технологическая карта урока в 5 классе по теме: "Среднее арифметическое"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Бегманова Маржан Айтжановна

Технологическая карта урока составлена по итогам прохождения курса по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_rabotano5.docx29.5 КБ
Файл na_zachet.pptx1.72 МБ

Предварительный просмотр:

               Технологическая карта урока

ФИО учителя: Бегманова Маржан Айтжановна

Место работы: МБОУ «Алчинская СОШ»

Предмет: математика

Класс: 5

Учебник: Виленкин Н.Я.,Жохов В.И.,Чесноков А.С.,Шварцбурд  С.И., Математика:Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений; М.: Мнемозина,2010г.

Тема урока: среднее арифметическое

Тип урока: урок открытия нового знания

Планируемые результаты:

- личностные: понимать, «какое значение, смысл имеет для меня учение», контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации  способ.

-метапредметные: ставить самостоятельно цели и планировать пути их решения, контролировать своё время и управлять им; адекватно оценивать свои возможности достижения цели в различных сферах самостоятельной деятельности.

- предметные: находить среднее арифметическое нескольких чисел, действуя по алгоритму; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности; использовать изученное правило в реальной жизни для решения практических задач.

Формы организации работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах и группах.

Оборудование: учебник, компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация.

                           

                                       Структура и ход урока

Этап урока

Деятельность учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

УУД

I.Организационный момент

 Проявление интереса к материалу изучения.

Включение в учебную деятельность

Приветствие, проверяет готовность к уроку(слайд№2)

Создаёт эмоциональный настрой на работу.

Обеспечивает мотивацию обучающихся  к учебной деятельности,  включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

 Слайд№3 слова Я.А.Каменского

(читает ученик)

 “Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового, ничего не прибавил к своему образованию”

( Ян Амос Каменский)

 Личностные:учебная мотивация;

самоопределение;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем

Слушать и вступать в диалог

II. Актуализация опорных знаний.

 Выполняют предложенные задания, осуществляют самопроверку, взаимопроверку.

Новые знания нам будет трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому урок начнем с устного счета (слайд№4)

Предлагает оценить свою работу на этом этапе урока

 Устная  работа (слайды№4-5)

1.Вычисли сумму:

0,14+0,06;

2,78+5,22;

3,7+1,13;

4+0,4;1,45+0,5;

16,3+3,07.

2.Найти частное:

0,42:7;4,08:0,08;

50:0,5;0,18:0,6;1:0,2;6:0,03.

Слайды№6-7) математический диктант на 2 варианта«округлите числа»(с самопроверкой)

1.округлите до десятых:5,284; 6,327

2.округлите до сотых:2,473; 5,388

3.округлите до единиц:35,24;45,81

 

 Познавательные: поиск и выделение необходимой информации

Регулятивные:

самоконтроль

самооценка

III   Целе -полагание

 и мотивация

Слушают учителя, рассматривают таблицу(слайды№8-12)

Демонстрируют знания, умения в ходе выполнения заданий.

Знакомятся с задачами на слайдах № 8-12, отвечают на вопросы учителя, сами определяют тему и цели урока

Выдвигает проблему:

вы знаете, что математика проникает во все сферы жизни человека. Давайте посмотрим, какую информацию мы можем извлечь из этой таблицы Вопросы к классу:

1.Какие слова вы заметили в условиях всех задач?

2.Часто ли мы слышим в жизни фразы со словом «средний», приведите примеры.

3.Как вы понимаете эти выражения?

4А что в математике «среднее» можно найти?

Давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока. Запишите в тетради тему урока«Среднее арифметическое»

Ребята, что вы хотите узнать сегодня на уроке?

Задача  из сборника задач, составленных на основе краеведческого материала г. Астрахани и Астраханской области,

№1задача про фермера,№2 про зарплату рабочего ,№3-задача на движение

Регулятивные:  планирование своей деятельности для решения поставленной задачи

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации

Коммуникативные: выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные:

Само -определение, смыслообразование

IV.

Изучение  нового материала

           

 

Самостоятельно читают, один – вслух .

-Найти общую массу картофеля

-Разделить на 3.

3 года.

Предлагают алгоритмы.

Алгоритм:

-Найти сумму всех чисел;

-Найти количество слагаемых;

-Разделить сумму чисел на их количество.

Читают.

Записывают формулу

Итак, что же такое среднее арифметическое нескольких чисел?

-Чтобы правильно сформулировать определение среднего арифметического нескольких чисел, решим рассмотренные задачи.

Составьте план решения задачи(слайд№10).

-Почему вы делили на 3, ведь этого числа не было в условии задачи. Что оно означает?

-Ребята, попытайтесь вместе с соседом по парте составить алгоритм нахождения среднего арифметического.

Вывод: мы нашли среднее арифметическое трёх чисел. Проговорите алгоритм нахождения среднего арифметического чисел.

Откройте учебник на стр. 226 и прочтите определение среднего арифметического чисел.

 

Слайды№13-14

Учебник: стр. 226, п.38, определение:

Средним арифметическим нескольких чисел называют частное от деления суммы этих чисел на число слагаемых.

Формулы:

1.Ср. ар. = (сумма чисел) : (количество слагаемых)

Познавательные

Поиск и выделение необходимой информации.

Структуирование знаний.

Регулятивные:

Целеполагание, выдвижение гипотез.

Коммуникативные:

слушать и вступать в диалог.

 

V.

Физкульт -минутка

 Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.

 Проводит физкультминутку (слайд 15).

 

 Личностные:

Получение заряда бодрости, позитивного настроя.

 

VI.Первичное осмысление и закрепление знаний

 Решают задачи из презентации (слайды №16-17) несколько учащихся комментируют этапы решения с места.

Проводят самопроверку и самооценку.

 У нас остались нерешённые задачи.

Запишем решение этих задач в тетради; при этом кто – то будет комментировать.

 Найти среднее арифметическое чисел, о которых говорится в физкультминутке(слайд№16)

Познавательные

Выделение и формулирование познавательной цели,  рефлексия способов и условий действия. Анализ объектов и синтез.

Коммуникативные:

Выражать свои мысли, аргументировать свое мнение.

Регуляттивные:

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция.

Личностные:

Самоопределение смыслообразование

VII.

Самостоятельная работа

Выполняют самостоятельную работу, размещённую в презентации (слайд 18).

 Осуществляют взаимоконтроль и взаимопроверку

(слайд 19).

Проводит самостоятельную работу -  в двух вариантах (слайд 18).

-А теперь –взаимопроверка.

-Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, возьмите в руки карандаши.

Сверяем результаты с ответами на экране (слайд 19). Если верный ответ, ставим +, если неверный, ставим -.

-Не забудьте, что вы проверяете вариант соседа!

Выставьте друг другу оценки: три + «5»; два + «4»; один + «3»; ноль + «2».

Слайд 18:

Самостоятельная работа:

I вариант [II вариант]:

1.Найдите среднее арифметическое чисел: 70,6 и 71,3 [ 65,7 и 62,4 ].

2.Найдите среднее арифметическое чисел 84,32; 84,47; 84,56 и 84,68 и округлите его до десятых [ 92,34; 92,45; 92,28; 92,64 ].

3.На соревнованиях по фигурному катанию спортсменка проходит в следующий этап, если её средняя оценка не менее 5,1.Участница соревнований  получила оценки  5,2; 5,1; 4,7; 5,1; 4,9; 4,9; 5,3; 4,8; 5,0.  Пройдёт ли участница в следующий этап ? [ 5,4; 4,8; 4,9; 4,8; 5,0; 5,2; 5,0; 4,8; 5,1].

Слайд 13:

В.I. [ В.II ]

1.70,95 [64,05]

2. 84,5  [ 92,4 ]

3. нет   [ нет ].

Познавательные

Анализ, синтез, выполнение действий по алгоритму.

Регулятивные:

Контроль, коррекция и взаимооценка.

Коммуникативные:

Аргументировать свое мнение.

Поддерживать здоровый духа соперничества для мотивации учебной деятельности.

VIII.

Подведение итогов урока

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения, проводят самоанализ и самооценку своей деятельности

-Ребята, поднимите руки, кто сегодня на уроке получил оценку «5»?

-Молодцы!

-Поднимите руки те, кто получил оценку «4»?

-Кто выполнил верно лишь одно задание?

-Кому не удалось справиться ни с одним заданием?

-Кто получил «5» - оценку ставлю в журнал;

-Оценки «4» и «3» идут в журнал по вашему желанию;

-Тем же, кто сегодня не достиг успеха, оценки  нет, но есть пожелание удачи в изучении новой темы.

-Подведём итоги:

1.Сформулируйте тему урока

2.Какие цели мы ставили в начале урока?

3.Добились мы поставленных целей?

4.Давайте ещё раз вспомним определение среднего арифметического и как его найти.

5.Где применяется среднее арифметическое в жизни?

 

Регулятивные:

Оценка промежуточных

результатов и  саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности.

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

IX. Домашнее задание

Записывают в дневник

Слайд№21

Задаёт дозированное домашнее задание.

(слайд 20).

-По учебнику домашнее задание для всех.

-А тому, кто разобрался в теме, я предлагаю побыть в роли статистика и выяснить, где выгоднее покупать огурцы.

-Окончен урок

И выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам

За то, упорно и дружно трудились,

И знания точно уж вам пригодились.

Найти среднее арифметическое не чисел, а предметов, которые нас окружают.

Слайд 20:

Всем:

По учебнику:  с.230  решить №1524,№1534(а)

П.Рассчитайте свою среднюю оценку по результатам 3 четверти.

В.Узнать стоимость 1 кг огурцов в 3 различных магазинах и определить среднюю цену.

X.

Рефлексия

Оценивают собственное психоэмоциональное состояние, высказывают вслух мысли, выражающие это состояние

(слайд 22).

Просит провести саморефлексию

(слайд 22).

Слайд 22:

«Рефлексия

На уроке:

Я узнал…..

Я научился….

Мне понравилось..

Я затруднялся..

Моё настроение…

Коммуникативные:

выражать свои мысли.

Личностные:

Самоопределение своей деятельности.

Регулятивные:

Коррекция и оценка качества уровня усвоения

Познавательные

Рефлексия.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель математики МБОУ « Алчинская СОШ» Бегманова М.А . Среднее арифметическое

Слайд 2

Ребята, послушайте, какая тишина! Это в школе начались уроки. Мы не будем тратить время зря И приступим все к работе.

Слайд 3

«Считайте несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового, ничего не прибавил к своему образованию» Я. А. Каменский

Слайд 4

Устный счёт Ну – ка в сторону карандаши! Ни костяшек, ни ручек, ни мела: Устный счёт! Мы творим это дело Только силой ума и души!

Слайд 5

1. Вычислите сумму: а) 0,14 + 0,06 б) 2,78 + 5, 22 в) 3,7 + 1,13 г) 4 + 0,4 д ) 1,45 + 0,5 е) 16,3 + 3, 07 2. Найдите частное: а) 0,42 : 7 б) 4,08 : 0,04 в) 50 : 0,5 г) 0,18 : 0,6= 0,3 д ) 1 : 0,2 е) 6 : 0,03 = 0,2 = 8 = 4, 83 = 4,4 = 1,95 = 19,73 = 0,06 = 102 = 100 = 5 = 200 = 0,3

Слайд 6

Математический диктант Округлите числа

Слайд 7

1) 5,284 ≈ 1) 6,327 ≈ 2) 2,473 ≈ 2) 5,388 ≈ 3) 45,24 ≈ 3) 35,51 ≈ I вариант II вариант Округлите до десятых Округлите до сотых Округлите до единиц Проверь себя 5,3 6,3 2,47 5,39 45 36

Слайд 8

задача Климат Астраханской области умеренный , резко континентальный : с высокими температурами летом и низкими-зимой , малым количеством осадков и большой испаряемостью . В таблице приведено среднемесячное количество осадков(мм). Ответьте на вопросы: какое количество осадков выпадает в среднем за апрель в Астраханской области? Какое количество осадков выпадает в среднем за месяц в Черном Яру?

Слайд 9

Среднемесячное количество осадков(мм)

Слайд 10

Задача 1 Фермер собрал в 2010 году 4647 тонн, в 2011 году 4372 тонны, в 2012 году 4493 тонны картофеля. Какова средняя урожайность картофеля за эти годы? 2010 г. 2011 г. 2012 г. 4647 т. 4372 т. 4493 т.

Слайд 11

Задача 2 Ежедневно зарплата рабочего в течение пяти дней была: 660 руб., 725 руб., 690 руб., 710 руб. и 645 руб. Какова средняя зарплата рабочего за один день?

Слайд 12

Задача 3 За первый час лыжник прошёл 10,8 км, за второй 9,4 км и за третий 9,2 км. Сколько километров в среднем проходил лыжник?

Слайд 13

арифметическое Среднее

Слайд 14

ЧТО? КАК? ГДЕ? Что такое среднее арифметическое? Как находить среднее арифметическое. Где применить среднее арифметическое.

Слайд 15

Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали. А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли. На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях прижмем. На счет три прижмем к плечам, на четыре – к небесам. Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись. Про пятерку не забудем – добрыми всегда мы будем. На счет шесть прошу всех сесть. Числа, я, и вы, друзья, вместе дружная 7-я. Физкультминутка

Слайд 16

Найдите среднее арифметическое чисел, о которых говорилось в физкультминутке

Слайд 17

Тест по теме: “Среднее арифметическое” 1. Найдите среднее арифметическое чисел 1,5 и 2,3 А) 1,9 Б) 3,8 В) 3 1,9 2. Среднее арифметическое чисел 2, 4, 6, и 0 равно: А) 3 Б) 6 В) 4 3 3. Незнайка по математике получил следующие оценки 5, 3, 1, 4, 4, 1. Найдите среднюю оценку незнайки. А) 3 Б) 4 В) 5 3 4. Вини - Пух съел 18 конфет, Пятачок - 9 конфет, Кролик - 3 конфеты. Сколько конфет в среднем съел каждый? А) 12 Б) 5 В) 10 10 5. Найдите среднее арифметическое чисел: 20,22 и 18,26 А) 23,78 Б) 19,24 В) 12,43 19,24 6 . Среднее арифметическое двух чисел равно 3,1. Одно число равно 3,8. Найдите второе число. А) 3,45 Б) 3,6 В) 2,4 2,4

Слайд 18

Самостоятельная работа Вариант I Вариант II 1.Найдите среднее арифметическое чисел: 70,6 и 71,3 65,7 и 62,4 2.Найдите среднее арифметическое чисел и округлите его до десятых. 84,32 ; 84,47; 84,56; 84,68 92,34; 92,45; 92,28; 92,64 3.На соревнованиях по фигурному катанию спортсменка проходит в следующий этап, если её средняя оценка не менее 5,1. Пройдёт ли участница соревнований в следующий этап, если её оценки таковы: 5,2; 5,1; 4,7; 5,1; 4,9 5,4; 4,8; 4,9; 4,8; 5,0; 4,9; 5,3; 4,8; 5,0. 5,2; 5,0; 4,8; 5,1.

Слайд 19

Взаимопроверка Вариант I Вариант II 1. 70,95 64,05 2. 84,5 92,4 3. нет нет

Слайд 20

Домашнее задание Б : стр.230, №1524; №1534(а). П : Рассчитать свою среднюю оценку по результатам III четверти. В : Узнать стоимость 1 кг огурцов в трех разных магазинах и определить среднюю цену.

Слайд 21

Найти «среднее арифметическое» не чисел, а предметов, которые нас окружают Носки и чулки Велосипед и мотоцикл Трамвай и поезд Апельсин и лимон Туфелька и сапог Пианино и баян Портфель и рюкзак Гольфы Мопед Электричка Грейпфрут Ботинок Аккордеон Ранец              

Слайд 22

Рефлексия На уроке: Я узнал… Я научился… Мне понравилось… Я затруднялся… Моё настроение…

Слайд 23

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...

Технологическая карта урока 5 класс ФГОС. Урок по теме" Прибор - открывающий невидимое"

Технологическая  карта -это трудность для начинающих  учителей  ,работающих во ФГОС ООО...

Разработка урока 5 класс по теме "Среднее арифметическое"

Цель урока: Организация деятельности учащихся на закрепление и применения понятия среднего арифметического....

Разработка урока 5 класс по теме "Среднее арифметическое"

Разработка урока "Среднее арифметическое", 5 класс (ФГОС)...

Методическая разработка. Технологическая карта урока, 8 класс. Тема урока "Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы".

Проект урока Предмет : биология;Класс : 8;Тема: Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы....

Технологическая карта урока. 1 класс .Тема урока: Метание малого мяча в вертикальную цель и на дальность.

Технологическая карта урока физической культуры,  1 класс,  Тема урока: "Метание малого мяча в вертикальную цель и на дальность".  Данный материал будет интересен учителям физической ку...

Технологическая карта урока 7 класс. География. Тема урока «Географическое положение и история исследования Антарктиды».

технологическая карта урока по истории исследования и особенностям географического положения Антарктиды. Урок предусматривает различные виды работы, использование презентации, видеофрагментов в ходе у...