Рабочая программа по алгебре 8 класс
рабочая программа по алгебре (8 класс) на тему
Алгебра 8 класс, учебник Макарычев Ю.Н.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_8_kl.docx | 58.32 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БУХОЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «Бухоловская СОШ»
____________Болотина Л. Б.
«_____»______________2017 г.
Рабочая программа
по математике (алгебра)
8 класс
Составитель:
Севостьянова Наталья Равильевна,
учитель математики
2017 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике составлена на основе:
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Бухоловская СОШ»;
- учебного плана МБОУ «Бухоловская СОШ» на 2017-2018 учебный год;
- авторской программы по математике к учебнику Ю.Н. Макарычева и др. «Алгебра. 7-9 классы. Программы общеобразовательных учреждений: пособие для учителей общеобразовательных учреждений» / Составитель Т.А. Бурмистрова, М.: Просвещение, 2009 г.
Цель: развивать вычислительные и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов.
Задачи:
- развить представление о числе и роли вычислений в человеческой практике;
- сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, интеллектуальных вычислений, развить вычислительную культуру;
- овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
- изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
- развить логическое мышление и речь – умение логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Место предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 3 часа в неделю, 102 часа в год.
Содержание
1.Рациональные дроби
Рациональная дробь. Основное свойство дроби, сокращение дробей.
Тождественные преобразования рациональных выражений. Функция у = к/х и ее график.
Основная цель - выработать умение выполнять тождественные преобразования рациональных выражений.
Так как действия с рациональными дробями существенным образом опираются на действия с многочленами, то в начале темы необходимо повторить с учащимися преобразования целых выражений.
Главное место в данной теме занимают алгоритмы действий с дробями. Учащиеся должны понимать, что сумму, разность, произведение и частное дробей всегда можно представить в виде дроби. Приобретаемые в данной теме умения выполнять сложение, вычитание, умножение и деление дробей являются опорными в преобразованиях дробных выражений. Поэтому им следует уделить особое внимание. Нецелесообразно переходить к комбинированным заданиям на все действия с дробями прежде, чем будут усвоены основные алгоритмы. Задания на все действия с дробями не должны быть излишне громоздкими и трудоемкими.
При нахождении значений дробей даются задания на вычисления с помощью калькулятора. В данной теме расширяются сведения о статистических характеристиках. Вводится понятие среднего гармонического ряда положительных чисел.
Изучение темы завершается рассмотрением свойств графика функции у = к/х.
2. Квадратные корни
Понятие об иррациональных числах. Общие сведения о действительных числах. Квадратный корень. Понятие о нахождении приближенного значения квадратного корня. Свойства квадратных корней. Преобразования выражений, содержащих квадратные корни. Функция у = √х, ее свойства и график.
Основная цель - систематизировать сведения о рациональных числах и дать представление об иррациональных числах, расширив тем самым понятие о числе; выработать умение выполнять преобразования выражений, содержащих квадратные корни.
В данной теме учащиеся получают начальное представление о понятии действительного числа. С этой целью обобщаются известные учащимся сведения о рациональных числах. Для введения понятия иррационального числа используется интуитивное представление о том, что каждый отрезок имеет длину и потому каждой точке координатной прямой соответствует некоторое число. Показывается, что существуют точки, не имеющие рациональных абсцисс.
При введении понятия корня полезно ознакомить учащихся с похождением корней с помощью калькулятора.
Основное внимание уделяется понятию арифметического квадратного корня и свойствам арифметических квадратных корней. Доказываются теоремы о корне из произведения и дроби, а также тождество √а2 = │а │, которые получают применение в преобразованиях выражений, содержащих квадратные Корни. Специальное внимание уделяется освобождению от иррациональности в знаменателе дроби в выражениях вида , . Умение преобразовывать выражения, содержащие корни, часто используется как в самом курсе алгебры, так и в курсах геометрии, алгебры и начал анализа.
Продолжается работа по развитию функциональных представлений учащихся. Рассматриваются функция у = √х, ее свойства и график. При изучении функции у = =√х показывается ее взаимосвязь с функцией у = х2, где х ≥0.
3. Квадратные уравнения
Квадратное уравнение. Формула корней квадратного уравнения. Решение рациональных уравнений. Решение задач, приводящих к квадратным уравнениям и простейшим рациональным уравнениям.
Основная цель - выработать умения решать квадратные уравнения и простейшие рациональные уравнения и применять их к решению задач.
В начале темы приводятся примеры решения неполных квадратных уравнений. Этот материал систематизируется. Рассматриваются алгоритмы решения неполных квадратных уравнений различного вида.
Основное внимание следует уделить решению уравнений вида ах2 + bх + с = 0, где а ≠ 0, с использованием формулы корней. В данной теме учащиеся знакомятся с формулами Виета, выражающими связь между корнями квадратного уравнения и его коэффициентами. Они используются в дальнейшем при доказательстве теоремы о разложении квадратного трехчлена на линейные множители.
Учащиеся овладевают способом решения дробных рациональных уравнений, который состоит в том, что решение таких уравнений сводится к решению соответствующих целых уравнений с последующим исключением посторонних корней.
Изучение данной темы позволяет существенно расширить аппарат уравнений, используемых для решения текстовых задач.
4. Неравенства
Числовые неравенства и их свойства. Почленное сложение и умножение числовых неравенств. Погрешность и точность приближения. Линейные неравенства с одной переменной и их системы.
Основная цель — ознакомить учащихся с применением неравенств для оценки значений выражений, выработать умение решать линейные неравенства с одной переменной и их системы.
Свойства числовых неравенств составляют ту базу, на которой основано решение линейных неравенств с одной переменной. Теоремы о почленном сложении и умножении неравенств находят применение при выполнении простейших упражнений на оценку выражений по методу границ. Вводятся понятия абсолютной погрешности и точности приближения, относительной погрешности.
Умения проводить дедуктивные рассуждения получают развитие как при доказательствах указанных теорем, так и при выполнении упражнений на доказательства неравенств.
В связи с решением линейных неравенств с одной переменной дается понятие о числовых промежутках, вводятся соответствующие названия и обозначения. Рассмотрению систем неравенств с одной переменной предшествует ознакомление учащихся с понятиями пересечения и объединения множеств.
При решении неравенств используются свойства равносильных неравенств, которые разъясняются на конкретных примерах. Особое внимание следует уделить отработке умения решать простейшие неравенства вида ах > b, ах < b, остановившись специально на случае, когда а < 0.
В этой теме рассматривается также решение систем двух линейных неравенств с одной переменной, в частности таких, которые записаны в виде двойных неравенств.
5. Степень с целым показателем. Элементы статистики
Степень с целым показателем и ее свойства. Стандартный вид числа. Начальные сведения об организации статистических исследований.
Основная цель - выработать умение применять свойства степени с целым показателем в вычислениях и преобразованиях, сформировать начальные представления о сборе и группировка статистических данных, их наглядной интерпретации.
В этой теме формулируются свойства степени с целым показателем. Метод доказательства этих свойств показывается на примере умножения степеней с одинаковыми основаниями. Дается понятие о записи числа в стандартном виде. Приводятся примеры использования такой записи в физике, технике и других областях знаний.
Учащиеся получают начальные представления об организации статистических исследований. Они знакомятся с понятиями генеральной и выборочной совокупности. Приводятся примеры представления статистических данных в виде таблиц частот и относительных частот. Учащимся предлагаются задания на нахождение по таблице частот таких статистических характеристик, как среднее арифметическое, мода, размах. Рассматривается вопрос о наглядной интерпретации статистической информации. Известные учащимся способы наглядного представления статистических данных с помощью столбчатых и круговых диаграмм расширяются за счет введения таких понятий, как полигон и гистограмма.
6. Повторение
Тематический план
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | Количество контрольных работ |
1. | Рациональные дроби | 23 | 2 |
2. | Квадратные корни | 19 | 2 |
3. | Квадратные уравнения | 21 | 2 |
4. | Неравенства | 20 | 2 |
5. | Степень с целым показателем. Элементы статистики | 11 | 1 |
6. | Повторение | 8 | 1 |
Итого | 102 | 10 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Наименование разделов и тем урока | |||
Кол-во часов | Плановые сроки прохождения | Скорректи-рованные сроки прохождения | ||
Рациональные дроби (22 часа) | ||||
1-2 | Рациональные дроби и их свойства | 2 | 01.09.17 | |
04.09.17 | ||||
3-4 | Основное свойство дроби | 2 | 05.09.17 | |
08.09.17 | ||||
5-6 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | 2 | 11.09.17 | |
12.09.17 | ||||
7-10 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 4 | 15.09.17 | |
18.09.17 | ||||
19.09.17 | ||||
22.09.17 | ||||
11 | Контрольная работа №1 «Сумма и разность рациональных дробей» | 1 | 25.09.17 | |
12 | Умножение дробей | 1 | 26.09.17 | |
13 | Возведение дроби в степень | 1 | 29.09.17 | |
14 | Деление дробей | 1 | 02.10.17 | |
15-19 | Преобразование рациональных выражений | 5 | 03.10.17 | |
06.10.17 | ||||
16.10.17 | ||||
17.10.17 | ||||
20.10.17 | ||||
20-21 | Функция y=k/x и ее график | 2 | 23.10.17 | |
24.10.17 | ||||
22 | Контрольная работа №2 «Произведение и частное рациональных дробей» | 1 | 27.10.17 | |
Квадратные корни (19 часов) | ||||
23 | Рациональные числа | 1 | 30.10.17 | |
24 | Иррациональные числа | 1 | 31.10.17 | |
25 | Квадратные корни. Арифметический квадратный корень | 1 | 03.11.17 | |
26 | Уравнение х2=а | 1 | 07.11.17 | |
27 | Нахождение приближенных значений квадратного корня | 1 | 10.11.17 | |
28-29 | Функция квадратного корня и ее график | 2 | 13.11.17 | |
14.11.17 | ||||
30 | Квадратный корень из произведения | 1 | 17.11.17 | |
31 | Квадратный корень из дроби | 1 | 27.11.17 | |
32 | Квадратный корень из степени | 1 | 28.11.17 | |
33 | Контрольная работа №3 «Свойства арифметического квадратного корня» | 1 | 01.12.17 | |
34 | Вынесение множителя за знак корня | 1 | 04.12.17 | |
35 | Внесение множителя под знак корня | 1 | 05.12.17 | |
36-40 | Преобразование выражений, содержащих квадратные корни | 5 | 08.12.17 | |
11.12.17 | ||||
12.12.17 | ||||
15.12.17 | ||||
18.12.17 | ||||
41 | Контрольная работа №4 «Применение свойств арифметического квадратного корня» | 1 | 19.12.17 | |
Квадратные уравнения (20 час) | ||||
42-43 | Неполные квадратные уравнения | 2 | 22.12.17 | |
25.12.17 | ||||
44-47 | Формула корней квадратного уравнения | 4 | 26.12.17 | |
29.12.17 | ||||
12.01.18 | ||||
15.01.18 | ||||
48-49 | Решение задач с помощью квадратных уравнений | 2 | 16.01.18 | |
19.01.18 | ||||
50-51 | Теорема Виета | 2 | 22.01.18 | |
23.01.18 | ||||
52 | Контрольная работа №5 «Квадратные уравнения» | 1 | 26.01.18 | |
53-57 | Решение дробных рациональных уравнений | 5 | 29.01.18 | |
30.01.18 | ||||
02.02.18 | ||||
05.02.18 | ||||
06.02.18 | ||||
28-60 | Решение задач с помощью рациональных уравнений | 3 | 09.02.18 | |
12.02.18 | ||||
13.02.18 | ||||
61 | Контрольная работа №6 «Дробные рациональные уравнения» | 1 | 16.02.18 | |
Неравенства (19 часов) | ||||
62 | Числовые неравенства | 1 | 26.02.18 | |
63-64 | Свойства числовых неравенств | 2 | 27.02.18 | |
02.03.18 | ||||
65-66 | Сложение и умножение числовых неравенств | 2 | 05.03.18 | |
06.03.18 | ||||
67-68 | Погрешность и точность приближения | 2 | 12.03.18 | |
13.03.18 | ||||
69 | Контрольная работа №7 «Числовые неравенства и их свойства» | 1 | 16.03.18 | |
70 | Пересечение и объединение множеств | 1 | 19.03.18 | |
71-72 | Числовые промежутки | 2 | 20.03.18 | |
23.03.18 | ||||
73-75 | Решение неравенств с одной переменной | 3 | 26.03.18 | |
27.03.18 | ||||
30.03.18 | ||||
76-79 | Решение систем неравенств с одной переменной | 4 | 02.04.18 | |
03.04.18 | ||||
06.04.18 | ||||
16.04.18 | ||||
80 | Контрольная работа №8 «Неравенства с одной переменной и их системы» | 1 | 17.04.18 | |
Степень с целым показателем. Элементы статистики(11 часов) | ||||
81-82 | Определение степени с целым отрицательным показателем | 2 | 20.04.18 | |
23.04.18 | ||||
83-84 | Свойства степени с целым показателем | 2 | 24.04.18 | |
27.04.18 | ||||
85-86 | Стандартный вид числа | 2 | 04.05.18 | |
07.05.18 | ||||
87 | Контрольная работа №9 «Степень с целым показателем и ее свойства» | 1 | 08.05.18 | |
88-89 | Сбор и группировка статистических данных | 2 | 11.05.18 | |
14.05.18 | ||||
90-91 | Наглядное представление статистической информации | 2 | 15.05.18 | |
18.05.18 | ||||
Повторение (11 часов) | ||||
92 | Рациональные дроби | 1 | 21.05.18 | |
93 | Квадратные корни | 1 | 21.05.18 | |
94 | Квадратные уравнения | 1 | 21.05.18 | |
95 | Неравенства | 1 | 21.05.18 | |
96 | Итоговая контрольная работа | 1 | 22.05.18 | |
97 | Анализ итоговой контрольной работы | 1 | 25.05.18 | |
98-102 | Итоговый урок | 5 | 28.05.18 29.05.18 |
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения алгебры ученик должен:
знать/понимать:
- существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
- существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
- вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
уметь:
- выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
- применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
- решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним;
- решать линейные неравенства с одной переменной и их системы;
- находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
- определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
- описывать свойства изученных функций, строить их графики.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
- моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
- описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса.
- Алгебра. 7-9 классы. Программы общеобразовательных учреждений: пособие для учителей общеобразовательных учреждений» / Составитель Т.А. Бурмистрова, М.: Просвещение, 2009.
- Алгебра. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / [Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова]; под ред. С.А. Теляковского. - М.: Просвещение, 2016.
- Алгебра. Дидактические материалы. 8 класс. В. И. Жохов и др. - М.: Просвещение, 2017.
- Алгебра. Тематические тесты. 8 класс. Ю.П. Дудницын, В.Л. Кронгауз. - М.: Просвещение, 2017.
СОГЛАСОВАНО:
Руководитель РМО СОГЛАСОВАНО:
учителей математики Зам. директора по УВР
___________________________ __________ Мошненко Т.Г.
Протокол № от____________ «___» ____________ 2017 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Теляковского. - М.: Просвещение, 2010.
Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Т...
Рабочие программы по алгебре 8 класс,автор Ю.Н.Макарычев под редакцией Теляковского и по алгебре и началам математического анализа 11 класс, под редакцией А.Н.Колмогорова
Рабочая программа по алгебре 8 класс, автор Ю.Н.Макарычев под редакцией С.А.Теляковского на 2012-2013 уч.годРабочая программа по алгебре и началам анализа 11 класс под редакцией А.Н.Колмогорова на 201...
Рабочая программа по алгебре 8-9 классы (базовый уровень) к УМК Алгебра 8. Алгебра 9. Макарычев Ю. Н., Миндюк Н.Г. и др
Содержание рабочей программы: Пояснительная записка. Содержание курса. Тематический план. Ожидаемые результаты. Календарно-тематическое планирование. Рабочая программа составлена на основе: - Феде...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АЛГЕБРЕ Класс: 8 (базовый уровень)
Тематический план по алгебре разработан в соответствии с Примерной программой основного общего образования по математике, с учетом требований федерального компонента государственного...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по алгебре для 10-11 классов, разработанная в соответствии с ФКГОС-2004 . Авторская программа для общеобразовательных учреждений Краснодарского края: Алгебра и начала анализа. 10 – 11 классы (автор-составитель Е.А. Семенко).
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по алгебре и началам анализа. Уровень образования (класс): среднее общее образование (10- 11 классы). Количество часов - 204. Учитель...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет алгебра Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет алгебра Класс...