ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
статья по алгебре
«РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
(НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИН
ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА)
за 2016-2017 уч год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_1.doc | 146 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТЧЕТ
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ
«РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
(НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИН
ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА)
за 2016-2017 уч год
Автор (-ы): | Боброва Жанна Альбертовна, учитель математики МОУ «Лямбирская средняя общеобразовательная школа № 2» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия; Одышева Ольга Валентиновна, учитель математики МОУ «Лямбирская средняя общеобразовательная школа № 2» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия; Маркинов Иван Федорович, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой естественнонаучного образования ГБОУ ДПО (ПК) С «Мордовский республиканский институт образования»; Суродеева Ольга Николаевна, методист кафедры естественнонаучного образования ГБОУ ДПО (ПК) С «Мордовский республиканский институт образования» |
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАОБТЫ
Полное название программы | Реализация системно-деятельностного подхода в математической подготовке обучающихся (на примере основной ступени общего образования) |
Авторы программы | Боброва Жанна Альбертовна, учитель математики МОУ «Лямбирская средняя общеобразовательная школа № 2» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия; Одышева Ольга Валентиновна, учитель математики МОУ «Лямбирская средняя общеобразовательная школа № 2» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия; Маркинов Иван Федорович, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой естественнонаучного образования ГБОУ ДПО (ПК) С «Мордовский республиканский институт образования»; Суродеева Ольга Николаевна, методист кафедры естественнонаучного образования ГБОУ ДПО (ПК) С «Мордовский республиканский институт образования» |
Юридический адрес | 431510, Респ. Мордовия, Лямбирский муниципальный район, с. Лямбирь, ул. Ленина, 67 |
Телефон | 8 (3441) 2-10-06 |
Руководитель программы | Кафедра естественнонаучного образования ГБОУ ДПО (ПК) С «Мордовский республиканский институт образования»; Администрация МОУ «Лямбирская средняя общеобразовательная школа № 2» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия |
Срок реализации | 2014 – 2019 годы |
Общее количество участников программы | 128 учащихся 5 – 11 классов, педагогические работники МОУ «Лямбирская средняя общеобразовательная школа №2», сотрудники кафедры естественнонаучного образования ГБОУ ДПО (ПК) С «Мордовский республиканский институт образования» |
География участников | МОУ «Лямбирская средняя общеобразовательная школа №2» |
Цель опытно-экспериментальной работы
Разработка и апробация научно-педагогического и методико-технологического сопровождения реализации системно-деятельностного подхода в предметной математической подготовке школьников для достижения качественных образовательных результатов.
Задачи опытно-экспериментальной работы:
- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме.
- Изучить дидактические принципы организации учебной деятельности на уроках математики в рамках системно-деятельностного подхода и рассмотреть примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода;
- Разработать структуру урока в рамках системно-деятельностного подхода, применяя методы индивидуальной, групповой и коллективной работы;
4. Освоить и внедрить технологии реализации системно-деятельностного подхода .
5. Выявить наиболее эффективные способы организации учебного процесса.
6. Определить влияние нового содержания образования и технологий на повышение уровня знаний учащихся, развития универсальных учебных действий.
7. Максимальное развитие у каждого ученика творческой активности и самостоятельной практической деятельности. Формирование у учащихся умения ориентироваться в источниках информации, находить, перерабатывать, передавать и принимать требуемую информацию.
8. Повышение квалификации педагогов.
10.Подчинение всей работы по эксперименту всех участников экспериментальной работы единой цели с единым предметом исследования, экспериментальной проверки и отработки, в рамках которой возможны конкретизация и выдвижения дополнительных и частных задач, аспектов наблюдения и гипотез, ожидаемых результатов.
Основные направления деятельности по реализации ОЭР:
Разработка аналитического обоснования и плана работы опытно-экспериментальной деятельности;
- Методическое сопровождение опытно-экспериментальной деятельности (семинары, круглые столы, тренинги);
- Пополнение и изучение методической литературы по теме опытно-экспериментальной деятельности;
- Ведение мониторинга, проблемного анализа и своевременной корректировки опытно-экспериментальной деятельности;
- обмен опытом участников эксперимента (открытые уроки, круглые столы);
- ознакомление педагогической общественности с ходом и результатами эксперимента (открытые уроки, мастер-классы, доклады, участие в конференциях, публикации).
Основные этапы реализации ОЭР
I этап –подготовительный ( 1.10.14 – 12.01.15 )
Задачи:
- Обеспечение готовности субъектов образовательного процесса к деятельности в режиме эксперимента.
- Разработка проекта и программы опытно-экспериментальной работы.
II этап – практический ( 12.01.15 – 12.01.19 )
Задачи:
- Включение детей в специально организованную деятельность .
- Овладение приёмами анализа, полученного в ходе исследования материала.
- Разработка уроков на основе системно-деятельностного подхода.
- Выступление с обобщением педагогического опыта на семинарах в рамках районного методического объединения учителей математики, публикации с описанием опыта работы на школьном сайте , на районном и республиканском уровне.
III этап – обобщающий (13.01.19 – 31.05.19)
Задачи:
- Обработка эмпирических данных.
- Соотнесение результатов с целями эксперимента.
- Подготовка аналитического отчёта и публикации по результатам эксперимента.
Мероприятия программы
Содержание | Сроки | Ожидаемый результат |
Реализация системно-деятельностного подхода в общеобразовательном учреждении | ||
Диагностика учащихся и выявление потенциальных возможностей для реализации системно- деятельностного подхода. | Август – сентябрь 2014 г. | Аналитическая справка для обсуждения на педагогическом совете и методических объединениях |
Разработка концепции и программы в контексте системно-деятельностного подхода к образованию; определение основных стратегических направлений реализации ФГОС ОО | Август – октябрь 2014 г. | Концепция и программа реализации системно-деятельностного подхода в общеобразовательном учреждении |
Обсуждение концепции и программы и их принятие на 2014 – 2019 гг. | Октябрь 2014 г. | Решение о принятии концепции и |
Выполнение работы по созданию сред образовательного пространства для реализации в них системно-деятельностного подхода | 2014 г. | Организационное образовательное пространство с совокупностью сред |
Повышение уровня квалификации педагогических кадров (программы самообразования, обучающие семинары-практикумы в школе, мастер-классы, круглые столы, открытые уроки, вебинары, конференции, встречи с представителями издательств УМК, очередная курсовая подготовка) для освоения теории и практики системно-деятельностного подхода | 2014 – 2019 гг. | Актуализация имеющихся компетенций, овладение общекультурными, общепрофессиональными и специальными компетенциями |
Расширение сети курсов по выбору с учётом способностей и запросов учащихся | 2014 г. | Перечень элективных курсов, курсов по выбору |
Разработка и корректировка рабочих учебных программ, элективных курсов . | 2014 – 2019гг. | Рабочие учебные программы, элективных курсов. |
Организация работы по освоению педагогами технологий деятельностного типа (проектная, проблемного обучения, исследовательская, работа в группах, информационная, коммуникационная, анализа ситуаций) | 2014 г. | Освоенные технологии деятельностного типа |
Научно-методическое сопровождение системно-деятельностного подхода | ||
Разработка собственного варианта адаптивной модели по реализации системно- деятельностного подхода. | 2014 г. | Адаптивная модель по реализации системно-деятельностного |
Разработка модели выпускника общеобразовательного учреждения | 2014 г. | Модель выпускника |
Корректировка и формулирование целей (задач) формирования личностных (воспитания), метапредметных (развития) и предметных (учения) результатов в системе формального (изучение предметов в школе) и неформального образования (удовлетворение индивидуальных потребностей и интересов на внеурочных и внеклассных занятиях, дополнительных занятиях) | 2014 – 2019 гг. | Сформулированные цели (задачи) по отношению к изучаемым предметам, внеурочным и внеклассным занятиям |
Осмысление содержания учебного материала с позиции методологического, системообразующего и мировоззренческого характера современного знания при выделении ведущих методов познания, понятий, идей и ключевых теорий | 2014 – 2019 гг. | Схема содержания изучаемого учебного материала с указанием ведущих методов познания, понятий, идей и ключевых теорий по предметным областям |
Разработка и корректировка методических материалов обучения, развития и воспитания с позиции достижения ожидаемых результатов при использовании технологий деятельностного типа | 2014 – 2019 гг. | Методические материалы |
Организация и проведение учебных занятий с учетом системно-деятельностного подхода в сочетании с личностно-ориентированным и гуманистически-гуманитарным | 2014 – 2019 гг. | Планы-конспекты учебных занятий |
Подготовка к работе по выполнению программы развития | ||
Анализ опыта педагогов школы по использованию системно-деятельностного подхода к обучению | 2014 – 2015 гг. | Аналитическая справка для портфолио учителя |
Изучение передового опыта других общеобразовательных учреждений по использованию системно-деятельностного подхода | 2014 – 2015 гг. | Обобщенные материалы, отражающие передовой опыт других общеобразовательных учреждений по использованию системно-деятельностного подхода |
Выяснение потенциальных возможностей сред образовательного пространства общеобразовательного учреждения для реализации системно-деятельностного подхода | 2014 – 2015 гг. | Таблицы с указанием суждений, отражающих возможности сред образовательного пространства школы для реализации системно-деятельностного подхода |
Освоение и реализация определенных аспектов передового опыта других общеобразовательных учреждений по использованию системно-деятельностного подхода | 2014 – 2019 гг. | План работы школы по использованию передового опыта других общеобразовательных учреждений по использованию системно-деятельностного подхода |
Рефлексия промежуточных результатов работы педагогического коллектива по использованию системно-деятельностного подхода | 2014 – 2019 гг. | Рефлексивные таблицы |
Поддержание здоровья и культивирование здорового образа жизни | ||
Анализ состояния здоровья учащихся и выяснение групп здоровья | 2014 г. | Общешкольная справка о состоянии здоровья учащихся; списки групп здоровья |
Определение совместными усилиями школы, медицинских учреждений и родителей основных факторов, оказывающих негативное влияние на состояние здоровья и образ жизни школьников | 2014 г. | Перечень факторов, негативно влияющих на состояние здоровья школьников и их образ жизни |
Организация внеурочной и внеклассной деятельности школьников, способствующей укреплению здоровья | 2014 – 2019 гг. | Программы и планы внеурочной, внеклассной работы |
Реализация в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий | 2014 – 2019 гг. | Информационная справка об эффективности использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе |
Организация образовательного процесса в целом, урока и других видов занятий, в частности, с позиции сохранения и укрепления здоровья | 2014 – 2019 гг. | Перечень требований к образовательному процессу и учебным занятиям с позиции сохранения и укрепления здоровья и СанПин |
Реализация федеральных целевых образовательных программ по формированию культуры здоровьесбережения | 2014 – 2019 гг. | Информационно-аналитическая справка о показателях сформированности культуры здоровьесбережения у школьников |
Организация работы с родителями для согласованных действий школы и семьи по формированию культуры здоровьесбережения | 2014 – 2019 гг. | План работы с родителями и перечень мероприятий по формированию культуры здоровьесбережения |
Профилизация образования | ||
Выяснение интересов и потребностей школьников в отношении образования | 2014 – 2015 гг. | Карта интересов школьника |
Определение склонностей учащихся начальной школы в отношении предпочитаемых предметных областей | 2014 – 2015 гг. | Психолого-педагогическая характеристика школьника |
Определение интересов и способностей учащихся основной школы в отношении предметов учебного плана; организация предпрофильного обучения учащихся 8 – 9 классов для первоначального профессионального самоопределения | 2014 – 2015 гг. | Карта отношения школьника к предметам учебного плана школы; перечень предпочитаемых каждым школьником профессий / будущей сферы профессиональных интересов |
Создание востребованных учащимися профильных предметов информационно-технологического и социально-гуманитарного направления для дальнейшего выбора профессии и социализации выпускников | 2014 г. | Скорректированные имеющиеся рабочие учебные программы базовых и профильных предметов, а также программы дисциплин по выбору |
Оценка состояния профессиональной социализированности на основе сформированных знаний, способов деятельности, ценностного отношения к объектам окружающей действительности и творческого опыта их преобразования в результате изучения базовых и профильных учебных дисциплин | 2015 – 2019 гг. | Заключение школы и независимых экспертов о степени достижения результатов образования |
Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников | ||
Формирование общечеловеческих, национальных и региональных ценностей при изучении базовых предметов | 2014 – 2019 гг. | Общешкольный план формирования ценностей |
Организация творческой деятельности по культивированию нравственных ценностей – патриотизма, социальной солидарности, гражданственности, уважения к труду, стремления к истине, смысла жизни, ответственного отношения к природе, мира во всем мире | 2014 – 2015 гг. | Программа организации творческой деятельности |
Оценка результатов духовно-нравственного развития и воспитания гражданина современной России | 2015 – 2019 гг. | Информационные справки |
Мониторинг качества образовательной деятельности образовательного учреждения | ||
Изучение совокупности результатов образовательной деятельности с позиции ФГОС ОО | 2014 г. | Перечень личностных, метапредметных и предметных результатов образовательной деятельности в предметных областях |
Определение эффективных методик и технологий достижения личностных, метапредметных и предметных результатов образовательной деятельности | 2014 г. | Перечень методик и технологий |
Выявление, отбор и использование диагностического инструментария для оценки личностных, метапредметных и предметных результатов образовательного процесса | 2014 г. | База данных методик и технологий контроля и оценки результатов образовательного процесса |
Осуществление внутреннего и внешнего (независимого) мониторинга результатов освоения образовательной программы образовательного учреждения, | 2014 – 2019 гг. | План внутреннего мониторинга, перечень организаций и план внешнего мониторинга результатов образовательной деятельности |
Результаты второго этапа
Участие педагогов в Международных, во Всероссийских, региональных, муниципальных конкурсах и олимпиадах.
Ф.И.О педагога | наименование конкурсов |
1. Одышева О.В.
| 1. Всероссийское тестирование «Организация методической работы» (totaltest.ru). Диплом победителя II степени, №92886. |
2. Всероссийская онлайн-олимпиада для педагогов «Анализ современного урока» (Институт развития педагогического мастерства pedagogmaster.ru) . Диплом победителя (2 место), №13620. | |
3. Всероссийская блиц-олимпиада для педагогов «Требования к современному уроку по ФГОС» (всероссийский проект pedznanie.ru). Диплом победителя, 1 место, №886 – RU016 | |
4. Всероссийская онлайн-олимпиада для педагогов «Технология внутришкольного тестового контроля учебного процесса» (Институт развития педагогического мастерства pedagogmaster.ru). Диплом победителя (2 место), №13619. | |
5. Всероссийский конкурс «Древо талантов», номинация «План-конспект урока»: план-конспект урока по алгебре для 7 класса по теме «Линейная функция и её график» (drevo-konkurs.ru). Диплом победителя (2 место), №5720. | |
6. Всероссийское тестирование «Психолого-педагогические аспекты образовательной сферы» (totaltest.ru). Диплом победителя II степени, №105109. | |
7. Всероссийское тестирование «Теория и методика формирования математических представлений» (totaltest.ru). Диплом победителя II степени, №107626. | |
8. Международная научно-практическая педагогическая конференция «Теория и практика обучения и воспитания по ФГОС»: тема материала «Проектно-исследовательская деятельность и личностное самоопределение обучающихся при изучении математики в 5 классе» (образовательный портал «Академия Интеллектуального развития»). Диплом победителя I степени, №6368600. | |
9. Международная интернет-олимпиада «Работа с одарёнными детьми по ФГОС», проводимая на педагогическом портале «Солнечный свет». Диплом I степени, №ДО278108. | |
10. Международный творческий конкурс, проводимый на педагогическом сайте «Солнечный свет». Номинация: «Внеурочная деятельность». Программа кружка по математике для учащихся 5-6 класса «Математика в исторических датах и фактах». Диплом победителя (1 место), №ТК278179. | |
11. Международный творческий конкурс, проводимый на педагогическом сайте «Солнечный свет». Номинация: «Внеурочная деятельность». Открытое занятие элективного курса «Живая геометрия» в 5 классе по теме «Окружность. Круг». Диплом победителя (1 место), №ТК278354. | |
12. Международная интернет-олимпиада «Пед.технологии для реализации требований ФГОС», проводимая на педагогическом портале «Солнечный свет». Диплом I степени, №ДО278108. | |
13. Международная интернет-олимпиада «ФГОС основного общего образования», проводимая на педагогическом портале «Солнечный свет». Диплом I степени, №ДО240406 | |
14. Международная интернет-олимпиада «Здоровый образ жизни», проводимая на педагогическом портале «Солнечный свет». Диплом I степени, №ДО313968 | |
15. Международный творческий конкурс, проводимый на педагогическом сайте «Солнечный свет». Номинация: «Внеурочная деятельность». Открытое занятие элективного курса «Живая геометрия» в 5 классе по теме «Окружность. Круг». Диплом победителя (1 место), №ТК314001. | |
16. Международный творческий конкурс, проводимый на педагогическом сайте «Солнечный свет». Номинация: «Детские исследовательские и научные работы, проекты». Проектно-исследовательская работа «История потребительской стоимости рубля в расчётных математических задачах» ученика 5 класса Карабанова А. Диплом победителя (1 место), №ТК313985. | |
17. Всероссийская акция «Активист методического обмена», проект «Методический кабинет. Росметодкабинет.РФ: защищённая сеть методического обмена». Диплом активного участника. | |
3. Боброва Ж.А. | 1. Международная интернет-олимпиада «Вопросита», Диплом II степени. |
2. Международная интернет-олимпиада «Вопросита», Диплом III степени. | |
3. Международная интернет-олимпиада «Умната», Диплом II степени. | |
4. Международная интернет-олимпиада «Умната», Диплом III степени. | |
5. Всероссийская акция «Активист методического обмена», проект «Методический кабинет. Росметодкабинет.РФ: защищённая сеть методического обмена». Диплом активного участника. |
Проведение открытых уроков.
Ф.И.О. | тема | уровень |
1. Одышева О.В. | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. (5 класс) | Школьный (в рамках взаимопосещения и обмена опытом) |
Подготовка к ВПР. Повторение. Действия с десятичными дробями. (5 кл.) | Школьный (в рамках методической недели) | |
Решение задач по теме «Центральные и вписанные углы». (8 класс) | Школьный (в рамках методической недели) | |
3. Боброва Ж.А. | Формулы сокращённого умножения. (7 класс) | Школьный (в рамках взаимопосещения и обмена опытом) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация опытно-экспериментальной работы по внедрению системы мониторинга качества обучения в практику работы учителя-предметника
Мониторинг в образовании не заменяет и не ломает традиционную систему внутришкольного управления и контроля, а способствует обеспечению ее стабильности, долгосрочности и надежности. Он проводится там,...
Программа опытно-экспериментальной работы по теме "Проектирование цикла уроков по творчеству Ф. И. Тютчева на основе личностно-деятельностного и компетентностного подходов ".
Программа даёт чёткую систему изучения творчества Ф.И. Тютчева в 10 классе....
Опытно-экспериментальная работа как условие для вовлечения обучающихся в деятельность эколого-биологической направленности
Материал по организации опытно-экспериментальной деятельности...
ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО МЕТОДИКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА «Игровые технологии в формировании иноязычной компетенции школьников»
В соответствии с нормативным документом Министерства образования и науки РФ целью обучения иностранному языку является «формирование иноязычной коммуникативной компетенции, т.е. способности и ре...
Опытно-экспериментальная работа по теме:«Применение информационно-коммуникативных технологий в проектно - исследовательской деятельности на уроках биологии».
Опытно-экспериментальная работа по теме: " Применение информационно-коммуникативных технологий в проектно-исследовательской деятельности "...
Опытно-экспериментальная работа на учебно-опытном участке
Учебно-опытные участки создаются при всех типах образовательных учреждений. На участках учащиеся проводят опытно-практические и исследовательские работы, экскурсии по биологии и окружающему миру, рабо...
Опытно – экспериментальная авторская работа «Выполнение гобеленов на уроках декоративно-прикладного искусства»
Учащиеся на уроках декоративно-прикладного искусства изучают несколько видов гобеленов: 1. Навивной гобелен2. Гобелен,выполненный крючком3. Гобелен-вышивка (гобеленный шов).Дети с интересом выпол...