учебнику А.Г. Мордковича и др. «Алгебра и начала анализа» 10 класс (профильный уровень)Статус документа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АЛГЕБРЕ И НАЧАЛАМ АНАЛИЗА 10 класс Колягин Ю.М. (профильный уровень)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по алгебре и началам анализа 10 класса (профильный уровень) разработана с учётом требований федерального компонента государственного стандарта общего образ...
Рабочая программа по алгебре и началам анализа, 11 класс, профильный уровень по программе А.Г.Мордковича
приведена рабочая программа, с пояснительной запиской, рассмотрены требвания к уровню подготовки выпускников...