НАХОЖДЕНИЕ ВЕРОЯТНОСТИ СЛУЧАЙНОГО СОБЫТИЯ
план-конспект урока по алгебре (9 класс) на тему
Цели: выявить особенности использования комбинаторики для подсчета вероятности события; изучить теоремы суммы и произведения вероятности события; рассмотреть теорему Бернулли и её применение для расчета вероятности; рассмотреть понятие геометрической вероятности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_9gl.docx | 65.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок НАХОЖДЕНИЕ ВЕРОЯТНОСТИ
СЛУЧАЙНОГО СОБЫТИЯ
Цели: выявить особенности использования комбинаторики для подсчета вероятности события; изучить теоремы суммы и произведения вероятности события; рассмотреть теорему Бернулли и её применение для расчета вероятности; рассмотреть понятие геометрической вероятности
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Самостоятельная работа.
Вариант 1
1. Решите уравнение = 21.
2. Найдите сумму .
Вариант 2
1. Решите уравнение = 28.
2. Найдите сумму .
III. Объяснение нового материала.
1. Рассматриваем примеры со с. 332–333 учебника. В первом отрабатывается умение применять формулу P (А) + P () = 1, во втором – формулы Р (А + В) = Р (А) + Р (В) и Р (А + В + С) = Р (А) + Р (В) + Р (С) для попарно несовместных событий.
2. При изучении п. 2 следует обратить внимание на обоснование формулы Р (А + В) + Р (АВ) = Р (А) + Р (В) вероятности суммы двух произвольных событий.
3. Рассматриваем пример 5 со с. 338 учебника. Затем формулируем теорему Бернулли о вычислении вероятности наступления k успехов при п независимых повторениях одного и того же испытания с двумя исходами.
На примере 6 со с. 339 учебника демонстрируем применение теоремы Бернулли при решении конкретных задач.
4. Рассматриваем вероятностную модель с бесконечным числом исходов, для которой классическое определение вероятности неприменимо. Вычисление состоит в нахождении частного , где А – фиксированная часть фигуры х.
Примеры 7 и 8 со с. 341–342 учебника достаточно просты и напоминают материал, изученный в 9 классе.
IV. Формирование умений и навыков.
Так как материал носит факультативный характер, учитель самостоятельно отбирает упражнения для решения в классе.
Рассмотрим решения некоторых из них.
п. 1. Использование комбинаторики для подсчета вероятностей.
№ 54.4.
Решение:
При случайном выборе 6 чисел из 49 возможны исходов, то есть наборов по 6 чисел из 49. Поэтому N = .
а) Ни одно из чисел на вашей карточке не совпало с выигрышными числами, если 6 чисел на карточке оказались среди 49 – 6 = 43 невыигрышных чисел. Количество таких исходов равно , то есть количеству наборов по 6 чисел из 43.
Поэтому N (A) = и Р (А) =
= ≈ 0,436.
В процентах получается 43,6 %.
б) Единственное выигрышное число можно выбрать из 6 выигрышных шестью способами, а 5 невыигрышных чисел можно выбрать из 43 невыигрышных чисел способами.
По правилу умножения N (B) = 6 · .
Поэтому Р (B) =
= · Р (А) ≈ 0,413.
В процентах получается 41,3 %.
в) Два выигрышных числа можно выбрать из 6 выигрышных способами, а 4 невыигрышных числа можно выбрать из 43 невыигрышных чисел способами. По правилу умножения N (C) = · .
Поэтому Р (C) =
= · Р (B) ≈ 0,132.
В процентах получается 13,2 %.
г) Аналогично пунктам б) и в) получаем
Р (D) =
= · Р (C) ≈ 0,0176.
В процентах получается 1,77 %.
п. 2. Произведение событий. Вероятность суммы двух событий. Независимость событий.
№ 54.8.
Решение:
а) Р (A + B) = Р (A) + Р (B) – Р (A) Р (B) = 0,5 + 0,5 – 0,5 · 0,5 =
= 1 – 0,25 = 0,75;
б) Р (A + B) = 0,9 + 0,1 – 0,9 · 0,1 = 1 – 0,09 = 0,91;
в) Р (A + B) = 0,9 + 0,9 – 0,9 · 0,9 = 1,8 – 0,81 = 0,99;
г) Р (A + B) = 0,99 + 0,01 – 0,99 · 0,01 = 1 – 0,0099 = 0,9911.
п. 3. Независимые повторения испытаний. Теорема Бернулли и статистическая устойчивость.
№ 54.11.
Решение:
Речь идет о четырех независимых повторениях одного и того же испытания: ответа на один из 20 вопросов. При этом вероятность р «успеха» равна = 0,25, так как каждый из приятелей знает ровно 5 из 20 возможных вопросов. Итак, мы имеем дело со схемой Бернулли, в которой п = 4, р = 0,25, q = 0,75.
а) В этом пункте все 4 раза произошел «успех», то есть k = 4. По формуле Бернулли Pn (k) = · pk · qn – k получаем P4 (4) = · p4 · q4 – 4 =
= 0,254 ≈ 0,004.
б) Тут все четыре раза произошла «неудача», то есть k = 0. По формуле Бернулли Pn (k) = · pk · qn – k получаем P4 (0) = · p0 · q4 = 0,754 ≈
≈ 0,316.
в) Тут три раза произошла «неудача» и был один «успех», то есть k = 1. По формуле Бернулли Pn (k) = · pk · qn – k получаем
P4 (1) = · p3 · q4 – 3 = 4 · 0,253 · 0,75 = 0,252 · 0,75 ≈ 0,047.
г) Здесь k = 1, k = 2, k = 3 или k = 4. другими словами k ≠ 0. Значит, вероятность равна 1 – P4 (0) ≈ 0,684.
п. 4. Геометрическая вероятность.
№ 54.15.
Решение:
AB = = 10.
R = = 5.
SΔABC = · 6 · 8 = 24.
а) P = ≈ 0,305577 ≈ 0,306.
б) Радиус r вписанной окружности равен = 2. Площади кругов относятся как квадраты их радиусов. Значит, вероятность равна = 0,16.
в) Здесь надо найти вероятность события, которое противоположно событию из пункта а). Поэтому искомая вероятность равна примерно 0,7.
г) ≈ 0,146.
V. Проверочная работа.
Вариант 1
1. Для праздника «Последний звонок» купили упаковку, в которой 10 красных, 15 синих, 12 желтых и 18 зеленых шаров. Из упаковки наугад вынимают один шар. Какова вероятность того, что он окажется красным или желтым?
2. Точка выбрана случайным образом из фигуры, ограниченной параболой y = 4 – x2 и осью абсцисс. Какова вероятность того, что она лежит выше прямой у = 3?
Вариант 2
1. На выпускной вечер купили розы: 20 красных, 15 розовых, 25 белых и 10 желтых. Каждому выпускнику наугад доставали и дарили одну розу. Какова вероятность того, что последняя роза окажется желтой или красной?
2. Точка выбрана случайным образом из фигуры, ограниченной параболой y = 4 – x2 и осью абсцисс. Какова вероятность того, что она лежит выше прямых х = –1 и х = 1?
Вариант 3
1. В одной коробке лежат 12 шаров, три из которых – золотые, в другой коробке лежат 15 шаров, из которых шесть – золотые. Наугад из каждой коробки вынимают по одному шару. Какова вероятность того, что оба вынутых шара окажутся золотыми?
2. Точка выбрана случайным образом из фигуры, ограниченной параболой y = 4 – x2 и осью абсцисс. Какова вероятность того, что она лежит ниже прямой у = х + 2?
Вариант 4
1. В одном мешке находятся 4 красных и 5 белых шаров, в другом – 6 красных и 3 белых шара. Из каждого мешка наугад вынимают по одному шару. Какова вероятность того, что оба шара окажутся белыми?
2. Точка выбрана случайным образом из фигуры, ограниченной параболой y = 4 – x2 и осью абсцисс. Какова вероятность того, что она лежит выше прямой у = х + 2?
VI. Итоги урока.
Вопросы учащимся:
– Какие события называются попарно несовместными?
– Какое событие называют произведением событий? Суммой событий?
– Сформулируйте теоремы о вероятности суммы двух событий.
– Сформулируйте теорему Бернулли. Приведите пример.
– Дайте определение геометрической вероятности. Приведите пример.
Домашнее задание: повторить § 50–54; № 54.3, № 54.6, № 54.10, № 54.14, № 54.19.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
случайные события. вероятность случайного события
решение простейших задач нахождения вероятностей используя определение вероятности...
Частота и вероятность случайных событий. Классическая схема определения вероятности.
Частота и вероятность случайных событий. Классическая схема определения вероятности....
Презентация урока по математике 6 класс по теме: "Случайные события. Вероятность случайного события"
Сформировать у учащихся представление о случайном событии, вероятности случайного события, достоверном и невозможном событиях, равновероятных событиях....
Открытый урок по математике 6 класс по теме: Случайные собятия. Вероятность случайного события. Мерзляк
Открытый урок в рамках конкурса Учитель года-2018. Урок проводился в 6 классе. Введется групповая работа, применяется технология проблемного обучения....
Серия уроков на тему "Случайные события. Вероятность случайного события" по учебнику Мерзляка для 6 класса.
Ниже представлены конспекты уроков по ФГОС: урок нового материала, урок повторения и закрепления материала, а так же урок проверки и коррекции умений и навыков....
Технологическая карта урока по теме: « Случайные события. Вероятность случайного события»
Технологическая карта урока по теме: « Случайные события. Вероятность случайного события»...
Методическая разработка по теме "Случайное событие. Вероятность случайного события" 6 кл автор Мерзляк
Вводится понятие вероятности и понятие случайного события....