Рабочая программа по алгебре 8 класс
рабочая программа по алгебре (8 класс) на тему

Севостьянова Наталья Равильевна

Алгебра 8 класс, учебник Макарычев Ю.Н.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_8_kl.docx58.32 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ   ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БУХОЛОВСКАЯ  СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА»

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «Бухоловская СОШ»

____________Болотина Л. Б.

«_____»______________2017 г.

Рабочая программа

по математике (алгебра)

8  класс

Составитель:

Севостьянова Наталья Равильевна,

учитель  математики

2017 год


Пояснительная записка

Рабочая программа по математике составлена  на основе:

  • Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Бухоловская СОШ»;
  • учебного плана МБОУ «Бухоловская СОШ» на 2017-2018 учебный год;
  • авторской  программы по математике к учебнику Ю.Н. Макарычева и др.  «Алгебра. 7-9 классы. Программы  общеобразовательных учреждений: пособие для учителей общеобразовательных учреждений» / Составитель Т.А. Бурмистрова, М.: Просвещение, 2009 г.

Цель: развивать  вычислительные и формально-оперативных алгебраических умений  до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и  смежных предметов.

Задачи:

  • развить представление о числе и роли вычислений в человеческой практике;
  • сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, интеллектуальных вычислений, развить вычислительную культуру;
  • овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
  • изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
  • развить логическое мышление и речь – умение логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
  • сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.

Место предмета в учебном плане

Программа рассчитана на 3 часа в неделю, 102 часа  в год.

Содержание

1.Рациональные дроби

Рациональная дробь. Основное свойство дроби, сокращение дробей.

Тождественные   преобразования   рациональных   выражений. Функция        у = к/х     и ее график.

Основная цель - выработать умение выполнять тождественные преобразования рациональных выражений.

Так как действия с рациональными дробями существенным образом опираются на действия с многочленами, то в начале темы необходимо повторить с учащимися преобразования целых выражений.

Главное место в данной теме занимают алгоритмы действий с дробями. Учащиеся должны понимать, что сумму, разность, произведение и частное дробей всегда можно представить в виде дроби. Приобретаемые в данной теме умения выполнять сложение, вычитание, умножение и деление дробей являются опорными в преобразованиях дробных выражений. Поэтому им следует уделить особое внимание. Нецелесообразно переходить к комбинированным заданиям на все действия с дробями прежде, чем будут усвоены основные алгоритмы. Задания на все действия с дробями не должны быть излишне громоздкими и трудоемкими.

При нахождении значений дробей даются задания на вычисления с помощью калькулятора. В данной теме расширяются сведения о статистических характеристиках. Вводится понятие среднего гармонического ряда положительных чисел.

Изучение темы завершается рассмотрением свойств графика функции  у = к/х.

2. Квадратные корни

Понятие об иррациональных числах. Общие сведения о действительных числах. Квадратный корень. Понятие о нахождении приближенного значения квадратного корня. Свойства квадратных корней. Преобразования выражений, содержащих квадратные корни. Функция у = √х, ее свойства и график.

Основная цель - систематизировать сведения о рациональных числах и дать представление об иррациональных числах, расширив тем самым понятие о числе; выработать умение выполнять преобразования выражений, содержащих квадратные корни.

В данной теме учащиеся получают начальное представление о понятии действительного числа. С этой целью обобщаются известные учащимся сведения о рациональных числах. Для введения понятия иррационального числа используется интуитивное представление о том, что каждый отрезок имеет длину и потому каждой точке координатной прямой соответствует некоторое число. Показывается, что существуют точки, не имеющие рациональных абсцисс.

         При введении понятия корня полезно ознакомить учащихся с похождением корней с помощью калькулятора.

Основное внимание уделяется понятию арифметического квадратного корня и свойствам арифметических квадратных корней. Доказываются теоремы о корне из произведения и дроби, а также тождество √а2 = │а │,  которые получают применение в преобразованиях выражений, содержащих квадратные Корни. Специальное внимание уделяется освобождению от иррациональности в знаменателе дроби в выражениях вида  , . Умение преобразовывать выражения, содержащие корни, часто используется как в самом курсе алгебры, так и в курсах геометрии, алгебры и начал анализа.

Продолжается работа по развитию функциональных представлений учащихся. Рассматриваются функция у = √х, ее свойства и график. При изучении функции   у = =√х показывается ее взаимосвязь с функцией у = х2, где х ≥0.

3. Квадратные уравнения

Квадратное уравнение. Формула корней квадратного уравнения. Решение рациональных уравнений. Решение задач, приводящих к квадратным уравнениям и простейшим рациональным уравнениям.

Основная цель - выработать умения решать квадратные уравнения и простейшие рациональные уравнения и применять их к решению задач.

В начале темы приводятся примеры решения неполных квадратных уравнений. Этот материал систематизируется. Рассматриваются алгоритмы решения неполных квадратных уравнений различного вида.

Основное внимание следует уделить решению уравнений вида ах2 + bх + с = 0, где а ≠ 0, с использованием формулы корней. В данной теме учащиеся знакомятся с формулами Виета, выражающими связь между корнями квадратного уравнения и его коэффициентами. Они используются в дальнейшем при доказательстве теоремы о разложении квадратного трехчлена на линейные множители.

Учащиеся овладевают способом решения дробных рациональных уравнений, который состоит в том, что решение таких уравнений сводится к решению соответствующих целых уравнений с последующим исключением посторонних корней.

Изучение данной темы позволяет существенно расширить аппарат уравнений, используемых для решения текстовых задач.

4. Неравенства

Числовые неравенства и их свойства. Почленное сложение и умножение числовых неравенств. Погрешность и точность приближения. Линейные неравенства с одной переменной и их системы.

Основная цель — ознакомить учащихся с применением неравенств для оценки значений выражений, выработать умение решать линейные неравенства с одной переменной и их системы.

Свойства числовых неравенств составляют ту базу, на которой основано решение линейных неравенств с одной переменной. Теоремы о почленном сложении и умножении неравенств находят применение при выполнении простейших упражнений на оценку выражений по методу границ. Вводятся понятия абсолютной погрешности и точности приближения, относительной погрешности.

Умения проводить дедуктивные рассуждения получают развитие как при доказательствах указанных теорем, так и при выполнении упражнений на доказательства неравенств.

В связи с решением линейных неравенств с одной переменной дается понятие о числовых промежутках, вводятся соответствующие названия и обозначения. Рассмотрению систем неравенств с одной переменной предшествует ознакомление учащихся с понятиями пересечения и объединения множеств.

При решении неравенств используются свойства равносильных неравенств, которые разъясняются на конкретных примерах. Особое внимание следует уделить отработке умения решать простейшие неравенства вида ах > b, ах < b, остановившись специально на случае, когда а < 0.

В этой теме рассматривается также решение систем двух линейных неравенств с одной переменной, в частности таких, которые записаны в виде двойных неравенств.

5. Степень с целым показателем. Элементы статистики
          Степень с целым показателем и ее свойства. Стандартный вид числа. Начальные сведения об организации статистических исследований.

Основная цель -  выработать умение применять свойства степени с целым показателем в вычислениях и преобразованиях, сформировать начальные представления о сборе и группировка статистических данных, их наглядной интерпретации.

В этой теме формулируются свойства степени с целым показателем. Метод доказательства этих свойств показывается на примере умножения степеней с одинаковыми основаниями. Дается понятие о записи числа в стандартном виде. Приводятся примеры использования такой записи в физике, технике и других областях знаний.

Учащиеся получают начальные представления об организации статистических исследований. Они знакомятся с понятиями генеральной и выборочной совокупности. Приводятся примеры представления статистических данных в виде таблиц частот и относительных частот. Учащимся предлагаются задания на нахождение по таблице частот таких статистических характеристик, как среднее арифметическое, мода, размах. Рассматривается вопрос о наглядной интерпретации статистической информации. Известные учащимся способы наглядного представления статистических данных с помощью столбчатых и круговых диаграмм расширяются за счет введения таких понятий, как полигон и гистограмма.

6. Повторение

Тематический план

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

Количество контрольных работ

1.

Рациональные дроби

23

2

2.

Квадратные корни

19

2

3.

Квадратные уравнения

21

2

4.

Неравенства

20

2

5.

Степень с целым показателем. Элементы статистики

11

1

6.

Повторение

8

1

Итого

102

10

Календарно-тематическое планирование

урока

Наименование разделов и тем урока

Кол-во часов

Плановые сроки прохождения

Скорректи-рованные сроки прохождения

Рациональные дроби (22 часа)

1-2

Рациональные дроби и их свойства

2

01.09.17

04.09.17

3-4

Основное свойство дроби

2

05.09.17

08.09.17

5-6

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

2

11.09.17

12.09.17

7-10

Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

4

15.09.17

18.09.17

19.09.17

22.09.17

11

Контрольная работа №1 «Сумма и разность рациональных дробей»

1

25.09.17

12

Умножение дробей

1

26.09.17

13

Возведение дроби в степень

1

29.09.17

14

Деление дробей

1

02.10.17

15-19

Преобразование рациональных выражений

5

03.10.17

06.10.17

16.10.17

17.10.17

20.10.17

20-21

Функция y=k/x и ее график

2

23.10.17

24.10.17

22

Контрольная работа №2 «Произведение и частное рациональных дробей»

1

27.10.17

Квадратные корни (19 часов)

23

Рациональные числа

1

30.10.17

24

Иррациональные числа

1

31.10.17

25

Квадратные корни. Арифметический квадратный корень

1

03.11.17

26

Уравнение х2

1

07.11.17

27

Нахождение приближенных значений квадратного корня

1

10.11.17

28-29

Функция квадратного корня и ее график

2

13.11.17

14.11.17

30

Квадратный корень из произведения

1

17.11.17

31

Квадратный корень из дроби

1

27.11.17

32

Квадратный корень из степени

1

28.11.17

33

Контрольная работа №3 «Свойства арифметического квадратного корня»

1

01.12.17

34

Вынесение множителя за знак корня

1

04.12.17

35

Внесение множителя под знак корня

1

05.12.17

36-40

Преобразование выражений, содержащих квадратные корни

5

08.12.17

11.12.17

12.12.17

15.12.17

18.12.17

41

Контрольная работа №4 «Применение свойств арифметического квадратного корня»

1

19.12.17

Квадратные уравнения (20 час)

42-43

Неполные квадратные уравнения

2

22.12.17

25.12.17

44-47

Формула корней квадратного уравнения

4

26.12.17

29.12.17

12.01.18

15.01.18

48-49

Решение задач с помощью квадратных уравнений

2

16.01.18

19.01.18

50-51

Теорема Виета

2

22.01.18

23.01.18

52

Контрольная работа №5 «Квадратные уравнения»

1

26.01.18

53-57

Решение дробных рациональных уравнений

5

29.01.18

30.01.18

02.02.18

05.02.18

06.02.18

28-60

Решение задач с помощью рациональных уравнений

3

09.02.18

12.02.18

13.02.18

61

Контрольная работа №6

«Дробные  рациональные уравнения»

1

16.02.18

Неравенства (19 часов)

62        

Числовые неравенства

1

26.02.18

63-64

Свойства числовых неравенств

2

27.02.18

02.03.18

65-66

Сложение и умножение числовых неравенств

2

05.03.18

06.03.18

67-68

Погрешность и точность приближения

2

12.03.18

13.03.18

69

Контрольная работа №7 «Числовые неравенства и их свойства»

1

16.03.18

70

Пересечение и объединение множеств

1

19.03.18

71-72

Числовые промежутки

2

20.03.18

23.03.18

73-75

Решение неравенств с одной переменной

3

26.03.18

27.03.18

30.03.18

76-79

Решение систем неравенств с одной переменной

4

02.04.18

03.04.18

06.04.18

16.04.18

80

Контрольная работа №8 «Неравенства с одной переменной и их системы»

1

17.04.18

Степень с целым показателем. Элементы статистики(11 часов)

81-82

Определение степени с целым отрицательным показателем

2

20.04.18

23.04.18

83-84

Свойства степени с целым показателем

2

24.04.18

27.04.18

85-86

Стандартный вид числа

2

04.05.18

07.05.18

87

Контрольная работа №9

«Степень с целым показателем и ее свойства»

1

08.05.18

88-89

Сбор и группировка статистических данных

2

11.05.18

14.05.18

90-91

Наглядное представление статистической информации

2

15.05.18

18.05.18

Повторение (11 часов)

92

Рациональные дроби

1

21.05.18

93

Квадратные корни

1

21.05.18

94

Квадратные уравнения

1

21.05.18

95

Неравенства

1

21.05.18

96

Итоговая контрольная работа

1

22.05.18

97

Анализ итоговой контрольной работы

1

25.05.18

98-102

Итоговый урок

5

28.05.18

29.05.18

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения алгебры ученик должен:

знать/понимать:

  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

уметь:

  • выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
  • применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
  • решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним;
  • решать линейные неравенства с одной переменной и их системы;
  • находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
  • определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
  • описывать свойства изученных функций, строить их графики.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;

- моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;

- описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;

интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса.

  1. Алгебра. 7-9 классы. Программы  общеобразовательных учреждений: пособие для учителей общеобразовательных учреждений» / Составитель Т.А. Бурмистрова, М.: Просвещение, 2009.
  2. Алгебра. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / [Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова]; под ред. С.А. Теляковского. - М.: Просвещение, 2016.
  3. Алгебра. Дидактические материалы. 8 класс. В. И. Жохов и др. - М.: Просвещение, 2017.
  4. Алгебра. Тематические тесты. 8 класс. Ю.П. Дудницын, В.Л. Кронгауз. - М.: Просвещение, 2017.

СОГЛАСОВАНО:

Руководитель РМО        СОГЛАСОВАНО:

учителей математики                                                       Зам. директора по   УВР

___________________________        __________  Мошненко Т.Г.

Протокол №    от____________        «___»  ____________ 2017 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Теляковского. - М.: Просвещение, 2010.

Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Т...

Рабочие программы по алгебре 8 класс,автор Ю.Н.Макарычев под редакцией Теляковского и по алгебре и началам математического анализа 11 класс, под редакцией А.Н.Колмогорова

Рабочая программа по алгебре 8 класс, автор Ю.Н.Макарычев под редакцией С.А.Теляковского на 2012-2013 уч.годРабочая программа по алгебре и началам анализа 11 класс под редакцией А.Н.Колмогорова на 201...

Рабочая программа по алгебре 8-9 классы (базовый уровень) к УМК Алгебра 8. Алгебра 9. Макарычев Ю. Н., Миндюк Н.Г. и др

Содержание рабочей программы: Пояснительная записка. Содержание курса. Тематический план. Ожидаемые результаты. Календарно-тематическое планирование. Рабочая программа составлена на основе: - Феде...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АЛГЕБРЕ Класс: 8 (базовый уровень)

Тематический план по алгебре  разработан в соответствии с  Примерной программой основного общего образования по математике, с учетом требований федерального компонента государственного...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет алгебра Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА       Предмет    алгебра      Класс...