Программа элективного курса по математике «Проценты»
элективный курс по теме
Разработка программы элективного курса обусловлена, прежде всего тем, что текстовые задачи включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы, в КИМы ЕГЭ, в конкурсные и олимпиадные задания. Начальное представления о процентах дети получают в 5-6 классах, когда еще не могут иметь полноценное представление о процентах, об их роли в современной жизни. Понимание процентов и умение производить процентные расчеты в настоящее время необходимы каждому человеку: прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает все стороны нашей жизни - финансовую, демографическую, социологическую и т.д. Любой современный человек должен уметь применять свои знания в решении повседневных бытовых проблем, в вопросах рыночной экономии. Содержание курса показывает, что в него включены задачи из действительности, окружающей современного человека – финансовая сфера (платежи, налоги, прибыли, вклады), демография, экология. Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке знаний, умений и навыков процентных вычислений, но и формированию интереса к предмету, развитию математических способностей.
Данный курс способствует применению знаний и умений в других областях знаний: химии и физике, экономике и расширяет представление об изучаемом материале.
В программе проводится примерное распределение учебного времени, включающее план занятий. Курс рассчитан на 10 часов, объем небольшой, но темы достаточно интересные и соответствуют возможностям учащихся. Программа может быть эффективно использована для учащихся 8-10 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
meropriyatiya_2.docx | 23.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассная работа
Программа элективного курса по математике «Проценты»
Структура программы:
- Пояснительная записка
- Цели и задачи курса
- Содержание курса
- Примерное учебно-тематическое планирование
- Требования к умениям и навыкам и возможные критерии оценок
- Список литературы
Пояснительная записка
Разработка программы элективного курса обусловлена, прежде всего тем, что текстовые задачи включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы, в КИМы ЕГЭ, в конкурсные и олимпиадные задания. Начальное представления о процентах дети получают в 5-6 классах, когда еще не могут иметь полноценное представление о процентах, об их роли в современной жизни. Понимание процентов и умение производить процентные расчеты в настоящее время необходимы каждому человеку: прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает все стороны нашей жизни - финансовую, демографическую, социологическую и т.д. Любой современный человек должен уметь применять свои знания в решении повседневных бытовых проблем, в вопросах рыночной экономии. Содержание курса показывает, что в него включены задачи из действительности, окружающей современного человека – финансовая сфера (платежи, налоги, прибыли, вклады), демография, экология. Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке знаний, умений и навыков процентных вычислений, но и формированию интереса к предмету, развитию математических способностей.
Данный курс способствует применению знаний и умений в других областях знаний: химии и физике, экономике и расширяет представление об изучаемом материале.
В программе проводится примерное распределение учебного времени, включающее план занятий. Курс рассчитан на 10 часов, объем небольшой, но темы достаточно интересные и соответствуют возможностям учащихся. Программа может быть эффективно использована для учащихся 8-10 классов.
Цели курса:
- Сформировать понимание необходимости знаний процентных вычислений для решения большого круга задач, показав широту применения процентных расчетов в реальной жизни;
- Способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем;
Задачи курса:
- Сформировать умения производить процентные вычисления, необходимые для применения в практической деятельности;
- Сформировать навыки решения основных задач на процент, применяя формулы простых и сложных процентов;
- Привить учащимся основы экономической грамотности;
Содержание курса:
Тема 1. Проценты. Основные задачи на проценты. (2часа)
а) проценты в прошлом и в настоящее время (из истории математики);
б) нахождение процента от числа (величины);
в) нахождение числа по его проценту;
г) нахождение процента одного числа от другого;
д) ознакомление с формулами простого и сложного процентного роста;
Тема 2. Процентные вычисления в жизненных ситуациях. (2 часа)
а) введение базовых понятий экономики: процент прибыли, стоимость товара, заработная плата, тариф, бюджет;
б) банковские операции, вычисление процентных ставок в банках, процентный прирост;
Тема 3. Задачи на смеси, растворы и сплавы. (2 часа)
а) введение понятий концентрации вещества, процентного раствора, смеси, сплава;
Тема 4. Решение задач по всему курсу. (3 часа)
а) задачи с историческими сюжетами;
б) задачи с литературными сюжетами;
в) задачи из материалов ГИА;
г) задачи из материалов ЕГЭ;
Контрольная работа. (1час)
Учебно-тематический план
№ | Наименование тем курса | Всего часов | В том числе | Форма контроля | ||
лекция | практика | семинар | ||||
1 | Проценты. Основные задачи на проценты | 2 | 0,5 | 0,5 | 1 | С.р. на 15мин |
2 | Процентные вычисления в жизненных ситуациях | 2 | 1 | 1 | С.р. на 15мин | |
3 | Задачи на смеси, растворы и сплавы | 2 | 0.5 | 0.5 | 1 | С.р. на 15мин |
4 | Решение задач по всему курсу | 3 | 3 | |||
5 | Контрольная работа | 1 | 1 | |||
Итого: | 10 | 1 | 5 | 3 | 1 |
Требования к умениям и навыкам
В результате изучения курса учащиеся должны:
- понимать содержательный смысл термина «процент» как специального способа выражения доли величины;
- уметь соотносить процент с соответствующей дробью (особенно в некоторых специальных случаях: 50% - ½; 20%- 1/5: 25%- 1/4 и т.д.)
- знать широту применения процентных вычислений в жизни, решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов:
- производить прикидку и оценку результатов вычислений;
-при вычислениях сочетать устные и письменные приемы, применять калькулятор, использовать приемы, рационализирующие вычисления.
Критерии оценивания
Оценка «отлично»ставится в том случае, если учащийся демонстрирует сознательное и ответственное отношение, сопровождающееся ярко выраженным интересом к учению; учащийся освоил теоретический материал курса, получил навыки в его применении при решении конкретных задач; в работе над домашними заданиями продемонстрировал умение работать самостоятельно.
Оценка «хорошо»ставится в том случае, если учащийся освоил идеи и методы данного курса в такой степени, что может справиться со стандартными заданиями; выполняет домашние задания прилежно (без проявления явных творческих способностей); наблюдаются определенные положительные результаты, свидетельствующие о возрастании общих умений учащегося.
Оценка «удовлетворительно» ставится в том случае, если учащийся освоил наиболее простые идеи и методы курса, что позволило ему достаточно успешно выполнять простые
задания.
Оценка «неудовлетворительно»– ученик не проявил ни прилежания, ни заинтересованности в освоении курса, не справляется с решением простых задач.
Список литературы
- Г.И. Глейзер. История математики в школе
- Г.И. Саранцев. Упражнения в обучении математике
- М. И. Сканави. Сборник задач по математике
- В.В. Кочагин . Сборник заданий по алгебре. ГИА 2011
- Ф.Ф.Лысенко. Математика. Тематические тесты ГИА 2012
- А.С.Симонов. Сложные проценты //Математика в школе.-1998.- №5
- О.Д.Соломатин. Старинный способ решения задач на сплавы и смеси //Математика в школе.- 1997.- №1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ» 6 класс, 2 курс
Данная программа элективного курса объемом 35 часов адресована учащимся 6 класса.Развитие у учащихся правильных представлений о природе математики и отражении математической наукой явлений и про...
Программа элективного курса по математике для учащихся 2-3 курсов НПО «Подготовка к ЕГЭ: решение дополнительных задач по алгебре и геометрии »
Цель курса - создание условий для формирования и развития у обучающихся самоанализа и систематизации полученных знаний, подготовка к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.Рассчитанная на 40 часов, программа...
Методическая разработка программы элективного курса по теме "Проценты в нашей жизини"
представлена программа элективного курса ,тематическое планирование для 9 классаов на 9 часов и на 34 часа., презентация, графики в Excel...
Авторская программа элективного курса по математике Практикум по математике: математика в задачах
Элективный курс "Математика в задачах" рассчитан на учащихся 11 классов общеобразовательных классов, имеющих слабую математическую подготовку при решении задач. ...
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ» 7 класс, 3 курс
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«КАЗАНСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕМИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» УТВЕРЖДАЮНачальник Казанского суворо...
Авторская программа элективного курса по математике для учащихся 9 класса "Систематизируем курс математики: от простого к сложному "
Программа элективного курса рассчитана на 34 часа и будет способствовать повышению эффективности подготовки обучающихся 9 класса к основному государственному экзамену по математике за курс основн...
Программа элективного курса "Задачи на проценты".
Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы «Проценты» на первом этапе основной школы, когда учащиеся в силу возрастных особенностей еще не могут получить полноценн...