ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
статья по алгебре

«РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

(НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИН

ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА)

за 2016-2017 уч год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchet_1.doc146 КБ

Предварительный просмотр:

ОТЧЕТ

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ

«РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

(НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИН

ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА)

за 2016-2017 уч год

Автор (-ы):

Боброва Жанна Альбертовна, учитель математики МОУ «Лямбирская средняя общеобразовательная школа № 2» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия;

Одышева Ольга Валентиновна, учитель математики МОУ «Лямбирская средняя общеобразовательная школа № 2» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия;

Маркинов Иван Федорович, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой естественнонаучного образования ГБОУ ДПО (ПК) С «Мордовский республиканский институт образования»;

Суродеева Ольга Николаевна, методист кафедры естественнонаучного образования ГБОУ ДПО (ПК) С «Мордовский республиканский институт образования»

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАОБТЫ

Полное название программы

Реализация системно-деятельностного подхода в математической подготовке обучающихся (на примере основной ступени общего образования)

Авторы программы

Боброва Жанна Альбертовна, учитель математики МОУ «Лямбирская средняя общеобразовательная школа № 2» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия;

Одышева Ольга Валентиновна, учитель математики МОУ «Лямбирская средняя общеобразовательная школа № 2» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия;

Маркинов Иван Федорович, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой естественнонаучного образования ГБОУ ДПО (ПК) С «Мордовский республиканский институт образования»;

Суродеева Ольга Николаевна, методист кафедры естественнонаучного образования ГБОУ ДПО (ПК) С «Мордовский республиканский институт образования»

Юридический адрес

431510, Респ. Мордовия, Лямбирский муниципальный район, с. Лямбирь, ул. Ленина, 67

Телефон

8 (3441) 2-10-06

Руководитель программы

Кафедра естественнонаучного образования ГБОУ ДПО (ПК) С «Мордовский республиканский институт образования»;

Администрация МОУ «Лямбирская средняя общеобразовательная школа № 2» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия

Срок реализации

2014 – 2019 годы

Общее количество участников программы

128 учащихся 5 – 11 классов, педагогические работники МОУ «Лямбирская средняя общеобразовательная школа №2», сотрудники кафедры естественнонаучного образования ГБОУ ДПО (ПК) С «Мордовский республиканский институт образования»

География участников

МОУ «Лямбирская средняя общеобразовательная школа №2»

Цель опытно-экспериментальной работы

Разработка и апробация научно-педагогического и методико-технологического сопровождения реализации системно-деятельностного подхода в предметной математической подготовке школьников для достижения качественных образовательных результатов.

 Задачи опытно-экспериментальной работы:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме.
  2. Изучить дидактические принципы организации учебной деятельности на уроках математики   в рамках системно-деятельностного подхода и рассмотреть примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода;
  3. Разработать структуру урока в рамках системно-деятельностного подхода, применяя методы индивидуальной, групповой и коллективной работы;

4. Освоить  и внедрить технологии  реализации системно-деятельностного    подхода .

5. Выявить наиболее эффективные способы организации учебного процесса.

6. Определить влияние нового содержания образования и технологий на повышение    уровня знаний учащихся, развития универсальных учебных действий.

7. Максимальное развитие у каждого ученика творческой активности и самостоятельной практической деятельности. Формирование у учащихся умения ориентироваться в источниках информации, находить, перерабатывать, передавать и принимать требуемую информацию.

8. Повышение квалификации педагогов.  

10.Подчинение всей работы по эксперименту всех участников экспериментальной работы единой цели с единым предметом исследования, экспериментальной проверки и отработки, в рамках которой возможны конкретизация и выдвижения дополнительных и частных задач, аспектов наблюдения и гипотез, ожидаемых результатов.

Основные направления деятельности по реализации ОЭР:

Разработка аналитического обоснования и плана работы опытно-экспериментальной деятельности;

- Методическое сопровождение опытно-экспериментальной деятельности (семинары, круглые столы, тренинги);

- Пополнение и изучение методической литературы по теме опытно-экспериментальной деятельности;

- Ведение мониторинга,  проблемного анализа и своевременной корректировки опытно-экспериментальной деятельности;

- обмен опытом участников эксперимента (открытые уроки, круглые столы);

- ознакомление педагогической общественности с ходом и результатами эксперимента (открытые уроки, мастер-классы, доклады, участие в конференциях, публикации).

 Основные этапы реализации ОЭР

I этап –подготовительный ( 1.10.14 – 12.01.15 )

Задачи:

  • Обеспечение готовности субъектов образовательного процесса к деятельности в  режиме эксперимента.
  • Разработка проекта и программы опытно-экспериментальной работы.

II этап – практический ( 12.01.15 – 12.01.19 )

Задачи:

  • Включение детей в специально организованную деятельность .
  • Овладение приёмами анализа, полученного в ходе исследования материала.
  • Разработка уроков на основе системно-деятельностного подхода.
  • Выступление с обобщением педагогического опыта на семинарах в рамках районного методического объединения учителей математики, публикации с описанием опыта работы  на школьном сайте , на районном и республиканском уровне.

III этап – обобщающий (13.01.19 – 31.05.19)

Задачи:

  • Обработка эмпирических данных.
  • Соотнесение результатов с целями эксперимента.
  • Подготовка аналитического отчёта и публикации по результатам эксперимента.

                                              Мероприятия программы

Содержание

Сроки

Ожидаемый

результат

Реализация системно-деятельностного подхода в общеобразовательном учреждении

Диагностика учащихся и выявление потенциальных возможностей для реализации системно- деятельностного подхода.

Август –

сентябрь 2014 г.

Аналитическая справка для обсуждения на педагогическом совете и методических объединениях

Разработка концепции и программы в контексте системно-деятельностного подхода к образованию; определение основных стратегических направлений реализации ФГОС ОО

Август –

октябрь 2014 г.

Концепция и программа  реализации системно-деятельностного подхода в общеобразовательном учреждении

Обсуждение концепции и программы и их принятие на 2014 – 2019 гг.

Октябрь 2014 г.

Решение о принятии концепции и

Выполнение работы по созданию сред образовательного пространства для реализации в них системно-деятельностного подхода

2014 г.

Организационное образовательное пространство с совокупностью сред

Повышение уровня квалификации педагогических кадров (программы самообразования, обучающие семинары-практикумы в школе, мастер-классы, круглые столы, открытые уроки, вебинары, конференции, встречи с представителями издательств УМК, очередная курсовая подготовка) для освоения теории и практики системно-деятельностного подхода

2014 – 2019 гг.

Актуализация имеющихся компетенций, овладение общекультурными, общепрофессиональными и специальными компетенциями

Расширение сети курсов по выбору с учётом способностей и запросов учащихся

2014 г.

Перечень элективных курсов, курсов по выбору

Разработка и корректировка рабочих учебных программ, элективных курсов .

2014 – 2019гг.

Рабочие учебные программы, элективных курсов.

Организация работы по освоению педагогами технологий деятельностного типа (проектная, проблемного обучения, исследовательская, работа в группах, информационная, коммуникационная, анализа ситуаций)

2014 г.

Освоенные технологии деятельностного типа

Научно-методическое сопровождение системно-деятельностного подхода

Разработка собственного варианта адаптивной модели по реализации системно- деятельностного подхода.

2014 г.

Адаптивная модель по реализации системно-деятельностного

Разработка модели выпускника общеобразовательного учреждения

2014 г.

Модель выпускника

Корректировка и формулирование целей (задач) формирования личностных (воспитания), метапредметных (развития) и предметных (учения) результатов в системе формального (изучение предметов в школе) и неформального образования (удовлетворение индивидуальных потребностей и интересов на внеурочных и внеклассных занятиях, дополнительных занятиях)

2014 – 2019 гг.

Сформулированные цели (задачи) по отношению к изучаемым предметам, внеурочным и внеклассным занятиям

Осмысление содержания учебного материала с позиции методологического, системообразующего и мировоззренческого характера современного знания при выделении ведущих методов познания, понятий, идей и ключевых теорий

2014 – 2019 гг.

Схема содержания изучаемого учебного материала с указанием ведущих методов познания, понятий, идей и ключевых теорий по предметным областям

Разработка и корректировка методических материалов обучения, развития и воспитания с позиции достижения ожидаемых результатов при использовании технологий деятельностного типа

2014 – 2019 гг.

Методические материалы

Организация и проведение учебных занятий с учетом системно-деятельностного подхода в сочетании с личностно-ориентированным и гуманистически-гуманитарным

2014 – 2019 гг.

Планы-конспекты учебных занятий

Подготовка к работе по выполнению программы развития

Анализ опыта педагогов школы по использованию системно-деятельностного подхода к обучению

2014 – 2015 гг.

Аналитическая справка для портфолио учителя

Изучение передового опыта других общеобразовательных учреждений по использованию системно-деятельностного подхода

2014 – 2015 гг.

Обобщенные материалы, отражающие передовой опыт других общеобразовательных учреждений по использованию системно-деятельностного подхода

Выяснение потенциальных возможностей сред образовательного пространства общеобразовательного учреждения для реализации системно-деятельностного подхода

2014 – 2015 гг.

Таблицы с указанием суждений, отражающих возможности сред образовательного пространства школы для реализации системно-деятельностного подхода

Освоение и реализация определенных аспектов передового опыта других общеобразовательных учреждений по использованию системно-деятельностного подхода

2014 – 2019 гг.

План работы школы по использованию передового опыта других общеобразовательных учреждений по использованию системно-деятельностного подхода

Рефлексия промежуточных результатов работы педагогического коллектива по  использованию системно-деятельностного подхода

2014 – 2019 гг.

Рефлексивные таблицы

Поддержание здоровья и культивирование здорового образа жизни

Анализ состояния здоровья учащихся и выяснение групп здоровья

2014 г.

Общешкольная справка о состоянии здоровья учащихся; списки групп здоровья

Определение совместными усилиями школы, медицинских учреждений и родителей основных факторов, оказывающих негативное влияние на состояние здоровья и образ жизни школьников

2014 г.

Перечень факторов, негативно влияющих на состояние здоровья школьников и их образ жизни

Организация внеурочной и внеклассной деятельности школьников, способствующей укреплению здоровья

2014 – 2019 гг.

Программы и планы внеурочной, внеклассной работы

Реализация в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий

2014 – 2019 гг.

Информационная справка об эффективности использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Организация образовательного процесса в целом, урока и других видов занятий, в частности, с позиции сохранения и укрепления здоровья

2014 – 2019 гг.

Перечень требований к образовательному процессу и учебным занятиям с позиции сохранения и укрепления здоровья и СанПин

Реализация федеральных целевых образовательных программ по формированию культуры здоровьесбережения

2014 – 2019 гг.

Информационно-аналитическая справка  о показателях сформированности культуры здоровьесбережения у школьников

Организация работы с родителями для согласованных действий школы и семьи по формированию культуры здоровьесбережения

2014 – 2019 гг.

План работы с родителями и перечень мероприятий по формированию культуры здоровьесбережения

Профилизация образования

Выяснение интересов и потребностей школьников в отношении образования

2014 – 2015 гг.

Карта интересов школьника

Определение склонностей учащихся начальной школы в отношении предпочитаемых предметных областей

2014 – 2015 гг.

Психолого-педагогическая характеристика школьника

Определение интересов и способностей учащихся основной школы в отношении предметов учебного плана; организация предпрофильного обучения учащихся 8 – 9 классов для первоначального профессионального самоопределения

2014 – 2015 гг.

Карта отношения школьника к предметам учебного плана школы; перечень предпочитаемых каждым школьником профессий / будущей сферы профессиональных интересов

Создание востребованных учащимися  профильных предметов информационно-технологического и социально-гуманитарного направления для дальнейшего выбора профессии и социализации выпускников

2014 г.

Скорректированные имеющиеся рабочие учебные программы базовых и профильных предметов, а также программы дисциплин  по выбору

Оценка состояния профессиональной социализированности  на основе сформированных знаний, способов деятельности, ценностного отношения к объектам окружающей действительности и творческого опыта их преобразования в результате изучения базовых  и профильных учебных дисциплин

2015 – 2019 гг.

Заключение школы и независимых экспертов о степени достижения результатов образования

Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников

Формирование общечеловеческих, национальных и региональных  ценностей при изучении базовых предметов

2014 – 2019 гг.

Общешкольный план формирования ценностей

Организация творческой деятельности по культивированию нравственных ценностей – патриотизма, социальной солидарности, гражданственности, уважения к труду, стремления к истине, смысла жизни, ответственного отношения к природе, мира во всем мире

2014 – 2015 гг.

Программа организации творческой деятельности

Оценка результатов духовно-нравственного развития и воспитания гражданина современной России

2015 – 2019 гг.

Информационные справки

Мониторинг качества образовательной деятельности образовательного учреждения

Изучение совокупности результатов образовательной деятельности с позиции ФГОС ОО

2014 г.

Перечень личностных, метапредметных и предметных результатов образовательной деятельности в предметных областях

Определение эффективных методик и технологий достижения личностных, метапредметных и предметных результатов образовательной деятельности

2014 г.

Перечень методик и технологий

Выявление, отбор и использование диагностического инструментария для оценки личностных, метапредметных и предметных результатов образовательного процесса

2014 г.

База данных методик и технологий контроля и оценки результатов образовательного процесса

Осуществление внутреннего и внешнего (независимого) мониторинга результатов освоения образовательной программы образовательного учреждения,

2014 – 2019 гг.

План внутреннего мониторинга, перечень организаций и план внешнего мониторинга результатов образовательной деятельности

Результаты второго этапа

Участие педагогов в Международных, во Всероссийских, региональных, муниципальных конкурсах и олимпиадах.

Ф.И.О педагога

наименование конкурсов

1. Одышева О.В.

 

1. Всероссийское тестирование «Организация методической работы» (totaltest.ru). Диплом победителя II степени, №92886.

2. Всероссийская онлайн-олимпиада для педагогов «Анализ современного урока» (Институт развития педагогического мастерства pedagogmaster.ru)        . Диплом победителя (2 место), №13620.

3. Всероссийская блиц-олимпиада для педагогов «Требования к современному уроку по ФГОС» (всероссийский проект pedznanie.ru). Диплом победителя, 1 место, №886 – RU016

4. Всероссийская онлайн-олимпиада для педагогов «Технология внутришкольного тестового контроля учебного процесса» (Институт развития педагогического мастерства pedagogmaster.ru). Диплом победителя (2 место), №13619.

5. Всероссийский конкурс «Древо талантов», номинация «План-конспект урока»: план-конспект урока по алгебре для 7 класса по теме «Линейная функция и её график» (drevo-konkurs.ru). Диплом победителя (2 место), №5720.

6. Всероссийское тестирование «Психолого-педагогические аспекты образовательной сферы» (totaltest.ru). Диплом победителя II степени, №105109.

7. Всероссийское тестирование «Теория и методика формирования математических представлений» (totaltest.ru). Диплом победителя II степени, №107626.

8. Международная научно-практическая педагогическая конференция «Теория и практика обучения и воспитания по ФГОС»: тема материала «Проектно-исследовательская деятельность и личностное самоопределение обучающихся при изучении математики в 5 классе» (образовательный портал «Академия Интеллектуального развития»). Диплом победителя I степени, №6368600.

 9. Международная интернет-олимпиада «Работа с одарёнными детьми по ФГОС», проводимая на педагогическом портале «Солнечный свет». Диплом I степени, №ДО278108.

10. Международный творческий конкурс, проводимый на педагогическом сайте «Солнечный свет». Номинация: «Внеурочная деятельность». Программа кружка по математике для учащихся 5-6 класса «Математика в исторических датах и фактах». Диплом победителя (1 место), №ТК278179.

11. Международный творческий конкурс, проводимый на педагогическом сайте «Солнечный свет». Номинация: «Внеурочная деятельность». Открытое занятие элективного курса «Живая геометрия» в 5 классе по теме «Окружность. Круг». Диплом победителя (1 место), №ТК278354.

12. Международная интернет-олимпиада «Пед.технологии для реализации требований ФГОС», проводимая на педагогическом портале «Солнечный свет». Диплом I степени, №ДО278108.

13. Международная интернет-олимпиада «ФГОС основного общего образования», проводимая на педагогическом портале «Солнечный свет». Диплом I степени, №ДО240406

14. Международная интернет-олимпиада «Здоровый образ жизни», проводимая на педагогическом портале «Солнечный свет». Диплом I степени, №ДО313968

15. Международный творческий конкурс, проводимый на педагогическом сайте «Солнечный свет». Номинация: «Внеурочная деятельность». Открытое занятие элективного курса «Живая геометрия» в 5 классе по теме «Окружность. Круг». Диплом победителя (1 место), №ТК314001.

16. Международный творческий конкурс, проводимый на педагогическом сайте «Солнечный свет». Номинация: «Детские исследовательские и научные работы, проекты». Проектно-исследовательская работа «История потребительской стоимости рубля в расчётных математических задачах» ученика 5 класса Карабанова А. Диплом победителя (1 место), №ТК313985.

17. Всероссийская акция «Активист методического обмена», проект «Методический кабинет. Росметодкабинет.РФ: защищённая сеть методического обмена». Диплом активного участника.

3. Боброва Ж.А.

1. Международная интернет-олимпиада «Вопросита», Диплом II степени.

2. Международная интернет-олимпиада «Вопросита», Диплом III степени.

3. Международная интернет-олимпиада «Умната», Диплом II степени.

4. Международная интернет-олимпиада «Умната», Диплом III степени.

5. Всероссийская акция «Активист методического обмена», проект «Методический кабинет. Росметодкабинет.РФ: защищённая сеть методического обмена». Диплом активного участника.

 Проведение открытых уроков.

Ф.И.О.

тема

уровень

1. Одышева О.В.

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

(5 класс)

Школьный (в рамках взаимопосещения и обмена опытом)

Подготовка к ВПР. Повторение. Действия с десятичными дробями.

 (5 кл.)

Школьный (в рамках методической недели)

Решение задач по теме «Центральные и вписанные углы». (8 класс)

Школьный (в рамках методической недели)

3. Боброва Ж.А.

Формулы сокращённого умножения.

(7 класс)

Школьный (в рамках взаимопосещения и обмена опытом)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация опытно-экспериментальной работы по внедрению системы мониторинга качества обучения в практику работы учителя-предметника

Мониторинг в образовании не заменяет и не ломает традиционную систему внутришкольного управления и контроля, а способствует обеспечению ее стабильности, долгосрочности и надежности. Он проводится там,...

ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО МЕТОДИКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА «Игровые технологии в формировании иноязычной компетенции школьников»

В соответствии с нормативным документом Министерства образования и науки РФ целью обучения иностранному языку является «формирование иноязычной коммуникативной компетенции, т.е. способности и ре...

Опытно-экспериментальная работа по теме:«Применение информационно-коммуникативных технологий в проектно - исследовательской деятельности на уроках биологии».

Опытно-экспериментальная работа по теме: " Применение информационно-коммуникативных технологий в проектно-исследовательской деятельности "...

Опытно-экспериментальная работа на учебно-опытном участке

Учебно-опытные участки создаются при всех типах образовательных учреждений. На участках учащиеся проводят опытно-практические и исследовательские работы, экскурсии по биологии и окружающему миру, рабо...

Опытно – экспериментальная авторская работа «Выполнение гобеленов на уроках декоративно-прикладного искусства»

Учащиеся на уроках декоративно-прикладного искусства изучают несколько видов гобеленов: 1. Навивной гобелен2. Гобелен,выполненный крючком3. Гобелен-вышивка (гобеленный шов).Дети с интересом выпол...