Параметры
элективный курс по алгебре (10 класс) на тему

Александрова Ирина Николаевна

Элективный курс "Параметры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon el._kurs_parametry.doc137 КБ

Предварительный просмотр:

Элективный курс

«Решение задач с параметрами»

Пояснительная записка

Целью профильного обучения, как одного из направлений модернизации математического образования является обеспечение углубленного изучения предмета и подготовка учащихся к продолжению образования.

Основным направлением модернизации математического школьного образования является отработка механизмов итоговой аттестации через введение единого государственного экзамена. В заданиях ЕГЭ по математике с развернутым ответом (часть С), а также с кратким ответом (часть В), встречаются задачи с параметрами. Обязательны такие задания и на вступительных экзаменах в вузы.

Появление таких заданий на экзаменах далеко не случайно, т.к. с их помощью проверяется техника владения формулами элементарной математики, методами решения уравнений и неравенств, умение выстраивать логическую цепочку рассуждений, уровень логического мышления учащегося и их математической культуры.

Решению задач с параметрами в школьной программе уделяется мало внимания. Большинство учащихся либо вовсе не справляются с такими задачами, либо приводят громоздкие выкладки. Причиной этого является отсутствие системы заданий по данной теме в школьных учебниках.

В связи с этим возникла необходимость в разработке и проведении элективного курса для старшеклассников по теме: «Решение задач с параметрами».

Многообразие задач с параметрами охватывает весь курс школьной математики. Владение приемами решения задач с параметрами можно считать критерием знаний основных разделов школьной математики, уровня математического и логического мышления.

Задачи с параметрами дают прекрасный материал для настоящей учебно-исследовательской работы.

Цель курса

  • Формировать у учащихся умения и навыки по решению задач с параметрами, сводящихся к исследованию линейных и квадратных уравнений, неравенств для подготовки к ЕГЭ и к обучению в вузе.
  • Изучение курса предполагает формирование у учащегося интереса к предмету, развитие их математических способностей, подготовку к ЕГЭ, централизованному тестированию и к вступительным экзаменам в вузы
  • Развивать исследовательскую и познавательную деятельность учащегося.
  • Обеспечить условия для самостоятельной творческой работы.

В результате изучения курса учащийся должен:

  • усвоить основные приемы и методы решения уравнений, неравенств систем уравнений с параметрами;
  • применять алгоритм решения уравнений, неравенств, содержащих параметр,
  • проводить полное обоснование при решении задач с параметрами;
  • овладеть исследовательской деятельностью.

Структура курса планирования учебного материала

Темы:

  1. Первоначальные сведения. 2ч
  2. Решения линейных уравнений, содержащих параметры. 2ч
  3. Решения линейных неравенств, содержащих параметры. 2ч
  4. Квадратные уравнения и неравенства, содержащие параметры. 7ч
  5. Свойства квадратичной функции в задачах с параметрами. 4ч
  6. * Тригонометрия и параметры. 2ч
    Иррациональные уравнения. 2ч (9 класс)
  7. Показательные и логарифмические уравнения, содержащие парамаметры.
    Рациональные уравнения. 2ч (9 класс)
  8. * Производная и ее применения. 4ч
    Графические приемы решения. 2ч
  9. Нестандартные задачи с параметрами. 6ч
  • количество решений уравнений;
  • уравнения и неравенства с параметрами с некоторыми условиями
  1. Текстовые задачи с использованием параметра. 4 ч

* - для курса 11 класса

Краткое содержание курса

I. Первоначальные сведения.

Определение параметра. Виды уравнений и неравенств, содержащие параметр.
Основные приемы решения задач с параметрам.
Решение простейших уравнений с параметрами вида

Цель: Дать первоначальное представление учащемуся о параметре и помочь привыкнуть к параметру. К необычной форме ответов при решении уравнений.

II. Решение линейных уравнений (и уравнений приводимых к линейным), содержащих параметр.

Общие подходы к решению линейных уравнений. Решение линейных уравнений, содержащих параметр.
Решение уравнений, приводимых к линейным.
Решение линейно-кусочных уравнений.
Применение алгоритма решения линейных уравнений, содержащих параметр.
Геометрическая интерпретация.
Решение системных уравнений.

Цель: Поиск решения линейных уравнений в общем, виде; исследование количества корней в зависимости от значений параметра.

III. Решение линейных неравенств, содержащих параметр.

Определение линейного неравенства.
Алгоритм решения неравенств.
Решение стандартных линейных неравенств, простейших неравенств с параметрами.
Исследование полученного ответа.
Обработка результатов, полученных при решении.

Цель: Выработать навыки решения стандартных неравенств и приводимых к ним, углубленное изучение методов решения линейных неравенств.

IV. Квадратные уравнения, содержащие параметр.

Актуализация знаний о квадратном уравнении. Исследования количества корней, в зависимости от дискриминанта. Использование теоремы Виета. Исследование трехчлена.
Алгоритм решения уравнений.
Аналитический способ решения.
Графический способ.
Классификация задач, с позиций применения к ним методов исследования.

Цель: Формировать умение и навыки решения квадратных уравнений с параметрами.

V*. Показательные и логарифмические уравнения, содержащие параметр.
Рациональные уравнения 2ч (9 класс)

Свойства степеней и показательной функции. Решение показательных уравнений и неравенств, содержащих параметры.
Свойства логарифмов и логарифмической функции. Решение логарифмических уравнений и неравенств с параметрами.
Цель: Сформировать умение решать показательные и логарифмические уравнения и неравенства с параметрами, рациональные уравнения

VI*. Тригонометрия и параметр.
Иррациональные уравнения 2 ч (9 класс )

Использование основных свойств тригонометрических функций в задачах с параметрами. Тригонометрические уравнения, содержащие параметр.
Тригонометрические неравенства, содержащие параметр.
Область значений тригонометрических функций.

Цель: Сформировать умение использования свойств тригонометрических функций при решении тригонометрических уравнений и неравенств с параметрами.
Исследование дробно-рациональных уравнений, содержащих параметры.

VII. Свойства квадратичной функции в задачах с параметрами.

Область значений функции.
Область определения функции.
Монотонность. Координаты вершины параболы.

Цель: Познакомить с многообразием задач с параметрами.

VIII*. Производная и ее применение.

Касательная к функции.
Критические точки.
Монотонность.
Наибольшие и наименьшие значения функции.
Построение графиков функций.

Цель: Познакомить учащихся с типом задач с параметрами на применение методов дифференциального исчисления.

IX. Нестандартные задачи.

Х. Текстовые задачи с использованием параметра.

Планирование

(34 часа)

№ урока

Тема

1

Основные понятия уравнений с параметрами

2

Основные понятия неравенств с параметрами

3-4

Уравнения с параметрами (первой степени)

5-6

Неравенства с параметрами (первой степени)

7-11

Уравнения с параметрами (второй степени)

12-14

Неравенства с параметрами (второй степени)

15-16

Рациональные уравнения с параметрами

17-18

Графические приемы при решении

19-20

Свойства квадратичной функции

21-23

Текстовые задачи с использованием параметра

24-25

Иррациональные уравнения с параметрами

26-28

Параметр и количество решений уравнений, неравенств и их систем

29-30

Уравнения и неравенства с параметрами с различными условиями

31-32

Нестандартные задачи

33

Итоговая контрольная работа по курсу

34

Защита индивидуальных проектов

Заключение

Введение элективного курса «Решение задач с параметрами» необходимо учащимся в наше время, как при подготовке к ЕГЭ, так и к вступительным экзаменам в вузы. Владение приемами решения задач с параметрам можно считать критерием знаний основных разделов школьной математики, уровня математического и логического мышления.

Решение задач, уравнений с параметрами, открывает перед учащимися значительное число эвристических приемов общего характера, ценных для математического развития личности, применяемых в исследованиях и на любом другом математическом материале.Именно такие задачи играют большую роль в формировании логического мышления и математической культуры у школьников, Поэтому учащиеся, владеющие методами решения задач с параметрами, успешно справляются с другими задачами.

Литература

  1. Горнштейн П.И. Задачи с параметрами. - М.: Гимназия, 2002.
  2. Крамор В.С. Математика. Типовые примеры на вступительных экзаменах. - М.: Аркти, 2000.
  3. Математика для поступающих в вузы //Сост. А.А.Тырымов. – Волгоград: Учитель, 2000.
  4. Математика. Задачи М.И.Сканави. - Минск; В.М.Скакун,1998г.
  5. Математика. «Первое сентября».№ 4, 22, 23-2002 г; №12,38-2001 г
  6. Нырко В.А.,Табуева В.А. Задачи с параметрами. - Екатеринбург; УГТУ,2001.
  7. Ястребинецкий Г.А. Задачи с параметрами. – М. Просвещение, 1988г
  8. Потапов М.К., Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В. Уравнения и реравенства с параметрами. Издат МГУ, 1992г
  9. Горбачев В.И. Методы решения уравнений и неравенств с параметрами, Брянск, 1999
  10. Материалы по подготовке к ЕГЭ 2001-2005 г

Пояснительная записка

Задачи с параметрами давно вошли в практику вступительных экзаменов по математике ведущих учебных заведений. Это обусловлено тем, что задачи с параметрами позволяют в полной мере проверить знание основных разделов школьной математики, выяснить уровень математического и логического мышления, первоначальные навыки исследовательской деятельности, а главное, перспективные возможности успешного овладения курсом математики данного вуза.

Необходимость введения элективного курса “Задачи с параметрами обусловлена тем, что практика вступительных экзаменов далеко оторвалась от школы и достаточно велики “ножницы” между требованиями, которые предъявляет к своему выпускнику школа, и требованиями, которые предъявляет к своему поступающему вуз, особенно вуз высокого уровня.

Программа данного элективного курса ориентирована на приобретение определенного опыта решения задач с параметрами. Курс входит в число дисциплин, включенных в компонент образовательного учреждения учебного плана. Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как алгебра, алгебра и начала анализа, геометрия.

Программа адресована обучающимися 10-11 классов информационно-технологического направления технологического профиля.

Целью прохождения настоящего курса является формирование логического мышления и математической культуры у школьников.

В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:

1. “Основные методы решения задач с параметрами”.

2. “Линейные уравнения, неравенства и их системы”.

3. “Квадратные уравнения”.

4. “Квадратные неравенства”.

5. “Аналитические и геометрические приемы решения задач с параметрами”.

6. “ЕГЭ на 100 баллов”.

Программа предусматривает чтение установочных лекций, проведение практических занятий, семинаров, практикумов.

При изучении курса для обучающихся предусмотрены большие возможности для самостоятельной работы, творческого подхода, исследовательской деятельности.

Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста, который включает в себя задачи с параметрами из вариантов ЕГЭ.

Программа курса “Задачи с параметрами” общим объемом 34 часа изучается в течение одного учебного года.

Содержание программы.

Тема 1. Основные методы решения задач с параметрами.

Задачи с параметром. Первое знакомство. Типы задач с параметрами. Параметр и поиск решений уравнений, неравенств и их систем (ветвление). Аналитический метод решения задач с параметрами. Геометрический метод решения задач с параметрами. Метод решения относительно параметра.

Тема 2. Линейные уравнения, неравенства и их системы.

Алгоритм решения линейных уравнений с параметром. Решение линейных уравнений с параметром. Решение линейных неравенств с параметром. Параметр и количество решений системы линейных уравнений. Решение систем линейных уравнений с параметром. Решение систем линейных неравенств с параметром.

Тема 3. Квадратные уравнения.

Свойство квадратного трехчлена. Алгоритмическое предписание решения квадратных уравнений с параметром. Применение теоремы Виета при решении квадратных уравнений с параметром. Расположение корней квадратичной функции относительно заданной точки. Задачи, сводящиеся к исследованию расположения корней квадратичной функции. Решение квадратных уравнений с параметром первого типа (“для каждого значения параметра найти все решения уравнения.”) Решение квадратных уравнений второго типа (“найти все значения параметра при каждом из которых уравнение удовлетворяет заданным условиям”).

Тема 4. Квадратные неравенства.

Решение квадратных неравенств с параметром первого типа. Решение квадратных неравенств с параметром второго типа. Решение квадратных неравенств с модулем и параметром.

Тема 5. Аналитические и геометрические приемы решения задач с параметрами.

Использование графических иллюстраций в задачах с параметрами. Использование ограниченности функций, входящих в левую и правую части уравнений и неравенств. Использование симметрии аналитических выражений.

Тема 6. ЕГЭ на 100 баллов.

Решение тригонометрических уравнений, неравенств с параметром. Решение логарифмических уравнений, неравенств с параметром. Решение задач на нахождение области определения функции с параметром.

Календарно-тематическое планирование.

 

 

Название темы

Кол-во часов

Тип занятия

1.

Основные методы решения задач с параметрами

6

 

1.1.

Задачи с параметром. Первое знакомство.

1

Лекция

1.2

Типы задач с параметрами.

1

Лекция

1.3

Параметр и поиск решений уравнений, неравенств и их систем (ветвление).

1

Практикум

1.4

Аналитический метод решения задач с параметрами.

1

Практикум

1.5

Геометрический метод решения задач с параметрами.

1

Практикум

1.6

Метод решения относительно параметра.

1

Семинар-практикум

2.

Линейные уравнения, неравенства и их системы.

6

 

2.1

Алгоритм решения линейных уравнений с параметром.

1

Лекция

2.2

Решение линейных уравнений с параметром.

1

Практикум

2.3

Решение линейных неравенств с параметром.

1

Практикум

2.4

Параметр и количество решений системы линейных уравнений.

1

Лекция

2.5

Решение систем линейных уравнений с параметром.

1

Практикум

2.6

Решение систем линейных неравенств с параметром.

1

Практикум

3.

Квадратные уравнения.

9

 

3.1

Свойство квадратного трехчлена.

1

Семинар

3.2

Алгоритмическое предписание решения квадратных уравнений с параметром.

1

Практикум

3.3

Применение теоремы Виета при решении квадратных уравнений с параметром.

1

Практикум

3.4

Расположение корней квадратичной функции относительно заданной точки.

1

Практикум

3.5

Задачи, сводящиеся к исследованию расположения корней квадратичной функции.

1

Практикум

3.6

Решение квадратных уравнений с параметром первого типа ( “для каждого значения параметра найти все решения уравнения.”)

2

Практикум

3.7

Решение квадратных уравнений второго типа (“найти все значения параметра при каждом из которых уравнение удовлетворяет заданным условиям”)

2

Практикум

4.

Квадратные неравенства.

6

 

4.1

Решение квадратных неравенств с параметром первого типа.

2

Практикум

4.2

Решение квадратных неравенств с параметром второго типа.

2

Практикум

4.3

Решение квадратных неравенств с модулем и параметром.

2

Практикум

5.

Аналитические и геометрические приемы решения задач с параметрами.

3

 

5.1

Использование графических иллюстраций в задачах с параметрами.

1

Практикум

5.2

Использование ограниченности функций, входящих в левую и правую части уравнений и неравенств.

1

Практикум

5.3

Использование симметрии аналитических выражений.

1

Практикум

6.

ЕГЭ на 100 баллов.

3

 

6.1

Решение тригонометрических уравнений, неравенств с параметром.

1

Семинар- практикум

62

Решение логарифмических уравнений, неравенств с параметром.

1

Семинар- практикум

6.3

Решение задач на нахождение области определения функции с параметром.

1

Семинар- практикум

 

Заключительное повторение

1

Тест

Рекомендации для обучающегося.

  1. Прежде, чем приступить к решению задачи с параметрами, советуем разобраться в ситуации для конкретного числового значения параметра. Например, возьмите значение параметра а=1 и ответьте на вопрос: является ли значение параметра а=1 искомым для данной задачи. Отметим, что подстановка фиксированного значения параметра позволяет во многих случаях нащупать путь решения задачи.
  2. При решении многих задач с параметрами удобно воспользоваться геометрическими интерпретациями. Если изобразить графики функций, входящих в левые и правые части рассматриваемых уравнений, то тогда точки пересечения графиков будут соответствовать решениям уравнения, а число точек пересечения- числу решений. Аналогично, при решении систем уравнений или неравенств можно изобразить геометрические места точек плоскости, удовлетворяющих рассматриваемым уравнениям или неравенствам. Это часто позволяет существенно упростить анализ задач, а в ряде случаев представляет собой единственный “ключ” к решению.
  3. Решение многих задач с параметрами требует умения правильно формулировать необходимые и достаточные условия, соответствующие различным условиям расположения корней квадратного трехчлена на числовой оси.
  4. Существенным этапом решения задач с параметрами является запись ответа. Особенно это относится к тем примерам, где решение как бы “ветвится” в зависимости от значений параметра. В подобных случаях составление ответа - это сбор ранее полученных результатов. И здесь очень важно не забыть отразить в ответе все этапы решения. Также рекомендуем прежде, чем записывать ответ, еще раз внимательно прочитать условие задачи и четко уяснить, что именно спрашивается.
  5. Для того, чтобы освоить приемы решения задач с параметрами, необходимо внимательно разобрать приведенные примеры решения таких задач и постараться прорешать как можно больше задач для самостоятельного решения.

Список литературы для педагога.

  1. Горнштейн Ш. Квадратные трехчлены и параметры. – Математика.- 1999. № 5- с. 4-9
  2. Дорофеев Г.В., Затакавай В.В., Решение задач, содержащих параметры.- М.: Науч.-пед. об-ние “Перспектива”, 1990.- 4.2- 38 с.
  3. Дорофеев Г.В. О задачах с параметрами, предлагаемых на вступительных экзаменах в вузы. Математика в школе.- 1983- № 4.- с. 36-40.
  4. Егерман Е. Задачи с параметрами.- Математика. № 2, 2003.
  5. Мещерякова Г.П. Задачи с параметрами, сводящиеся к квадратным уравнениям. – Математика в школе. № 5, 2001.
  6. Неделяева С. Особенности решения задач с параметрами. –Математика.- 1999 г. № 34- с. 20-23.
  7. Циганов Ш. Квадратные трехчлены и параметры. – Математика.- 1999. № 5- с. 4-9.
  8. Черкасов О.Ю., Якушев А.Г., Математика: интенсивный курс подготовки к экзамену – М.: Рольф, 1997.
  9. Шарыгин И.Ф., Факультативный курс по математике. Решение задач: учебное пособие для 10 кл. средней школы.- М.: Просвещение, 1989.- 252 с.
  10. Шарыгин И.Ф., Голубев В.И. Факультативный курс по математике. Решение задач: учебное пособие для 11 кл. средней школы.- М.: Просвещение, 1991.- 384 с.
  11. Шевкин А.В. Задачи с параметром. Линейные уравнения и их системы: 8-9 классы. – М.: ТНД “Русское слово- РС”, 2003.

Список литературы для обучающихся.

  1. Большой энциклопедический словарь. Математика.- М.: Научное издательство “Большая Российская энциклопедия”, 1998.
  2. Горнштейн Ш. Квадратные трехчлены и параметры. – Математика.- 1999. № 5- с. 4-9
  3. Дорофеев Г.В. О задачах с параметрами, предлагаемых на вступительных экзаменах в вузы. Математика в школе.- 1983- № 4.- с. 36-40.
  4. Шарыгин И.Ф., Факультативный курс по математике. Решение задач: учебное пособие для 10 кл. средней школы.- М.: Просвещение, 1989.- 252 с.
  5. Шарыгин И.Ф., Голубев В.И. Факультативный курс по математике. Решение задач: учебное пособие для 11 кл. средней школы.- М.: Просвещение, 1991.- 384 с.
  6. Шевкин А.В. Задачи с параметром. Линейные уравнения и их системы: 8-9 классы. – М.: ТНД “Русское слово- РС”, 2003.
  7. Черкасов О.Ю., Якушев А.Г., Математика: интенсивный курс подготовки к экзамену – М.: Рольф, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уравнения и неравенства с параметрами

На протяжении последнего десятилетия на приемных экзаменах регулярно  предлагаются так называемые задачи с параметрами: уранения, неравенства, системы уравнений и неравенств....

Способы решения уравнений с параметрами

Это методическое пособие для учителя и учащихся дает возможность изучения способов решения уравнений и неравенств с параметром.На конкретных примерах рассматривается несколько способов решения одних и...

Параметры развития речи

Параметры развития речи...

Решение уравнений и неравенств с параметрами

Методика решений уравнений и неравенств с параметрами. Можно использовать на факультативных занятиях и при подготовки к ЕГЭ (часть С)....

«Задачи с модулем и параметром. Уравнения с параметрами»

Программа рассчитана на учащихся, проявивших интерес к изучению математики.      Ввиду того, что тема «Модуль» изучается в 6 классе, а дальше ей не уделяется должного вн...

Параметры в задачах ЕГЭ. Функционально-графический подход к решению задач с параметром.

Внеклассная работа. Подготовка к экзамену. Проведена в форме "Математических чтений" (идея кадетского корпуса). Занятие проводится в форме обмена знаниями между учащимися. Кадеты заранее получают тему...

Курс внеурочной деятельности "Параметры. Уравнения с параметрами"

Решение задач с параметрами являются одними из сложных в курсе средней школы и требует большого количество времени на изучение. Поэтому я разработала данный курс как дополнение к школьной программе, к...