Программа внеурочной деятельности «Твори, выдумывай, пробуй!»
рабочая программа по алгебре (5 класс) на тему
Актуальность разработки и создание данной программы обусловлены тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы предмета «математика» и потребностями учащихся в дополнительном материале по математике и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания математики и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_glushkova.docx | 56.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности
«Твори, выдумывай, пробуй!»
Актуальность инновационного образовательного проекта
программы внеурочной деятельности
«Твори, выдумывай, пробуй!»
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Архиважным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Актуальность разработки и создание данной программы обусловлены тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы предмета «математика» и потребностями учащихся в дополнительном материале по математике и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания математики и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
Одна из основных задач образования ФГОС второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Программа внеурочной деятельности может быть использована для занятий учащихся 5- 6 классов.
Программа рассчитана на проведение практических занятий в объёме 70 часов.
Содержание программу внеурочной деятельности связано с программой по предмету «математика» и спланировано с учетом прохождения программы 5-6 класса. Занятия содержат исторические экскурсы, фокусы, игры и практический материал, используемый в повседневной жизни и способствующий повышению интереса к математике. Этот интерес следует поддерживать в продолжение всего учебного года, проводя соответствующую работу.
Цели обучения программы определяются ролью математики в развитии общества в целом и в развитии интеллекта, формировании личности каждого человека.
Многим людям в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, пользоваться общеупотребительной вычислительной техникой, находить в справочниках и применять нужные формулы, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы.
Изучение материала программы способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии. Подобранный материал программы развивает воображение, пространственные представления. История развития математического знания дает возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры.
Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, судьбами великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.
Новизна проблемы инновационного образовательного проекта
программы внеурочной деятельности
«Твори, выдумывай, пробуй!»
Новизна данного инновационного проекта заключается в открытии новых направлений деятельности (например, экспертная деятельность учителя математики, участие учителя математики в планировании и реализации ООП ООО, НОО , диагностика метапредметных и личностных результатов), создание новых технологий : мониторинг метапредметных и личностных результатов освоения ООП НОО,ООО и др. ), обретение нового качества результатов деятельности, а именно формирование универсальных способов действий с учебной информацией, разных компонентов общей культуры – экологической, здорового и безопасного образа жизни, безопасности жизнедеятельности, физической, духовной (в том числе художественной и музыкальной), культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами, информационной и алгоритмической, речевой и языковой.
Значимость для развития муниципальной системы образования города Новосибирска инновационного образовательного проекта программы внеурочной деятельности
«Твори, выдумывай, пробуй!»
Очевидная необходимость системных изменений в образовании актуализирует проблему организации инновационной деятельности (далее – ИД), способной обеспечить эволюционный переход образовательных организаций к новой практике, ориентированной на обновление содержания, методов обучения и условий реализации образовательных программ с учётом требований ФГОС, на подготовку кадров, способных к обучению в течение всей жизни и создание новых знаний с учётом перспектив и основных направлений инновационного развития города Новосибирска. При этом одним из эффективных механизмов инновационного развития муниципальной системы образования, координации и регулирования инновационной деятельности образовательных организаций по введению и реализации ФГОС признаётся её сетевая организация. Результатом таких изменений станет создание и распространение в массовой практике инновационных образовательных продуктов.
Главная идея данного инновационного проекта – обеспечение нового качества образования путём преодоления противоречия между потребностью в достижении конкретно-исторического идеала личности («портрет выпускника основной школы» в соответствии с ФГОС ООО) и не отвечающими этой потребности сложившимися в предыдущие годы психолого-педагогическими условиями реализации обучения и воспитания.
Масштаб цели и задач предлагаемой инновации носит системный (а не частный) характер, так как предполагает переход к новой цели образования: от знаний на всю жизнь к умению учиться и переучиваться в течение всей жизни; от ориентации на накопление академических знаний к способности мыслить самостоятельно, добывать необходимую для жизни информацию, адекватно её воспринимать и эффективно использовать, сотрудничать, проявлять профессиональную мобильность, сохранять устойчивость.
Таким образом, значимость содержания программы в общем образовании школьников повлияла на определение следующих целей:
- развитие личности ребёнка, его математических способностей, внимания, мышления, памяти, воображения; мотивации к дальнейшему изучению математики;
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры;
- понимание значимости математики для общественного прогресса; - обучение умению самостоятельно устанавливать необходимые ассоциации и отношения между предметами и явлениями;
- обучение умению ориентироваться в проблемных ситуациях, решению нестандартных задач;
- развитие логико-математического языка, мышления, пространственного воображения;
- приобщение школьников к новому социальному опыту: историческое развитие математики как науки в России и в других странах;
- развитие эмоциональной сферы школьников в процессе обучающихся игр.
Перечень нормативных, учебно-методических, научных источников
по теме программы внеурочной деятельности
«Твори, выдумывай, пробуй!»
- Актуальные проблемы подготовки будущего учителя математики. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 3 / Под ред. Ю. А. Дробышева и И. В. Дробышевой. – Калуга: Изд-во КГПУ им. К. Э. Циолковского, 2001. – 176с.
- Фридман Л. М. Теоретические основы методики обучения математике. – М. : Флинта, 1998. – 224 с.
- Григорьев Д. В. внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М. : Просвещение, 2010.
- Метод проектов – технология комплексно-ориентированного образования: Методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. проф. Е. Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006.
- Анфимова Т. Б. Математика. Внеурочные занятия. 5-6 классы. - М. :
ИЛЕКСА, 2012. – 124 с.
- Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический
конструктор: пособие для учителя/Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. –
М. : Просвещение, 2010. – 223с. – (Стандарты второго поколения).
- Математика в 5 классе в условиях ФГОС: рабочая программа и
методические материалы: Часть 1 / Ф. С. Мухаметзянова; под общей
ред. В. В. Зарубиной. — Ульяновск: УИПКПРО, 2012. – 104 с.
- Онучкова Л. В. Введение в логику. Логические операции [Текст]:
Шейнина О. С. , Соловьева Г. М. Математика. Занятия школьного
кружка 5-6 классы. - М. : «Издательство НЦ ЭНАС», 2002. - 106с.
- . Шарыгин И. Ф. , Шевкин А. В. Математика. Задачи на смекалку 5-6
классы. - М. : «Просвещение», 2005. – 98 с.
- . http://matematiku. ru/index. php?option=com_frontpage&Itemid=1
Практическое значение реализации проекта программы внеурочной деятельности
«Твори, выдумывай, пробуй!»
Результаты реализации данного инновационного проекта обеспечат для участников образовательных отношений возможность:
- достижения планируемых результатов освоения ООП ООО всеми обучающимся;
- развития личности, способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных и талантливых, через организацию учебной и внеурочной деятельности, социальной практики, общественно-полезной деятельности, систему кружков, клубов, секций, студий с использованием возможностей организаций дополнительного образования, культуры и спорта;
- овладения обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий;
- формирования у обучающихся приоритета базовых национальных ценностей, основ гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций, соответствующих их личностным и психофизиологическим особенностям;
- формирования у обучающихся опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектно-исследовательской и художественной деятельности;
- формирования у обучающихся экологической грамотности, навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни;
- обновления содержания основной образовательной программы основного общего образования, методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) с учетом особенностей развития города Новосибирска;
- использования в образовательной деятельности современных образовательных технологий деятельностного типа;
- эффективного использования профессионального и творческого потенциала педагогических и руководящих работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, повышения их психолого-педагогической, коммуникативной, информационной и правовой компетентности;
- Эффективность и результативность данной программы внеурочной деятельности зависит от соблюдения следующих условий:
- добровольность участия и желание проявить себя;
- сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;
- сочетание инициатива детей с направляющей ролью учителя;
- занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;
- эстетичность всех проводимых мероприятий;
- чёткая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;
- наличие целевых установок и перспектив деятельности, возможность участвовать в конкурсах, олимпиадах и проектах различного уровня;
- широкое использование методов педагогического стимулирования активности учащихся;
- гласность, открытость, привлечение детей с разными способностями и уровнем овладения математикой
Методические наработки по теме проекта программы внеурочной деятельности
«Твори, выдумывай, пробуй!»
Приложение 1
Рабочая программа внеурочной деятельности «Твори, выдумывай, пробуй!»;
Приложение 2
Технологическая карта внеурочного занятия по теме «Парадоксы теории множеств»
Сроки выполнения основных этапов проекта
Общий срок реализации ИП - 2 учебных года.
Первый этап: моделирование, конструирование, технологическая подготовка.
Срок – 2015 – 2016 учебный год. Содержание: Формирование и организация деятельности рабочей группы. Разработка комплекса нормативно-правовых документов. Разработка и апробация инновационных процессов и продуктов.
Второй этап: конструкторско-внедренческий (технологический).
Срок - 2016 – 2018 учебный год. Содержание: Реализация концептуальной модели ППС введения ФГОС ООО. Внедрение, представление для общественно-профессиональной экспертизы и последующего распространения инновационных процессов и инновационных образовательных продуктов в муниципальной системе образования. Организация сетевого взаимодействия и сотрудничества. Трансляция результатов.
Приложение 1
Цель, задачи и принципы программы:
Цель:
- развивать математический образ мышления
Задачи:
- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- расширять математические знания в области математики;
- развитие мотивации к собственной учебной деятельности;
- учить применять математическую терминологию;
- учить проектной деятельности;
- развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
- уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Принципы программы:
- Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
- Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
- Системность
Курс строится от частных задач к общим (решение математических задач) и в конце курса презентация проекта.
- Практическая направленность
Содержание занятий направлено на освоение проектной деятельности, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
- Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике, овладение методом проектов.
Основные виды деятельности учащихся:
- решение математических задач;
- оформление математических газет;
- участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- выполнение проекта, творческих работ;
- самостоятельная работа; работа в парах, в группах.
Планируемые результаты освоения программы курса
результаты | формируемые умения | средства формирования | |
личностные |
| организация на уроке парно-групповой работы | |
Метапредметные результаты | |||
регулятивные |
| в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве | |
познавательные |
| расширить поиск информации за счёт библиотек и Интернета | |
коммуникативные |
| учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия |
Формы и методы организации учебного процесса.
Программа предусматривает работу детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, самостоятельная работа.
- Технологии критического мышления:
- Ассоциативный куст
- Бортовой журнал
- Взаимоопрос
- Групповая дискуссия
- Двухрядный круглый стол
- Диаграмма Вена
- Доска вопросов
- Идеал
- Инсерт
- Кластеры
- Ключевые термины
- Кубизм
- Линия ценностей
- Мозаика «Джигсоу»
- Мозговой штурм
- Причинная карта
- Продвинутая лекция
- РАФТ
- Синквейн
- Стратегия 3-2-1
- Таблица З-Х-У
- Тонкие и толстые вопросы
- Эссе
- 6 шляп мышления
Методы контроля: презентация, тестирование.
Технологии, методики:
- уровневая дифференциация;
- проектная деятельность;
- проблемное обучение;
- моделирующая деятельность;
- поисковая деятельность;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
Предлагаемый порядок действий:
- Знакомство класса с темой.
- Выбор подтем (областей знания).
- Сбор информации.
- Выбор проектов.
- Работа над проектами.
- Презентация проектов.
Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, викторина, КВНы, газета, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т. д. Дети сами выбирают тему, которая им интересна по данной тематике, или предлагают свою тему.
Содержание курса «Математика вокруг нас»
ТЕМА: «Натуральные числа» (10ч)
История возникновения цифр и чисел. Числа великаны Системы счисления. История нуля. Календарь. История математических знаков.
ТЕМА: «Задачи на движение» (12ч)
Текстовые задачи. Виды текстовых задач и их примеры. Решение текстовой задачи. Этапы решения текстовой задачи. Решение текстовой задачи арифметическими приемами (по действиям). Решение задач методом составления уравнения, неравенства или их системы. Решения текстовой задачи с помощью графика. Чертеж к текстовой задаче и его значение для построения математической модели. Задачи на движение. Движение тел по течению и против течения. Равномерное и равноускоренное движение тел по прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу. Чтение графиков движения и применение их для решения текстовых задач. Решение текстовых задач с использованием элементов геометрии. Особенности выбора переменных и методики решения задач на работу. Составление таблицы данных задачи на работу и ее значение для составления математической модели.
ТЕМА: «Задачи на взвешивания» (6ч)
ТЕМА: «Знакомство с геометрией» (18ч)
Все занятия носят практический и игровой характер. История возникновения геометрии. Геометрические термины в жизни. Первоначальные геометрические сведения. Великие математики древности. Построение углов и треугольников различных видов. Биссектриса угла. Построение биссектрисы угла. Решение задач с использованием свойств изученных фигур.
Задачи на разрезание и перекраивание фигур. Треугольник. Египетский треугольник. Параллелограмм. Изображение на плоскости куба, прямоугольного параллелепипеда, шара. Задачи на разрезание и составление объемных тел. Пять правильных многогранников. Сказки о геометрических фигурах.
ТЕМА: «Дроби» (5ч)
История дробей. История десятичных дробей Дроби. Действия с дробями. Решение задач.
ТЕМА: «Комбинаторика » (8ч)
Понятие комбинаторики. Составление некоторых комбинаций объектов и подсчет их количества. Решение простейших комбинаторных задач методом перебора.
ТЕМА: «Проценты в нашей жизни» (12ч)
Проценты. Проценты в жизненных ситуациях. История родного края в задачах на проценты
Учебно-тематический план
(1 час в неделю, всего 70 часов)
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие. Натуральные числа. | 1 |
2 | История возникновения цифр и чисел. . | 1 |
3 | Числа великаны | 1 |
4 | Системы счисления. История нуля. Календарь. | 1 |
5 | История математических знаков. | 1 |
6-7 | Проект « В мире чисел» | 2 |
8 | Проект «В мире простых чисел» | 1 |
9-10 | Проект «Эти простые непростые числа» | 2 |
11-12 | Текстовые задачи. Виды текстовых задач и их примеры. Решение текстовой задачи. Этапы решения текстовой задачи. Решение текстовой задачи арифметическими приемами (по действиям). | 2 |
13-14 | Решение задач методом составления уравнения, неравенства или их системы. Решения текстовой задачи с помощью графика. Чертеж к текстовой задаче и его значение для построения математической модели. | 2 |
15-16 | Задачи на движение. Движение тел по течению и против течения. Равномерное и равноускоренное движение тел по прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу. Чтение графиков движения и применение их для решения текстовых задач. Решение текстовых задач с использованием элементов геометрии. | 2 |
17-18 | Особенности выбора переменных и методики решения задач на работу. Составление таблицы данных задачи на работу и ее значение для составления математической модели. | 2 |
19-20 | Проект «Текстовые задачи». | 2 |
21-22 | Проект «Лицей №185 в задачах» | 2 |
23-24 | Задачи на взвешивания. Решение задачи арифметическими приемами (по действиям). | 2 |
25-26 | Решение задач методом составления уравнения | 2 |
27-28 | Проект «Математика в кулинарии» | 2 |
29 | История возникновения геометрии. Геометрические термины в жизни. Первоначальные геометрические сведения. | 1 |
30 | Великие математики древности. Построение углов и треугольников различных видов. Биссектриса угла. Построение биссектрисы угла. Решение задач с использованием свойств изученных фигур. | 1 |
31-32 | Задачи на разрезание и перекраивание фигур. | 2 |
33-34 | Треугольник. Египетский треугольник. Параллелограмм. | 2 |
35-36 | Изображение на плоскости куба, прямоугольного параллелепипеда, шара. | 2 |
38 | Задачи на разрезание и составление объемных тел | 1 |
39 | Пять правильных многогранников. Сказки о геометрических фигурах. | 1 |
40-41 | Проект «Мир геометрических фигур» | 2 |
42-43 | Проект «Фракталы-выдумка или реальность» | 2 |
44-45 | Проект «Геометрия в моде» | 2 |
46-47 | Проект «Фракталы» | 2 |
48 | История дробей. История десятичных дробей | 1 |
49-50 | Дроби. Действия с дробями. Решение задач. | 2 |
51-52 | Проект по математике – «Ох уж эти дроби…» | 2 |
53 | Элементы комбинаторики теории вероятностей и статистики | 1 |
54 | Понятие комбинаторики. Составление некоторых комбинаций объектов и подсчет их количества. | 1 |
55-56 | Решение простейших комбинаторных задач методом перебора. | 2 |
57-58 | Проект «Статистические характеристики 6м класса» | 2 |
59-60 | Проценты. Проценты в жизненных ситуациях. | 2 |
61-63 | История г. Новосибирска в задачах на проценты | 3 |
64-65 | История Лицея №185 в задачах на проценты | 2 |
66-67 | Парадоксы теории множеств | 2 |
68-69 | Учебный проект «Математика вокруг нас» | 2 |
70 | Итоговое занятие. Представление проекта. «Математика вокруг нас» | 1 |
Ожидаемые результаты реализации программы
Учащиеся научатся:
- находить наиболее рациональные способы решения задач, используя при решении таблицы и «графы»;
- создавать презентации;
- оценивать логическую правильность рассуждений;
- распознавать плоские геометрические фигуры, уметь применять их свойства при решении различных задач;
- решать простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;
- применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач;
- применять полученные знания при построениях геометрических фигур и использованием линейки и циркуля;
- применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.
В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы следующие способности:
- Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
- Целеполагать (ставить и удерживать цели);
- Планировать (составлять план своей деятельности);
- Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
- Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
- Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Личностными результатами
является формирование следующих умений:
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
- Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий ).
- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Межпредметные связи на занятиях по математике:
- с уроками информатики: поиск информации в Интернете, создание презентаций;
- с уроками русского языка: грамотное оформление своего проекта.
- С уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков, моделей при защите проектов.
Приложение2
Внеурочное занятие.
Тема: Парадоксы теории множеств.
Учащиеся 6 класса.
Цель:
-знакомство учащихся с понятием парадокса теории множеств.
Задачи:
- развивать умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
-формировать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
-формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Технологическая карта занятия.
№ | Этап занятия | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД | |||
Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные | Личностные | ||||
1 | 2 | 5 | 6 | 8 | 9 | 10 | 11 |
1 | Организационно-мотивационный | Приветствие учащихся; проверка учителем готовности детей к занятию, организация внимания; Интрига. | Слушают учителя, настраиваются на работу | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания | Прогнозирование своей деятельности | Умение слушать и вступать в диалог | Умение выделять нравственный аспект поведения |
2 | Актуализация опорных знаний. | Организация игры – «Составь слово» | Отвечают на вопросы, которые помогут сформулировать тему и цель занятия. | Поиск способа решения задачи. | Формулирование темы. Постановка цели, учебной задачи. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог | Смыслообразование |
3 | Работа в группе. | Вместе с учениками определяет цель работы. Выступает в роли консультанта. | Знакомятся с парадоксом брадобрея. Решают задачу. Оформляют решение задачи как мини – проект. | Структурирование знаний. Анализ объектов. | Целеполагание Умение распределять обязанности в группе. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. | Умение слушать и вступать в диалог. Продуктивно общаться и взаимодействовать с одноклассниками в совместной деятельности. | Ориентация в межличностных отношениях |
4 | Защита мини - проекта | Комментирует, направляет работу учащихся. | Представители группы защищают проект. | Выражать смысл ситуации различными средствами. | Регулировать весь процесс выполнения учебной задачи. | С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами. | Формирование навыков сопоставления, сравнения. |
5 | Самооценка | Слушает, комментирует учащихся. | Оценивают себя, свою работу в группе, работу других ребят в группе. Записывают результаты самооценки в лист самооценки. | Адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления. | Развивать умение использовать языковые средства. |
Ход занятия.
Этап занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационно – мотивационный | Прочитайте высказывание Б. Шоу "Если у двух человек есть по одному яблоку, и они обмениваются ими, у каждого из них окажется по одному яблоку. Но если у двух человек есть по одной идее и они обмениваются ими, у каждого будет по две идеи" (Б. Шоу). Я надеюсь, что сегодня вы проявите активность и последуете совету Б. Шоу - делиться идеями. | Слушают, настраиваются на работу. |
2. Актуализация опорных знаний.
| Ученикам предлагается ответить на вопросы: 1. Что такое множество? - На самом деле никто толком не знает что такое множество. В математике нет точного определения этого понятия. Рассмотрим слово МНОЖЕСТВО. 3. Как записать множество букв, из которых состоит это слово? 4. Из скольких элементов состоит это множество? 5. Составьте слова из элементов данного множества и запишите полученные слова. (Ученикам выдаются карточки с буквами – 8шт) 6. Почему вы не составили слово «множество»? - Возникла первая проблема: в русском алфавите одна буква О, а в слове МНОЖЕСТВО две. Почему вторую букву О писать не надо, можно объяснить, произнеся такое заклинание: множество определяется своими элементами, т. е. каждый элемент в множестве встречается только один раз. 7. Но что делать, если нам всё-таки нужны две буквы О?( надо как-то различать эти две буквы О, например, назвать их О1 и О2) 8. Как теперь будет выглядеть множество? Запишите его. - Теперь с точки зрения русского языка всё в порядке: букв О две, и мы можем спокойно составлять слова с двумя буквами О. С точки зрения теории множеств тоже всё хорошо: двух одинаковых элементов в одном множестве нет. Итак, эту проблему мы решили. 9. Каким словом можно назвать похожую ситуацию (противоречие, которое возникает в процессе логического мышления)? Задание с опережением: «Найти определение понятия парадокса, парадокса в теории множеств». Сформулируем тему занятия. | Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Составляют слова из букв. Выступает ученик с сообщением. Формулируют тему занятия, ставят цели и задачи. |
3. Работа в группе | Каждой группе учащихся предлагается парадокс брадобрея. В одном полку жил-был полковой парикмахер, которого по историческим причинам называют брадобреем. Однажды командир приказал ему брить тех и только тех, кто не бреется сам. Брадобрей, получив приказ, сначала обрадовался, потому что многие солдаты умели бриться сами, побрил тех, кто бриться сам не умел. -А что ему с собой-то делать? (Ведь если он будет брить себя, то нарушит приказ командира не брить тех, кто бреется сам. Брадобрей уже решил было, что брить себя не будет. Но тут его осенила мысль, что если он сам себя брить не будет, то окажется, что он сам не бреется, и по приказу командира он должен всё-таки себя побрить…) Что с ним стало, история умалчивает. Причём же здесь теория множеств? А вот причём: командир пытался определить множество людей, которых брадобрею нужно брить, таким образом: {те и только те, кто не бреется сам}. Казалось бы, обычное множество, описывается несколькими русскими словами, чем оно хуже, например, множества {все ученики школы}? Но с этим множеством тут же возникает проблема: непонятно, принадлежит ли этому множеству брадобрей. Столкнувшись с этими парадоксами, создатели теории множеств осознали, что нельзя задавать множества произвольными словосочетаниями. После этого они стали бороться с парадоксами двумя способами. Первый способ— способ Кантора, придумавшего «наивную теорию множеств», в которой запрещаются все действия и операции, ведущие к парадоксам. Другой способ— аксиоматический. Идея способа Кантора заключается в следующем: разрешается работать со множествами, которые «встречаются в природе». -Приведите примеры таких множеств. Также разрешается работать со множествами, которые получаются из них разумными теоретико-множественными операциями. Какие операции над множествами вы знаете? -Найдите пересечение и объединение предложенных вами множеств. Предлагает задачу, которую нужно решить в группах разными способами Учитель предлагает выбрать руководителя группы, распределить обязанности для успешной работы. Учитель выступает в роли консультанта. | Отвечают на вопросы учителя. Обсуждают проблему: «Бриться или не бриться?» Составляют план работы по решению задачи, решают задачу, оформляют мини-проект.
|
4. Защита мини-проектов | Слушаем ответы учащихся, исправляем ошибки. | Учащиеся защищают мини-проекты. 6 класс рассказывает решение задачи с помощью кругов Эйлера . |
5. Самооценка | Учащиеся оценивают свою работу в группе, работу группы. Записывают результат оценивания в лист самооценки. От каждой группы выступает по одному учащемуся со своей самооценкой. | |
6. Рефлексия | Вернёмся к эпиграфу нашего занятия. - Как вы считаете, произошёл у вас сегодня обмен идеями? - Что нового вы узнали на занятии? При развитии теории множеств, на которой базируется вся современная математика, возникали парадоксы. Например, парадокс брадобрея, но существуют другие парадоксы, с которыми мы вам предлагаем познакомиться самостоятельно и оформить в виде проекта по окончанию курса. | Дети отвечают на вопросы учителя. |
7. Домашнее задание | 1) Задача «Дед Мороз и конфеты» 2) Создать проект по теме «Парадоксы теории множеств», работая в группе. |
Приложение 3
В одном полку жил-был полковой парикмахер, которого по историческим причинам называют брадобреем. Однажды командир приказал ему брить тех и только тех, кто не бреется сам. Брадобрей, получив приказ, сначала обрадовался, потому что многие солдаты умели бриться сами, побрил тех, кто бриться сам не умел.
-А что ему с собой-то делать?
В классе 25 учащихся, и все они любят математику. Известно, что 23 ученика любят алгебру, а 21 – геометрию. Сколько учащихся этого класса любят и алгебру и геометрию?
Дед Мороз и конфеты
На Новый год к детишкам пришёл Дед Мороз с мешком конфет. Конфет в мешке бесконечно много, и они занумерованы натуральными числами. На каждой конфете написан её номер, и для каждого натурального числа есть ровно одна конфета с этим номером. За одну минуту до полночи Дед Мороз подарил конфету №1 детям. Через полминуты он дал детям конфеты №2 и №3, но при этом конфету №1 забрал. Ещё через четверть минуты он дал детям конфеты №4, №5, №6 и №7, но забрал конфеты №2 и №3. И так далее: щедрый Дед Мороз каждый раз даёт вдвое больше конфет, чем на предыдущем шаге, и за мин. до полночи даёт конфеты с номерами , а забирает конфеты с номерами , которые сам же дал на предыдущем шаге. При этом количество конфет у детей стремительно возрастает.
Сколько конфет будет у детей в полночь?
ЛИСТ САМООЦЕНКИ
Вид работы | Самооценка | |
Разминка Игра «Составь слово». | Какие вопросы вызвали затруднения? Твоё эмоциональное состояние. | |
Работа в группе по созданию мини-проекта | Твоя роль в группе. Задание выполнено полностью самостоятельно или была оказана помощь? Какие затруднения испытывал? Твоё эмоциональное состояние. Оцени работу всей группы. | |
Итоги | Оцени свою работу на протяжении всего занятия. |
М | Н | О | Ж |
Е | С | Т | В |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий проведения конкурса юных балетмейстеров "Твори, выдумывай, пробуй..."
Конкурс "Твори, выдумывай, пробуй..." направлен на выявлении творческих балетмейстерских способностей воспитанников ансамбля....
Твори. Выдумывай. Пробуй.
Наверное, эти слова можно принять за девиз педагогической технологии проектной деятельности, которая даёт простор для творчества учащихся и педагога, подразумевает их дру...
Твори, выдумывай, пробуй
Статья "Твори, выдумывай, пробуй" о моем опыте работы...
Программа внеурочной деятельности "Творим добро на благо людям"
Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 класса "Творим добро на благо людям" (социальное направление)...
Выставка декоративно- прикладного творчества "Твори, выдумывай, пробуй".
Выставка была проведена в рамках декады кафедры технического цикла. На выставке были представлены творческие работы учеников 5-7ых классов выполнены в разных техниках....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Социально-педагогической направленности «Твори, выдумывай, пробуй»
Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Твори. Выдумывай. Действуй». Cоставитель: Борови...