научно- исследовательская работа "Сколько весит портфель школьника?"
опыты и эксперименты по алгебре (7 класс) на тему
сколько весит портфель школьников начальных классов и учеников среднего звена: сравнительный анализ, подсчёт результатов, влияние тяжёлого портфеля на организм школьника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skolko_vesit_portfel_shkolnika.rar | 1.69 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4 с углубленным изучением отдельных предметов города Шимановска»
«Вес школьного портфеля
( его влияние на здоровье учеников)»
Исследовательская работа
ученицы 7 «Б» класса
Жир Ксении.
Руководитель: Ефименко Светлана Дмитриевна.
г. Шимановск
2017 г.
Цель
Изучить возможность снижения веса портфеля школьника и разработать рекомендации по улучшению сложившейся ситуации.
Задачи
1. Проанализировать сколько должен весить ранец и как правильно его выбрать.
2. Описать, как тяжелый ранец влияет на осанку школьника
- Изучить вес портфелей учеников первых и седьмых.
- Доказать, что тяжелый портфель вредит здоровью.
- Предложить свои способы решения проблемы.
Объект исследования: школьные портфели учеников первого и седьмого классов
Гипотеза
Предположим, что тяжёлый портфель негативно влияет на здоровье учеников.
Актуальность исследования:
осанку школьникам портят тяжелые ранцы
Методы исследования.
Наблюдение; сбор информации из разных источников, практическая работа: взвешивание портфелей и учебных принадлежностей, анализ.
План работы.
Введение.
1.Санитарные нормы и правила, регламентирующие вес школьного портфеля. Выбор правильного портфеля
2.Изучение расписания уроков 1 и 7 классов. Исследование веса изданий, веса портфелей учеников 1 и 7 классов.
3. Разработка рекомендаций для родителей, учащихся (составление памятки).
Заключение.
ВВЕДЕНИЕ
Школьника невозможно представить без портфеля. Только по его наличию можно выделить ученика из толпы. Однако, нося за плечами тяжелые рюкзаки, российские школьники, оказывается, грубо нарушают санитарные нормы, но за этим никто не следит.
Сегодня по статистике если какое-то количество детей приходит в школу здоровыми, то к 11 классу таковых практически нет. Происходит это по разным причинам, в том числе и из-за больших предметных нагрузок, и из-за веса того же портфеля. Подсчитано, что для маленького ребёнка носить портфель в четыре килограмма равносильно тому, что если бы взрослый человек каждый день носил на работу килограммов 15-20. Ортопедические патологии (нарушения осанки, сколиозы, плоскостопие) среди других заболеваний, выявляемых при медосмотрах в детских поликлиниках России, выходят, чуть ли не на первое место.
Вот почему я считаю тему исследования «Вес школьного портфеля и его влияние на здоровье учеников» актуальной и заслуживающей внимания.
- Санитарные нормы и правила, регламентирующие вес школьного портфеля.
Осанка – это положение тела во время ходьбы, сидения, стояния. У человека с правильной осанкой стройная, красивая фигура: спина прямая, плечи развёрнуты, голова приподнята, живот втянут. При неправильной осанке плечи и голова опущены, спина сутулая, живот выпячен, колени согнуты.
Правильная осанка не только делает человека стройным и красивым. При правильной осанке происходит нормальное дыхание, хорошо работает сердце, свободно движется кровь по телу. Выработке правильной осанки способствуют утренняя зарядка, подвижные игры, спорт.
Правильная осанка формируется в первые годы жизни. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. На формирование неправильной осанки оказывают влияние хронические заболевания, недостаточный по времени отдых и пассивные формы его проведения, неправильное положение тела во время занятий, не соответствующая росту мебель, неудобная обувь и одежда. Не последнюю роль в этом играет вес школьного портфеля.
Год из года школьные ранцы становятся тяжелее. Исследования показывают, что вес ранца с учебниками у учеников начальной школы, как правило, достигает 5–6 кг, что в 2,5– 3 раза превышает допустимые гигиенические нормы.
Санитарными правилами и нормами установлен вес учебного пособия для каждой возрастной группы:
• 1–4-х классов – 300г;
• 7–8-х классов – 500г;
Вес ранца с учебным комплектом не должен превышать
1-2 классы 1,5 кг
7-8 классы 3,5 кг
Кроме того, считается, что вес школьного портфеля не должен превышать 10 % от веса школьника.
Никаких официальных документов, ограничивающих вес школьных ранцев, не существует. Зато есть физиологические нормы "грузоподъемности" для детей и подростков, которые ежедневно нарушаются в любой российской школе.
- Максимальный вес груза, который может переносить без ущерба для здоровья ученик начальных классов, составляет 2 кг, - говорит наш школьный врач. - Для детей 11-13 лет этот вес составляет 3 кг, для четырнадцатилетних подростков и пятнадцатилетних девочек - 5 кг.
Избыточный вес ранца увеличивает опасность заболеваний суставов рук. У детей, постоянно носящих тяжести, может развиться плоскостопие. Тяжелый ранец, как и любой другой непосильный груз, повышает опасность травм, а утомление плохо сказывается на трудоспособности: усталый ребенок не сразу может включиться в работу, успеваемость страдает.
Таким образом, здоровье ребенка зависит от множества причин, не все из которых находятся в нашей власти. Но сделать так, чтобы какая-то часть их не ложилась бременем болезни на детей, вполне по силам взрослым.
- Выбор правильного портфеля
Каким же портфель должен быть, чтобы заботиться о здоровье, долго служить и радовать глаз?
Во-первых, для младшеклассников это обязательно должен быть ранец. Однако, нельзя позволять ребенку носить его на одном плече, это грозит формированием неправильной осанки, сколиозом.
Конечно, ранец предпочтительнее портфеля: нагрузка распределена равномерно, руки свободны.
Разница между ранцем и рюкзаком — в том что, у первого корпус твердый, у второго, наоборот, мягкий.
Во время примерки нужно обратить внимание на следующее:
- ширина ранца должна быть примерно равна ширине плеч ребенка;
- верхний край ранца и плечи ребенка должны быть на одной высоте;
- нижний край ранца должен располагаться на уровне поясницы;
- ранец должен плотно прилегать к спине ребенка.
Таким образом, хороший школьный ранец
- весит менее 1 кг
- с ортопедической спинкой и регулируемыми лямками
- со светоотражателями спереди, на боках и лямках
- из прочной водоотталкивающей ткани
- с прочными швами и кантами
- с клапанами от дождя и снега
- с удобными замками и молниями
- с укрепленными углами и пластиковым дном
- с удобными карманами и вместительным внутренним отделением
- хорошо сохранять форму, иначе тетрадки и учебники в нем будут мяться, груз будет распределяться неравномерно, да и прослужит такой рюкзак недолго.
- с надежными, но не очень тугими застежками: чтобы, с одной стороны, не расстегивались постоянно, а с другой - были по силам слабым детским ручкам
- с удобной крепкой ручкой.
Мною было изучено расписание уроков учеников первого и седьмого класса, а также вес портфелей указанных учеников.
Расписание уроков первого класса
понедельник | вторник | среда | четверг | пятница | |
1 | физ-ра | матем. | азбука | матем. | письмо |
2 | азбука | музыка | письмо | азбука | окр. мир |
3 | письмо | азбука | физ-ра | письмо | технология |
4 | матем. | письмо | матем. | ИЗО | физ-ра |
5 | внеурочная деятельность | окр. мир | внеур. деят. | ОБД | подвиж. игры |
6 | хор. пение | творч. маст. |
Расписание уроков седьмого класса
понедельник | вторник | среда | четверг | пятница | суббота | |
1 | история | рус. яз | обществоз. | ИЗО | матем. | география |
2 | рус. яз | ин. яз | ОБД | география | физ-ра | история |
3 | литература | матем. | физ-ра | рус. яз | ин. яз | музыка |
4 | матем. | физ-ра | ин. яз | физика | рус. яз | матем. |
5 | технология | ОБЖ | геометрия | биология | литература | информатика |
6 | физика | биология |
Анализ веса портфелей учеников 1 и 7 классов
Портфель 7б класса | Портфель 1а класса | |
понедельник | 5 учебников, 4 тетради, дневник, пенал, деньги (мелочь). 4 кг | 2 учебника, 4 тетради, спорт. форма, дневник, пенал, ключи от дома, телефон, скакалка, кошелёк с деньгами,. 2.5 кг |
вторник | 5 учебников, 7 тетрадей, спорт. форма, дневник, пенал, деньги (мелочь). 5кг | 5 учебников, 4 тетради, дневник, пенал, ключи от дома, телефон, скакалка, кошелёк с деньгами, библиотечная книга. 4 кг |
среда | 3 учебника, 4 тетради, спорт. форма, дневник, пенал, деньги (мелочь). 4 кг | 2 учебника, 5 тетрадей, спорт. форма, дневник, пенал, ключи от дома, телефон, скакалка, кошелёк с деньгами. 3 кг |
четверг | 5 учебников, 6 тетрадей, альбом, краски, дневник, пенал, деньги (мелочь). 5.1 кг | 2 учебника, 5 тетрадей, альбом, краски, дневник, пенал, ключи от дома, телефон, скакалка, кошелёк с деньгами. 3 кг |
пятница | 4 учебника, 4 тетради, спорт. форма, дневник, пенал, деньги (мелочь). 4 кг | 1 учебник, 6 тетрадей, спорт. форма, дневник, пенал, ключи от дома, телефон, скакалка, кошелёк с деньгами. 3.2 кг |
суббота | 5 учебников, 6 тетрадей, дневник, пенал, деньги (мелочь). 5 кг |
В своей работе я исследовала портфели учеников 1 и 7 классах нашей школы. В эксперименте участвовало 2 школьника. Всего было исследовано 2 ранца.
Исследовав портфель ученика первого класса, я установила, что он весит 800 грамм, имеет ортопедическую спинку, светоотражающие элементы, изготовлен из водоотталкивающей ткани, с клапанами от дождя и снега, молниями, пластиковым дном и удобной ручкой, хорошо сохраняет форму. Следовательно: этот портфель выбран правильно.
Портфель ученика седьмого класса весит 300 грамм, его корпус мягкий, отсутствует ортопедическая спинка, светоотражающие элементы, пластиковое дно, клапаны от дождя и снега, изготовлен из водоотталкивающей ткани, с удобной ручкой. Таким образом, этот портфель не соответствует требованиям правильного портфеля.
Изучая вес издания учеников первого и седьмого классов, я определила средний вес каждого издания.
- средний вес издания учеников первого класса составляет – 300 гр, что соответствует санитарным правилам и нормам
- средний вес издания учеников седьмого класса составляет 600 гр, что превышает установленные нормы.
Я измерила вес портфеля с учебными принадлежностями и другими предметами, находящимися в портфеле, каждого ученика 1 и 7 классов в каждый учебный день недели и занесла в таблицу. Из этого можно сделать вывод:
- самый «тяжёлый» день у ученика седьмого класса –четверг, так как в этот день вес портфеля 5,1 кг, у ученика первого класса – вторник, его портфель в этот день весит 4 кг.
Средний вес портфеля ученика первого класса составляет 3 кг 140 гр
Средний вес портфеля ученика седьмого класса составляет 4 кг 500 гр.
Вместе с тем, в портфеле первого класса были обнаружены помимо учебных книг и тетрадей такие предметы как: ключи от дома, телефон, скакалка, кошелёк с деньгами, библиотечная книга, в портфеле седьмого класса – денежная мелочь.
Таким образом, вес портфеля ученика первого класса более чем в два раза превышает установленные нормы. Вес портфеля ученика седьмого класса – в 1,2 раза. В результате этого можно предположить, что здоровье учеников первого и седьмого классов нашей школы в опасности. Эти ученики больше подвержены заболеваниям суставов рук, плоскостопию, склонны к нарушению осанки и переутомлению, что может отразиться на их успеваемости.
Гипотезу о том, что тяжелый портфель вредит здоровью я подтвердила.
Регулярная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю дальнейшую жизнь.
Чтобы масса портфелей соответствовала возрасту учащихся, нужно убирать из портфеля все ненужные вещи и книги, наводить в портфеле порядок. Наше здоровье зависит от нас самих.
Подводя итог в своей работе, я считаю, что для того, чтобы облегчить портфель ребенка необходимо:
- Оборудовать в школе места для хранения личных вещей.
- Носить один комплект учебников на парту.
- Выбирать легкий рюкзак.
- Следует переходить на электронные носители информации: ноутбуки.
- Просто не носить в портфелях ничего лишнего
- Ежедневно проверять ранцы и вытаскивать из него все ненужные предметы.
- При составлении школьного расписания необходимо учитывать вес учебных комплектов, так как в один день портфель может быть тяжелый, а в другой – легкий.
- Совет для родителей – не покупать своим детям портфели больших размеров, потому что они будут стараться загрузить туда максимально большое количество предметов.
Заключение
Выполнив эту исследовательскую работу, я узнала, как вес портфеля влияет на формирование осанки школьника. Но существует ещё много факторов, которые тоже влияют на формирование осанки – это и посадка при письме, и соответствие школьной мебели нормам, и поза за столом во время еды или во время игры, спать нужно на жесткой постели с невысокой подушкой…
Я считаю, для того, чтобы избежать нарушений осанки каждый ученик должен: -следить за своей осанкой;- правильно выбирать ранец; -всегда правильно собирать школьные принадлежности, -без необходимости не брать посторонние предметы;- ежедневно заниматься утренней зарядкой; физкультурой и спортом укреплять мышцы спины;- избегать долгого однообразного положения позвоночника.
Список используемой литературы:
1. В.И.Даль Иллюстрированная энциклопедия русского языка. М.-«Русский язык», 1990г.
2. В.И.Даль Иллюстрированный толковый словарь русского языка. М.; «Эксимо», 2007г.
3. С.И.Ожегов Словарь русского языка. М-«Русский язык» 1990г.;
4. «Правда о школьном портфеле». Статья в Интернете: сайтhttp://yandex.ru/yandsearch?p=6&text.
5. Дорохов А. Про тебя самого. Москва: «Детская литература»;
1989.- 56 с.;
6. Яковлева Л.В., Юдина Р.А. Физическое развитие и здоровье детей 7-11 лет. Часть 3. Изд. Владос, 2004 г., 208 с.;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце
В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...
Научно-методические рекомендации по выполнению научно-исследовательской работы
Исследование - это сложный сознательный и целеустремленный процесс изучения какого-либо явления или объекта, который способствует определению особенностей его протекания; выявлению некоторых зак...
классный час "Влияние веса портфеля на здоровье школьника"
Классный час проводился в 6 классе...
Исследовательская работа "Влияние веса портфеля на здоровье школьника"
Проблема нарушений опорно-двигательного аппарата школьников выходит в последние годы на ведущие позиции. Это связано с уменьшением двигательной активности, ухудшением питания, дефицитом массы тела при...
Аннотация "Методические рекомендации для учителя по формированию исследовательских навыков школьников через интегрированную проектную деятельность по английскому языку и предметам естественно-научного цикла на примере научно-исследовательской работы
Аннотация "Методические рекомендации для учителя по формированию исследовательских навыков школьников через интегрированную проектную деятельность по английскому языку и предметам естественно-нау...
Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельност
Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую ...
Всероссийской научно-практической конференции на тему: «Организация эколого-краеведческой исследовательской деятельности в школе и вузе» Научно-исследовательская работа по теме: « Возрождение старинных традиций и обычай на основе материалов школьного
Всероссийской научно-практической конференциина тему: «Организация эколого-краеведческой исследовательской деятельностив школе и вузе» Научно-исследовательская работа по теме: ...