Урок "Теория вероятностей", 9 класс
план-конспект урока по математике (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
УРОК в 9 классе «ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ»
Цели:
- учиться анализировать и систематизировать информацию;
- Выявить математические закономерности при моделировании игры в кости;
- воспитывать стремление к ведению здорового образа жизни.
Технические средства обучения: мультимедиапроектор
Раздаточный материал – кости, таблицы возможных вариантов при бросках двух костей, бланки с заданиями на дом по вычислению вероятностей случайных событий (классическая формула)
Домашнее задание:
Ход урока
I.Урок начинается с просмотра фрагмента серии № 8 фильма «одноэтажная Америка» - путешествие телеведущих Владимира Познера и Ивана Урганта в Лас- Вегас.
Учитель: «Мы продолжаем знакомиться с новой математической дисциплиной.
Сегодня на уроке мы вначале совершим пятиминутное путешествие в Лас-Вегас вместе с известными журналистами Познером Владимиром Владимировичем и Иваном Ургантом.
II. Мотивация изучения новой темы – информационная беседа учителя
Учитель: « Ребята, я надеюсь, что вы обратили внимание на такие ключевые слова интервью телеведущих с работниками казино: «Я никогда не играю!», «В итоге всё равно проиграешь», «В книге о Пинокио есть остров, куда хотят попасть все дети… Те, которые не хотят учиться, и жизнь там как будто бы похожа на праздник, но в результате они там все превращаются в ослов, и вынуждены работать как рабы».
Итак, неумные люди проигрывали и проигрывают по глупости. Что же делали тогда умные?
А вот умные люди наблюдали, анализировали и из их анализа родилась новая математическая дисциплина «Теория вероятностей».
Из истории азартных игр (слайд1)
«Случай, случайность, случайная встреча, случайная находка, случайная ошибка…
Примеры можно продолжить. Есть ли место математике в царстве случая?
У поэта Александра Блока есть такие слова:
«Тебе дано бесстрастной мерой
Измерить всё, что видишь ты
………………………………..
Сотри случайные черты –
И ты увидишь: мир прекрасен!»
До сих пор мы решали задачи в математических и физических дисциплинах, предполагающих наличие однозначных ответов. Но в жизни, технике, медицине, других науках существует круг задач, в которых результат действия не определён однозначно. Самая простая задача – это подбрасывание монеты: может выпасть орёл, может решка. Из практики известно, что при большом числе бросков примерно в половине случаев выпадает решка. А это уже некоторая закономерность. Именно такие закономерности изучает математическая дисциплина теория вероятностей, то есть закономерности массовых случайных событий. (слайд2)
По формулам теории вероятностей рассчитывают, сколько необходимо оборудования в порту, чтобы приходящие суда не простаивали на рейде, сколько надо поставить передающих станций в том или ином районе, чтобы сотовая связь была устойчивой, но в то же время компания затратила бы на её установку наименьшее количество средств.
Простая задача: «В школьной столовой шеф повар может готовить 4 первых блюда, мясных – пять, гарниров – три, на сладкое – тоже три блюда. Сколько дней можно кормить учеников, чтобы ни разу обед не повторился?» Ответ тоже можно найти с помощью формул теории вероятности.
(слайд3) В годы Великой Отечественной войны Андрей Николаевич Колмогоров радикально преобразовал теорию стрельбы и бомбометания, в результате чего успехи артиллерии, морского флота и авиации стали на порядок существеннее. Правительство наградило математика за внесение существенной лепты в победу наших войск Орденом Трудового Красного Знамени уже в 1942 году.
(слайд 4) А начиналась теория вероятностей с азартных игр. (Азартные игры – это те, в которых исход зависит от случая: это кости, рулетка, карты).
Сиятельные графы и морские пираты, купцы и золотоискатели Невады, мушкетёры- все были заражены азартом древней игры в кости. Например, друг д1 Артаньяна Атос своего слугу Гримо оценил в 10 ставок игры в кости.
(слайды 5-7) Игра распространилась настолько, что христианской церкви пришлось издать указ, запрещавший игру в кости, а вот король Людовик IX в 13 веке запретил даже изготовление костей. И в России выходили запреты игр азартных (в 1649 году – указом царя Алексея Михайловича, в 1782 году – Екатериной II).
(слайд 8) В XVII веке в Европе стали распространяться таблицы, в которых математики предлагали анализ комбинаций, получающихся при бросании костей, наиболее полно это сделали Галилей, Паскаль и Ферма. Систематическое изложение формул и законов комбинаторики впервые было издано в 1666 году Лейбницем в книге «Рассуждения о комбинаторном искусстве»; в 1713 году Яков Бернулли в своём труде «Искусство предположения» выдал системно формулы комбинаторики; великий Леонард Эйлер также рассмотрел ряд комбинаторных задач, которые впоследствии развились в отдельные дисциплины.
Как и любая научная дисциплина, теория вероятностей развивалась благодаря исследованию ряда математиков: итальянца Пачиоли (1494 год), французов Блеза Паскаля (1623 – 1662) и Пьера Ферма (1601 – 1665), Абрахама де Мувра (1667 - 1754), Лапласа Пьера Симона (1749 – 1827) и целой плеяды русских математиков: Буняковского В.Я., Чебышёва П.Л., Маркова А.А. Наследие русских математиков получило развитие в работах советских математиков: Слуцкого Е.Е. (1880 – 1948), Бернштейна С.Н. (1880 – 1968), Хинчина А. Я. (1894 – 1959), Линника Ю.В. (1904 – 1972) и Колмогорова А.Н.
II. Учитель обращает внимание на таблицу, представленную на слайде 11– Таблицы с перечислением возможности получения разного числа очков на двух костях.
Возможные суммы очков при бросании двух костей | ||||||
2 кость | 1 кость | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Вопросы ученикам: «Какая сумма чаще других встречается в ячейках таблицы, какая сумма реже всех представлена?»
- Ячейка с числом 7 представлена 6 раз, ячейка с числами 2 и 12 - всего по одному разу!
«Какой вывод сделали математики, получив данные таблицы?»
- Чаще всего при игре в кости на двух костях можно получить число 7 в сумме, реже выпадают в сумме числа 2 и 12.
Учитель: Бросая одну кость, могут выпасть числа 1,2,3,4,5,6. Все шесть вариантов равновозможны. Выпадение числа 4 из шести вариантов записывают таким образом: Р(4) =1/6.
При бросании двух костей всего возможны 36 вариаций (смотреть таблицу 5)
Сумму в 2 очка получают лишь в одном варианте из 36. Записывается это таким образом:
Р(2)= 1/36;
Восемь очков можно выбрать уже в пяти случаях из 36: Р (8) = 5/36.
При этом и Р(6) = 1/36, исходя из таблицы.
Тренировочные задания: записать вероятность выпадения 3 очков, 10, 5, 13 и 0 очков. (слайд12)
III. Учитель просит учащихся самостоятельно предположить, как записывается формула для расчета вероятности случайного события.
После обсуждения при согласованных выборах пременной получаем формулу, которая носит имя математика Паскаля: Р(А) = m/n, где Р(А) – вероятность случайного события, m - количество благоприятствующих вариантов, n – общее количество равновозможных вариантов. (слайд 13)
IV. Домашнее задания – задачи на слайде 14.
V. Итого урока – беседа:
-Что изучает теория вероятностей?
- Какие события в жизни Европы привели к развитию данной математической дисциплины?
- Какова вероятность выпадения числа 5 при бросании одной кости?
- Определите с помощью таблицы, составленной для 2 костей, какова вероятность выпадения числа 4?
- С помощью слайдов повторяются фамилии и имена ученых, работы которых были особенно значимыми в области теории вероятностей.
VI. Выставление оценок в журнал и дневники учеников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока "Понятие вероятности. Подсчёт вероятности"
Урок первого знакомства с вероятностью...
Урок профильного курса «Элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики» Вероятность: мера случайности
Урок профильного курса «Элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики» Вероятность: мера случайности Цели урока: Вывод и отработка классического определения вероятности. Построение...
Самостоятельные работы по теории вероятностей 8 класс к учебнику Ю.Н. Тюрина и др. "Теория вероятностей и статистика"
В помощь учителю, преподающему теорию вероятностей и статистику по учебнику Ю.Н. Тюрина, А.А. Макарова и др., я составила варианы самостоятельных работ в 8 классе. Номера заданий тематически и по...
Частота и вероятность случайных событий. Классическая схема определения вероятности.
Частота и вероятность случайных событий. Классическая схема определения вероятности....
Тема 9. Алгебра событий и основные правила вычисления вероятностей. Урок на тему Правило сложения вероятностей несовместных событийЗакономерности окружающего мира – 7 класс
знакомлю школьников с основными правилами вычисления вероятностей...
Презентация по теме "Частота и вероятность случайного события. Классическое определение вероятности" 9 класс
В данной презентации даётся определение вероятности, вероятностным событиям, рассматриваются задачи ОГЭ по теме "Частота и вероятность случайного события. Классическое определение вероятност...