Самообразование "Развитие логического мышления на уроках математики"
материал по алгебре на тему
Через математические знания, полученные в школе, лежит широкая дорога к огромным, почти необозримым областям труда и открытий!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 18.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие логического мышления на уроках математики
«Через математические знания, полученные в школе, лежит широкая дорога к огромным, почти необозримым областям труда и открытий»
А.И.Маркушевич.
Сегодня перед школой поставлены задачи формирования нового человека, повышения его творческой активности. Главное, сейчас - вооружая знаниями, воспитать интеллектуально-развитую личность, стремящуюся к познанию. В связи с этим современные требования к уроку ставят перед учителем задачу планомерного развития личности путем включения в активную учебно-познавательную деятельность. Развитие логического мышления является одним из направлений этой деятельности.
Цель: научить детей самостоятельно добывать знания в процессе творческого поиска с любым источником информации; высказывать и проверять предположения, догадки.
Задачи:
- Формировать у учащихся основные приемы умственной деятельности: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение.
- Развивать творческие способности, интерес к математике.
- Формировать речевые, коммуникативные умения.
- Развивать внимание, память.
Для решения этих задач я определил этапы работы над темой.
I этап - организационный:
- работа с научной , методической , справочной литературой;
- изучение опыта коллег.
II этап - основной;
- работа над темой;
- использование приемов развития логического мышления на уроках математики.
III этап - заключительный;
- обобщение опыта на школьном и муниципальном уровнях.
При работе над темой я руководствовался следующими принципами:
- Свобода выбора учащимися дополнительных образовательных услуг;
- Максимальное разнообразие предоставляемых возможностей;
- Возрастание роли внеурочной деятельности по математике;
- Создание условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителей;
- Предоставлять ребятам возможность обсуждать вопросы самим;
- Индивидуализация обучения.
Системное развитие логического мышления должно быть неотрывно от урока , каждый ученик должен принимать участие в процессе решения не только стандартных заданий, но и задач развивающего характера (активно или пассивно). На уроках учитель должен моделировать ту умственную деятельность, которая нужна на данном этапе развития (учить анализировать задачи, делать чертежи, выявлять отношения объектов и т.д.). Это имеет обучающее и воспитывающее значение: обучающиеся приобщаются к методу поиска, ориентируются не только на результат, но и на процесс его достижения, т.е. учатся мыслить логически .
Можно выделить два подхода к формированию и становлению логико-математического мышления :
1.Традиционное обучение, приводящее в зависимости от воздействия и других объективных причин к формированию либо эмпирического, либо теоретического мышления.
2.Специально организованное обучение, ориентированное на формирование учебной деятельности, приводящее к становлению теоретического мышления. Для формирования логического мышления приоритетным является второй подход.
Для формирования логического мышления обучающихся 5-7 классов может быть использована система развивающих заданий по темам:
· аналогия;
· исключение лишнего;
· «в худшем случае»
· классификация;
· логические задачи;
· перебор;
· задачи с геометрическим содержанием;
· задачи «на переливание»;·
· задачи-шутки;
· ребусы и кросснамберы;
Эти задачи можно разделить на группы, учитывая их воздействие на мыслительную деятельность учащихся.
- Формирование гибкости ума, освобождение мышления от шаблонов происходит при решении задач-шуток, занимательных заданий, задач на перебор вариантов, т.к. в большинстве своем эти задачи не привязаны к темам и не требуют особой теоретической подготовки.
- Задачи на переливание, логические задачи, ребусы, задачи на классификацию учат школьников умению рассуждать, формируют математический стиль мышления , развивают логико-лингвистические способности детей, которые приводят к умению четко мыслить, полноценно логически рассуждать и ясно излагать свои мысли.
- Задачи на аналогию и исключение лишнего используются для формирования умений поиска решения задач, интуиции, требуют знания теории и нешаблонного подхода к решению
- Задачи с геометрическим содержанием нацелены на знание геометрических фигур и их свойств как основы для формирования пространственных и изобразительных умений школьников, на расширение кругозора.
Учитель, преподающий в 5-7 классах, может развивать логическое мышление обучающихся с помощью созданной системы заданий. Для этого необходимо учитывать следующее:
1.выбранные задания должны быть посильными для детей;
2.задания, отобранные для одного урока , должны быть разнообразными для воздействия на различные;
3.если ученики не справляются с заданием, то целесообразно оставить его на обдумывание до следующего урока;
4.ученикам можно дать необязательное домашнее задание по составлению аналогичных задач;
5.если на уроке время ограничено, то эти задания можно применять на занятиях математического кружка.
Условиями успешного обучения на уроках математики:
- развитие навыков устного счета ("Тренажер устного счета", тесты из книги Узоровой О.В. и Нефедовой Е.А. "Как научиться быстро считать");
- использование компьютерных программных средств на уроках математики (обучающий комплекс 1:С Репетитор 2.1. Математика, программы "Алгебра не для отличников", "Геометрия не для отличников", "Живая геометрия". Для создания мультимедийной презентации используется Windows - приложение PowerPoint).
Выполнение условий позволит добиться ожидаемых результатов:
1. Повышение качества знаний по математике;
2. Развитие познавательного интереса к математике;
3.Интерес к олимпиадам различного уровня, в том числе и интернет - олимпиадам, сдаче экзамена в форме ЕГЭ по математике;
4.Активное включение учащихся в процесс самообразования и саморазвития;
5. Поступление в вузы и сузы.
Для решения поставленных задач работу на уроке организую следующим образом:
- Актуализация опорных знаний;
- Мотивация и сообщение темы урока;
- Применение знаний, умений и навыков в стандартной ситуации;
- Коррекция знаний;
- Применение знаний , умений и навыков в нестандартной ситуации;
- Подведение итогов и задание на дом.
Развитию логического мышления учащихся помогают применяемые мною различные методы и формы.
Нетрадиционные технологии (элементы развивающего обучения, проблемный метод, использование информационных технологий и др.)
Игра (математический бой, КВН, математическое лото, аукцион и др.)
Зачеты
Рейтинговая система оценки
Для выявления способных ребят, увлекающихся математикой, я стал применять рейтинговую систему, где учитываю не только учебные достижения на уроках, но и на олимпиадах различного уровня, конкурсах, выступления учащихся на предметных неделях . Мои ученики ведут папку своих достижений - портфолио. Считаю, что учитель-предметник , обязательно должен продумать эффективные приемы развития логического мышления и во внеклассной деятельности. Этому способствуют:
Математические недели;
Математические олимпиады;
Интеллектуальные игры;
Участие в интернет-олимпиадах;
Участие в международном математическом конкурсе "Кенгуру";
Индивидуальная работа в кабинете.
Целенаправленная работа по данной теме дает положительные результаты , что отражено на следующем слайде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие логического мышления на уроках математики
Есть такая наука - логика, которая учит, как нужно рассуждать, чтобы наше мышление было определённым, связным, последовательным, доказательным и не противоречивым. Особенно много приходиться рассуждат...
Особенности развития логического мышления на уроках математики у учащихся 5-6 классов.
В статье рассматривается одна из актуальных проблем педагогики - развитие логического мышления у учащихся 5-6 классов на уроках математики. В статье подробно рассматривается классификация видов мышлен...
Формирование логического мышления на уроках математики.
О формировании логического мышления учащихся 5-ых классов на уроках математики. (Учебник: Математика-5, Автор- Мерзляк А.Г., Полонский В.Б. и Якир М.С....
Статья: "Личность учителя по развитию логического мышления на уроках математики".
Формирование логического мышления- важная составная часть педагогического процесса. Одна из основных задач основной и средней школы – помочь учащимся в полной мере проявить способности, развить инициа...
Презентация: "Личность учителя по развитию логического мышления на уроках математики".
Презентация к статье "Личность учителя по развитию логического мышления на уроках математики"....
Задания для диагностики и развития логического мышления на уроках математики.
Тестовые задания, позволяющие определить уровень логического мышления, задания для развития математического мышления....
Доклад на тему : « Развитие логического мышления на уроках математике в свете ФГОС»
Доклад на тему : « Развитие логического мышления на уроках математике в свете ФГОС»...