Рабочая программа факультативного курса «Квадратные уравнения и неравенства»
календарно-тематическое планирование по алгебре (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
I.Пояснительная записка
Рабочая программа факультативного курса «Квадратные уравнения и неравенства» для основного общего образования разработана на основе Федерального закона № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г., Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897; требований к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным) с учётом авторской программы Бурмистровой Т.А. «Программы общеобразовательных учреждений, АЛГЕБРА 7-9 классы, - М.: «Просвещение», 2011 г., а также программы факультатива «Тестовая подготовка по математике», авторы Кулабухов С. Ю.; Лысенко Ф. Ф. с учетом авторской программы: Математика (комплект программ по алгебре, 7-11 кл., геометрии, 10-11 кл. и математике, 5-6 кл. (школьный компонент базисного учебного плана) / авт. – сост. А.Ф. Клейменов, А.Е. Шнейдер. – Екатеринбург: ИРР, 2010.
Рабочая программа ориентирована на использование следующих учебных пособий и учебников:
- С.М.Мордкович Алгебра, 8 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М: «Мнемозина», 2013.
- С.М.Мордкович Алгебра, 8 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений. М: «Мнемозина», 2013.
- Бродский Я. С. Статистика. Вероятность. Комбинаторика / Я. С. Бродский. — М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2012г.
Данная программа составлена для реализации курса «Квадратные уравнения и неравенства», который на уровне основного общего образования ставит своей целью: формирование у обучающихся системы знаний, умений и навыков, предусмотренных минимумом содержания образования, а также системы действий и ценностей, способствующих самореализации личности, подготовке обучающихся к сдаче ГИА по математике.
В учебном плане основного общего образования МБОУ СОШ №3 на изучение факультативного курса отводится 1 час в неделю, всего в 8 классе 35 часов.
II. Планируемые результаты освоения курса.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом курс нацелен на обеспечение реализации трех групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Рабочая программа курса предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Личностные результаты
1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
2) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Предметные результаты
1) развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
2) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
3) овладение символьным языком алгебры, приёмами выполнения тождественных преобразований выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств; умения моделировать реальные ситуации на языке алгебры, исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры, интерпретировать полученный результат;
4) овладение системой функциональных понятий, развитие умения использовать функционально-графические представления для решения различных математических задач, для описания и анализа реальных зависимостей.
III. Содержание программы курса.
Тема 1: Элементы теории вероятностей и анализ данных. Случайные события. Достоверные и невозможные события. Равновероятные события. Частота и вероятность случайного события. Геометрические вероятности. Формулы сложения вероятностей. Независимые события. Формула умножения вероятностей. Таблицы и диаграммы. Столбчатые и круговые диаграммы.
Тема 2: Действительные числа.
Квадратный корень. Иррациональные числа. Действительные числа. Взаимно-однозначное соответствие между точками координатной прямой и множеством действительных чисел. Сравнение действительных чисел.
Тема 3: Квадратные уравнения.
Уравнения и тождества. Квадратное уравнение. Прямая и обратная теоремы Виета. Уравнения и системы, сводящиеся к квадратному уравнению. Метод введения новых переменных. Уравнения, содержащие знак модуля. Квадратные уравнения с параметром. Теоремы о расположении корней квадратных уравнений.
Тема 4: Квадратичная функция и ее график.
Квадратичная функция и график. Преобразование графиков.
Тема 5: Линейные и квадратные неравенства и системы неравенств.
Числовые неравенства и их свойства. Неравенства первой степени с одним неизвестным. Квадратные неравенства. Дробно-рациональное неравенство. Метод интервалов. Системы неравенств с одним и двумя неизвестными и их геометрическая интерпретация.
Тема 6: Итоговое тестирование.
IV. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
№ | Наименование изучаемой темы | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) |
1. | Элементы теории вероятностей и анализ данных | 10 | Формулировать основное свойство алгебраической дроби и применять его для преобразования дробей. Выполнять действия с алгебраическими дробями. Представлять целое выражение в виде многочлена, дробное в виде отношения многочленов; доказывать тождества. Формулировать определение степени с целым показателем. Формулировать, записывать в символической форме и иллюстрировать примерами свойства степени с целым показателем; применять свойства степени для преобразования выражений и вычислений. |
2. | Действительные числа. | 3 | Распознавать линейные и квадратные уравнения, целые и дробные уравнения. Решать линейные, квадратные уравнения, а также уравнения, сводящиеся к ним; решать дробно-рациональные уравнения. Исследовать квадратные уравнения по дискриминанту и коэффициентам. Решать текстовые задачи алгебраическим способом: переходить от словесной формулировки условия задачи к алгебраической модели путем составления уравнения; решать составленное уравнение; интерпретировать результат. Формулировать свойства числовых неравенств, иллюстрировать их на координатной прямой, доказывать алгебраически; применять свойства неравенств при решении задач. |
3. | Квадратные уравнения. | 9 | Доказывать свойства арифметических квадратных корней; применять их для преобразования выражений. Вычислять значения выражений, содержащих квадратные корни; выражать переменные из геометрических и физических формул. Исследовать уравнение вида х2 = а; находить точные и приближенные корни при а > 0. |
4. | Квадратичная функция и ее график. | 2 | Распознавать линейные и квадратные неравенства. Решать линейные неравенства, системы линейных неравенств. Решать квадратные неравенства на основе графических представлений. |
5. | Линейные и квадратные неравенства и системы неравенств | 10 | Определять, является ли пара чисел решением данного уравнения с двумя переменными; приводить примеры решения уравнений с двумя переменными. Решать задачи, алгебраической моделью которых является уравнение с двумя переменными; находить целые решения путем перебора. Решать системы двух уравнений с двумя переменными, указанные в содержании. Решать текстовые задачи алгебраическим способом: переходить от словесной формулировки условия задачи к алгебраической модели путем составления системы уравнений; решать составленную систему уравнений; интерпретировать результат. Строить графики уравнений с двумя переменными. Конструировать эквивалентные речевые высказывания с использованием алгебраического и геометрического языков. Решать и исследовать уравнения и системы уравнений на основе функционально-графических представлений уравнений |
6. | Итоговое тестирование | 1 | |
Итого 35 часов. |
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
факультативного курса «Квадратные уравнения и неравенства»
№ | Дата по плану | Дата по факту | Тема | Элемент содержания | Количество часов | В том числе | ||
Контрольные работы | Лабораторные/ практические работы | Проектные работы | ||||||
Элементы теории вероятностей и анализ данных (10 часов). | ||||||||
1 | Случайные события. Достоверные и невозможные события. | Случайные события. Отношение между событиями. Достоверное событие. Невозможное событие. | 1 | |||||
2 | Случайные события. Достоверные и невозможные события. | Случайные события. Отношение между событиями. Достоверное событие. Невозможное событие. | 1 | |||||
3 | Равномерные события .Частота и вероятность случайного события. | Единственно возможное событие. Равновозможные события. Несовместимые события | 1 | |||||
4 | Равномерные события .Частота и вероятность случайного события. | Относительная частота событий. Формула вычисления относительной частоты. Вероятность событий. | 1 | 1 | ||||
5 | Геометрические вероятности. Формулы сложения вероятностей. | Понятие вероятностей единственно возможных, достоверных, невозможных, несовместных. Формулу вероятности события | 1 | |||||
6 | Геометрические вероятности. Формулы сложения вероятностей. | Геометрические вероятности. Формулы сложения вероятностей. | 1 | 1 | ||||
7 | Независимые события. Формула умножения вероятности. | Правило умножения. Независимые события | 1 | |||||
8 | Независимые события. Формула умножения вероятности. | Решение задач о подсчете числа комбинаций используя правило умножения. | 1 | 1 | ||||
9 | Таблицы и диаграммы. Столбчатые и круговые диаграммы. | Диаграмма - наглядное представление информации; алгоритм построения диаграммы. | 1 | 1 | ||||
10 | Таблицы и диаграммы. Столбчатые и круговые диаграммы. | Построение столбчатой и круговой диаграммы. Решение задач | 1 | 1 | ||||
Действительные числа (3 часа). | ||||||||
11 | Квадратный корень. Иррациональные числа. Действительные числа. | Квадратный корень из числа. Арифметический квадратный корень, его свойства. | 1 | |||||
12 | Взаимно-однозначное соответствие между точками координатной прямой и множеством действительных чисел. | Координатная прямая; координаты точки ; связь действительных чисел и точек на координат ной прямой. | 1 | 1 | ||||
13 | Сравнение действительных чисел. | Сравнение действительных чисел | 1 | 1 | ||||
Квадратные уравнения ( 9 часов) | ||||||||
14 | Уравнения и тождества. Квадратное уравнение. | Уравнение с одной переменной, квадратные уравнения, формула корней квадратного уравнения. | 1 | |||||
15 | Прямая и обратная теоремы Виета. | Определение приведенного квадратного уравнения, формулу корней приведенного квадратного уравнения, формулы Виета, прямая и обратная теоремы Виета. | 1 | |||||
16 | Прямая и обратная теоремы Виета. | Приведенное квадратное уравнение, формулы Виета. | 1 | 1 | ||||
17 | Уравнения и системы сводящиеся к квадратному уравнению | Понятие рационального уравнения, формулы сокращенного умножения, свойства квадратного корня. Определение биквадратного уравнения, алгоритм его решения, введение новой переменной | 1 | |||||
18 | Метод введения новых переменных | Распадающиеся уравнения. A(x)∙B(x)=0. Виды уравнений, способы различия видов уравнений, алгоритм решения уравнений. | 1 | 1 | ||||
19 | Уравнения, содержащие знак модуля. | Квадратные уравнения с модулем, , формула корней квадратного уравнения. | 1 | |||||
20 | Уравнения, содержащие знак модуля. | Квадратные уравнения с модулем, , формула корней квадратного уравнения. | 1 | 1 | ||||
21 | Квадратные уравнения с параметрами. | Квадратные уравнения с параметрами. | 1 | 1 | ||||
22 | Теоремы о расположению корней квадратных уравнений. | Свойства корней квадратного уравнения | 1 | 1 | ||||
Квадратичная функция и ее график (2 часа) | ||||||||
23 | Квадратичная функция и ее график. Преобразование графиков. | Квадратичная функция, парабола, вершина, преобразование графиков. | 1 | |||||
24 | Зачет :Квадратичная функция и ее график. Преобразование графиков. | Квадратичная функция, парабола, вершина, преобразование графиков. | 1 | 1 | ||||
Линейные и квадратные неравенства и системы неравенств (10 часов) | ||||||||
25 | Числовые неравенства и их свойства | Определение числовых неравенств; свойства числовых неравенств. | 1 | |||||
26 | Неравенства первой степени с одним неизвестным | Определение неравенств первой степени с одним неизвестным | 1 | 1 | ||||
27 | Квадратное неравенство. | Общий вид квадратного неравенства. | 1 | |||||
28 | Квадратное неравенство. | Самостоятельное нахождение свойств функции, логическое обоснование суждений и этапов построения. | 1 | 1 | ||||
29 | Дробно-линейные неравенства. Метод интервалов | Дробно-линейные неравенства. Метод интервалов. | 1 | |||||
30 | Дробно-линейные неравенства. Метод интервалов | Дробно-линейные неравенства. Cуть метода интервалов | 1 | 1 | ||||
31 | Системы неравенств с одним и двумя неизвестными и их геометрическая интерпретация. | Системы неравенств с одним и двумя неизвестными и их геометрическая интерпретация. | 1 | |||||
32 | Системы неравенств с одним и двумя неизвестными и их геометрическая интерпретация. | Системы неравенств с одним и двумя неизвестными и их геометрическая интерпретация. | 1 | |||||
33 | Системы неравенств с одним и двумя неизвестными и их геометрическая интерпретация. | Системы неравенств с одним и двумя неизвестными и их геометрическая интерпретация. | 1 | 1 | ||||
34 | Зачет. | Неравенства первой, второй степени. Системы неравенств. | 1 | 1 | 1 | |||
35 | Итоговое тестирование | Выполнение теста. | 1 | 1 | ||||
Итого | 35 | 3 | 14 | 3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет "Квадратные уравнения и неравенства"
Данный буклет поможет в изучении тем "Квадратные уравнения" и "Неравенства", а также при подготовке к ГИА...
Задания на тему "Квадратные уравнения и неравенства"
В данном материале собраны различные задания по данной теме....
линейные и квадратные уравнения и неравенства с параметрами
В этой работе рассмотрены линейные уравнения и неравенства с параметрами, квадратные уравнения и неравенства с параметрами. Рассмотрены несколько способов решения задач, в том числе некоторые аналитич...
Буклет по теме "Квадратные уравнения и неравенства"
Данная работа рассчитана для учащихся 9-х классов, имеющих базовые знания по теме "Квадратные уравнения" . В равной степени буклет будет интересен родителям учеников и коллегам-учителям, которые...
Тематическое поурочное планирование по теме «Решение рациональных линейных и квадратных уравнений и неравенств с параметрами и их систем»
Тематическое поурочное планирование элективного курса по теме «Решение рациональных линейных и квадратных уравнений и неравенств с параметрами и их систем»...
Дидактические материалы для элективного курса «Решение рациональных линейных и квадратных уравнений и неравенств с параметрами и их систем»
Дидактические материалы для элективного курса «Решение рациональных линейных и квадратных уравнений и неравенств с параметрами и их систем»...
Рабочая программа факультативного курса «Квадратные уравнения и неравенства»
Данная программа составлена для реализации курса «Квадратные уравнения и неравенства», который на уровне основного общего образования ставит своей целью: формирование у обучающихся системы...