Рабочая программа по математике 9 класс (АОП)
рабочая программа по алгебре (9 класс) на тему

Мустафина Вязимя Авхатовна

Рабочая программа по математике 9 класс (АОП)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aop_mat_9_kl.docx53.64 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА                                                                                                       Общая характеристика учебного предмета                                                                   Рабочая программа по математике для 9 класса  (АОП) основной общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и реализуется на основе следующих документов:                                                                                                                                                    - Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования Приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089;                                                                                                     - Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев:                                              - Сборник “Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика. 5-11 кл.”/ Сост. Г.М.Кузнецова, Н.Г. Миндюк. – 3-е изд., стереотип.- М. Дрофа, 2002; 4-е изд. – 2004г. - Стандарт основного общего образования по математике.Стандарт основного общего образования по математике //Математика в школе. – 2004г,-№4, -с.4 - Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 классы / авт.-сост. Бурмистрова, Т.А. – М. Просвещение, 2008.    - Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2016/17 учебный год;   - Базисный учебный план 2016/2017 учебного года.                                                  -Учебники: 1).Алгебра 9. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. Макарычев Ю. Н.  2). Геометрия 7 – 9. Учебник для общеобразовательных учреждений. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И. Юдина. /М.: Просвещение, 2009-2014гг.                                                                                                                                                  Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики.        В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах. Арифметика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами. Изучение алгебры нацелено на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у обучающихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.                                              Геометрия— один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства. Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей становятся обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования функциональной грамотности – умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчёт числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.                                                                                                                                     Цели и задачи:                                                                                                                                               - расширить сведения о свойствах функций, ознакомить учащихся со свойствами и графиком квадратичной функции, выработать умение строить график квадратичной функции и применять графические представления для решения неравенств второй степени с одной переменной;                                                                                                                                   - выработать умение решать простейшие системы, содержащие уравнения второй степени с двумя переменными, и решать текстовые задачи с помощью составления таких систем;                                                                                                    - дать понятие об арифметической и геометрической прогрессиях как числовых последовательностях особого вида;                                                                                                    - научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач;                                                                                                                                - развить умение применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач;                                                                                                                                                        - расширить знание учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы их вычисления;                                                                   - познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений;                                                                                                                                                   - дать представление о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;                                                                                                                                                                - формировать ИКТ компетентность через уроки с элементами ИКТ;                                               - формировать навык работы с тестовыми заданиями;                                                                  - подготовить учащихся к итоговой аттестации в новой форме.                                             Место учебного предмета в учебном плане.                                                                      Особенности учащихся класса КРО. Дети с задержкой психического развития составляют неоднородную группу, т.к. различными являются причины и степень выраженности отставания в их развитии. В связи с этим трудно построить психолого-педагогическую классификацию детей с ЗПР. Общим для детей данной категории являются недостаточность внимания, гиперактивность, снижение памяти, замедленный темп мыслительной деятельности, трудности регуляции поведения. Однако стимуляция деятельности этих детей, оказание им своевременной помощи позволяет выделить у них зону ближайшего развития. Поэтому дети с ЗПР, при создании им определенных образовательных условий, способны овладеть программой основной общеобразовательной школы и в большинстве случаев продолжить образование.                                                                                  Требования к уровню подготовки детей с ЗПР соответствуют требованиям, предъявляемым к учащимся общеобразовательной школы. При выполнении этих требований к обязательному уровню образования необходимо учитывать особенности развития детей с ЗПР, а также их возможности в овладении знаниями, умениями, навыками. Адаптированная программа составлена на основе учебной программы по алгебре для 9 класса общеобразовательных учреждений (Алгебра и геометрия  7-9 классы.  2012 г..) и адаптирована в соответствии с особенностями обучающихся класса КРО. Программа соответствует обязательному минимуму содержания образования по математике, рассчитана на 175 учебных часа (5 часов в неделю: 3ч- алгебра, 2ч- геометрия). Обучение алгебре в 9 классе КРО ведется с широкой опорой на наглядно-графические представления. Совершенствование вычислительных навыков учащихся достигается путем включения в курс большого числа задач, связанных с выполнением различного рода вычислений, с использованием таблиц и микрокалькулятора. Особенностью курса является его практическая направленность, обеспечивающая доступность и прочность усвоения основ математических знаний. Характер обучения пропедевтический: задания подбираются таким образом, чтобы они могли подготовить учащихся к восприятию новых и трудных тем. Исключены отдельные трудные доказательства; теоретический материал преподносится в процессе решения задач и выполнения заданий наглядно-практического характера. Формальные доказательства, приведенные в учебнике, заменяются в ряде случаев на рассуждения и толкования, опирающиеся на интуицию, на графические модели и образы. Математические понятия «множество», «рациональное уравнение с двумя переменными», «система уравнений с двумя переменными», «функция», «область определения функции», «прогрессия» вводятся в процессе решения конкретных практических задач, раскрывающих реальную основу математических абстракций. Тему «Множества и операции над ними» изучают на конкретных числовых промежутках с широким привлечением геометрических образов и иллюстраций. При изучении темы «Функции» активно используется обучение анализу образца: целенаправленное рассмотрение с вычленением существенных признаков, умение ориентироваться в задании, учить полному и самостоятельному описанию образца с указанием всех необходимых его признаков. Свойства функций и их графики дают богатый материал для анализа. При формировании умения анализировать образец необходимо соблюдать принцип постепенного усложнения подбираемых упражнений. При изучении функций:=, y=, y=,  можно ограничиться построением графика по точкам и простейшим анализом. Неоценимую помощь в изучении функций оказывает использование компьютерных программ (интерактивный плакат "Графики функций"), виртуальных лабораторий. С их помощью учащиеся через наглядные образы могут овладеть такими сложными абстрактными понятиями, как функция и свойства функций. Все формулы раздела "Прогрессии" даются без вывода. Учащиеся КРО характеризуются несформированностью умения планировать свои действия, низким уровнем развития образного мышления, слабым понимание грамматических конструкций, слабым развитием логического запоминания. При решении задач, предполагающих применение алгоритмов их решения, используются памятки с алгоритмом действий, которые ученик сможет применять в работе. При ответе на уроке используются визуальные подсказки (картинки – символы, план, схему).                                                                        СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (Основное содержание)

№ уроков

Название темы

Глава I. Квадратичная функция (20 ч)

1-22

Повторение

Функции и их свойства

Квадратный трехчлен

Контрольная работа №1

Квадратичная функция и ее график

Степенная функция. Корень n-й степени.

Контрольная работа №2

Глава IX. Векторы (8 ч)

25-32

Понятие вектора.

Сложение и вычитание векторов.

Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач.

Глава X.  Метод координат (10 ч)

33-42

Координаты вектора.

Простейшие задачи в координатах.

Уравнение окружности и прямой.

Решение задач.

Контрольная работа №3

Глава II.  Уравнения и неравенства с одной переменной (15ч)

43-50

Уравнения с одной переменной.

Неравенства с одной переменной.

Резерв.

Контрольная работа №4

Глава III. Уравнения и неравенства с двумя переменными (18 ч)

58-69

Уравнения с двумя переменными и их системы.

70-73

Неравенства с двумя переменными и их системы.

74

Резерв.

75

Контрольная работа № 5

Глава  XI.  Соотношения между сторонами и углами треугольника.

Скалярное произведение векторов (10ч)

76-78

Синус, косинус, тангенс угла

79-82

Соотношения между сторонами и углами треугольника

83,84

Скалярное произведение векторов

85

Контрольная работа №6

Глава IV.  Арифметическая и геометрическая прогрессии (16 ч)

86-92

Арифметическая прогрессия

93

Контрольная работа №7

94-99

Геометрическая прогрессия

100

Резерв

101

Контрольная работа №8

Глава XII.  Длина окружности и площадь круга (12 ч)

102-105

Правильные многоугольники

106-109

Длина окружности и площадь круга

110-112

Решение задач

113

Контрольная работа №9

Глава XIII. Движения (8 ч)

114-116

Понятие движения

117,118,119

Параллельный перенос и поворот

120

Решение задач

121

Контрольная работа №10

Глава V.  Элементы комбинаторики и теории вероятностей (14 ч)

122-129

Элементы комбинаторики

130-132

Начальные сведения из теории вероятностей

133,134

Резерв.

135

Контрольная работа №11

ГлаваXIV.  Начальные сведения из стереометрии (8 ч)

136-139

Многогранники

140-143

Тела и поверхности вращения

144,145

Об аксиомах планиметрии-2ч

146-168

Повторение -23 ч: 15 ч- алгебра, 8ч- геометрия

169-170

Итоговая контрольная работа

Модифицированная программа составлена на основе учебной программы  для 9 класса общеобразовательных образовательных учреждений  и адаптирована в соответствии с особенностями КРО. Программа соответствует обязательному минимуму содержания образования по математике, рассчитана на 175 учебных часов (5 часов в неделю). При изучении темы «Векторы» изложение большого объема материала осуществляется благодаря применению «опорных сигналов» – наглядных схем, в которых отражены единицы информации, представлены различные связи между ними. Для отстающих школьников особенно полезно то, что потом происходит вторичное объяснение материала: кратко воспроизводится основное содержание темы в сопоставлениях со знаниями опорных сигналов, так что схема наполняется понятным учащимся смыслом и служит его запоминанию. Этому способствует прямая его установка на запоминание: учащиеся знают, что дома они должны вспомнить по опорным сигналам содержание урока, дополнить его информацией из учебника и своими примерами, подготовиться к письменному и устному ответу по ним. Таким образом, работа с опорными сигналами создаёт основу для реализации важного психологического условия формирования знаний: неизбежность и полноту контроля за усвоением знаний и их оценку.                                                                                                                                     Требования к уровню подготовки выпускников 

        Тема  

           Требования к уровню подготовки учащихся (алгебра)

Учебная программа для массовой школы

Адаптированная учебная программа

1

Рациональные неравенства и их системы.

Знать: определение рационального неравенства с одной переменной; правила равносильных преобразований рациональных неравенств; понятие числового множества; основные типы числовых множеств; определения системы неравенств с двумя переменными и множества ее решений.     Уметь: применять равносильные преобразования рациональных неравенств; решать неравенства методом интервалов; записывать числовые промежутки; решать системы неравенств с двумя переменными.

Знать: правила равносильных преобразований рациональных неравенств. Уметь: применять равносильные преобразования рациональных неравенств; решать неравенства методом интервалов; записывать числовые промежутки.

2

Системы уравнений.

Знать: определения рационального уравнения с двумя переменными и его решения; правила равносильных преобразований уравнений с двумя переменными; формулу расстояния между двумя точками; определения системы уравнений с двумя переменными и её решения, системы неравенств с двумя переменными; основные методы решения систем уравнений и неравенств с двумя переменными (метод постановки, сложения, введения новой переменной). Уметь: решать системы уравнений и неравенств с двумя переменными; составлять математические модели к текстовым задачам и решать их.

Знать: определение рационального уравнения с двумя переменными и его решения; правила равносильных преобразований уравнений с двумя переменными; формулу расстояния между двумя точками; определения системы уравнений с двумя переменными и её решения; основные методы решения систем уравнений с двумя переменными (метод постановки, сложения).          Уметь: решать системы уравнений с двумя переменными; составлять математические модели к текстовым задачам и решать их.

3

Числовые функции.

Знать: определения числовой функции, её области определения, области значений; способы задания числовых функций; основные свойства функций; определения четной и нечетной функций; определение степенной функции с натуральным показателем, её свойства и график; степенной функции с отрицательным целым показателем, её свойства и график.                                      Уметь: находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком, по её аргументу; находить значения аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей; находить области определения и значений числовой функции; исследовать функции вида y=C, y=kx+m, y=kx2, =, y=, y=, y=ax2+bx+c; исследовать функцию на четность (нечетность).

Знать: определения числовой функции, её области определения, области значений; способы задания числовых функций; основные свойства функций; определения четной и нечетной функций; определение степенной функции с натуральным показателем, её свойства и график; степенной функции с отрицательным целым показателем, её свойства и график.                                    Уметь: находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком, по её аргументу; находить значения аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей; находить области определения и значений числовой функции; исследовать функцию на четность (нечетность).

4

Прогрессии.

Знать: определение числовой последовательности; способы её задания; определения арифметической и геометрической прогрессий; формулы n-го члена, суммы первых членов арифметической и геометрической прогрессий; характеристические свойства арифметической и геометрической прогрессий. Уметь: находить элементы арифметической и геометрической прогрессий; находить сумму первых членов прогрессий; применять свойства прогрессий для банковских расчетов.

Знать: определение числовой последовательности; способы её задания; определения арифметической и геометрической прогрессий; формулы n-го члена, суммы первых членов арифметической и геометрической прогрессий. Уметь: находить элементы арифметической и геометрической прогрессий; находить сумму первых членов прогрессий (для геометрической - с целым знаменателем).

5

Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей.

Знать: определения числовых характеристик данных измерения; классическое определение вероятности; определение события (случайное, достоверное, невозможное); классическую вероятностную схему; определение противоположных событий; в чем заключается связь между статистикой и теорией вероятностей.                           Уметь: извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики; решать комбинаторные задачи методом перебора вариантов, методом построения дерева вариантов, по правилу умножения вероятностей.

Знать: определения числовых характеристик данных измерения; классическое определение вероятности; определение события (случайное, достоверное, невозможное); классическую вероятностную схему; определение противоположных событий; в чем заключается связь между статистикой и теорией вероятностей.            Уметь: извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики; решать комбинаторные задачи методом перебора вариантов, методом построения дерева вариантов, по правилу умножения вероятностей.

                                               

   Тема    

     Требования к уровню подготовки учащихся (геометрия)

Учебная программа для массовой школы

Адаптированная учебная программа

1

Векторы. Метод координат.

Знать: определение вектора, координат вектора, длины вектора; правила действия над векторами с заданными координатами; координаты середины отрезка; формулу вычисления длины вектора, расстояния между двумя точками; определения коллинеарных, сонаправленных, равных векторов; правило сложения и вычитания векторов; уравнения окружности и прямой в координатах.                               Уметь: решать простейшие задачи в координатах; применять метод координат к решению геометрических задач.

Знать: определение вектора, координат вектора, длины вектора; правила действия над векторами с заданными координатами; координаты середины отрезка; формулу вычисления длины вектора, расстояния между двумя точками; определения коллинеарных, сонаправленных, равных векторов; правило сложения и вычитания векторов; уравнения окружности и прямой в координатах.                Уметь: решать простейшие задачи в координатах; применять метод координат к решению геометрических задач.

2

Соотношения между сторонами и углами треугольника.

Знать: как вводятся синус, косинус и тангенс углов от 0° до 180°; формулы приведения; теоремы синусов и косинусов; определения угла между векторами, скалярного произведения векторов; выражение скалярного произведения в координатах; условие перпендикулярности векторов.                                   Уметь: вычислять координаты точки; скалярное произведение векторов; применять теоремы синусов и косинусов, скалярное произведение векторов к решению треугольников.

Знать: как вводятся синус, косинус и тангенс углов от 0° до 180°; формулы приведения; теоремы синусов и косинусов; определения угла между векторами, скалярного произведения векторов; выражение скалярного произведения в координатах; условие перпендикулярности векторов.                     Уметь: вычислять координаты точки; скалярное произведение векторов; применять теоремы синусов и косинусов, скалярное произведение векторов к решению треугольников.

3

Длина окружности и площадь круга.

Знать: определение правильного многоугольника, окружности, описанной около правильного многоугольника и окружности, вписанной в него; определение длины окружности, площади круга, его элементов.                 Уметь: строить правильные многоугольники (3, 4, 6, 8, 12 углов); решать задачи на вычисление площадей правильных многоугольников, площади круга и его частей; длины окружности и ее частей.

Знать: определение правильного многоугольника, формулу площади круга.             Уметь: строить правильные многоугольники (3, 4, 6, 8, 12 углов).

4

Движения.

Знать: понятие отображение плоскости на себя, движения; основные виды движений на плоскости (осевая и центральная симметрия, параллельный перенос и поворот), их свойства и способы задания.                                       Уметь: строить фигуры посредством движений.

Знать: понятие движения; основные виды движений на плоскости (осевая и центральная симметрия, параллельный перенос и поворот), их свойства и способы задания.              Уметь: строить фигуры посредством движений.

5

Об аксиомах геометрии.

Знать: иметь представление о дедуктивном построении геометрии, ее основах.

Знать: иметь представление о дедуктивном построении геометрии, ее основах.

6

Начальные сведения из стереометрии.

Знать: иметь представление о геометрических телах и поверхностях; объеме и площади поверхности; знать единицы измерения объемов; формулы для вычисления площадей поверхностей и объемов основных геометрических тел.

Знать: иметь представление о геометрических телах и поверхностях; объеме и площади поверхности; знать единицы измерения объемов; формулы для вычисления площадей поверхностей и объемов основных геометрических тел.

Литература и средства обучения:                                                                                                                     1. Алгебра. 9 класс. Авторы  Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова;     2. Геометрия, 7 – 9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2010.                                    3. Капитонова Т.А. Алгебра. 9 класс. Проверочные и контрольные работы. – Саратов: Лицей, 2007.                                                                                                                                            4. Рабочая тетрадь по геометрии: 9 класс: к учебнику Л.С. Атанасяна и др. «Геометрия. 7-9 классы» / Ю.А. Глазков, П.М. Камаев. – М.: Издательство «Экзамен», 2013.                       5. Тесты по геометрии. 9 класс: к учебнику Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева и др. «Геометрия 7-9 классы» / Л.И. Звавич, Е.В. Потоскуев. – М.: Издательство «Экзамен», 2013.                                                                                                                      6. Изучение геометрии в 7 – 9 классах. Методические рекомендации к учебнику. Книга для учителя / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков: Просвещение, 2014.                         7. Алгебра, 9 класс. Контрольные работы для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.А. Александрова. – М.: Мнемозина, 2009.                                                                  8. Алгебра, 9 класс. Самостоятельные работы для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.А. Александрова. – М.: Мнемозина, 2009.                                                               9. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 9 класса / А.П. Ершова, В.В. Голобородько, А.С. Ершов: Илекса, 2004.                                                                10. Задачи и упражнения на готовых чертежах. 7 – 9 классы. Геометрия / Е.М. Рабинович: Илекса, 2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.

Рабочая программа разработана  на один учебный год:   в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...

Рабочая программа по математике класс (автор Виленкин Н.Я.))

Рабочая проргамма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, требования  к подготовке учащихся...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 5-х классов Разработана на основе примерной рабочей программы ( автор – составитель О.С. Кузнецова ) учителем математики ГБОУ школы № 645 Старковской С.Н

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике....

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет математика Класс 5 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    математика      Класс         5 Учитель      Асессорова Е.М...