Системы рациональных неравенств.
план-конспект урока по алгебре (10 класс) на тему

Капустина Светлана Анатольевна

Конспект урока в 10 классе. Тип урока поисковый.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_reshenie_sistem_ratsionalnyh_neravenstv.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока "Решение систем  рациональных неравенств"

Класс 10

Тип урока: поисковый

Цель: поиск способов решения неравенств с модулем, применение метода интервалов в новой ситуации.

Задачи урока:

- проверить умения и навыки в решении рациональных неравенств и их систем; - показать учащимся возможности применения метода интервалов при решении неравенств с модулем;

- научить логически мыслить;

- выработать навык самооценки своей работы;

- научить выражать свои мысли,

- научить аргументированно отстаивать свою точку зрения;

- сформировать у учащихся положительный мотив учения;

- развить самостоятельность учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент                                                                                    (1мин)

Здравствуйте, сегодня мы с вами продолжим изучение темы "Система рациональных неравенств", будем применять свои знания и умения в новой ситуации.

Запишите число и тему урока "Решение систем рациональных неравенств". Сегодня я вас приглашаю в путешествие по дорогам математики, где вас ожидают испытания, проверка на прочность. У вас на партах лежат дорожные карты с заданиями, путевой лист самооценки, который в конце путешествия сдадите мне (диспетчеру).

Девизом путешествия  будет служить афоризм "Дорогу осилит идущий, а математику мыслящий».  Возьмите с собой ваш багаж знаний. Включите мыслительный процесс и в путь. В дороге нас будет сопровождать дорожное радио. Звучит  фрагмент  музыки (1 мин).  Потом резкий звук сигнала.

II. Этап проверки знаний.  Работа в группах. «Досмотр багажа»,

Вот и первое испытание «Досмотр багажа», проверка ваших знаний по теме

Сейчас вы разделитесь на группы по 3 или 4 человека. У каждого на парте есть  листок с заданием.  Распределите эти задания между собой, решите их,  на общем листе запишите готовые ответы. Группа, состоящая из 3 человек, выбирает 3 любые задания.  Кто выполнит все задания, сообщит об этом учителю. Я или мои помощники сверим ответы, и если хоть один ответ будет неверным, группе возвращается листок на перепроверку. (ответы дети не видят, им только сообщается, в каком задании неверный ответ). Победит та группа, которая первой без ошибок справиться со всеми  заданиями. Вперёд за победой.

Звучит очень тихая музыка.

Если закончат работу две или три группы одновременно, то учителю  поможет проверить кто-то из ребят другой группы.  Ответы  на листе у учителя (4 экземпляра).

Работа останавливается, когда появится группа-победитель. 

Не забудьте заполнить  путевой лист самооценки. И едем дальше.

Лист с заданием для «Досмотра багажа»

1)                           3)  

2)                   4)  

III. Этап актуализации знаний и открытие новых знаний. «Эврика»

Досмотр показал, что багаж знаний у вас есть.

Но в  дороге всякие ситуации бывают, иногда требуется смекалка, а не забыли ли вы прихватить её с собой, проверим.

Вы научились решать системы рациональных неравенств методом интервалов. Сегодня мы посмотрим, при решении каких задач целесообразно применение этого метода. Но сначала вспомним, что такое модуль .

1. Продолжите предложения «Модуль числа равен самому числу, если..." (устно)

«Модуль числа равен противоположному числу, если...»

2. Пусть А(Х) -многочлен от x

Продолжите запись:

                                       

   Ответ:

                                  

На доске пишет ученик, ребята, записывают в тетради.

Запишите выражение, противоположное выражению А(х)

А(х) = 5 - 4х;                                     А(х) = 6х2 - 4х + 2    

-А(х)=                                              -А(х)=

На доске пишет ученик, ребята, записывают в тетради.

3. Сейчас попробуем найти способ решения квадратичного неравенства с модулем

Ваши предложения по решению этого неравенства.

Выслушать предложения ребят.

Если предложений не будет, то задать вопрос: «Можно ли решить это неравенство с помощью систем неравенств?»

Выходит ученик, решает.

IV. Этап первичного закрепления новых знаний, составление алгоритма решения. Пополнение багажа.

(Работа в группах по 4 человека).

Сейчас я вам предлагаю пополнить ваш багаж. Будете работать в группах. Каждой группе  выдаются  по 2 карточки с заданиями.

На первой карточке нужно записать системы для решения неравенств, представленных на доске и разработать алгоритм решения подобных неравенств, решать не нужно.

Первая карточка у групп разная, вторая одинаковая

1.Запишите две системы неравенств  для решения квадратичного неравенства с модулем

             

1.Запишите две системы неравенств для решения квадратичного неравенства с модулем

             

1.Запишите две системы неравенств для решения квадратичного неравенства с модулем

             

1.Запишите две системы неравенств для решения квадратичного неравенства с модулем

             

           

2. Разработать алгоритм решения подобных неравенств по шагам.

Что получилось?

Под каждым уравнением на доске нужно написать совокупность систем.

Выходят 4 ученика, и пишут системы. В это время с классом обсуждаем алгоритм.

V. Этап закрепления знаний. «Дорога домой».

Багаж пополнен, теперь пора в обратный путь. Сейчас решите самостоятельно любое из предложенных неравенств с модулем в соответствии с составленным алгоритмом.  

С вами в пути опять будет дорожное радио.

 Включить тихую фоновую музыку. Учитель проверяет оформление и при необходимости консультирует.

Задания на доске.

Работу закончили. Сверьте ответы (они на обратной стороне доски), заполните путевой лист самооценки.

Постановка домашнего задания.

Запишите домашнее задание (перепишите в тетрадь неравенства, которые не сделали или сделали с ошибками, дополнительно № 84 (а) на стр. 373 учебника по желанию)

VI. Этап релаксации.

Чем полезно было для вас это путешествие?

Чему вы научились?         

Подведите итоги. Подсчитайте, сколько баллов каждый из вас заработал. (ребята называют итоговый балл). Листы с самооценкой сдайте диспетчеру, то есть мне.

Закончить урок я хочу притчей.

«Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?», и тот  с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?»,  и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу», а третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве Храма!»»

- Ребята! Оцените каждый свою работу за урок, задумайтесь, что для каждого из вас учёба в школе: тяжёлые камни, или выполненная работа, или закладывание фундамента вашей будущей успешной жизни?

Урок окончен.

Лист самооценки

Фамилия, имя, класс

         Количество баллов

Работа в группе по решению неравенств или систем неравенств.

2 балла, если выполнил верно без посторонней помощи;

1 балл, если выполнил верно с посторонней помощью;

0 баллов, если не выполнил задание

1 балл дополнительный за победу группы

Работа в группе по составлению алгоритма

1 балл за активную работу

Самостоятельная работа

2 балла за каждое задание, если выполнил верно без посторонней помощи;

1 балл, если выполнил верно с посторонней помощью;

0 баллов, если не выполнил задание.

Всего


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие: " Система упражнений. Неравенства и системы неравенств".

В данном пособии предложена система упражнений  с решениями по теме:  "Неравенства и системы неравенств" для учащихся 10-11 классов....

Сведение логарифмического неравенства к системе рациональных неравенств

В данной разработке рассматривается  стандартный метод решения логарифмического неравенства в основании которого находится переменная. Стандартный метод решения   предполагает разбор д...

Тема 6. АЛГЕБРАИЧЕСКИЕ НЕРАВЕНСТВА. КВАДРАТНЫЕ НЕРАВЕНСТВА. РАЦИОНАЛЬНЫЕ НЕРАВЕНСТВА ВЫСШИХ СТЕПЕНЕЙ. ДРОБНО-РАЦИОНАЛЬНЫЕ НЕРАВЕНСТВА.Теория. Ключевые методы решения задач. Упражнения.

Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации (ГИА) и единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, ...

Итоговый контроль по темам № 6,7: «Алгебраические неравенства. Квадратные неравенства. Рациональные неравенства высших степеней. Дробно-рациональные неравенства. Неравенства с модулем. Иррациональные неравенства»

Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации (ГИА) и единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, ...

Конспект урока математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств». Презентация к уроку математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств».

Материал данного урока предназначен для  повторения  решения линейных неравенств; формирования  понятия «системы рациональных неравенств», «решение рациональных неравенств»;   форм...

Практикум по теме "ЛИНЕЙНЫЕ НЕРАВЕНСТВА. СИСТЕМЫ ЛИНЕЙНЫХ НЕРАВЕНСТВ" (по материалам ОГЭ) 8-9 класс.

.Данный методический материал может быть использован для отработки ЗУН по теме "Линейные неравенства. Системы линейных неравенств", а также для подготовки к экзаменам в 9 классе...