Рабочая программа по алгебре и началам анализа. 10 класс
рабочая программа по алгебре (10 класс) на тему
Рабочая программа по алгебре и началам анализа 10 класса к учебнику под ред. А.Н.Колмогорова. Тематическое планирование при 3 уроках в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_algebre_i_nachalam_analiza._10_klassbazovyy_uroven.docx | 61.8 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«АЛГЕБРА И НАЧАЛА АНАЛИЗА»
для 10 класса
На 2016-17 учебный год
102 учебных часа
(по 3 часа в неделю)
Разработчик программы: Яковлева В.В.
учитель высшей квалификационной категории
Москва
2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса по алгебре и началам анализа для 10 класса разработана на основе
- требований ФГОС ООО (Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413);
- федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике: «Обязательного минимума содержания основного общего образования по математике»;
- примерной программы ООП;
- учебного плана ГБОУ Школа № 1362;
- программы по алгебре и началам анализа, входящей в сборник рабочих программ «Программы общеобразовательных учреждений: Алгебра и начала анализа, 10-11классы», составитель: Т.А. Бурмистрова.- М. Просвещение, 2016. Планирование ориентировано на учебник Алгебра и начала анализа: Учеб. для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений /А.Н. Колмогоров, А.М. Абрамов, Ю.П. Дудницын и др.; Под. ред. А.Н. Колмогорова. – М.: Просвещение, 2014.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
• Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
• Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Цели и задачи рабочей программы
Изучение математики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;
- овладение языком математики в устной и письменной форме, математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественнонаучных дисциплин, продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне;
- развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, математического мышления и интуиции, творческих способностей, необходимых для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и ее приложений в будущей профессиональной деятельности;
- воспитание средствами математики культуры личности через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей; понимания значимости математики для научно-технического прогресса.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В ходе освоения содержания математического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
- построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;
- выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; выполнения расчетов практического характера; использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
- самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;
- проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;
- самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение алгебры и начал анализа в 10 классе отводится 102 часа из расчёта 3 часа в неделю. Программы общеобразовательных учреждений: Алгебра и начала анализа, 10-11классы», составитель: Т.А. Бурмистрова.- М. Просвещение, 2016.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
1. Тригонометрические функции
Тождественные преобразования тригонометрических выражений. Тригонометрические функции числового аргумента: синус, косинус и тангенс. Периодические функции.
Свойства и графики тригонометрических функций.
Основная цель — расширить и закрепить знания и умения, связанные с тождественными преобразованиями тригонометрических выражений; изучить свойства тригонометрических функций и познакомить учащихся с их графиками.
Изучение темы начинается с вводного повторения, в ходе которого напоминаются основные формулы тригонометрии, известные из курса алгебры, и выводятся некоторые новые формулы. От учащихся не требуется точного запоминания всех формул. Предполагается возможность использования различных справочных материалов: учебника, таблиц, справочников.
Особое внимание следует уделить работе с единичной окружностью. Она становится основой для определения синуса и косинуса числового аргумента и используется далее для вывода свойств тригонометрических функций и решения тригонометрических уравнений.
Систематизируются сведения о функциях и графиках, вводятся новые понятия, связанные с исследованием функций (экстремумы, периодичность), и общая схема исследования функций. В соответствии с этой общей схемой проводится исследование функций синус, косинус, тангенс и строятся их графики.
2. Тригонометрические уравнения
Простейшие тригонометрические уравнения. Решение тригонометрических уравнений.
Основная цель — сформировать умение решать простейшие тригонометрические уравнения и познакомить с некоторыми приемами решения тригонометрических
уравнений.
Решение простейших тригонометрических уравнений основывается на изученных свойствах тригонометрических функций. При этом целесообразно широко использовать графические иллюстрации с помощью единичной окружности. Отдельного внимания заслуживают уравнения вида sin х = 1, cos х = 0 и т. п. Их решение нецелесообразно сводить к применению общих формул.
Отработка каких-либо специальных приемов решения более сложных тригонометрических уравнений не предусматривается. Достаточно рассмотреть отдельные примеры решения таких уравнений, подчеркивая общую идею решения: приведение уравнения к виду, содержащему лишь одну тригонометрическую функцию одного и того же аргумента, с последующей заменой.
Материал, касающийся тригонометрических неравенств и систем уравнений, не является обязательным.
Как и в предыдущей теме, предполагается возможность
использования справочных материалов.
3. Производная
Производная. Производные суммы, произведения и частного. Производная степенной функции с целым показателем. Производные синуса и косинуса.
Основная цель — ввести понятие производной; научить находить производные функций в случаях, не требующих трудоемких выкладок.
При введении понятия производной и изучении ее свойств следует опираться на наглядно-интуитивные представления учащихся о приближении значений функции к некоторому числу, о приближении участка кривой к прямой линии и т. п.
Формирование понятия предела функции, а также умение воспроизводить доказательства каких-либо теорем в данном разделе не предусматриваются. В качестве примера вывода правил нахождения производных в классе рассматривается только теорема о производной суммы, все остальные теоремы раздела принимаются без доказательства. Важно отработать достаточно свободное умение применять эти теоремы в несложных случаях.
В ходе решения задач на применение формулы производной сложной функции можно ограничиться случаем f(kx + b): именно этот случай необходим далее.
4. Применение производной
Геометрический и механический смысл производной. Применение производной к построению графиков функций и решению задач на отыскание наибольшего и наименьшего значений.
Основная цель — ознакомить с простейшими методами дифференциального исчисления и выработать умение применять их для исследования функций и построения графиков.
Опора на геометрический и механический смысл производной делает интуитивно ясными критерии возрастания и убывания функций, признаки максимума и минимума. Основное внимание должно быть уделено разнообразным задачам, связанным с использованием производной для исследования функций. Остальной материал (применение производной к приближенным вычислениям, производная в физике и технике) дается в ознакомительном плане.
5. Повторение. Решение задач
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
1. Тригонометрические функции любого угла (6 ч)
Область определений и множество значений тригонометрических функций. Четность, нечетность, периодичность тригонометрических функций. Свойства функции y = cosx и её график. Свойства функции y = sinx и её график. Свойства функции y = tgx и её график.
В результате изучения темы учащиеся должны знать:
область определения и множество значений тригонометрических функций y=cosx, y= sinx, y=tgx;
определять четность и нечетность тригонометрических функций;
определение периодической функции;
график тригонометрических функций y = cosx, y = sinx, y = tgx.
В результате изучения темы учащиеся должны уметь:
находить область определения и множество значений заданных тригонометрических функций;
находить период заданных тригонометрических функций;
строить графики функций y = cosx, y = sinx, y = tgx, по графику определять их свойства.
2. Основные тригонометрические формулы (9ч)
Радианная мера угла. Поворот точки вокруг начала координат. Определение синуса, косинуса и тангенса угла. Знаки синуса, косинуса и тангенса. Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла. Тригонометрические тождества. Синус, косинус и тангенс углов α и - α.
В результате изучения темы учащиеся должны знать:
определения синуса, косинуса и тангенса;
основные формулы, выражающие зависимость между синусом, косинусом и тангенсом
определение радиана;
понятие тождества как равенства;
В результате изучения темы учащиеся должны уметь:
переводить радианную меру угла в градусы и обратно;
поворачивать начальную точку единичной окружности вокруг начала координат на угол α и находить положение точки окружности, соответствующей данному действительному числу;
находить синус, косинус тангенс для чисел вида Π/2k, k €; Z
применять формулы для вычисления значений синуса, косинуса и тангенса числа по заданному значению одного из них;
доказывать тождества с использованием изученных формул;
выполнять преобразование тригонометрических выражений.
3. Формулы сложения и их следствия (7 ч)
Формулы сложения. Синус, косинус и тангенс двойного угла. Синус, косинус и тангенс половинного угла. Формулы приведения. Сумма и разность синусов. Сумма и разность косинусов.
В результате изучения темы учащиеся должны знать:
формулы сложения; синус, косинус и тангенс двойного и половинного угла;
формулы приведения; сумма и разность синусов; сумма и разность косинусов;
В результате изучения темы учащиеся должны уметь:
находить значения синуса косинуса, тангенса угла на основе определений, с помощью калькулятора и таблиц;
выполнять тождественные преобразования тригонометрических выражений с помощью справочного материала;
находить значения синуса косинуса, тангенса угла на основе определений, с помощью калькулятора и таблиц;
выполнять тождественные преобразования тригонометрических выражений;
применять тригонометрические формулы в при решении практических задач
4. Тригонометрические функции числового аргумента (6ч)
В результате изучения темы учащиеся должны знать:
числа и вычисления;: выражения и преобразования;
свойства тригонометрических функций ;
определение синуса, косинуса и тангенса угла;
тригонометрические функции.
В результате изучения темы учащиеся должны уметь:
находить значения синуса косинуса, тангенса угла на основе определений,
с помощью калькулятора и таблиц;
выполнять тождественные преобразования тригонометрических выражений с помощью справочного материала
и уметь строить их графики.
5. Основные свойства функции (13 ч)
Функции. Область определения и множество значений.
График функции. Построение графиков функций, заданных различными способами.
В результате изучения темы учащиеся должны знать:
свойства тригонометрических функций.
Свойства функций: четность и нечетность, периодичность.
Промежутки возрастания и убывания.
Наибольшее и наименьшее значения функции, точки экстремума. Преобразования графиков: параллельный перенос, симметрия относительно осей координат и симметрия относительно начала координат, симметрия относительно прямой y = x, растяжение и сжатие вдоль осей координат.
В результате изучения темы учащиеся должны уметь:
определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
строить графики изученных функций;
описывать по графику и, в простейших случаях, по формуле поведение и свойств функций;
находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения;
решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков.
6. Решение тригонометрических уравнений и неравенств (13 ч)
Уравнение cos x=a. Уравнение sin x =a. Уравнение tg x =a. Решение тригонометрических уравнений .Примеры решения простейших тригонометрических неравенств.
В результате изучения темы учащиеся должны знать:
понятия арккосинуса, арксинуса и арктангенса;
формулы корней простейших тригонометрических уравнений;
приёмы решений различных типов уравнений;
приемы решения простейших тригонометрических неравенств.
В результате изучения темы учащиеся должны уметь:
решать простейшие тригонометрические уравнения;
применять различные приёмы при решении тригонометрических уравнений;
решать простейшие тригонометрические неравенства.
7. Производная (14 ч)
Производная. Производная степенной функции. Правила дифференцирования. Производные некоторых элементарных функций. Геометрический смысл производной.
В результате изучения темы учащиеся должны знать:
определение и обозначение производной;
иметь представление о механическом смысле производной;
основные правила дифференцирования;
формулы производных элементарных функций;
понимать геометрический смысл производной;
уравнение касательной.
В результате изучения темы учащиеся должны уметь:
находить производные заданных функций;
значение производной функции в точке;
применять правила дифференцирования и таблицу производных элементарных функций при выполнении упражнений;
записывать уравнение касательной к графику функции f(x) в точке.
8. Применение непрерывности и производной (9 ч)
Понятие о пределе и непрерывности функции. Геометрический смысл производной.
Механический смысл производной. Уравнение касательной.
Применения непрерывности и производной. Понимать механический смысл производной. Понимать геометрический смысл производной.
Уметь выполнять несложные приближенные вычисления.
В результате изучения темы учащиеся должны знать:
о применениях непрерывности и производной;
механический смысл производной;
геометрический смысл производной.
В результате изучения темы учащиеся должны уметь:
применять понятие непрерывности при решении задач, уравнений и неравенств:
применять производную при решении практических задач.
9. Применение производной к исследованию функций (9 ч)
Возрастание и убывание функции. Экстремумы функции. Применение производной к построению графиков функций. Наибольшее значения функции.
В результате изучения темы учащиеся должны знать:
какие свойства функций исследуются с помощью производной;
определения точек максимума и минимума, стационарных и критических точек;
необходимые и достаточные условия экстремума функции.
В результате изучения темы учащиеся должны уметь:
находить по графику промежутки возрастания и убывания функции;
находить интервалы монотонности функции, заданной аналитически, исследуя знаки её производной;
применять необходимые и достаточные условия экстремума для нахождения точек экстремума функции;
строить график функции с помощью производной;
находить наибольшее и наименьшее значения функции.
10. Итоговое повторение (9 ч )
Результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
-готовность и способность к образованию и самообразованию;
-сознательное отношение к образованию;
-навыки сотрудничества в ходе образовательной деятельности;
-эстетическое отношение к миру;
-сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и техники;
-осознанный выбор будущей профессии.
Метапредметные:
-умение определять цели, составлять планы, осуществлять контроль и коррекцию методов достижения цели;
-умение продуктивно общаться с другими участниками совместной деятельности;
-готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности;
-умение обобщать информацию, использовать различные источники информации.
Предметные:
-решение разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска и способов решения;
-ясное, точное и грамотное изложение мыслей в устной и письменной речи, использование различных языков математики )словестного, символического, графического);
-умение проводить доказательные рассуждения.
Базовый уровень «Проблемно-функциональные результаты» | |||
Раздел | I. Выпускник научится | III. Выпускник получит возможность научиться | |
Цели освоения предмета | Для использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования по специальностям, не связанным с прикладным использованием математики | Для развития мышления, использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования по специальностям, не связанным с прикладным использованием математики | |
Элементы теории множеств и математической логики |
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
|
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
| |
Числа и выражения |
В повседневной жизни и при изучении других учебных предметов:
|
В повседневной жизни и при изучении других учебных предметов:
| |
Уравнения и неравенства |
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
|
В повседневной жизни и при изучении других учебных предметов:
| |
Функции |
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
|
В повседневной жизни и при изучении других учебных предметов:
| |
Элементы математического анализа |
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
|
В повседневной жизни и при изучении других учебных предметов:
| |
Статистика и теория вероятностей, логика и комбинаторика |
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
|
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
| |
Текстовые задачи |
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
|
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
| |
История математики |
|
| |
Методы математики |
|
|
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
учебного материала по алгебре и началам анализа в 10 классе
(при 3 уроках в неделю)
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Основной учебник:
Алгебра и начала анализа: учеб. для 10—11 кл. общеобразоват.
учреждений/ А. Н. Колмогоров, А. М. Абрамов, Ю. П. Дудницын и др.; под.ред. А. Н. Колмогорова. — М.: Просвещение, 2014.
Методические пособия для учителя:
- Программы общеобразовательных учреждений. АЛГЕБРА И НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА 10-11классы. Составитель: С.А. Бурмистрова. Москва. «Просвещение», 2016 год.
- Алгебра для 9 класса: учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики / H. Я. Виленкин, Г. С. Сурвилло, А. С. Симонов, А. И. Кудрявцев; под ред. H. Я. Виленкина. — М.: Просвещение, 2006.
- Ю. В. Прохоров «Математический энциклопедический словарь», издательство Москва «Советская энциклопедия», 1998 год.
- А.П.Ершов, В.В. Голобородько. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и началам анализа для 10-11 класса. «ИЛЕКСА». Москва.2014
Интернет-ресурсы
1. www.edu - "Российское образование" Федеральный портал.
2. www.school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
3. www.it-n.ru"Сеть творческих учителей".
4. www .festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей "Открытый урок".
5.www.ege.edu.ru – официальный информационный портал ЕГЭ
6. http://mathege.ru – открытый банк заданий по математике ЕГЭ
7. http://new.interneturok.ru – каталог видеоуроков по математике
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по алгебре и началам анализа к УМК Ш.А. Алимова и др. «Алгебра и начала анализа» 10 класс (базовый уровень)
Рабочая программа и тематическое планирование составлено к УМК Ш.А. Алимова и др. «Алгебра и начала анализа», 10-11 класс, М. «Просвещение», 2011 - 1012 годов на основе федерального компонента государ...
Рабочая программа по алгебре и началам анализа, 11 класс, профильный уровень по программе А.Г.Мордковича
приведена рабочая программа, с пояснительной запиской, рассмотрены требвания к уровню подготовки выпускников...
Рабочая программа по алгебре и началам анализа 10-11 класс к учебнику "Алгебра и начала анализа10-11" мордкович А.Г.
Рабочая программа составлена на основе принципов коррекционно-развивающего обучения детей-инвалидов дистанционно....
Рабочая программа по алгебре и началам анализа . 11 класс, учебник "Алгебра и начала анализа" Колмогоров А.Н. и др.
Рабочая программа по алгебре и началам анализа . 11 класс, учебник А.Н.Колмогоров и др....
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по алгебре и началам анализ а к учебнику "Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы (Профильный уровень) " А.Г. Мордкович
Аннотация к рабочей программе по алгебре и началам анализа для 10 класса. Программа по алгебре и началам анализа составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандар...
Рабочая программа по алгебре и началам анализа. 10 класс.( 4 часа в неделю) Учебник "Алгебра и начала анализа, 10 класс" Мордкович А.Г и др. в двух частях, базовый и углубленный уровни.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....