построение графиков функций
материал для подготовки к егэ (гиа) по алгебре (9 класс) на тему
Предлагаю тем, кто неуверенно себя чувствует при решении заданий С23 ознакомиться с данным материалом . Задание С3 связано как с исследованием расположения корней квадратного трехчлена, так и с определением области определения функции, и области ее значений. На конкретных примерах мы попробуем научиться решать различные типы таких заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 358.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Здравствуйте, друзья! Я недавно приобрела новую книжечку для подготовки к ОГЭ (страшно люблю книжки покупать), и там попались мне на глаза задания С3, которые показались интересными для разбора. Поэтому сегодня я предлагаю их вашему вниманию. Задачи на построение сложных графиков функций вы найдете также в статье “С3 ГИА – построение графиков функций”
Пример 1. Задача из пособия “Математика. ОГЭ 2015. 20 типовых вариантов. Рослова Л.О., Кузнецова Л.В., Шестаков А.С., Ященко И.В.” Вариант 6, задача 23.
Постройте график функции . Найдите все значения а, при которых прямая не имеет с графиком данной функции общих точек.
Сначала займемся областью определения данной функции: , так как на ноль делить нельзя, и , то есть ,так как подкоренное выражение неотрицательно.
Теперь можно преобразовать выражение, попробовать его упростить. Получим:
Выделим целую часть:
Теперь картина стала совсем ясной: имеем обычную гиперболу с коэффициентом 6 , которую сместили влево на 2 единицы , а потом сместили на одну единицу вниз: . Причем существует эта наша гипербола, согласно области определения, только до точки 4, а в точке (-2) имеет вертикальную асимптоту. Строим:
К задаче 1
Видно, что прямая не будет иметь с графиком общих точек, так как является горизонтальной асимптотой. Также все прямые, лежащие выше нее, до прямой , также не будут иметь общих точек с данной функцией, а сама прямая – будет уже иметь точку пересечения с гиперболой, так как неравенство области определения – нестрогое.
Ответ: )
Пример 2. Задача из пособия “Математика. ОГЭ 2015. 20 типовых вариантов. Рослова Л.О., Кузнецова Л.В., Шестаков А.С., Ященко И.В.” Вариант 7, задача 23.
Постройте график функции . Найдите все значения а, при которых прямая не имеет с графиком данной функции общих точек.
Область определения данной функции: , так как на ноль делить нельзя, и , то есть (,так как подкоренное выражение неотрицательно.
Теперь можно преобразовать выражение, попробовать его упростить. Получим:
Имеем прямую, параллельную биссектрисе 1 и 3 квадрантов, смещенную вниз по оси ординат на 2 единицы, и не существующую на отрезке (-2; 2]. Строим:
К задаче 2
По графику видно, что любая прямая, параллельная оси х и проходящая через точки оси y с координатами (0;4] не будет иметь общих точек с графиком функции.
Ответ: (.
Пример 3. Задача из пособия “Математика. ОГЭ 2015. 20 типовых вариантов. Рослова Л.О., Кузнецова Л.В., Шестаков А.С., Ященко И.В.” Вариант 18, задача 23.
Постройте график функции . Найдите все значения p, при которых прямая имеет с графиком данной функции 2 общие точки.
Кстати, здесь можно найти статью о том, как строить графики функций с модулями.
Область определения
Раскрываем модуль. В положительной полуплоскости (правой) , в отрицательной полуплоскости (левой) . Тогда в правой полуплоскости имеем , в левой полуплоскости .
Функция представляет собой прямую , которую можно двигать вверх-вниз на p единиц. Построим график заданной функции и подвигаем по нему прямую :
К задаче 3
Видим, что между двумя крайними положениями прямой , показанными синим цветом, то есть при и , когда имеем только одну общую точку, располагаются прямые, имеющие с графиком функции две общие точки. Тогда две общие точки будем иметь при .
Ответ: .
Пример 4. Задача из пособия “Математика. ОГЭ 2015. 20 типовых вариантов. Рослова Л.О., Кузнецова Л.В., Шестаков А.С., Ященко И.В.” Контрольный вариант, задача 23.
Постройте график функции . Найдите все значения а, при которых прямая имеет с графиком данной функции ровно одну общую точку.
Область определения данной функции – вся числовая ось, кроме точек (-2) и (3), так как в этих точках знаменатель обращается в ноль.
Теперь упростим выражение, задающее график функции:
Разложим числитель на множители: , где .
, .
.
.
Имеем:
Получили параболу. Точки пересечения с осью x – (-3) и (2) – это корни уравнения . Вершина параболы: в точке (-0.5; -6.25). Не забудем о двух выколотых точках! Строим:
К задаче 4
Таким образом, если прямая пройдет через эти выколотые точки, то она неминуемо пересечет только одну ветвь параболы. Тогда необходимо определить ординаты выколотых точек, для этого подставим их абсциссы в уравнение, задающее функцию. Получим две точки: (-2; -4) и (3; 6).
Однако надо учесть еще и то, что парабола всегда “растет” быстрее прямой, поэтому, если прямая пройдет через вершину параболы и через начало координат, то она уже не будет пересекаться с параболой вверху, просто “не догонит”. Поэтому еще один вариант ответа – .
Ответ: с=-4 и с=6.
Ну и напоследок, как всегда, самое вкусное! Задачу принес ученик, она попалась ему на пробном ОГЭ 13 марта.
Пример 5. Постройте график функции и определите по графику, сколько общих точек будет иметь график этой функции с прямой при различных значениях параметра с.
Трудно себе представить вот так, сразу, без подготовки, что называется, “на вскидку”, как будет выглядеть график этой функции. Но мы видим модуль – это часто делает функцию кусочной. То есть на одном интервале она задается одним выражением, а на другом интервале – другим. Поэтому прежде всего нужно определить, в каких точках подмодульное выражение меняет знак. Для этого приведем оба слагаемых подмодульного выражения к одному знаменателю:. Теперь приравняем к нулю числитель и знаменатель полученного выражения:
,
,
Нарисуем строго друг под другом числовые прямые и покажем на них динамику смены знака числителем и знаменателем, тогда можно будет определить, где и как меняет знак все подмодульное выражение.
Раскрываем модуль
На луче ( раскроем модуль с отрицательным знаком, на интервале (-2;0) – с положительным, на полуинтервале (0;2] вновь с отрицательным, и, наконец, на луче – также с положительным. Тогда:
На первом и третьем:
На втором и четвертом:
Строим функцию по интервалам:
К задаче 5
Тогда становится видно, что при с=-1 и с=1 имеем одну точку пересечения, при и – два, а при ) – ни одного.
С3 ГИА – построение графиков функций.
Для того, чтобы хорошо решать это задание, нужно быть знакомым с построением различных графиков функций, в том числе содержащих модуль. Предлагаю тем, кто неуверенно себя чувствует при решении таких заданий, перейти по ссылкам и изучить (или повторить) данные разделы. Задание С3 связано как с исследованием расположения корней квадратного трехчлена, так и с определением области определения функции, и области ее значений. На конкретных примерах мы попробуем научиться решать различные типы таких заданий.
Задача 1. Построить график функции и определить, при каких значениях график функции имеет с графиком 1 общую точку. Построить все такие прямые.
Задача о касательных к параболе
Графиком предложенной функции является парабола, ветви которой направлены вверх и вершина, которую подняли вверх на 4 единицы, лежит на оси ординат. Ее координаты (0;4). Второй график – это прямая, проходящая через начало координат, причем ее наклон может меняться (его определяет коэффициент ). Такая прямая только в одном случае имеет с параболой одну общую точку – если является касательной. Причем, поскольку данная парабола симметрична относительно оси ординат, то к ней можно провести две касательных – с точками касания в первом и третьем квадрантах: Чтобы определить, в какой точке прямая коснется параболы, нужно приравнять обе функции:
Поскольку точка касания – единственная общая точка данных графиков, то дискриминант данного уравнения равен нулю: Откуда и . Абсциссу точки касания можно найти, если приравнять два уравнения, подставив найденный коэффициент в уравнение прямой: и решить это уравнение: Тогда касание произойдет в точке и симметричной ей точке .
Задача 2. Построить график функции и определить, при каких значениях график функции имеет с графиком три или более общие точки.
График, который подвергнется преобразованиям
Преобразованный график
Строить этот график будем поэтапно: сначала построим график , затем – график функции , и, наконец, искомый – : Парабола с ветвями, направленными вверх, стандартной формы, координаты вершины (2;-1) Теперь построим график . Поскольку модуль берется от всего выражения, то, чтобы получить этот график, нужно отразить вверх симметрично относительно оси х все точки, имеющие отрицательную ординату. И, наконец, поставив минус, мы “перевернем” весь график вверх тормашками:
“Опрокидываем” преобразованный график
Осталось выяснить, в каком же случае прямая – а это прямая, параллельная оси абсцисс – будет иметь три (или же более) общие точки с графиком построенной нами функции. Прямая показана на рисунке зеленым цветом. Видно, что ниже указанного положения прямая будет иметь только две общие точки с графиком. Если , то прямая имеет три точки с графиком – пересекает две его ветви и касается вершины. Выше прямая будет иметь четыре точки пересечения с графиком, однако при точек пересечения уже снова две. Значит, ответ надо записать так: [-1;0)
Задача 3. Построить график функции и определить, при каких значениях график функции имеет с ним три и более общие точки.
Исходный график
Окончательный вид
Также построим график в два этапа: саму параболу (координаты ее вершины (-1;-9)), затем отразим всю часть, лежащую ниже оси х, вверх: Тогда три и более (а именно – четыре) общих точки графики и будут иметь при (0;9]
Задача 4. Построить график функции и определить, при каких значениях график функции имеет с ним 2 общие точки.
Из условия ясно, что такой график состоит из двух кусочков. Один из них – прямая, второй – парабола. Первый существует в точке 1 и левее ее, второй – правее этой точки. Нарисуем эти графики:
Кусочная функция
Координаты вершины параболы: ;
Красным показаны прямые и – именно они, и только они, имеют две общие точки с построенным графиком. Ответ: , .
Задача 5. Построить график функции и определить, при каких значениях график функции не имеет с графиком общих точек.
Давайте сначала попробуем упростить данное выражение, кроме того, нужно, безусловно, определить область допустимых значений данной функции. ОДЗ: . Теперь попробуем упростить данное выражение:
Определение коэффициента наклона касательной
Полученная функция – квадратичная, ее графиком является парабола. Данная парабола симметрична относительно оси y, ее вершина имеет координаты (0; 25). Необходимо заметить, что точка с координатами (1; 26) – выколотая точка (по ОДЗ). Тогда прямая, проходящая через начало координат – а именно таким будет график функции , не будет иметь с параболой общих точек в трех случаях: если коэффициент меньше, чем у касательной, расположенной справа, или он больше, чем у касательной, расположенной слева, или искомая прямая проходит прямо через выколотую точку. Наверное, проще найти, каков этот коэффициент именно в третьем случае: так как прямая проходит через начало координат, достаточно подставить координаты нашей выколотой точки в уравнение прямой и найти : , откуда . Теперь определим коэффициент наклона касательных, для этого приравняем оба уравнения: , и найдем дискриминант, который должен быть равен нулю при наличии единственной общей точки у двух этих графиков функций: Откуда и Абсциссу точки касания можно найти, если приравнять два уравнения, подставив найденный коэффициент в уравнение прямой: и решить это уравнение: Тогда касание произойдет в точке и симметричной ей точке . Ответ: , и .
Задача 6. Построить график функции и определить, при каких значениях он не имеет общих точек с графиком функции .
Гипербола с выколотой точкой
Определим ОДЗ функции: , . (Для того, чтобы определить ОДЗ, приравняли знаменатель к нулю и решили данное уравнение). Теперь упростим выражение: – видим, что графиком будет обычная гипербола, однако точка – выколотая точка. В точке гипербола не существует, оси координат – ее асимптоты. Тогда, если прямая пройдет через выколотую точку, графики не будут иметь общих точек. Найдем : для этого определим ординату выколотой точки: : Ответ: .
Задача 7. Построить график функции и определить, при каких значениях график функции имеет с графиком 1 общую точку.
Подбор коэффициента наклона прямой
Определим ОДЗ функции: , . (Для того, чтобы определить ОДЗ, приравняли знаменатель к нулю и решили данное уравнение). Теперь упростим выражение: – видим, что графиком будет обычная гипербола, однако точка – выколота. В точке гипербола не существует, оси координат – ее асимптоты. Тогда, если прямая пройдет через выколотую точку, графики будут иметь одну общую точку. Найдем : для этого подставим в уравнение прямой абсциссу и ординату выколотой точки: , : Ответ:
Задача 8. Построить график функции и определить, при каких значениях график функции имеет с ним 2 общие точки.
Построение функции с модулем
Эта функция – функция типа , и чтобы построить график данной функции, необходимо отразить всю часть графика, расположенную справа от оси х, налево: Тогда, если , то график коснется обеих вершинок нашей “дублированной” параболы, то есть – один из ответов. Также, если пересечет обе ветви параболы, то есть все нас устраивают. Ответ: ,.
Задача 9. Построить график функции и определить, при каких значениях график функции не имеет с ним общих точек.
Кубическая парабола с выколотой точкой
Определим ОДЗ исходной функции: . Теперь можно упростить выражение: .
График представлен на рисунке. Не забудем про выколотую точку – это точка с координатами (2;4). Поэтому, если прямая пройдет именно через эту точку, она не будет иметь общих точек с полученным нами графиком. Ответ: с=4.
Задача 10. Построить график функции и определить, при каких значениях график функции имеет с ним одну общую точку.
Для того, чтобы построить данный график, необходимо раскрыть модули. С этой целью приравняем подмодульное выражение к нулю, чтобы узнать, в какой точке оно меняет знак: и Нанесем эти точки на числовую прямую и расставим знаки:
У нас получились три интервала, на каждом из которых можно теперь раскрыть модули: 1. 2. 3. Тогда наша функция – кусочно-линейная: .
Она выглядит так:
Кусочно-линейная функция
Зеленым цветом показано одно из возможных положений прямой . При таком расположении прямой , и может расти бесконечно. Заметим, что крайнее положение прямой – при k=1. При таком коэффициенте наклона она параллельна правой и левой частям графика, и имеет с ним одну точку пересечения – точку (0;0). Точно так же коэффициент наклона может быть и отрицательным. При этом коэффициент k=-1 – не войдет в ответ, так как в этом случае функция будет иметь общий отрезок с кусочно-линейной функцией, что не соответствует требованиям задачи. Таким образом,
Ответ: ).
Задача 11. При каких вершины парабол и расположены по одну сторону от оси х?
Обратим внимание на то, что у двух данных парабол ветви направлены в разные стороны: у первой старший коэффициент отрицателен, а у второй – положителен. Поэтому вершины будут лежать по одну сторону от оси, если одна из них будет иметь точки пересечения с осью х, а другая – нет. Иными словами, дискриминант одного квадратного уравнения должен быть положителен, а другого – отрицателен. Это приводит нас к двум системам неравенств:
Дискриминант и наличие пересечений параболы с осью х
.
Или же наоборот: . Эти два случая изображены на рисунке:
Определим дискриминанты обоих квадратных уравнений:
Тогда имеем систему неравенств:
– решений нет, так как квадрат числа – неотрицателен, и сумма квадрата числа с положительным числом не может быть меньше ноля.
– в этой системе второе неравенство всегда соблюдается, решение первого – , ,
Мы рассмотрели один способ решения – с использованием дискриминанта. Есть еще один способ решения такого задания – с помощью координат вершины параболы. Решим последнюю задачу вторым способом.
Нам потребуется определить координаты вершин обеих парабол:
1.
2.
Ординаты вершин должны иметь один знак по условию, тогда имеем систему неравенств:
– вторая система решений не имеет, а именно, нет решений у второго неравенства, поэтому решим первую. Второе неравенство первой системы справедливо всегда, осталось решить неравенство:
Решение этого неравенства и есть ответ задачи:
До встречи в новых постах, удачи на экзаменах!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок математики и информатики по теме "Функция квадратного корня и её график. Построение графиков функций в электронной таблице Excel"
Работа с целью повторения навыков извлечения числа из арифметического квадратного корня и нахождения значений выражений, отработки навыков сравнения корней. Отработка навыков построения графиков функц...

Методическая разработка урока математики по теме "Исследование функций по графику. Построение графиков функций"
Пояснительная записка Характеристика учебной группы. Открытый урок по дисциплине «Математика» проводится в группе по специальности 260807 «Технология продукции общественного питания» ...

Интегрированный урок математики и информатики по теме "Функция квадратного корня и её график. Построение графиков функций в электронной таблице Excel"
Функция квадратного корня и её график.Построение графиков функций в электронной таблице Excel...

Учебно-методическое пособие "Математика и Excel. Построение графиков функций одной переменной. Элементарные преобразования графиков"
Учебное пособие позволит студентам получить новые и закрепить уже имеющиеся знания и умения по математике и освоению основных и дополнительных приёмов работы в программе Excel при построении гр...

Презентация к уроку в 9 классе по алгебре "Построение графика функции y=f(x+l)+m, если известен график функции y=f(x).
Презентация к уроку в 9 классе по алгебре "Построение графика функции y=f(x+l)+m, если известен график функции y=f(x)....

План-конспект урока по алгебре в 9 классе "Построение графика функции y=f(x+l)+m, если известен график функции y=f(x)".
План-конспект урока по алгебре в 9 классе "Построение графика функции y=f(x+l)+m, если известен график функции y=f(x)"....
Функции. Область определения и множество значений; график функции, построение графиков функции, заданных различными способами. Свойства функции.
Функции. Область определения и множество значений; график функции, построение графиков функции, заданных различными способами. Свойства функции....